- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внеклассное занятие по русскому языку «В музее русского языка»
Внеклассное занятие по русскому языку «В музее русского языка»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Волгушева О.М. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Внеклассное занятие по русскому языку «В музее русского языка».
Волгушева О. М.
учитель русского языка ГКС (К) ОУ РМ «Поводимовская школа- интернат»
Цель: формирование интереса к изучению русского языка и его областей через занимательные задания, решение проблемных вопросов, самостоятельный поиск информации.
Задачи:
-
Прививать интерес к изучению русского языка и его областей;
-
Развивать умение читать по ролям; выразительно читать стихи; следить за речью;
-
Воспитывать бережное отношение к русскому языку.
Форма проведения: виртуальная экскурсия в музей русского языка.
Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Оборудование: стенгазеты, ноутбук и проектор, презентация.
Ход занятия:
Вступительное слово учителя (ведущего): Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное мероприятие. Мы с вами отправимся в путешествие в страну Русскоград и должны будем побывать в необычном месте этого русского города. Вы, наверное, знаете, что почти в каждом городе есть такое здание, которое хранит исторические ценности, экспонаты. Как оно называется? ( Музей.) Верно. Так вот, мы сегодня отправляемся в виртуальную экскурсию по Музею русского языка. Позвольте мне быть вашим экскурсоводом. Представьте, что мы заходим в Музей русского языка Слайд
В каждом музее много залов. Мы с вами посетим некоторые из них. Там нас ждут интересные экспонаты, неожиданности и многое другое. Слайд
Зал истории письменности. Слайд
Экскурсовод: Приглашаем Вас в зал «Истории письменности». Человеку всегда было интересно знать, как жили его предки, чем занимались, с кем дружили, с кем воевали. А как это можно узнать? (Отвечают зрители) Конечно же, из книг, писем, рисунков. Давайте вспомним, как развивалось письмо. Слайд Посмотрите на этапы развития письма. Термины вам не понятны и сейчас я вам объясню их значение.
1 этап письма - рисунки на камнях (пиктография) Слайд
Часто первобытные люди хотели передать сведения о важных событиях своего племени. Они делали рисунки на камне. В настоящее время мы тоже используем картинки для передачи информации. Может кто- то из вас догадается где это?(дорожные знаки) Примеры. О чем сообщают картинки на дорожных знаках? Интересно то, что пиктограммы могут прочитать люди, говорящие на разных языках. Вот почему они широко используются в современном мире.
2 этап письма - иероглифы. Слайд
Сообщение делилось на части, слова - на слоги и каждая часть изображалась условным знаком-символом. Где пользуются иероглифами сейчас? Иероглифами пользуются в Китае и Японии. В Китае выпустили словарь иероглифов, и все их надо запомнить! А сколько букв надо запомнить нам? (33 б.)
3 этап письма - звуко- буквенный. Слайд
Таким письмом пользуются большинство народов мира, и осуществляется оно с помощью азбуки или алфавита. Алфавитному письму почти 3000 лет. А что такое алфавит? Слайд
Посмотрите на слайд. На нем 33 буквы, но алфавит ли это? Почему? (Потому что алфавит - это буквы, расположенные в определенном порядке.) Знаете ли вы алфавит? Кто сможет рассказать?
Давайте расставим все буквы на свои места . Произнесем хором. Слайд
Зал словарей русского языка (слайд).
- В этом зале представлены: большой орфографический словарь, толковый словарь Ушакова, фразеологический словарь, англо-русский словарь в картинках, толковый словарь Ожегова. Слайд
- Вы, наверное, многие из них знаете и хотя бы иногда пользуетесь. Обращайтесь к словарям почаще, это очень «умные» книги, они содержат много чего интересных слов и выражений, расскажут вам то, чего вы не знаете. Слайд
Вопросы на сообразительность. Слайд
-
Как расположены слова в словарях?
-
Какое слово в словаре будет стоять раньше:
-
Математика или география?
-
Осень или зима?
-
Апрель или май?
-
Карусель или класс?
Экскурсовод: Итак, мы с вами посетили только 1 из залов музея русского языка. Теперь вы знаете кое-что из истории письменности. Отправляемся дальше - следующий зал в нашем музее - …
Зал пунктуации . Слайд
Экскурсовод: Мы рады приветствовать вас в зале пунктуации! Прежде чем мы начнем экскурсию по залу, отгадайте загадку:
Эко диво: поглядишь - чистёхонько, поглядишь - гладёхонько, а станешь читать - везде задевается. (Знаки препинания.) Слайд
- Правильно, это знаки препинания. В русском языке даже существует пунктуационный алфавит. Сколько всего в нем знаков? Назовем: Слайд
-
точка .
-
запятая ,
-
вопросительный знак ?
-
восклицательный знак !
-
двоеточие :
-
точка с запятой ;
-
кавычки « »
-
тире __
-
скобки ( )
- Мы назвали самые основные, но существуют и другие. Со знаками препинания связано очень много историй. Вот одна из них.
Один цирюльник заказал вывеску с указанием на ней всех подробностей своей профессии. Живописец сделал вывеску, но забыл поставить, где нужно, знаки препинания. Когда посетители заметили это, они сообщили цирюльнику. «Я сам всё исправлю!» - заявил парикмахер, и, действительно, запятые были поставлены. Утром люди прочитали: Слайд
«Здесь зубы, дёргают бороды, бреют оспу, прививают язвы, уничтожают кровь, пускают локоны, завивают ногти, режут головы моют».
- Как вы думаете, пришли посетители к цирюльнику? Почему? Как нужно было правильно расставить запятые?
- Поправьте цирюльника. Я раздам вам карточки с текстом, а вы расставьте запятые так, как по вашему мнению они должны быть расставлены правильно. (работа с карточками)
- Проверим. Слайд
«Здесь зубы дёргают, бороды бреют, оспу прививают, язвы уничтожают, кровь пускают, локоны завивают, ногти режут, головы моют».
- Видите, как важно верно ставить знаки препинания.
Экскурсовод: - Посмотрите, как быстро летит время. Мы и не заметили, как подошли к залу частей речи русского языка в нашем виртуальном музее русского языка.
Зал частей речи . Слайд
Экскурсовод: Наша речь состоит из множества слов. Словами обозначено все, что есть на свете: предметы, действия или признаки. А иногда за словом можно увидеть целую картину.
- Произнесите слово «темнота», и сразу вам представится опускающийся на землю вечер и звезды на небе или «утро» и вы представите: рассвет, первые лучи солнца, пение птиц и т.п.
- Все слова в русском языке объединены в большие группы, которые называются части речи. Какие части речи мы с вами знаем? Назовите их.
Игра «Кто лучше всех знает части речи?» . Слайд
Задание: Вам будет представлено по 5 слов каждой части речи. Вам нужно правильно определить часть речи и объяснить, почему вы так считаете? Посмотрим, кто лучше в этом разбирается?
-
Красивая, весенний, зеленый, доброе, чудесное (Имя прилаг.).
-
Мяч, игра, спортсмен, поле, футбол (Имя существ.).
-
В, на, по, под, из (Предлог).
-
Бегать, прыгать, веселиться, отдыхать, работать (Глагол).
-
Я, ты, он, мы, вы (Местоимение).
Экскурсовод: Всем участникам спасибо! Вы молодцы!
- Ребята, вы знаете русского писателя, портрет которого вы видите на слайде - М. Горького? Так вот он считал русский язык тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к языку. Слайд
-Но чтобы хорошо владеть этим инструментом, всему надо учиться. А вот мальчик из стихотворения Г. Граубина «Ленительный падеж» думал иначе.
Учитель читает стихотворение. По мере чтения на экране появляются названия падежей.
Стихотворение Г. Граубина «Ленительный падеж». Слайд
Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им сперва учёные
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьёзная нужна.
А сам бы смог ты новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!
- Ребята, каких падежей, названных в стихотворении, нет в русском языке? (Дети называют. На экране исчезают лишние слова.)
- Сколько падежей в русском языке? Давайте прочитаем хором настоящие названия падежей русского языка: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
- А какие части речи изменяются по падежам? (имя существительное, имя прилагательное, местоимение, имя числительное)
- Спасибо, что посетили наш зал частей речи и показали хорошие знания в этой области русского языка. Нам было очень приятно!
Экскурсовод: Итак, мы подошли к последнему залу нашего музея русского языка. Он называется…
Зал современного русского языка . Слайд
- Этот зал расскажет о современной речи молодежи, а точнее о нарушении её содержательности и чистоты. А чтобы вам было все понятно, я приглашаю заглянуть в одну из школ. Итак, представьте себе, начало учебного дня, встречаются два одноклассника…
Чтение по ролям «Иностранные слова». Слайд
Навстречу друг другу выходят Саша и Вова.
Саша: Привет, Вова!
Вова (небрежно): Салют, дерево!
Саша (недоуменно): Ой, где дерево?
Вова (объясняет): Это же ты, кореш.
Саша: Я не корень, а парень… Вова, я хотел спросить, а тебе нравится наша новая одноклассница Света?
Вова: Отпад!
Саша: Что???
Вова: Ну, ништяк!
Саша: Ой, а что это?
Вова: Это значит, что прикид у неё клёвый!
Саша: Что она прикидывает и кого клюёт?
Вова: Ну, убойная чувиха.
Саша (испуганно): Она кого-то убила? Она что - киллер?
Вова (мечтательно): Не! В смысле, с ней бы потусоваться.
Саша: Это что - в карты поиграть?
Вова: Не! Это у шнурков отпроситься и на дискотеку пришкандыбать.
Саша (смотрит на его ботинки): Это что у тебя за шнурки, если у них отпрашиваться надо?
Вова: Шнурки у меня классные, когда надо, бабки дают.
Саша: Добрая у тебя бабка, говоришь, пирожки даёт?
Вова (утомленно): Слушай, ты сегодня какой-то фиолетовый?
Саша: Это я, наверное, ручкой испачкался.
Входит Света.
Вова: Светка-монетка. В натуре, мировая вешалка. Хай, бэби!
Света (удивлённо): Здравствуй, Вова!
Вова: В киношку завалимся? Там в буфете и похавать можно.
Света (пятится): Я тебя не понимаю, Вова, ты болен?
Вова: Не, просто бубен у тебя симпотный!
Света (непонимающе): Кто - потный?
Вова: Нет, вообще ты классная.
Света: А из класса я давно уже ушла.
Вова: Ну, так как, в киношку слиняем?
Саша: Света, ты не бойся. Я тебе переведу. Я, кажется, уже научился понимать этот иностранный язык. Вова говорит «не откажи в любезности, прекрасная девушка, пойдём со мной в кино»!
Света: Я пойду в кино, но только не с тобой, Вова, а с тобой, Саша. (Берёт Сашу под ручку).
Вова (завистливо смотрит, как Саша прогуливается со Светой): Я понял. Мой язык не всем нравится. Он в самом деле странный какой-то.
Саша (остановился напротив Вовы): Больше не будешь так разговаривать?
Вова: Больше не буду.
Экскурсовод: А вы, ребята, используете в своей речи такие слова? А есть знакомые, которые так общаются?
- Ни для кого не секрет, что среди молодых людей есть немало таких, которых без переводчиков точно не поймешь. Но, к сожалению, современная речь при неумелом и неаккуратном с ней обращении теряет такие качества, как…
-
Содержательность;
-
Точность;
-
Логичность;
-
Выразительность;
-
Правильность.
- Посмотрим, сколько обучающихся старших классов нашей школы используют «иностранные слова» в своей речи? На предметной неделе учителями русского языка было проведено анкетирование на тему «Ненормативная лексика в повседневном общении подростков»
- Ребята анонимно заполняли анкеты, где не просто отвечали на вопросы, а еще и поясняли, почему так происходит, записывали своё мнение. Давайте посмотрим результаты, это интересно. Слайд
1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?
Ответы: Привычка, от злости, показаться деловым, думают, что они крутые
2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?
Ответы: привычка, от злости, не выдерживают нервы.
3. Как часто ты произносишь эти слова?
Ответы: часто - 0, редко - 7 , иногда - 4
4. Как ты думаешь, плохо это или нет?
Ответ: плохо
5. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова?
Ответы: злость, неловкость, стыд, позор, становится легче, уверенность, боль, невоспитанность.
6. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?
Ответы: думают, что я плохой; некультурный, невоспитанный
7. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?
Ответы: те же
8. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?
Ответы: от брата, от сестры, от друзей, от одноклассников
9. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов?
Ответы: не знаю, штраф 50 тыс. руб., не употреблять взрослым при детях; взрослых людей надо лечить, а детей воспитывать, контролировать себя, следить за своей речью.
10. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?
Ответы: нет, нет не хочу, потому что это некрасиво, некультурно, невежливо.
Заключительное слово учителя-экскурсовода: Дорогие ребята, я надеюсь, что после посещения виртуального Музея русского языка вы поняли, что нужно делать, когда речь идет о родном русском языке:
Нужно. Слайд
-беречь свой родной язык - «Вы же хотите быть вежливыми?»,
-внимательно изучать грамматику - «Вы же хотите быть грамотными?»,
-не засорять его скверными, бранными, модными словами и словечками - «Вы же хотите, чтобы Вас правильно понимали?»,
-нужно любить и уважать Русский язык, ведь мы живём в Российской Федерации, где Русский язык является государственным языком -
«Вы же хотите быть законопослушными гражданами нашей страны?».
Итоги. Слайд
-Итак, закончилось наше путешествие в страну Русскоград. Вам понравилось? Какое настроение у вас в конце урока? Нам с вами тоже было интересно! Осталось назвать самых грамотных, а также активных участников этого путешествия. (оценки)
10