Внеклассное занятие по русскому языку «В музее русского языка»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное занятие по русскому языку «В музее русского языка».

Волгушева О. М.

учитель русского языка ГКС (К) ОУ РМ «Поводимовская школа- интернат»

Цель: формирование интереса к изучению русского языка и его областей через занимательные задания, решение проблемных вопросов, самостоятельный поиск информации.

Задачи:

  • Прививать интерес к изучению русского языка и его областей;

  • Развивать умение читать по ролям; выразительно читать стихи; следить за речью;

  • Воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Форма проведения: виртуальная экскурсия в музей русского языка.

Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Оборудование: стенгазеты, ноутбук и проектор, презентация.

Ход занятия:

Вступительное слово учителя (ведущего): Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное мероприятие. Мы с вами отправимся в путешествие в страну Русскоград и должны будем побывать в необычном месте этого русского города. Вы, наверное, знаете, что почти в каждом городе есть такое здание, которое хранит исторические ценности, экспонаты. Как оно называется? ( Музей.) Верно. Так вот, мы сегодня отправляемся в виртуальную экскурсию по Музею русского языка. Позвольте мне быть вашим экскурсоводом. Представьте, что мы заходим в Музей русского языка Слайд

В каждом музее много залов. Мы с вами посетим некоторые из них. Там нас ждут интересные экспонаты, неожиданности и многое другое. Слайд

Зал истории письменности. Слайд

Экскурсовод: Приглашаем Вас в зал «Истории письменности». Человеку всегда было интересно знать, как жили его предки, чем занимались, с кем дружили, с кем воевали. А как это можно узнать? (Отвечают зрители) Конечно же, из книг, писем, рисунков. Давайте вспомним, как развивалось письмо. Слайд Посмотрите на этапы развития письма. Термины вам не понятны и сейчас я вам объясню их значение.

Внеклассное занятие по русскому языку «В музее русского языка».

1 этап письма - рисунки на камнях (пиктография) Слайд

Часто первобытные люди хотели передать сведения о важных событиях своего племени. Они делали рисунки на камне. В настоящее время мы тоже используем картинки для передачи информации. Может кто- то из вас догадается где это?(дорожные знаки) Примеры. О чем сообщают картинки на дорожных знаках? Интересно то, что пиктограммы могут прочитать люди, говорящие на разных языках. Вот почему они широко используются в современном мире.

2 этап письма - иероглифы. Слайд

Сообщение делилось на части, слова - на слоги и каждая часть изображалась условным знаком-символом. Где пользуются иероглифами сейчас? Иероглифами пользуются в Китае и Японии. В Китае выпустили словарь иероглифов, и все их надо запомнить! А сколько букв надо запомнить нам? (33 б.)

3 этап письма - звуко- буквенный. Слайд

Таким письмом пользуются большинство народов мира, и осуществляется оно с помощью азбуки или алфавита. Алфавитному письму почти 3000 лет. А что такое алфавит? Слайд

Посмотрите на слайд. На нем 33 буквы, но алфавит ли это? Почему? (Потому что алфавит - это буквы, расположенные в определенном порядке.) Знаете ли вы алфавит? Кто сможет рассказать?

Давайте расставим все буквы на свои места . Произнесем хором. Слайд

Зал словарей русского языка (слайд).

- В этом зале представлены: большой орфографический словарь, толковый словарь Ушакова, фразеологический словарь, англо-русский словарь в картинках, толковый словарь Ожегова. Слайд

- Вы, наверное, многие из них знаете и хотя бы иногда пользуетесь. Обращайтесь к словарям почаще, это очень «умные» книги, они содержат много чего интересных слов и выражений, расскажут вам то, чего вы не знаете. Слайд

Вопросы на сообразительность. Слайд

  • Как расположены слова в словарях?

  • Какое слово в словаре будет стоять раньше:

  • Математика или география?

  • Осень или зима?

  • Апрель или май?

  • Карусель или класс?

Экскурсовод: Итак, мы с вами посетили только 1 из залов музея русского языка. Теперь вы знаете кое-что из истории письменности. Отправляемся дальше - следующий зал в нашем музее - …

Зал пунктуации . Слайд

Экскурсовод: Мы рады приветствовать вас в зале пунктуации! Прежде чем мы начнем экскурсию по залу, отгадайте загадку:

Эко диво: поглядишь - чистёхонько, поглядишь - гладёхонько, а станешь читать - везде задевается. (Знаки препинания.) Слайд

- Правильно, это знаки препинания. В русском языке даже существует пунктуационный алфавит. Сколько всего в нем знаков? Назовем: Слайд

  • точка .

  • запятая ,

  • вопросительный знак ?

  • восклицательный знак !

  • двоеточие :

  • точка с запятой ;

  • кавычки « »

  • тире __

  • скобки ( )

- Мы назвали самые основные, но существуют и другие. Со знаками препинания связано очень много историй. Вот одна из них.

Один цирюльник заказал вывеску с указанием на ней всех подробностей своей профессии. Живописец сделал вывеску, но забыл поставить, где нужно, знаки препинания. Когда посетители заметили это, они сообщили цирюльнику. «Я сам всё исправлю!» - заявил парикмахер, и, действительно, запятые были поставлены. Утром люди прочитали: Слайд

«Здесь зубы, дёргают бороды, бреют оспу, прививают язвы, уничтожают кровь, пускают локоны, завивают ногти, режут головы моют».

- Как вы думаете, пришли посетители к цирюльнику? Почему? Как нужно было правильно расставить запятые?

- Поправьте цирюльника. Я раздам вам карточки с текстом, а вы расставьте запятые так, как по вашему мнению они должны быть расставлены правильно. (работа с карточками)

- Проверим. Слайд

«Здесь зубы дёргают, бороды бреют, оспу прививают, язвы уничтожают, кровь пускают, локоны завивают, ногти режут, головы моют».

- Видите, как важно верно ставить знаки препинания.

Экскурсовод: - Посмотрите, как быстро летит время. Мы и не заметили, как подошли к залу частей речи русского языка в нашем виртуальном музее русского языка.

Зал частей речи . Слайд

Экскурсовод: Наша речь состоит из множества слов. Словами обозначено все, что есть на свете: предметы, действия или признаки. А иногда за словом можно увидеть целую картину.

- Произнесите слово «темнота», и сразу вам представится опускающийся на землю вечер и звезды на небе или «утро» и вы представите: рассвет, первые лучи солнца, пение птиц и т.п.

- Все слова в русском языке объединены в большие группы, которые называются части речи. Какие части речи мы с вами знаем? Назовите их.

Игра «Кто лучше всех знает части речи?» . Слайд

Задание: Вам будет представлено по 5 слов каждой части речи. Вам нужно правильно определить часть речи и объяснить, почему вы так считаете? Посмотрим, кто лучше в этом разбирается?

  1. Красивая, весенний, зеленый, доброе, чудесное (Имя прилаг.).

  2. Мяч, игра, спортсмен, поле, футбол (Имя существ.).

  3. В, на, по, под, из (Предлог).

  4. Бегать, прыгать, веселиться, отдыхать, работать (Глагол).

  5. Я, ты, он, мы, вы (Местоимение).

Экскурсовод: Всем участникам спасибо! Вы молодцы!

- Ребята, вы знаете русского писателя, портрет которого вы видите на слайде - М. Горького? Так вот он считал русский язык тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к языку. Слайд

-Но чтобы хорошо владеть этим инструментом, всему надо учиться. А вот мальчик из стихотворения Г. Граубина «Ленительный падеж» думал иначе.

Учитель читает стихотворение. По мере чтения на экране появляются названия падежей.

Стихотворение Г. Граубина «Ленительный падеж». Слайд

Спросили Лежебокина:

- А ну-ка, расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

Их знают назубок.

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассерженно:

- В том не моя вина.

Пусть им сперва учёные

Изменят имена.

Ведь я падеж творительный

Нарочно не учу:

Трудиться,

А тем более

Творить

Я не хочу.

Такой падеж, как Дательный,

Я с детства не терплю.

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

Приходиться выдумывать

Какой-нибудь предлог.

А на падеж Винительный

И вовсе я сердит.

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

- Да, переделка, кажется,

Серьёзная нужна.

А сам бы смог ты новые

Придумать имена?

- Давно придумал:

Взятельный,

Грязнительный,

Лежательный,

Грубительный,

Ленительный

И, наконец, Простительный!

- Ребята, каких падежей, названных в стихотворении, нет в русском языке? (Дети называют. На экране исчезают лишние слова.)

- Сколько падежей в русском языке? Давайте прочитаем хором настоящие названия падежей русского языка: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

- А какие части речи изменяются по падежам? (имя существительное, имя прилагательное, местоимение, имя числительное)

- Спасибо, что посетили наш зал частей речи и показали хорошие знания в этой области русского языка. Нам было очень приятно!

Экскурсовод: Итак, мы подошли к последнему залу нашего музея русского языка. Он называется…

Зал современного русского языка . Слайд

- Этот зал расскажет о современной речи молодежи, а точнее о нарушении её содержательности и чистоты. А чтобы вам было все понятно, я приглашаю заглянуть в одну из школ. Итак, представьте себе, начало учебного дня, встречаются два одноклассника…

Чтение по ролям «Иностранные слова». Слайд

Навстречу друг другу выходят Саша и Вова.

Саша: Привет, Вова!

Вова (небрежно): Салют, дерево!

Саша (недоуменно): Ой, где дерево?

Вова (объясняет): Это же ты, кореш.

Саша: Я не корень, а парень… Вова, я хотел спросить, а тебе нравится наша новая одноклассница Света?

Вова: Отпад!

Саша: Что???

Вова: Ну, ништяк!

Саша: Ой, а что это?

Вова: Это значит, что прикид у неё клёвый!

Саша: Что она прикидывает и кого клюёт?

Вова: Ну, убойная чувиха.

Саша (испуганно): Она кого-то убила? Она что - киллер?

Вова (мечтательно): Не! В смысле, с ней бы потусоваться.

Саша: Это что - в карты поиграть?

Вова: Не! Это у шнурков отпроситься и на дискотеку пришкандыбать.

Саша (смотрит на его ботинки): Это что у тебя за шнурки, если у них отпрашиваться надо?

Вова: Шнурки у меня классные, когда надо, бабки дают.

Саша: Добрая у тебя бабка, говоришь, пирожки даёт?

Вова (утомленно): Слушай, ты сегодня какой-то фиолетовый?

Саша: Это я, наверное, ручкой испачкался.

Входит Света.

Вова: Светка-монетка. В натуре, мировая вешалка. Хай, бэби!

Света (удивлённо): Здравствуй, Вова!

Вова: В киношку завалимся? Там в буфете и похавать можно.

Света (пятится): Я тебя не понимаю, Вова, ты болен?

Вова: Не, просто бубен у тебя симпотный!

Света (непонимающе): Кто - потный?

Вова: Нет, вообще ты классная.

Света: А из класса я давно уже ушла.

Вова: Ну, так как, в киношку слиняем?

Саша: Света, ты не бойся. Я тебе переведу. Я, кажется, уже научился понимать этот иностранный язык. Вова говорит «не откажи в любезности, прекрасная девушка, пойдём со мной в кино»!

Света: Я пойду в кино, но только не с тобой, Вова, а с тобой, Саша. (Берёт Сашу под ручку).

Вова (завистливо смотрит, как Саша прогуливается со Светой): Я понял. Мой язык не всем нравится. Он в самом деле странный какой-то.

Саша (остановился напротив Вовы): Больше не будешь так разговаривать?

Вова: Больше не буду.

Экскурсовод: А вы, ребята, используете в своей речи такие слова? А есть знакомые, которые так общаются?

- Ни для кого не секрет, что среди молодых людей есть немало таких, которых без переводчиков точно не поймешь. Но, к сожалению, современная речь при неумелом и неаккуратном с ней обращении теряет такие качества, как…

  • Содержательность;

  • Точность;

  • Логичность;

  • Выразительность;

  • Правильность.

- Посмотрим, сколько обучающихся старших классов нашей школы используют «иностранные слова» в своей речи? На предметной неделе учителями русского языка было проведено анкетирование на тему «Ненормативная лексика в повседневном общении подростков»

- Ребята анонимно заполняли анкеты, где не просто отвечали на вопросы, а еще и поясняли, почему так происходит, записывали своё мнение. Давайте посмотрим результаты, это интересно. Слайд

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?

Ответы: Привычка, от злости, показаться деловым, думают, что они крутые

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?

Ответы: привычка, от злости, не выдерживают нервы.

3. Как часто ты произносишь эти слова?

Ответы: часто - 0, редко - 7 , иногда - 4

4. Как ты думаешь, плохо это или нет?

Ответ: плохо

5. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова?

Ответы: злость, неловкость, стыд, позор, становится легче, уверенность, боль, невоспитанность.

6. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?

Ответы: думают, что я плохой; некультурный, невоспитанный

7. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?

Ответы: те же

8. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?

Ответы: от брата, от сестры, от друзей, от одноклассников

9. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов?

Ответы: не знаю, штраф 50 тыс. руб., не употреблять взрослым при детях; взрослых людей надо лечить, а детей воспитывать, контролировать себя, следить за своей речью.

10. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?

Ответы: нет, нет не хочу, потому что это некрасиво, некультурно, невежливо.

Заключительное слово учителя-экскурсовода: Дорогие ребята, я надеюсь, что после посещения виртуального Музея русского языка вы поняли, что нужно делать, когда речь идет о родном русском языке:

Нужно. Слайд

-беречь свой родной язык - «Вы же хотите быть вежливыми?»,

-внимательно изучать грамматику - «Вы же хотите быть грамотными?»,

-не засорять его скверными, бранными, модными словами и словечками - «Вы же хотите, чтобы Вас правильно понимали?»,

-нужно любить и уважать Русский язык, ведь мы живём в Российской Федерации, где Русский язык является государственным языком -

«Вы же хотите быть законопослушными гражданами нашей страны?».

Итоги. Слайд

-Итак, закончилось наше путешествие в страну Русскоград. Вам понравилось? Какое настроение у вас в конце урока? Нам с вами тоже было интересно! Осталось назвать самых грамотных, а также активных участников этого путешествия. (оценки)







Внеклассное занятие по русскому языку «В музее русского языка».

10

© 2010-2022