Программа по литературе (11 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года).

  2. Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года).

  3. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е

. Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.:«Русское слово»,2009.

  1. Авторы учебника: Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Русская литература XX века» Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово»,2007.

Пояснительная записка

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция дает представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает распределение часов, выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Рабочая программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. В рабочей программе указаны конкретные произведения, выделены этапы развития русской литературы, а также блоки «Литература народов России» и «Зарубежная литература».

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление, классификация;

  • умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ:

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Основные теоретико-литературные понятия:

− художественная литература как искусство слова;

− художественный образ;

− содержание и форма;

− художественный вымысел, фантастика;

−историко-литературный процесс. Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX - XX века;

− литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма;

− форма и содержание литературного произведения: авторская позиция, тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой;

− деталь, символ;

− психологизм, народность, историзм.

− язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория;

− проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Составление планов и написание отзывов о произведениях.

  • Написание изложений с элементами сочинения.

  • Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

Целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно - ориентированного подходов; на овладение учащимися знаниями, формирующими их мировоззрение, духовно-нравственные качества и эстетический вкус, на овладение умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.


Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с Примерной программой для основной школы. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.

Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

− осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

− выразительное чтение художественного текста;

− различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

− ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

− заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

− анализ и интерпретация произведения;

− составление планов и написание отзывов о произведениях;

−написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

− целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей.

И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цели обучения

Изучение литературы в образовательных учреждениях на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет;

обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики.

Место литературы в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. Из них в XI классе выделяется 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю). По решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель.

Учебно-тематическое планирование по литературе

Личностно-ориентированный подход к преподаванию предмета реализуется с помощью основного содержательного принципа этой части УМК: обеспечение изучения литературы как на базовом, так и на профильном уровнях. Представленный в программе объем литературного материала для текстуального изучения рассчитан на его содержательную коррекцию в зависимости от профиля обучения (общеобразовательный и гуманитарный уровень)



Всего

часов

Уроков развития речи (Р/р)

Уроков внеклассного чтения (В/ч)

1 четверть

9 недель

27

2

1

2 четверть

7 недель

21/48

2

2

3 четверть

10 недель

30/78

2

1

4 четверть

9 недель

27/105

4

2

год

35 недель

105

10*

6






Класс 11А (базовый уровень)

Количество часов:

Всего - 105; в неделю - 3 часа.

Плановых контрольных уроков (развития речи) - 10* (в том числе 4 классных и 3 домашних сочинения), уроков внеклассного чтения - 6.

Формы уроков развития речи (презентации, эссе, творческие проекты, сочинения, сценарии и др.) учитель планирует по своему усмотрению.

Основное содержание

Литература XX века

Русская литература ХХ века. (1 час)

Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала ХХ века. (1ч)

И. А. Бунин (3+1ч)

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать ва, звезды!..», «Последний шмель». Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий лиризм стихотворений Бунина. Рассказы: «Антоновские яблоки». Поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. «Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». «Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей. Письменная работа по творчеству И.А. Бунина.

М. Горький (5+2ч) Жизнь и творчество (обзор) «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов Горького. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна. Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Сочинение по творчеству М.Горького.

А.И. Куприн (2ч) Жизнь и творчество (обзор) «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека. « «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

Л.Н. Андреев. (1ч) Неореализм. Евангельский сюжет.

Письменная работа по творчеству А. И. Куприна и Л.Н. Андреева(1ч)

Обзор русской поэзии конца XIX - начала XX века

В. Брюсов, К. Бальмонт, И. Ф. Анненский, А. Белый, Н. С. Гумилев, И. Северянин, В. Хлебников. Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор). Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Художественные открытия, поиски новых форм.

А. А. Блок(5+2ч) Жизнь и творчество. Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение» музыки стихий» в поэме. Сочинение по творчеству А.А.Блока.

Новые направления в русской поэзии (2ч)

Н. С. Гумилев (2ч). Поэзия и судьба.

А. А. Ахматова (3+1ч) Жизнь и творчество. Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно..», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…». Психологическая глубина и яркость любовной лирики. Поэма «Реквием». История создания и публикации. Тема исторической памяти. Сочинение по творчеству А.А.Ахматовой.

М. И. Цветаева (2+1ч) Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано..», «Стихи к Блоку» «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине! Давно…», «Идешь на меня похожий…», «Куст» Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. Письменная работа по творчеству М. И. Цветаевой.

«Короли смеха» из журнала «Сатирикон» (1ч) А.Аверченко Темы и мотивы сатирической новеллистики.

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов (2ч) Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован». Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы». Трагизм поэтического мышления О. Мандельштама.

В. В. Маяковский (5+1ч) Жизнь и творчество. Стихотворения «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление). Проблематика, художественное своеобразие. Письменная работа по творчеству В. Маяковского.

С. А. Есенин (5+1ч) Жизнь и творчество. Стихотворения. Поэмы «Анна Снегина», «Пугачев». Сочинение по творчеству С. Есенина.

Литературный процесс 30-х - начала 40-х годов(2ч)

А. Н. Толстой. (2ч) Роман «Петр Первый» (обзор). Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра.

М. А. Шолохов (5+2ч) Жизнь и творчество. Роман «Тихий Дон» (обзорное изучение)

Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон».Сочинение по творчеству М. А. Шолохова.

М. А. Булгаков (5+1ч) Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита».

Сочинение по творчеству М.А.Булгакова.

Б. Л. Пастернак (3+1ч)

Жизнь и творчество. Стихи. Единство человеческой души и стихии мира в лирике. Письменная работа по лирике Б. Пастернака.

А.П. Платонов(1ч) Самобытность художественного мира А. Платонова. Герой - мечтатель и проблема поиска истины в повести «Котлован».

В. В. Набоков.(2ч) Жизнь и творчество В.В. Набокова. Словесная пластика прозы Набокова.

Литература периода Великой Отечественной войны

А. Т. Твардовский (2ч).

Жизнь и творчество. Доверительность и теплота лирической интонации поэта.

Литературный процесс 50-х - начала 80-х годов. Литературный процесс 50 - 80-х гг. Герои и проблематика «военной прозы». Политическая «оттепель»: «громкая» и «тихая» лирика. «Деревенская» проза 50 - 80 -х годов. Нравственно - философская проблематика прозы и драматургии 70-80-х годов.

Н. А. Заболоцкий (1ч) Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта.

В. М. Шукшин (2+1ч). Колоритность и яркость героев-чудиков. Письменная работа по творчеству В. М. Шукшина.

А.И.Солженицин (2+1ч) Жизнь и творчество. Этапы творческого пути А. И. Солженицина. «Матренин двор». Тип героя-праведника. Письменная работа по творчеству А. Солженицина.

Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов (4ч) Новейшая русская проза и поэзия последних десятилетий. Своеобразие современной реалистической прозы. Поэзия и проза с модернистской доминантой. Поэзия и судьба И. Бродского.

Современная литературная ситуация: реальность и перспективы (1ч)

Произведения для самостоятельного чтения учащихся

И.А. Бунин. «Петлистые уши», «Казимир Станиславович», «Чаша жизни», «Суходол».

А.И. Куприн. «Поединок», «Молох», «Олеся».

Л.Н. Андреев. «Рассказ о семи повешенных», «Иуда Искариот», «Петька на даче».

Б.К. 3айцев. «Афон», «Анна».

А.М. Ремизов. «Оля», «Образы Николая Чудотворца».

М. Горький. «По Руси».

И.С. Шмелев. «Свет разума».

В.В. Вересаев. «Порыв», «Звезда».

И.Ф. Анненский. «Старые эстонки», «Старая шарманка», «Петербург».

В.Я. Брюсов. «Творчество», «Кинжал», «Цепи», «К счастливым», «Весной», «Праздники», «Завет Святослава», «Круги на воде».

К.Д. Бальмонт. «Я вольный ветер, я вечно вею...», «Ангелы опальные», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...», «Тончайшие краски», «Безглагольность».

3.Н. Гиппиус. «Крик», «Пауки», «Песня», «Надпись на книге», «Все кругом», «Перебои».

В.С. Соловьев. «Бескрылый дух, Землею полоненный...», «Милый друг, иль ты не видишь...».

А.А. Блок. «Душа молчит. В холодном небе...», «Фабрика», «Я вам поведал неземное...», «Холодный день», «О, весна без конца и без краю...», «Как тяжко мертвецу среди людей...», «Рожденные в годы глухие...», «Коршун», «Соловьиный сад».

Н.М. Минский. «Волна», «Художнику», «Как сон пройдут дела и помыслы людей...».

Д.С. Мережковский. «Парки», «Дети ночи», «Грядущий Хам».

С. Нилус. «На берегу священной реки».

Ф.К. Сологуб. «О смерть! Я твой...», «Из мира чахлой нищеты...», «Мы - плененные звери...», «Чертовы качели», «Свет и тени».

Вяч. Иванов. «Поэты духа», «На башне».

М.А. Волошин. «Звездный венок», «К Вам душа так радостно влекома!..».

А. Белый. «Петербург», «Мои слова», «Объяснение в любви», «Тройка», «Отчаянье».

Н.С. Гумилев. «Гондла», «У камина», «Невольничья», «Озеро Чад», «Помпеи у пиратов», «Старый конквистадор», «Мои читатели», «Ослепительное».

А.А. Ахматова. «Ты письмо мое, милый, не комкай...», «Сколько просьб у любимой всегда...», "Широк и желт вечерний свет...», «Ведь где-то есть простая жизнь и свет...».

И. Северянин. «Интродукция», «Эго-полонез», «В блестковой тьме».

В. Хлебников. «Бобэоби пелись губы...», «У колодца расколоться...», «Свобода приходит нагая...».

В.В. Маяковский. «Нате!», «Вам!», «Война и мир».

С.А. Есенин. «Пришествие», «Преображение», «Черемуха», «Осень», «Тебе одной плету венок...», «Корова», «О верю, верю, счастье есть!..».

А.Т. Аверченко. «Осколки разбитого вдребезги».

Саша Черный. Стихотворения.

Теффи. «Маркита».

Ф.А. Абрамов. «Пряслины».

Ч. Айтматов. «Белый пароход (После сказки)», «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря».

Д.Л. Андреев. «Роза мира» (фрагменты).

В.П. Астафьев. «Последний поклон», «Царь-Рыба», «Печальный детектив».

А.А. Бек. «Новое назначение».

В.И. Белов. «Плотницкие рассказы», «Год великого перелома».

А.Г. Битов. «Грузинский альбом».

М.А. Булгаков. «Бег», «Багровый остров».

В.В. Быков. «Облава», «Сотников», «Знак беды».

А.В. Вампилов. «Старший сын», «Прощание в июне».

К.Д. Воробьев. «Это мы, Господи!», «Убиты под Москвой».

В.С. Высоцкий. Поэзия и проза.

Ю.В. Давыдов. «Глухая пора листопада».

Ю.О. Домбровский. «Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей».

Н.В. Думбадзе. «Закон вечности».

С.П. Залыгин. «На Иртыше».

М.И. Ибрагимбеков. «И не было лучше брата».

В.Д. Иванов. «Русь изначальная», «Русь Великая».

А.А. Ким. «Отец-лес».

Б.А. Можаев. «Мужики и бабы».

В.В. Набоков. «Защита Лужина».

В.П. Некрасов. «Маленькая печальная повесть».

Е.И. Носов. «Красное вино победы», «Усвятские шлемоносцы».

Б.Ш. Окуджава. «Глоток свободы», «Путешествие дилетантов».

Б.Л. Пастернак. Лирика.

В.С. Пикуль. «Три возраста Акини-сан», «Баязет».

А.И. Приставкин. «Ночевала тучка золотая».

В.Г. Распутин. «Живи и помни», «Пожар».

В.М. Санги. «Время добычи».

А.И. Солженицын. «В круге первом», «Раковый корпус», Нобелевская лекция.

Стихотворения и поэмы Н. Заболоцкого, А. Твардовского, Л. Мартынова, А. Вознесенского, Н. Рубцова, Я. Смелякова, В. Соколова, Е. Евтушенко, Р. Гамзатова, Н. Глазкова, Ч. Чичибабина, Н. Карташевой, А. Солодовникова, Э. Межелайтиса, Б. Ахмадулиной и др.

Произведения для заучивания наизусть

  1. И.А. Бунин. 2-3 стихотворения (по выбору учащегося).

  2. В.Я. Брюсов. 1-2 стихотворения (по выбору учащегося).

  3. Н.С. Гумилев. 1-2 стихотворения (по выбору учащегося).

  4. А.А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…».

  5. В.В. Маяковский. «А вы могли бы?», « Послушайте!»

  6. С.А. Есенин. «Письмо к матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу…».

  7. М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…» Стихи к Блоку («Имя твоё -птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…».

  8. О.Э. Мандельштам. «Notre Dame», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…».

  9. А.А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был…». «Родная земля»

  10. Б.Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…».










































Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе


Предмет: литература

Учитель: Сусекина М.А.

Класс: 11А

Количество часов: 102 часа, 3 часа в неделю (из расчета 34 недели в год)


Тема

Количество часов

Из них

Использование ИКТ

Интеграция( указать предмет, с которым интегрируется данный урок)

Контрольные работы

Лаборатор.

Другое (в завис. от спец. предм.)

1

Введение. Русская литература ХХ века.

1




+


2

Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала ХХ века.

1




+

история


И.А. Бунин.

4






3

Жизненный и творческий путь И. А. Бунина.

1



+

+


4

«Антоновские яблоки». Поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний.

1



+



5

«Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем».

1



+



6

Письменная работа по творчеству И.А. Бунина.

1

+






М. Горький.







7

Судьба и творчество М. Горького.

1




+

история

8

Романтические рассказы - легенды в раннем творчестве М. Горького.

1



+

+


9

Тема «дна» и образы обитателей в драме « На дне».

1



+



10

Спор о правде и мечте в драме Горького.

1



+



11

Нравственно - философские мотивы пьесы.

1




+


12

Сочинение по творчеству М. Горького.

1

+





13

Сочинение по творчеству М. Горького.

1

+






А. И. Куприн

2






14

Художественный мир А. И. Куприна. Рассказ «Гранатовый браслет»

1



+

+


15

Красота «природного» человека в повести «Олеся».

1



+




Л. Н. Андреев.

1






16

Нравственно - философская проблематика рассказа «Иуда - Искариот».

1



+



17

Письменная работа по творчеству А. И. Куприна и Л.Н. Андреева.

1

+






«Серебряный век русской поэзии.







18

«Серебряный век» русской поэзии.

1




+

история

19

Символизм и русские поэты - символисты.

1



+

+


20

В.Я. Брюсов - «идеолог» русского символизма.

1



+



21

«Солнечность» и «моцартианство» поэзии К. Д. Бальмонта.

1



+



22

Своеобразие поэтического творчества И. Ф. Анненского

1




+


23

Письменный анализ стихотворения поэта символиста.

1

+






А. А. Блок.







24

Жизненные и творческие искания А. Блока.

1




+

история

25

Тема «страшного мира» в творчестве А. Блока.

1



+



26

Россия и её судьба в поэзии А. Блока.

1




+

история

27

Старый и новый мир в поэме А. Блока «Двенадцать».

1



+



28

Символика поэмы и проблема финала.

1



+



29

Сочинение по творчеству А. А. Блока.

1

+





30

Сочинение по творчеству А. А. Блока.

1

+





31

Преодолевшие символизм

2




+


32

Кризис символизма и новые направления в русской поэзии.

1



+

+


33

Кризис символизма и новые направления в русской поэзии.

1



+




Поэзия Н. С. Гумилева.

2






34

Н.С. Гумилев. Поэзия и судьба.

1




+


35

Лирический герой поэзии Н. С. Гумилева.

1



+




Творчество А.А. Ахматовой.

3






36

Жизненный и творческий путь А. А. Ахматовой.

1




+

история

37

Мотивы любовной лирики А. Ахматовой.

1



+



38

Тема личной и исторической памяти в поэме «Реквием».

1



+


история

39

Сочинение по творчеству А.А. Ахматовой.

1

+






Творчество М.И. Цветаевой.

3

+





40

Судьба и стихи М.И. Цветаевой.

1




+

история

41

Тема дома - России в поэзии М.И. Цветаевой.

1



+

+

история

42

Письменная работа по творчеству М.И. Цветаевой.

1

+






А. Аверченко и группа «Сатирикона».

1






43

А. Аверченко и «короли смеха» из группы «Сатирикона».

1




+



Октябрьская революция и литературный процесс 20 - х гг.

2






44

Литературные направления и группировки в 20 - е годы.

1



+

+

история

45

Жанр антиутопии в прозе 20 - х годов. Роман Е. Замятина «Мы».

1



+

+


46

Творчество В. В. Маяковского.

5






47

Творческая биография В. В. Маяковского.

1




+

история

48

Тема поэта и толпы в ранней лирике В. Маяковского.

1



+



49

Тема художника и революции в творчестве В. Маяковского.

1



+



50

Изображение «гримас» нового быта в сатирических произведениях Маяковского.

1



+



51

«Как живой с живыми…» (Маяковский о назначении поэта).

1



+



52

Письменная работа по творчеству В. Маяковского.

1

+





53

Творчество С.А.Есенина.

5






54

Сергей Есенин: поэзия и судьба.

1




+

история

55

Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина.

1



+



56

Тема революции в поэзии Есенина.

1



+



57

Мотивы поздней лирики С. Есенина

1



+



58

Нравственно - философское звучание поэмы «Анна Снегина».

1



+



59

Сочинение по творчеству С.Есенина.

1

+






Литературный процесс 30 - х - начала 40 - х гг.

2






60

Произведения отечественной прозы 30 - х годов

1




+

история

61

Лирика 30 -х годов.

1




+

история


Историческая проза А.Н. Толстого.

2






62

«Петровская» тема в творчестве А.Н. Толстого.

1




+

история

63

Личность царя - реформатора в романе А. Н. Толстого «Петр Первый».

1



+


история


Творчество М.А. Шолохова

1






64

Жизненный и творческий путь М.А. Шолохова.

1




+


65

Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон».

1



+



66

События революции и гражданской войны в романе.

1



+


история

67

Идея дома и святости семейного очага в романе «Тихий Дон»

1



+



68

Путь «казачьего Гамлета» - Григория Мелехова в романе.

1



+



69

Сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон».

1

+





70

Сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон».

1

+






Творчество М. А. Булгакова

5






71

Судьба и книги М. Булгакова.

1




+


72

Трагизм «смутного» времени в романе «Белая гвардия».

1



+


история

73

Нравственно - философское звучание «ершалаимских» глав романа.

1



+



74

Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в романе

1



+



75

Тема любви и творчества в романе.

1



+



76

Сочинение по творчеству М.А. Булгакова.

1

+






Творчество Б.Л. Пастернака.

1






77

Жизненный и творческий путь Б.Л. Пастернака.

1




+


78

Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б. Пастернака.

1



+



79

Философские мотивы лирики Б. Пастернака.

1



+



80

Письменная работа по творчеству Б.Л.Пастернака

1

+






Проза А.П. Платонова

2






81

Самобытность художественного мира А. Платонова.

1




+


82

Герой - мечтатель и проблема поиска истины в повести «Котлован».

1



+




Творчество В.В. Набокова.

2






83

Жизнь и творчество В.В. Набокова.

1




+


84

Словесная пластика прозы Набокова.

1




+



Литература периода Великой Отечественной Войны.

2






85

Лирика военных лет.

1



+

+

история

86

Проза и публицистика военных лет.

1



+

+

история


Поэзия А. Т. Твардовского.

2






87

Жизненный и творческий путь А. Т. Твардовского.

1




+


88

Основные мотивы лирики А. Твардовского.

1



+




Литературный процесс 50 - 80-х гг.

5






89

Литературный процесс 50 - 80-х гг.

1




+

история

90

Герои и проблематика «военной прозы».

1



+

+


91

Политическая «оттепель»: «громкая» и «тихая» лирика.

1



+



92

«Деревенская» проза 50 - 80 -х годов.

1



+

+


93

Нравственно - философская проблематика прозы и драматургии 70-80-х годов.

1



+




Поэзия Н.А.Заболоцкого.

1






94

Единство природы и человека в лирике Н. А. Заболоцкого.

1



+




Поэзия В. М. Шукшина.

2






95

Яркость и многоплановость творчества В. М. Шукшина.

1



+

+


96

Тип героя - «чудика» в новеллистике В. Шукшина.

1



+



97

Письменная работа по творчеству В. Шукшина.

1

+






Проза А. И. Солженицина.

2






98

Этапы творческого пути А. И. Солженицина.

1




+

история

99

Тема народного праведничества в рассказе «Матренин двор».

1



+



100

Письменная работа по творчеству А. Солжениина.

1

+






Новейшая русская проза и поэзия 80 - 90 -х годов.

4






101

Новейшая русская проза и поэзия последних десятилетий.

1



+

+


102

Своеобразие современной реалистической прозы.

1




+


103

Поэзия и проза с модернистской доминантой.

1



+



104

Поэзия и судьба И. Бродского.

1



+



105

Современная литературная ситуация: реальность и перспективы.

1




+









Основные знания, умения и навыки обучающихся

По окончании 11 класса учащиеся должны: знать / понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX -XX веков;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • - поиска нужной информации в справочных материалах;

  • - развёрнутого ответа на литературный вопрос, составление плана сочинения, написания изложений с элементами сочинения, сочинений по литературным произведениям;

  • - ведения аргументированной полемики;

  • - определения круга чтения и оценки литературных произведений;

  • - самостоятельной подготовки к государственной итоговой аттестации и вступительным экзаменам в ВУЗ.

Методическое обеспечение

  1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е

. Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.:«Русское слово»,2009.

  1. Авторы учебника: Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Русская литература XX века» Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово»,2007.

  2. Методические рекомендации по использованию учебников: В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне. 10-11 классы. - М.:«Русское слово»,2007.

  3. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. - Москва: «Просвещение», 1990.

  4. Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2007.

  5. Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б.С.Ивановой. С-Петербург, «Тригон», 2006.

  6. Литературное творчество учащихся в школе. Под ред. Н.Р.Бершадской, В.З.Халимова. Москва, «Просвещение», 1986.

  7. Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С.Пичугов. Москва, «Просвещение», 1986.

  8. Развивайте дар слова. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. Москва, «Просвещение», 1986.

  9. Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. Москва, «Просвещение», 1989.

  10. Приобщение к искусству слова. Г.И.Беленький. Москва, «Просвещение», 1990.

  11. Конспекты уроков литературы. 5 - 11 классы. Пособие для учителя. И.А.Карпов, Н.Н.Старыгин. Москва, «Владос», 2004.

  12. Конспекты уроков литературы. «Русская литература XX в.» Москва, «Владос», 2000.

  13. Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х Произведения современных писателей на уроках внеклассного чтения. - Казань: РИЦ «Школа»,2007.


































Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе

Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
· знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
· умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
· понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
· знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
· умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
· уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений.
Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
· соответствие работы ученика теме и основной мысли;
· полнота раскрытия темы;
· правильность фактического материала;
· последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
· разнообразие словаря и грамматического строя речи;
· стилевое единство и выразительность речи;
· число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.


Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 76 - 89 %;

«3» - 50 - 75 %;

«2» - менее 50 %.


  1. Оценка зачетных работ.

Зачет - форма проверки знаний, позволяющая реализовать дифференцированный подход. Зачётные работы состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть предусматривает устную форму работы в виде ответа на вопрос. Практическая часть предусматривает письменную форму работы в виде теста. Содержание зачётной работы должно охватывать весь подлежащий усвоению материал определённой темы и обеспечивать достаточную полноту проверки.

Зачетные работы оцениваются по следующим критериям:

1 часть (теоретическая) - по критериям оценки устных ответов;

2 часть (практическая) - по критериям оценки тестовых работ.

Каждая часть работы оценивается отдельной отметкой, но в журнал выставляется одна отметка, которая равна среднему баллу работы.


© 2010-2022