- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка в С (к) ОУ VIII вида
Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка в С (к) ОУ VIII вида
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Овчинникова Е.В. |
Дата | 23.01.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка в С(К)ОУ VIII вида.
Автор: Овчинникова Елена Владимировна, учитель русского языка и чтения МБС(к)ОУ «С(к)О школа № 54 VIII вида» г. Перми.
Описание материала: данный материал предназначен для учителей русского языка С(к)ОУ VIII вида и других образовательных учреждений.
Развитие речи учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида решается в процессе преподавания всех учебных предметов. Т.к. общее нарушение интеллектуальной деятельности таких детей часто осложнено недоразвитием слуховых и речедвигательных анализаторов, что приводит к значительным затруднениям в овладении речью.
Особенностями речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью являются ограниченность и бедность словарного запаса, недостаточная выразительность, неправильное понимание и неточное использования слов, искажение логической зависимости явлений, нарушение последовательности в высказывании и др. Поэтому в специальной (коррекционной) школе VIII вида развитию речи уделяется пристальное внимание. Т.к., от того, насколько будет правильно сформирована речь обучающихся, зависит и успешность усвоения ими материала всех учебных предметов, и степень общего развития, и овладение профессионально-трудовых навыков, и дальнейшая успешная социализация в обществе.
В своей практике для коррекции и развития речи учащихся специальной (коррекционной) VIII вида при подборе речевого материала уделяю особое внимание пословицам и поговоркам. Знакомство с пословицами и поговорками не только пополняет их активный словарь, но и активизирует мыслительные процессы, поддерживает познавательный интерес, помогает воспитывать высокие нравственные качества. Учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида, приобщаясь к образцам устной народной речи, учатся понимать красоту слова, осознают современность и непреходящую ценность пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки порицают недостатки, одобряют положительные поступки и качества человека. Уважение к труду и людям труда, любовь к своей Родине и родителям, чувство товарищества - всему этому учат пословицы.
При работе над пословицами следует учитывать степень сложности их содержания. Вначале на занятиях предлагаются пословицы и поговорки, имеющие только прямой смысл. Например: ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА. Важно, чтобы дети уловили, что в пословицах есть поучение, проверенный народом совет, которому нужно следовать в жизни.
Затем, в соответствии с принципом постепенного усложнения материала, можно вводить пословицы, которые имеют прямой и переносный смысл. Сначала разбирается прямой смысл, затем - переносный. Например: СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, А ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ. Прямой смысл: чтобы правильно отрезать, к примеру, ткань и не испортить, нужно несколько раз всё проверить и четко измерить, а потом уже резать. Затем смысл пословицы расширяется другими близкими детям ситуациями. Очень важно для разъяснения переносного смысла пословиц использовать приём перенесения сюжета пословицы в знакомую для учащихся ситуацию. Например: ОТОЛЬЮТСЯ ВОЛКУ ОВЕЧКИНЫ СЛЁЗКИ. Для понимания этой пословицы вопрос: « А были ли у нас в классе случаи, когда кто-то сделал что-то плохое, сначала ходил безнаказанным, а потом понёс заслуженное наказание? Перенесение сюжета пословицы в ситуацию взаимоотношений в классе даёт толчок новому повороту мысли и достигается правильное понимание переносного смысла. То, что было непонятно, когда речь шла о животных, становится ясным, как только переходит в знакомую житейскую ситуацию.
Для лучшего представления сюжета пословицы можно давать учащимся задания представить себя участником ситуации, описанной в пословице. Например: ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГОНИШЬСЯ - НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ. Пусть дети представят себе ситуацию, когда хотели поймать одного зайца, а увидев двух, начали метаться от одного к другому. Поймали бы они в результате хотя бы одного зайца? Такой прием наглядного представления сюжета пословицы помогает раскрыть её сущность.
В случае полного непонимания пословицы, учитель дает развернутое объяснение с соответствующими примерами. Можно проиллюстрировать сюжет пословицы подходящими картинками или предложить учащимся самим нарисовать картинку к пословице.
Раскрытие смысла пословиц в дальнейшем позволит определять близкие по смыслу пословицы или определять их общую тему.
Все приемы по раскрытию смысла пословиц и поговорок активизируют воображение учащихся, развивают умения рассуждать и сравнивать, расширяют представления о главных жизненных ценностях.
На уроках русского языка я подбираю пословицы в качестве речевого материала для закрепления грамматических тем, особенно при изучении темы «Предложение. Ведь по форме пословицы представляют собой логически законченные предложения.
Например, при изучении темы «Однородные члены предложения» подбираются пословицы:
ТЕРПЕНЬЕ И ТРУД ВСЁ ПЕРЕТРУТ.
ТРУД И НАКОРМИТ, И НАУЧИТ.
НЕ СЛОВАМИ СЛАВЕН ЧЕЛОВЕК, А ДЕЛАМИ.
Тема «Правописание имён существительных с шипящей на конце»:
ВЗЯВШИЙ МЕЧ, ОТ МЕЧА И ПОГИБНЕТ.
ХОРОШУЮ РЕЧЬ ХОРОШО И СЛУШАТЬ.
КНИГА - ЛУЧШИЙ ТОВАРИЩ.
Тема «Неопределенная форма глагола»:
БЕЗ ДЕЛА ЖИТЬ - ТОЛЬКО НЕБО КОПТИТЬ.
НЕ СТЫДНО НЕ ЗНАТЬ, СТЫДНО НЕ УЧИТЬСЯ,
УМЕЛ ОШИБИТЬСЯ, УМЕЙ И ПОПРАВИТЬСЯ.
Тема «Правописание НЕ с глаголами»:
ПРАВДА В ВОДЕ НЕ ТОНЕТ, В ОГНЕ НЕ ГОРИТ.
ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ ВОДА НЕ ТЕЧЁТ,
СЕМЕРО ОДНОГО НЕ ЖДУТ.
Пословиц и поговорок в русском языке много и тематика их разнообразна. Каждый педагог может подобрать к любой изучаемой теме в зависимости от поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач к конкретному занятию.
Приемы работ с пословицами и поговорками.
-
«Собери пословицу».
Из данных слов собрать пословицу:
ТОВАРИЩА, А, ПОГИБАЙ, ВЫРУЧАЙ, САМ.
ДЕЛО, ГУЛЯЙ, СМЕЛО, СДЕЛАЛ.
ИСПОРТИШЬ, НЕ, КАШУ, МАСЛОМ.
-
«Исправь пословицу».
Исправление речевой ошибки:
СМЕЛЫЙ ПОБЕЖДАЕТ, ТРУС ПОГИБАТЬ.
ОДНА У ЧЕЛОВЕКА МАТЬ, ОДИН У НЕГО И РОДИНА.
БЕЗ ЗАБОТЫ И РЕПА ВЫРАСТЕТ.
-
«Соедини начало и конец пословицы».
В левом столбике даны первые части пословиц и поговорок, в правом столбике вразброс даны вторые части:
ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ, А ТЕЛЕГУ ЗИМОЙ.
ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ, КТО НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ.
ТОТ НЕ ОШИБАЕТСЯ, ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ.
-
«Закончи пословицу».
Учитель произносит часть пословицы, а по второй задаёт вопрос. Учащиеся должны вспомнить пословицу и сказать её полностью:
ЧЕЛОВЕК ОТ ЛЕНИ БОЛЕЕТ, а как труд влияет на человека?
ЗОЛОТО ДОБЫВАЮТ ИЗ ЗЕМЛИ, а знания откуда?
ЧТОБ В ПОЧЁТЕ БЫТЬ, как надо к труду относиться?
-
«Подбери фразу к пословице».
Пословицы записываются столбиком, а рядом фразы. Нужно соотнести смысл фразы с пословицами и подобрать фразу к пословице, которая выражает ту же мысль.
Пословицы:
ДОЛОГ ДЕНЬ ДО ВЕЧЕРА, КОЛИ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО.
РАБОТА БЕЗ УМА НИКОМУ НЕ НУЖНА.
ХОЧЕШЬ ЕСТЬ КАЛАЧИ, НЕ ЛЕЖИ НА ПЕЧИ.
Фразы:
Непродуманная работа бесполезна.
Чтобы вкусно покушать, нужно хорошо поработать.
От безделья и время тянется долго.
6. «Найди сходную пословицу».
Напротив пословицы, записанной в левом столбике, записывается несколько в правом. Нужно сопоставить пословицы и подобрать к первой пословице сходную по смыслу.
НА ЯЗЫКЕ МЁД, А НА СЕРДЦЕ ЛЁД.
а) МАЛ ЗОЛОТНИК ДА ДОРОГ.
б) НЕТ ДРУГА - ИЩИ, А НАШЕЛ - БЕРЕГИ.
в) МЯГКО СТЕЛЕТ, ДА ЖЁСТКО СПАТЬ.
-
«Сделай правильный выбор».
Даётся пословица без последнего слова, нужно выбрать из предложенных вариантов:
ДОРОГУ ОСИЛИТ… а) спортсмен, б) путешественник, в) идущий.
НЕ ВСЁ ЗОЛОТО, ЧТО… а) закопано, б) на ушах, в) блестит.
СМЕЛОСТЬ ГОРОДА … а) знает, б) берёт, в) награждает.
-
«Назови общую тему пословиц».
Даются пословицы, детям нужно назвать тему, которой они объединены.
С КНИГОЙ ЖИТЬ - ВЕК НЕ ТУЖИТЬ.
КНИГА - КЛЮЧ К ЗНАНИЯМ.
КНИГИ ЧИТАТЬ - СКУКИ НЕ ЗНАТЬ. ( тема «Книга»)
Постоянная и систематическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида много даёт учащимся. Они учатся находить народные изречения в текстах, классифицировать их по темам, анализировать смысл, понимать их, использовать их в речи по ситуациям. Это обогащает их речь, повышает общий уровень, способствует воспитанию чувства патриотизма, любви к Родине, народу, создавшему такие мудрые изречения.