Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Способы словообразования в русском языке»

"Описание материала: Работа по этой теме в пятом классе расширит представления школьников о том, как называются «строительные элементы» слов, от чего и при помощи чего «рождаются» новые слова в языке. На первом уроке ребята узнали о словообразовании как науке, повторили известное об однокоренных словах и формах слов. Урок предполагает повторение материала по темам: «Орфограммы в корне, окончаниях, после шипящих», морфемный и звуко-буквенный анализ слов. В процессе изучения материала учащиеся у...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 5 классе на тему:

Способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный).

Цели: организовать деятельность по углублению знаний значимых частях слова и способах словообразования; развивать логическое мышление, внимание, устную речь; воздействовать на формирование толерантности, принимая другие точки зрения; воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя. Повторение.

- Сегодня мы с вами продолжаем разговор о словах. Вспомните, какая наука о языке занимается правописанием слов. (Орфография)

- А почему она так называется?

- Теперь давайте повторим уже изученные вами орфограммы.

2.1.Назовите орфограммы и объясните написание слов:

Ночной, плющ, сказка, речка, сварщик, золотой, вьюн, дремуч, грустный, площадка, подъезд, тишь, дремлешь, молотьба, удивление, скрипишь, концерт, могуч.

2.2 . Фонетический разбор слова:

- Сделайте фонетический разбор слова «сказка», подберите к нему однокоренные существительные (сказ, сказывать, сказать, подсказка, сказание, рассказ, рассказывать, сказочный, подсказывать, )

- Чем отличаются друг от друга однокоренные слова? (составом основы, смыслом).

3. Вспомним:

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

-Назовите части, на которые делится слово (ввести понятие морфема).

-Сделайте морфемный анализ однокоренных слов (разбор по составу)

4. Новая тема: Внимательно посмотрите на слова, можете ли сказать, как получились новые слова? Сегодня на уроке мы поговорим об этом. Тема нашего урока "Способы словообразования", запишем тему урока в тетрадь.

-Что надо узнать? чему научиться?

Обобщим: узнать, от чего и при помощи чего образуются новые слова, какие способы для этого существуют в русском языке; отработать умения определять состав слова, образовывать новые слова, определять способ образования слова.

5. Объяснение нового материала учителем.

1) Слово учителя: В русском языке слова образуются при помощи 3 основных способов: приставки, суффикса и приставки и суффикса одновременно. При помощи приставки и суффикса образуется большая часть слов русского языка. Однокоренные слова можно образовать при помощи приставки - приставочный способ. Слова образуются от производящих основ: возьмем три слова: порядок, путник, заголовок. Добавим к ним приставки бес-, с-, под- Что получится? Новые слова с новым лексическим значением. Каким? (отсутствие чего -либо, совместное действие, действие снизу вверх; приближения к чему-н., напр. подкатить, подлететь; прибавления, напр. подвалить, подлить; повторения действия вслед за другим- поддакивать, подпевать; проявления действия в слабом или незаметном, скрытом виде, напр. подкрасить, подзакусить).

Такие слова и основы называются производными.

-Какое из записанных слов образовалось таким способом? (сказывать - рассказывать + словообразовательный анализ - понятие)

1.1. Закрепление:

1) -Упр. 364-выпишите из текста, глаголы, образованные при помощи приставки, обозначьте приставки и производящие основы. Что они обозначают? (начало и конец действия)

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Покатился в огород,

Докатился до ворот,

Подкатился под ворота, добежал до поворота.

Там попал под колесо,

Лопнул, хлопнул, вот и всё.

2).Слово учителя. Суффиксальный способ. Возьмем слова красный, желтый, сладкий, коричневый -1, 2 группа (упр. 369). Прибавьте к ним суффиксы -оват- или -еват-. Какие слова получились? Какое значение внесли суффиксы? (неполнота признака). 3, 4 группа. - упр. 371: образуйте от глаголов капать, качать, шагать слова с суффиксом -ну-.

- Какие слова получились? Какое значение внесли суффиксы?

2.1. Задание: Запишите слова: по вариантам: пограничник, безвинный, подоконник, подбородок, подснежник. Найдите производящую основу, исходное слово.

-Что получилось? Проверьте себя: граница, вина, окно, борода, снег.

-Вывод: так образуются слова при помощи одновременного присоединения приставки и суффикса (приставочно-суффиксальный способ). Эти три способа образования слов - основные в русском языке.

2.2. Распределительный диктант - упр. 375: распределить слова в три столбика, в зависимости от способа образования: учительница, пришкольный, защищать, перебежать, изображение, казашка, безлунный, мальчишка, списать, ночевать.

6. Закрепление изученного материала (по группам)

1) упр. 367: образовать слова при помощи приставок: рас-, вы-, по-, за-, под-, с-, до- от слов: петь, ехать, лететь, играть, работать. Что обозначают приставки? (начало и конец действия)

2) упр. 372: образуйте слова при помощи суффиксов, обозначающих людей: учить, водить, читать, работа, помощь, гордый, храбрый, мудрый, трактор, волейбол, теннис. Обозначьте суффиксы. Сделайте вывод.

7. Итоги урока

8. Домашнее задание: П. 44, стр. 136-137, упр. 376, 377(4 группы)



© 2010-2022