Проверочная работа по теме М. Ф. Достоевский

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗАДАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»

Задание № 1.

В 1 главе автор пишет о Раскольникове: «... он менее всего стыдился своих лохмотьев на улице...», «...не стыд, а совсем другое чувство... охватило его...» А во 2-й главе мы читаем, что и Мармеладов не стыдится своего падения: «Ничего-с! Сим покиванием глав не смущаюсь...».

О чем свидетельствует эта близость чувств Раскольникова и Мармеладова?

Задание № 2.

«Бывают иные встречи, совершенно даже с незнакомыми людьми, которыми мы начинаем интересоваться с первого взгляда... Такое точно впечатление произвел на Раскольникова тот гость, который сидел поодаль и походил на отставного чиновника. Молодой человек несколько раз потом припоминал это первое впечатление и даже приписывал его предчувствию» так рассказывает автор о встрече Раскольникова с Мармеладовым.

Чем заинтересовал его Мармеладов?

Задание № 3.

Мысли Раскольникова о преступлении автор называет «мечтой». Совместимы ли понятия «преступление» и «мечта». Почему автор именно так определяет замысел своего героя?

Задание № 4.

Логически и нравственно Раскольников был готов к преступлению («...весь анализ, в смысле нравственного разрешения вопроса, был уже им покончен: … и сам в себе он уже не находил возражений»). Почему же Достоевский подчеркивает, что преступление совершилось как бы помимо воли самого Раскольникова. «Никак он не мог, например, вообразить себе, что когда-нибудь он кончит думать, встанет и - просто пойдет туда...»?

Задание № 5.

«И тогда, стало быть, так же будет солнце светить!..» - эта мысль мелькнула в уме Раскольникова, вошедшего в комнату старухи-процентщицы.

Почему Раскольников в этот момент вспоминает о солнце?

Задание № 6.

С какой целью Достоевский рассказал о сне (5-я гл., I часть) и грезах Раскольникова накануне преступления (6-я гл., часть I)

Задание № 7.

В первых шести главах романа Достоевский несколько раз дает зарисовки пейзажа, интерьера и внешнего вида своих героев. Найдите эти фрагменты текста и объясните их роль в романе.

Задание № 8.

Во 2-й главе II части романа так описаны чувства Раскольникова: «Одно новое, непреодолимое ощущение овладевало и все более почти с каждой минутой: это было какое-то бесконечное, почти физическое отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, злобное, ненавистное. Ему гадки были все встречные... Просто наплевал бы на кого-нибудь, укусил бы, кажется, если б кто-нибудь с ним заговорил...»

К какому выводу подводит читателей автор, рассказывая об этом состоянии Раскольникова?

Задание № 9.

Пожилая купчиха и ее дочь пожалели Раскольникова, когда его хлестнул кнутом кучер. Раскольников бросает в воду двугривенный, который они ему дали: «Он разжал руку, пристально поглядел на монетку, размахнулся и бросил ее в воду; затем повернулся и пошел домой. Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя от всех и всего в эту минуту».

Какая связь между двугривенным и этим чувством Раскольникова?

Задание № 10.

Почему в романе так много «желтого цвета»? Какую роль этот цвет играет в идейном содержании? Проанализируйте сцены описания интерьера комнат Раскольникова, Алены Ивановны, Сони Мармеладовой; лица-портреты Катерины Ивановны, старухи-процентщицы и т. д.

Задание № 11.

Объясните фразу Раскольникова (конец 2-й главы, часть II): «Ко всему-то подлец-человек привыкает!» Относит ли Раскольников эти слова к самому себе? Объясните противоречие: перед тем, как в голове Раскольникова пронеслись жестокие мысли о «подлеце-человеке», он оставил почти все свои последние деньги Мармеладовым. Зачем же он сделал добро, если считает, что человек - подлец?

Задание № 12.

В 7-й главе и части романа Раскольников, выйдя из квартиры Мармеладовых, чувствует неожиданный прилив сил: «Гордость и самоуверенность прибывали в нем каждую минуту...»

Чем вызвано это? Как вы относитесь к Раскольникову в эти мгновения?

Задание № 13.

Сцена встречи Раскольникова с матерью и сестрой (конец 7-й главы II части, начало 1-й главы III части).

Объясните состояние Раскольникова: «Обе бросились к нему. Но он стоял как мертвый; невыносимое, внезапное сознание ударило в него как громом. Да и руки его не поднимались обнять их: не могли».

Задание № 14.

Сцена второго разговора Раскольникова с Соней (4-я глава V часть), когда он сознается в преступлении.

Как относится Раскольников к самому себе и к своей «теории»?

Задание № 15.

Почему Раскольникову почувствовавшему любовь Сони, стало еще тяжелее: «...ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят...»?

Задание № 16.

Достоевский в романе хотел показать, что смирение, самопожертвование, религиозность - это черты всего русского народа. Какие образы романа воплощают эту его идею?

Сопоставьте мнение Достоевского о русском народе с оценкой народного характера, данной Н. А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо?».

Задание № 17.

Соня читает Раскольникову из Библии сцену воскрешения Лазаря. Почему именно этот фрагмент читает Соня неверующему Раскольникову? Каков смысл этого эпизода в идейном замысле, композиции романа?

Задание № 18.

Во всех шести частях романа звучат «голоса» героев страстные диалоги и монологи. В эпилоге преобладает авторская речь. Почему именно этот прием изображения возрождения Раскольникова избрал писатель, почему авторский «голос» вытеснил «голос» героев?


Задание № 19.

Оценивая эпилог «Преступления и наказания», литературовед В. Шкловский писал, что Достоевскому пришлось договаривать свое произведение, заканчивать его эпилогом. Как вы понимаете эту оценку?

Задание № 20.

Мы понимаем, что индивидуалистический бунт Раскольникова порожден социальной несправедливостью. Мы соглашаемся с Достоевским, когда он осуждает индивидуализм бунтарства, бесчеловечность идеи Раскольникова. Но можем ли мы согласиться с писателем, когда он противопоставляет «теории» Раскольникова «правду» Сони?

Задание № 21.

В 1949 году А. Зегерс, создавая роман «Мертвые остаются молодыми», опиралась на роман Ф. М. Достоевского в разоблачении фашизма. Какие идеи «Преступления и наказания» вскрывают бесчеловечность фашистской идеологи? (Учтите, что Достоевский написал роман в ХIХ веке, когда идеологии фашизма еще не существовало.)









ТЕСТЫ ОБОБЩАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»

Тест № 1

1. Кто принял на себя вину до признания самого Раскольникова?

а) Соня Мармеладова;

б) Красильщик Микола;

в) Мать Раскольникова

г) Сестра Раскольникова.

2. Главная причина, которая заставляет Раскольникова совершить преступление:

а) Психическое заболевание;

б) Стремление проверить свою теорию: «тварь он дрожащая или право имеет»;

в) Необходимость спасти сестру, мать;

г) Нищета и бедность.

3. Чьи это слова: «... кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить»?

а) Раскольникова;

б) Сони;

в) Катерины Ивановны;

г) Мармеладова.

4. Чей это портрет: «... был он бледен, рассеян и угрюм. Снаружи он походил как бы на раненого человека или вытерпевающего какую-то сильную физическую боль: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный»?

а) Мармеладова;

б) Раскольникова;

в) Свидригайлова;

г) Разумихина.

5. Содержание теории Раскольникова можно сформулировать так:

а) Любой человек имеет право на все;

б) Избранные имеют право на преступление;

в) Человек должен бороться за лучшую жизнь;

г) Возлюби прежде всех самого себя.

6. Достоевский в романе доказывает:

а) Личность священна, люди равны;

б) Что любовь спасает человека;

в) Есть один закон - закон нравственный;

г) Что слабый человек не способен на решительный поступок.

7. Кто является собеседником Раскольникова: «А что, если я эту старуху и Лизавету убил? - проговорил он вдруг и опомнился…»?

а) Заметов;

б) Порфирий Петрович;

в) Разумихин;

г) Свидригайлов.

8. Почему Мармеладов был уволен со службы?

а) За пьянство;

б) По сокращению штатов;

в) За обман;

г) По собственному желанию.

9. Назовите имя героя романа: «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен»?

а) Разумихин;

б) Миколка;

в) Раскольников;

г) Зосимов.

Тест № 2.

1. Когда в трактире Раскольников слышит разговор офицера и студента о старухе?

а) За год до преступления;

б) Зимой, когда студент Покорев сообщил ему адрес старухи;

в) За полтора месяца до совершения преступления;

г) За два дня до совершения преступления.

2. Тема, которая присутствует в романе:

а) Жизнь маленького человека;

б) Судьба мечтателя, жив в мире иллюзий;

в) Тема отнятой любви;

г) Любовь, спасающая человека

3. Кем является Порфирий Петрович?

а) Следователем;

б) Судебным приставом;

в) Ростовщиком;

г) Судьей.

4. Назовите имя героини из романа: «Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная... Глаза ее блестели в лихорадке...»

а) Алена Ивановна;

б) Катерина Ивановна;

в) Лизавета;

г) Дарья Францевна.

5. Сны, о которых говорится в эпилоге романа:

а) Открывают Раскольникову путь к новой жизни;

б) Перекликаются с идеей Раскольникова;

в) Являются результатом болезни;

г) Не связаны с теорией Раскольникова, а говорят о его внутреннем обновлении.

6. Кому из героев романа принадлежит высказывание: «Возлюби прежде одного себя, ибо все на личном интересе основано»?

а) Лужину;

б) Раскольникову;

в) Свидригайлову;

г) Разумихину.

7. Кто из персонажей романа говорит Раскольникову: «Мы с одного поля ягоды»?

а) Лужин;

б) Разумихин;

в) Свидригайлов;

г) Соня Мармеладова.

8. Что явилось подлинной причиной преступления Раскольникова?

а) Желание проверить свою теорию;

б) Письмо от матери;

в) Голод;

г) Подслушанный в трактире разговор студента и офицера.

9. Теория Раскольникова развенчивается в романе:

а) Прямыми авторскими высказываниями;

б) Напряженными жертвами;

в) Правдой Сони Мармеладовой;

г) Наказанием героя.



ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕКСТА

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Ф. М. Достоевский.

Роман «Преступление и наказание»

Задание № 1.

Критик Н. Н. Страхов писал о романе Достоевского: «Вся сущность романа заключается в том, что Раскольников хотя и считает себя правым, но совершает свое дело не хладнокровно, и не только не остается спокойным, а подвергается жестоким мукам. Если прямо держаться романа, то окажется, что преступление из теории несравненно тяжелее для преступника, чем всякое другое, что душа человеческая менее всего может выносить подобное уклонение от своих вечных законов».

Как вы понимаете слова критика, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.

Задание № 2.

Критик Н. Н. Страхов писал о «Преступлении и наказании»: «Читая роман, вы чувствуете, что преступление Раскольникова есть явление необычайное редкое, есть случай в высокой степени характеристический, но исключительный, совершенно выходящий из ряда вон».

Как вы понимаете слова критика, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.

Задание № 3.

Критик Н. Н. Страхов писал о романе Достоевского: «Он изобразил нам нигилизм не как жалкое искажение души, сопровождаемое жестоким страданием. По своему всегдашнему обычаю, он представил нам человека в самом убийце, как умел отыскать людей и во всех блудницах, пьяницах и других жалких лицах, которыми обставил своего героя».

Как вы понимаете слова критика, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.

Задание № 4.

Критик Страхов писал о романе «Преступление и наказание»: «Это сопротивление жизни, этот ее отпор против власти теорий и фантазий потрясающим образом представлены Достоевским. Показать, как в душе человека борется жизнь и теория, показать эту схватку на том случае, где она доходит до высшей степени силы, и показать, что победа осталась за жизнью - такова была задача романа».

Как вы понимаете слова критика, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.

Задание № 5.

Критик Н. Н. Страхов писал о романе «Преступление и наказание»: «Раскольников есть истинно русский человек именно в том, что дошел до конца, до края дороги, на которую его завел заблудший ум. Эта черта русских людей, черта чрезвычайной серьезности, как бы религиозности, с которою они предаются своим идеям, есть причина многих наших бед».

Как вы понимаете слова критика, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.

Задание № 6.

Литературовед С. В. Белов писал о романе «Идиот»: «Мышкин смотрит на мир, лежащий во эле, видит лишь «образ чистой красоты». Он не понимает, что мир во зле лежит, потому что сам к этому злу непричастен. Он хочет спасти мир верой в красоту, не понимая, что сама красота нуждается в спасении».

Как вы понимаете слова исследователя, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.

Задание № 7.

Литературовед Ю. М. Лотман писала о романе «Идиот»:

«Образ князя Мышкина... утверждает через личность человека значение идеала, который лишь брезжит в нравственном чувстве современных людей и может торжествовать только в конечном счете, в итоге исторического развития человечества...».

Как вы понимаете слова исследователя, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.







ЗАЧЕТЫ

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»

Вопросы.

1. Почему «Преступление и наказание» называют петербургским романом? Как меняется реальность города в зависимости от состояния главного героя?

2. Каковы социальные и философские истоки преступления Раскольникова? Что такое «кровь по совести», «простая арифметика» в теории Раскольникова?

3. Почему для автора так важны случайности, толкающие Раскольникова на убийство?

4. Как Ф. М. Достоевский раскрывает несовершенность теории Раскольникова?

5. В чем смысл первых трех снов Раскольникова?

6. Почему Раскольников со своим страданием приходит именно к Соне?

7. Каков смысл притчи о воскрешении Лазаря? Почему Соня читает Раскольникову именно этот эпизод из Библии?

8. Почему Соня, которая тоже «переступила», соединена с ближними, а Раскольников разъединен?

9. Как Соня противостоит идее Раскольникова?

10. Когда впервые Раскольников почувствовал несостоятельность своей теории?

11. Было ли покаяние Раскольникова истинным?

12. Кто является «двойниками» Раскольникова в романе? Как они раскрывают ошибочность философии главного героя?

13. За что ненавидят каторжане Раскольникова и почему они любят Соню?

14. О чем в эпилоге говорит сон о мировой язве?

Задания.

1. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Почему Петербург Достоевского желтый» или «Петербург - город-спрут, «двойник Раскольникова».

2. Составьте планы развернутых ответов: «Раскольников и Свидригайлов», «Раскольников и Лужин», «Раскольников и Порфирий Петрович», «Раскольников и Соня».

3. Перечитайте основные моменты эпилога. Докажите, что он состоит из двух частей. Где начинается вторая часть и кончается первая?

4. Найдите в тексте романа примеры, доказывающие, что человеческая натура Раскольникова сильнее его бесчеловечной теории.

5. Определите, кому принадлежат слова:

а) «Ну, не правду я сказал, что мы с вами одного поля ягоды?»;

б) «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился»;

в) «Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!»;

г) «Что вы это, что вы над собой сделали?»



© 2010-2022