Конспект урока по русскому языку Морфемика

Данная разработка направлена на повторение материала. Цель: научиться  определять роль морфем в словообразовании. Задачи: Образовательная: повторить материал, изученный в 5 классе: обобщить, систематизировать знания по теме «Морфемика»; определить роль морфем в словообразовании Развивающая: развивать у обучающихся внимание, память, творческое мышление, орфографическую зоркость, а также умение применять полученные знания, анализировать и делать выводы, формировать навыки грамматического разбора; ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Морфемика.

Цель: научиться определять роль морфем в словообразовании.

Задачи:

Образовательная: повторить материал, изученный в 5 классе: обобщить, систематизировать знания по теме «Морфемика»; определить роль морфем в словообразовании

Развивающая: развивать память, мышление, орфографическую зоркость, формировать навыки грамматического разбора;

Воспитательная: привить интерес к русскому языку.

Ход урока

I Организационный момент. Приветствие, сообщение темы урока, целей, оформление классной работы в тетрадях.

(Все на свете состоит из чего-то: лес - из деревьев, облака - из множества водяных капель, тело человека - из клеток. И слова сделаны из своего строительного материала. На данном уроке вы вспомните то, что вы знаете о составе слова.)

II актуализация знаний (Фронтальный опрос)

  1. Что такое Морфемика? (то раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы - части слова: приставка, корень, суффикс, окончание.)

  2. Что такое морфема? (Морфема - наименьшая значимая часть слова.)

  3. Какие морфемы вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание,)

  4. Форма одного и того же слова - это (лексическое значение остаётся тем же самым. Меняется только его грамматическое значение.)

  5. Однокоренные слова - это слова с различным лексическим значением)

III Работа над темой

Главной частью слова, его смысловым центром, является корень. От него появляются новые слова, как бутоны на цветке.

-Давайте, используя корень от слова вода образуем новые слова, которые будут являться глаголами (обезводить, наводнить, обводнить итд.)

-А теперь, попробуем образовать существительные (водичка, водица)

- Прилагательные (водный, подводный, безводный и т. д.)

А знаете ли вы, какое максимальное количество корней может быть в слове?

(три - грязеводолечебница, самолетостроение)

- Еще одной важной морфемой в слове является окончание. Давайте проведем лингвистический эксперимент и определим, какую функцию оно выполняет. Прочитаем предложение Раннее утро, и дети идут в школу, опустив окончания в словах. Оно теперь звучит так: Ранн утр, и дет ид в школ. Как мы видим, окончание служит для связи слов в предложении и словосочетании.

- Прочитайте стихотворение и сделайте вывод о том, для чего в русском языке нужны суффиксы. При этом обратите внимание на следующие слова: Слава, забор, скамейка, Боря, тетрадь, карандаш, лоб, шея.

Сидит Славочка на заборике,

А под ним на скамейке Боренька.

Боренька взял тетрадочку,

Написал: «Дурачок ты, Славочка».

Вынул Славочка карандашище,

Написал в тетрадь: «Ты дурачище».

Борище взял тетрадищу

Да как треснет по лбищу Славищу.

Славище взял скамеищу

Да как треснет Борище в шеищу.

Плачет Славочка под забориком,

Под скамеечкой плачет Боренька.

Как вы смогли заметить, суффиксы имен существительных в этом стихотворении похожи на волшебный гриб из знаменитой сказки про Алису, который помогал девочке то вырасти, то снова уменьшиться. Они служат для образования новых слов.

Суффикс -ИЩ- увеличивает предметы, помогает тонкую тетрадь сделать толстой ТЕТРАДИЩЕЙ, а суффикс -ИК-, наоборот, все уменьшает и высокий ЗАБОРИЩЕ делает низким ЗАБОРИКОМ.

- Подобно суффиксу, приставка служит для образования новых слов.При помощи приставки мы можем изменить вид глагола и сделать незаконченное действие завершенным, например: писать - написать, бежать - прибежать.

В русском языке есть слова, достойные попасть в Книгу рекордов Гиннесса, так как в них подряд идут три приставки, что случается крайне редко. Это слова:

с-по-за ранку, пере-рас-пре-делить.

Упражнение1:

Выделите суффиксы и образуйте новые слова, подобные данным.

Клеветник, проводник, сапожник, ударник, садовник;

белизна, крутизна, тупизна, новизна, желтизна;

честность, точность, смелость, успокоенность;

удалец, молодец, купец, продавец, красавец, любимец

Упражнение2

  1. Образуйте слова с данными морфемами. Составьте с ними предложения.

Конспект урока по русскому языку Морфемика

  1. Работа по группам (парами). Выполните словообразовательный разбор слов

- развеселый,
- овражек,
- подсвечник,
- бег,
- лесовоз,
- мороженое.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение задания друг у друга.

Упражнение 3. Образуйте слова-корни, отбросив суффиксы и приставки.

Например : безветренный - ветер, закружиться - круг.

Наябедничать - , законченный - , погрешность - , намучиться - , продрогнуть - , ответвление - , преображение - , непринужденный - , неотчуждаемый - - , безупречный - .

VI. Тест.

  1. Найди лишнее слово:

А) гора, Б) гористый, В) гореть, Г) пригорок.

  1. Найди слово, соответствующее схеме:

Конспект урока по русскому языку Морфемика

А) домик, Б) водный, В) бесстрашный, Г) читал.

  1. Выберите верный ответ:

- ешь является окончанием

А) сущ. ж.р., Б) гл. н.ф., В) гл. 2 л. ед.ч. I спр.

  1. Найди слово с буквой ы

А) сверх__дейный, Б) спорт__гра, В) раз__скать, Г) дез__нфекция

  1. Найди слово с приставкой пре-

А) пр__лететь, Б) пр__вязать, В) пр__лечь, Г) пр__милый.

VII. Домашнее задание.

Придумать текст с 15 словами с изученными орфограммами.

VIII. Итоги урока.

  1. Какие разделы мы сегодня повторяли?

  2. Что изучает "морфемика"?

  3. Какие функции выполняют морфемы











videouroki.net/filecom.php?fileid=98691743

© 2010-2022