- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку Морфемика
Конспект урока по русскому языку Морфемика
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Омарова О.С. |
Дата | 30.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Морфемика.
Цель: научиться определять роль морфем в словообразовании.
Задачи:
Образовательная: повторить материал, изученный в 5 классе: обобщить, систематизировать знания по теме «Морфемика»; определить роль морфем в словообразовании
Развивающая: развивать память, мышление, орфографическую зоркость, формировать навыки грамматического разбора;
Воспитательная: привить интерес к русскому языку.
Ход урока
I Организационный момент. Приветствие, сообщение темы урока, целей, оформление классной работы в тетрадях.
(Все на свете состоит из чего-то: лес - из деревьев, облака - из множества водяных капель, тело человека - из клеток. И слова сделаны из своего строительного материала. На данном уроке вы вспомните то, что вы знаете о составе слова.)
II актуализация знаний (Фронтальный опрос)
-
Что такое Морфемика? (то раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы - части слова: приставка, корень, суффикс, окончание.)
-
Что такое морфема? (Морфема - наименьшая значимая часть слова.)
-
Какие морфемы вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание,)
-
Форма одного и того же слова - это (лексическое значение остаётся тем же самым. Меняется только его грамматическое значение.)
-
Однокоренные слова - это слова с различным лексическим значением)
III Работа над темой
Главной частью слова, его смысловым центром, является корень. От него появляются новые слова, как бутоны на цветке.
-Давайте, используя корень от слова вода образуем новые слова, которые будут являться глаголами (обезводить, наводнить, обводнить итд.)
-А теперь, попробуем образовать существительные (водичка, водица)
- Прилагательные (водный, подводный, безводный и т. д.)
А знаете ли вы, какое максимальное количество корней может быть в слове?
(три - грязеводолечебница, самолетостроение)
- Еще одной важной морфемой в слове является окончание. Давайте проведем лингвистический эксперимент и определим, какую функцию оно выполняет. Прочитаем предложение Раннее утро, и дети идут в школу, опустив окончания в словах. Оно теперь звучит так: Ранн утр, и дет ид в школ. Как мы видим, окончание служит для связи слов в предложении и словосочетании.
- Прочитайте стихотворение и сделайте вывод о том, для чего в русском языке нужны суффиксы. При этом обратите внимание на следующие слова: Слава, забор, скамейка, Боря, тетрадь, карандаш, лоб, шея.
Сидит Славочка на заборике,
А под ним на скамейке Боренька.
Боренька взял тетрадочку,
Написал: «Дурачок ты, Славочка».
Вынул Славочка карандашище,
Написал в тетрадь: «Ты дурачище».
Борище взял тетрадищу
Да как треснет по лбищу Славищу.
Славище взял скамеищу
Да как треснет Борище в шеищу.
Плачет Славочка под забориком,
Под скамеечкой плачет Боренька.
Как вы смогли заметить, суффиксы имен существительных в этом стихотворении похожи на волшебный гриб из знаменитой сказки про Алису, который помогал девочке то вырасти, то снова уменьшиться. Они служат для образования новых слов.
Суффикс -ИЩ- увеличивает предметы, помогает тонкую тетрадь сделать толстой ТЕТРАДИЩЕЙ, а суффикс -ИК-, наоборот, все уменьшает и высокий ЗАБОРИЩЕ делает низким ЗАБОРИКОМ.
- Подобно суффиксу, приставка служит для образования новых слов.При помощи приставки мы можем изменить вид глагола и сделать незаконченное действие завершенным, например: писать - написать, бежать - прибежать.
В русском языке есть слова, достойные попасть в Книгу рекордов Гиннесса, так как в них подряд идут три приставки, что случается крайне редко. Это слова:
с-по-за ранку, пере-рас-пре-делить.
Упражнение1:
Выделите суффиксы и образуйте новые слова, подобные данным.
Клеветник, проводник, сапожник, ударник, садовник;
белизна, крутизна, тупизна, новизна, желтизна;
честность, точность, смелость, успокоенность;
удалец, молодец, купец, продавец, красавец, любимец
Упражнение2
-
Образуйте слова с данными морфемами. Составьте с ними предложения.
-
Работа по группам (парами). Выполните словообразовательный разбор слов
- развеселый,
- овражек,
- подсвечник,
- бег,
- лесовоз,
- мороженое.
Обменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение задания друг у друга.
Упражнение 3. Образуйте слова-корни, отбросив суффиксы и приставки.
Например : безветренный - ветер, закружиться - круг.
Наябедничать - , законченный - , погрешность - , намучиться - , продрогнуть - , ответвление - , преображение - , непринужденный - , неотчуждаемый - - , безупречный - .
VI. Тест.
-
Найди лишнее слово:
А) гора, Б) гористый, В) гореть, Г) пригорок.
-
Найди слово, соответствующее схеме:
А) домик, Б) водный, В) бесстрашный, Г) читал.
-
Выберите верный ответ:
- ешь является окончанием
А) сущ. ж.р., Б) гл. н.ф., В) гл. 2 л. ед.ч. I спр.
-
Найди слово с буквой ы
А) сверх__дейный, Б) спорт__гра, В) раз__скать, Г) дез__нфекция
-
Найди слово с приставкой пре-
А) пр__лететь, Б) пр__вязать, В) пр__лечь, Г) пр__милый.
VII. Домашнее задание.
Придумать текст с 15 словами с изученными орфограммами.
VIII. Итоги урока.
-
Какие разделы мы сегодня повторяли?
-
Что изучает "морфемика"?
-
Какие функции выполняют морфемы
videouroki.net/filecom.php?fileid=98691743