Конспект урока по русскому языку в 5 классе. Сжатое изложение (По Е. Мурашовой, упр. 261, упр. 24)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

Р/Р. Сжатое изложение по тексту учебника (По Е. Мурашовой, Упражнение 261)

Тип урока: урок развития речи.

Цель: развивать умения находить основную мысль текста, сжато излагать текст; формировать интерес к самостоятельной творческой деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать приемы сжатия текста; выделять основную мысль текста; строить речевые высказывания; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент урока.

Учитель сообщает тему и цели урока.

II. Работа по теме урока.

  1. Беседа. Сегодня на уроке нам предстоит написать сжатое изложение. Изложение - эта форма работы с текстом, которая предусматривает пересказ (т.е. передачу содержания исходного текста с помощью языковых средств) прослушанного текста подробно, сжато или выборочно.
    Сжатое изложение - это такой пересказ текста, который обязательно основывается на отборе (из данного нам исходного текста) самого необходимого материала на заданную в этом тексте тему.
    Другими словами, главной задачей сжатого изложения является краткое, сжатое описание представленных в тексте фактов, идей, проблем собственными, самостоятельно подобранными речевыми средствами.
    Сжатое изложение должно быть небольшим по объему (оно всегда меньше исходного текста), но не бедным по содержанию.

  2. Работа с текстом изложения.

Выразительное чтение текста учителем (упр. 261, стр.121).

  1. Беседа по тексту.

- О ком рассказывается в данном тексте?

- Кто такой Аркаша Пластов?

- Какие картины художника вам известны?

- Есть ли в нашем учебнике репродукция картины художника?

- Чем маленький Аркаша удивлял родителей и сверстников?

- За что родители сердились на Аркашу?

- В чем секрет художника А. А. Пластова? ( Он понимал язык родной земли)

- В каких строчках заключается основная мысль (т.е. авторский замысел) данного текста? (...земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет).

  1. Приемы сжатого изложения.

  • Как вы понимаете термин «сжатое изложение»? (ответы учащихся)

  • Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.

  • Какие же кратко, а какие - подробно? (ответы учащихся)

  • Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.

  • Вам предстоит создать текст изложения этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость.

  • Вспомним приемы сжатия текста:

- обобщение (находим объединяющие слова для сходных действий, предметов)

- исключение (исключаем подробности, повторы)

- упрощение (упрощаем грамматические конструкции).

5) Отбор нужной информации. Составление плана.

1) «С виду пацан как пацан».

2) «Иногда на Аркашу словно находило что-то».

3) Привет ветру.

4) Разговор с муравьями.

5) Вечерние беседы с закатом.

6) «Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?»

Учитель: Попробуем кратко пересказать текст, при этом постараемся передать содержание текста и не потерять основную мысль, а потом напишем изложение.

  1. Письменное изложение.

III. Домашнее задание.

Подготовить ответы на вопросы (стр.119).


Приложение 1.

Есть на свете люди, которые знают много разных языков. И умеют на них говорить. Таких людей не так уж и мало. Это очень здорово - понимать разных людей и уметь с ними разговаривать. А вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди!

С детства родители и мальчишки с девчонками удивлялись на Аркашу Пластова. С виду пацан как пацан. Нос пуговкой, сам светловолосы, озорной, смешливый, храбрый. В общем, обычный мальчишка.

Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он, например, в поле, раскинет руки и кричит что-то.

- Кому это ты, Аркашка? - спрашивают мальчишки.

- Это я ветру привет передаю. Слышите, он мне отвечает? - говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат. Только гудят травы под ветром, да жаворонки высоко в небе свистят.

Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестренка ему обед принесет, спрашивает:

  • С кем это ты разговариваешь?

  • Муравьи мне рассказали, что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить, и муравейник восстанавливать.

Сердятся родители, когда Аркаша по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.

«Отчего же никто ничего не слышит? Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?» - думает Аркаша.

Думал Аркаша, думал, но так и ничего не придумал.

(Е. Мурашова)


© 2010-2022