«Берегите души!» (Урок литературы в 7 классе)

Учебник литературы 7 класса под редакцией В.Я.Коровиной изобилует произведениями, способствующими формированию духовно-нравственных качеств обучающихся. После изучения произведений Л. Андреева «Кусака», В.Маяковского «Хорошее отношение к лощадям» и А.Платонова «Юшка» целесообразно провести урок, анализирующий данные произведения, помогающий учащимся разобраться в столь ярких и разноплановых текстах, посвящённых человеку и животному как единому составляющему мира. Делая умозаключения, размышляя и...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Берегите души!» (урок литературы в 7 классе)


Тип урока: систематизация и обобщение изученного.

Цели урока: продолжить воспитание доброты, гуманности, чуткости к людям и животным посредством произведений литературы.

Оборудование: карточки-задания для групп; иллюстрации учащихся к изученным произведениям; портреты Л.Андреева, В.Маяковского, А.Платонова, высказывания писателей.

До урока класс делится на группы, каждая из которых получает задания, над которыми им придется работать на уроке.

«В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни» (Л.Андреев).

«Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, побудить его к действию. Это чудо мне известно…» (А.Платонов).


Ход урока

I Вводная часть урока

Учитель обращается к учащимся:

- Подумайте и скажите, по каким правилам должен жить человек, чтобы быть порядочным.

(ответы учащихся)

- Обратите внимание на слова И.Тобольского:

- Берегите зубы от охлаждения!

- Берегите глаза!

- Берегите уши!

И нигде

Ни единого

Предостережения:

- Товарищи! Берегите души!

- Как вы понимаете эти слова?

- Что такое душа?

- Как, опираясь на слова И.Тобольского, вы назвали бы наш урок?

Тема урока записывается в тетради и начинается работа в группах по предложенным вопросам.

II Работа в группах.

Вступительное слово учителя:

- На предыдущих уроках мы изучили замечательные, на мой взгляд, произведения: рассказ Л.Андреева «Кусака», стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и произведение А.Платонова «Юшка». Сегодня мы попробуем обобщить знания, попытаемся найти то общее, что их объединяет.

- Как вы думаете. А их что-то объединяет?

- Зачем эти произведения включены в программу по литературе для 7 класса?

Задания для 1 группы.

- Кратко перескажите сюжет рассказа Л.Андреева «Кусака».

- Какие чувства вызвал у вас рассказ?

- Докажите, что Л. Андреев - замечательный мастер пейзажа.

- Кто виноват в одиночестве Кусаки?

- Сопоставьте слова песни Т. и С. Никитиных «Собака бывает кусачей»

Собака хватает прохожих за пятку.

Собака съедает гражданку лошадку,

А с ней - гражданина кота,

Когда проживает собака не в будке,

Когда у неё завывает в желудке.

И каждому ясно, что эта собака -

Круглая сирота…

и первого и последнего абзаца рассказа (в песне всё схематично, с шутливой интонацией, а в рассказе мы вместе с героиней переживаем то же, что и она, чувства более определённые).

- Продемонстрируйте вашу иллюстрацию к произведению (Слайд 10)

Задания для 2 группы.

- В чём главная мысль стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»? (слова поддержки и сочувствия могут помочь подняться и выдержать трудности)

- Что происходит в стихотворении? (поскользнулась и упала лошадь)

- Как описывает В. Маяковский гололёд?

Слова для справок:

Круп - задняя часть тела лошади.

Зевака - тот, кто «зевает», - слоняется без дела.

Кузнецкий - улица Кузнецкий мост в Москве.

- Как автор даёт понять своё отношение к тем, кто смеялся над лошадью? Какое это отношение?

- Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади?

- Какие эпитеты использует Маяковский при описании лошади, когда та услышала слова сочувствия и поддержки?

- Как вы понимаете слова:

- Деточка,

Все мы немножко лошади.

Каждый из нас по-своему лошадь…

- Какие неологизмы В.Маяковского вы отметили в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»?

- Сформулируйте вывод (люди и животные - звенья одной цепи, всем бывает больно и страшно. В стихотворении - победа жизни над смертью, добра над злом. Оптимизм В. Маяковского выражен в словах: «И стоило жить, и работать стоило». В них и смысл жизни, и цель творчества самого поэта).

- Прокомментируйте вашу иллюстрацию к произведению (Слайд 12)

Задания для 3 группы.

- Перескажите (кратко) содержание рассказа «Юшка».

- Какие эпизоды произведения вас особенно потрясли?

- Запомнились ли вам картины природы в рассказе?

- Почему Юшка верит, что дети его любят? Как об этом говорит автор?

- Как автор объясняет, почему взрослые обижали Юшку?

- А сам Юшка умел любить? Что он делал для любви?

- Как Юшке удалось сохранить доброжелательное отношение к людям и миру?

- Хотел ли весёлый прохожий смерти Юшки? Можно ли сделать вывод, что иногда душевная чёрствость может стоить людям жизни?

- «Однако без Юшки жить людям стало хуже…». Как вы прокомментируете эти слова?

- Как вы думаете, в чём смысл жизни Юшки?

III Итоговая беседа.

- Что же объединяет эти произведения? («Кусака» - отношение к животным, «Хорошее отношение к лошадям» - отношение к животным и людям, «Юшка» - отношение к людям)

- Попробуйте после всего сказанного на уроке дополнить ваши правила поведения порядочного человека, правила, обязательные при отношении к окружающим нас людям и животным.

(учащиеся предлагают свои правила жизни, озвучивают, записывают их в рабочие тетради по литературе)

Учитель подводит итог урока и говорит о том, что следовать подобным правилам не всегда просто, но необходимо, чтобы сберечь свою душу.

IV Домашнее задание:

Написать отзыв о любом из произведений, о котором говорилось на уроке.


© 2010-2022