- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа элективного курса «Секреты пунктуации» для 9 класса
Программа элективного курса «Секреты пунктуации» для 9 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Стасенко Н.П. |
Дата | 05.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Секреты пунктуации» для 9 класса разработана на основе:
-
авторской программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки РФ, под редакцией Н.Г.Гольцовой ,М, «Русское слово»,2010г.
-
с примерной программой основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения и обязательным минимумом содержания, установленным приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,
-
с приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 9 марта 2004 г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»,
-
с приказом департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области №840 от 30.08.2013 г. «О внесении изменений в приказ департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27. 07.2012 №760»,
-
с учебным планом МКОУ «Ольховатская СОШ» на 2014 - 2015 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа элективного курса «Секреты пунктуации» - новая модель современного школьного курса для уч-ся 9 класса. Она построена в основном на углубленном изучении главных членов предложения.
Программа включает в себя:
- теоретический материал;
- задания практического характера;
- задания и вопросы занимательного характера.
Программа элективного курса по русскому языку составлена на основе КИМов для выпускников 9 класса.
Элективный курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 9 классе. Вид элективного курса предметно-ориентированный. Предполагаемый курс подготовки к ОГЭ позволит снять эмоциональное напряжение учащихся на экзамене, так как они будут иметь возможность более тщательно готовиться к экзаменационным испытаниям. В работу курса включены тестовые задания КИМов.
Курс «Секреты пунктуации» систематизирует знания учащихся, полученные в 5-9 классах, способствует глубокому повторению трудных или наиболее значимых тем. Совершенствование навыков пунктуации и отработка части С является целью электива. Курс имеет практическую направленность. Он необходим, так как способствует повторению и закреплению материала, знание которого важно при сдаче экзамена в 9 классе. Наибольшее количество часов отводится на практические занятия по синтаксису и пунктуации, так как именно эти ошибки чаще всего доводят работу школьника да неудовлетворительной оценки.
Основная цель элективного курса: формирование языковой, коммуникативной, лингвокультурологической компетенции учащихся, развитие их логического мышления, креативных возможностей.
Данная цель предполагает решение ряда задач, важнейшими из которых являются:
-
повторение, обобщение и систематизация теоретических сведений по разделу «Пунктуация»;
-
знакомство со структурой заданий С1 и С2;
-
совершенствование правописных (прежде всего пунктуационных) умений и навыков учащихся;
-
обогащение грамматического строя речи учащихся на основе синтаксической синонимии;
-
отработка приёмов сжатия текста (исключение, упрощение и обобщение);
-
формирование потребности формулировать тезис, аргументировать и писать вывод сочинения - рассуждения.
Факультативные занятия выполняют следующие функции:
-
обучающую (позволяют совершенствовать учебно-языковые и коммуникативные умения и навыки учащихся);
-
диагностирующую (дают возможность оценить степень усвоения лингвистического (синтаксического) материала, сформированность правописных (пунктуационных) умений и навыков;
-
познавательную (как правило, содержат новую для учащихся информацию);
-
развивающую (развивают самостоятельность мышления, смекалку, учат логически рассуждать, аргументировать свою позицию);
-
стимулирующую (развивают потребность в самообразовании, стимулируют обращение к разнообразной лингвистической литературе: справочного, учебного, научного, научно-популярного характера).
На факультативных занятиях по синтаксису и пунктуации целесообразно использовать такие формы работы, как практикумы, тесты (в том числе компьютерные), активные методы обучения: решение познавательных задач, подготовка учебных сообщений, аргументирование тезисов.
Место электива «Секреты пунктуации» в учебном плане.
Согласно учебному плану МКОУ «Олховатская СОШ» на 2014-2015 уч. г. на изучение элективного курса «Секреты пунктуации» отводится 17 часов( из расчёта 0,5 часа в неделю) из часов компонента образовательного учреждения.
Результаты обучения.
В результате изучения курса уч-ся должны знать:
-
строение, значение и функции основных синтаксических единиц;
-
типологию простого и сложного предложения, типологию сказуемого, второстепенных членов предложения, односоставных предложений;
-
виды чужой речи;
-
признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте;
-
основные правила постановки знаков препинания в простом предложении, в сложном предложении; в предложениях, передающих чужую речь;
-
выдающихся учёных-лингвистов;
уметь:
-
производить синтаксический и пунктуационный разбор простых и сложных предложений, предложений с прямой речью;
-
правильно расставлять знаки препинания в предложении и тексте в соответствии с изученными правилами пунктуации;
-
пользоваться справочниками по правописанию, дополнительной учебной литературой.
Ученики должны иметь представление:
-
о структуре экзаменационной работы по русскому языку;
-
сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
-
содержание заданий ОГЭ. Для реализации данной рабочей программы используются следующие учебно-методические пособия:
-
.Валгина, Н. С. Русский язык: Трудности современной пунктуации. 8-11 классы /
Н. С. Валгина. - М., 2000. -
Граник, Г. Г. Секреты пунктуации / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко. - М., 1987.
-
Долбик, Е. Е. Сборник экзаменационных материалов по русскому языку для общеобразовательных учреждений (уровень общего базового образования) : тексты диктантов / авт.-сост. Е. Е. Долбик, Р. С. Сидоренко, Т. А. Дикун. - Минск : НИО; Аверсэв, 2009
Содержание тем и разделов электива «Секреты пунктуации»».
-
Русская пунктуация как система (2ч)
Краткие сведения из истории русской пунктуации.
Почему так дружат синтаксис и пунктуация? Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный. Состав знаков препинания в русском языке. Функции знаков препинания. Пунктуация и интонация. Сочетание знаков препинания. Факультативные и вариативные знаки препинания.
-
Простое предложение как синтаксическая единица(2ч)
Чем отличается предложение от других синтаксических единиц? Что делает предложение предложением? Признаки предложения, его отношение к слову и словосочетанию. Значение, строение и функции предложения.
-
Сложное предложение(1ч)
Как правильно определить количество частей в сложном предложении?
Могут ли причинно-следственные отношения выражаться в сложносочинённом предложении?
Как правильно построить структурную схему сложного предложения?
От чего зависит тип придаточной части в сложноподчинённом предложении?
Могут ли одинаковые средства связи присоединять разные типы придаточных частей в сложноподчинённом предложении?
Какие смысловые отношения могут складываться между частями бессоюзного предложения?
«Подводные камни» синтаксического и пунктуационного разбора сложных предложений.
-
Структура ОГЭ(2 ч)
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.
-
Часть 1(С1). (4 ч)
Задание С1. Сжатое изложение. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёмов исключение, упрощение и обобщение. Выбор приемов сжатия.
-
Часть 3(С2). (5 ч)
Сочинение - рассуждения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2. Структура сочинения - рассуждения. Учимся формулировать тезис, аргументировать и писать вывод сочинения - рассуждения. Отработка С2. Практикум.
-
Обобщение(1ч.) Тест в формате ОГЭ.
Календарно-тематическое планирование.
№
Тема курса
Часы
Дата
Русская пунктуация как система.
1
Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный.
1
2
Функции знаков препинания. Интонация. Сочетание знаков препинания.
1
Простое предложение как синтаксическая единица.
3
Значение, строение и функции предложения.
1
4
Особенности синтаксического и пунктуационного разбора осложнённых простых предложений.
1
Сложное предложение.
5
Смысловые отношения между частями БСП. Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений.
1
Структура ОГЭ.
6
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.
1
7
Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.
1
Часть 1
8
Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.
1
9
Задание С1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёмов ИСКЛЮЧЕНИЕ и ОБОБЩЕНИЕ.
1
10
Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма УПРОЩЕНИЕ.
1
11
Задание С1. Выбор приемов сжатия. Практикум.
1
Часть 3
12
Задание С2. Сочинение - рассуждения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2. Структура сочинения - рассуждения.
1
13
Задание С2. Учимся формулировать тезис.
1
14
Задание С2. Учимся аргументировать.
1
15
Задание С2. Учимся писать вывод сочинения - рассуждения на лингвистическую тему.
1
16
Отработка С2. Практикум.
1
Обобщение.
17
Тест в формате ОГЭ.
1