Программа элективного курса «Секреты пунктуации» для 9 класса

Программа элективного курса «Секреты пунктуации» - новая модель современного школьного курса для уч-ся 9 класса. Она построена в основном на углубленном изучении главных членов предложения.  Программа  включает в себя: - теоретический материал; - задания практического характера; - задания и вопросы занимательного характера.  Программа элективного курса по русскому языку составлена на основе КИМов для выпускников 9 класса.  Элективный курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 9 классе. Вид элективного курса предметно-ориентированный. Предполагаемый курс подготовки к ОГЭ позволит снять эмоциональное напряжение учащихся на экзамене, так как они будут иметь возможность более тщательно готовиться к экзаменационным испытаниям. В работу курса включены тестовые задания КИМов.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Секреты пунктуации» для 9 класса разработана на основе:

  • авторской программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки РФ, под редакцией Н.Г.Гольцовой ,М, «Русское слово»,2010г.

  • с примерной программой основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения и обязательным минимумом содержания, установленным приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,

  • с приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 9 марта 2004 г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»,

  • с приказом департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области №840 от 30.08.2013 г. «О внесении изменений в приказ департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27. 07.2012 №760»,

  • с учебным планом МКОУ «Ольховатская СОШ» на 2014 - 2015 учебный год.

Общая характеристика учебного предмета.

Программа элективного курса «Секреты пунктуации» - новая модель современного школьного курса для уч-ся 9 класса. Она построена в основном на углубленном изучении главных членов предложения.

Программа включает в себя:

- теоретический материал;

- задания практического характера;

- задания и вопросы занимательного характера.

Программа элективного курса по русскому языку составлена на основе КИМов для выпускников 9 класса.

Элективный курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 9 классе. Вид элективного курса предметно-ориентированный. Предполагаемый курс подготовки к ОГЭ позволит снять эмоциональное напряжение учащихся на экзамене, так как они будут иметь возможность более тщательно готовиться к экзаменационным испытаниям. В работу курса включены тестовые задания КИМов.

Курс «Секреты пунктуации» систематизирует знания учащихся, полученные в 5-9 классах, способствует глубокому повторению трудных или наиболее значимых тем. Совершенствование навыков пунктуации и отработка части С является целью электива. Курс имеет практическую направленность. Он необходим, так как способствует повторению и закреплению материала, знание которого важно при сдаче экзамена в 9 классе. Наибольшее количество часов отводится на практические занятия по синтаксису и пунктуации, так как именно эти ошибки чаще всего доводят работу школьника да неудовлетворительной оценки.

Основная цель элективного курса: формирование языковой, коммуникативной, лингвокультурологической компетенции учащихся, развитие их логического мышления, креативных возможностей.

Данная цель предполагает решение ряда задач, важнейшими из которых являются:

  • повторение, обобщение и систематизация теоретических сведений по разделу «Пунктуация»;

  • знакомство со структурой заданий С1 и С2;

  • совершенствование правописных (прежде всего пунктуационных) умений и навыков учащихся;

  • обогащение грамматического строя речи учащихся на основе синтаксической синонимии;

  • отработка приёмов сжатия текста (исключение, упрощение и обобщение);

  • формирование потребности формулировать тезис, аргументировать и писать вывод сочинения - рассуждения.

Факультативные занятия выполняют следующие функции:

  • обучающую (позволяют совершенствовать учебно-языковые и коммуникативные умения и навыки учащихся);

  • диагностирующую (дают возможность оценить степень усвоения лингвистического (синтаксического) материала, сформированность правописных (пунктуационных) умений и навыков;

  • познавательную (как правило, содержат новую для учащихся информацию);

  • развивающую (развивают самостоятельность мышления, смекалку, учат логически рассуждать, аргументировать свою позицию);

  • стимулирующую (развивают потребность в самообразовании, стимулируют обращение к разнообразной лингвистической литературе: справочного, учебного, научного, научно-популярного характера).

На факультативных занятиях по синтаксису и пунктуации целесообразно использовать такие формы работы, как практикумы, тесты (в том числе компьютерные), активные методы обучения: решение познавательных задач, подготовка учебных сообщений, аргументирование тезисов.

Место электива «Секреты пунктуации» в учебном плане.

Согласно учебному плану МКОУ «Олховатская СОШ» на 2014-2015 уч. г. на изучение элективного курса «Секреты пунктуации» отводится 17 часов( из расчёта 0,5 часа в неделю) из часов компонента образовательного учреждения.

Результаты обучения.

В результате изучения курса уч-ся должны знать:

  • строение, значение и функции основных синтаксических единиц;

  • типологию простого и сложного предложения, типологию сказуемого, второстепенных членов предложения, односоставных предложений;

  • виды чужой речи;

  • признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте;

  • основные правила постановки знаков препинания в простом предложении, в сложном предложении; в предложениях, передающих чужую речь;

  • выдающихся учёных-лингвистов;

уметь:

  • производить синтаксический и пунктуационный разбор простых и сложных предложений, предложений с прямой речью;

  • правильно расставлять знаки препинания в предложении и тексте в соответствии с изученными правилами пунктуации;

  • пользоваться справочниками по правописанию, дополнительной учебной литературой.

Ученики должны иметь представление:

  • о структуре экзаменационной работы по русскому языку;

  • сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;

  • содержание заданий ОГЭ. Для реализации данной рабочей программы используются следующие учебно-методические пособия:

  • .Валгина, Н. С. Русский язык: Трудности современной пунктуации. 8-11 классы /
    Н. С. Валгина. - М., 2000.

  • Граник, Г. Г. Секреты пунктуации / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко. - М., 1987.

  • Долбик, Е. Е. Сборник экзаменационных материалов по русскому языку для общеобразовательных учреждений (уровень общего базового образования) : тексты диктантов / авт.-сост. Е. Е. Долбик, Р. С. Сидоренко, Т. А. Дикун. - Минск : НИО; Аверсэв, 2009

Содержание тем и разделов электива «Секреты пунктуации»».

  1. Русская пунктуация как система (2ч)

Краткие сведения из истории русской пунктуации.

Почему так дружат синтаксис и пунктуация? Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный. Состав знаков препинания в русском языке. Функции знаков препинания. Пунктуация и интонация. Сочетание знаков препинания. Факультативные и вариативные знаки препинания.

  1. Простое предложение как синтаксическая единица(2ч)

Чем отличается предложение от других синтаксических единиц? Что делает предложение предложением? Признаки предложения, его отношение к слову и словосочетанию. Значение, строение и функции предложения.

  1. Сложное предложение(1ч)

Как правильно определить количество частей в сложном предложении?

Могут ли причинно-следственные отношения выражаться в сложносочинённом предложении?

Как правильно построить структурную схему сложного предложения?

От чего зависит тип придаточной части в сложноподчинённом предложении?

Могут ли одинаковые средства связи присоединять разные типы придаточных частей в сложноподчинённом предложении?

Какие смысловые отношения могут складываться между частями бессоюзного предложения?

«Подводные камни» синтаксического и пунктуационного разбора сложных предложений.

  1. Структура ОГЭ(2 ч)

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.

  1. Часть 1(С1). (4 ч)

Задание С1. Сжатое изложение. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёмов исключение, упрощение и обобщение. Выбор приемов сжатия.

  1. Часть 3(С2). (5 ч)

Сочинение - рассуждения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2. Структура сочинения - рассуждения. Учимся формулировать тезис, аргументировать и писать вывод сочинения - рассуждения. Отработка С2. Практикум.

  1. Обобщение(1ч.) Тест в формате ОГЭ.

Календарно-тематическое планирование.

Тема курса

Часы

Дата

Русская пунктуация как система.



1

Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный.

1


2

Функции знаков препинания. Интонация. Сочетание знаков препинания.

1



Простое предложение как синтаксическая единица.


3

Значение, строение и функции предложения.

1


4

Особенности синтаксического и пунктуационного разбора осложнённых простых предложений.

1



Сложное предложение.



5

Смысловые отношения между частями БСП. Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений.

1



Структура ОГЭ.



6

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

1


7

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.

1



Часть 1



8

Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

1


9

Задание С1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёмов ИСКЛЮЧЕНИЕ и ОБОБЩЕНИЕ.

1


10

Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма УПРОЩЕНИЕ.

1


11

Задание С1. Выбор приемов сжатия. Практикум.

1



Часть 3



12

Задание С2. Сочинение - рассуждения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2. Структура сочинения - рассуждения.

1


13

Задание С2. Учимся формулировать тезис.

1


14

Задание С2. Учимся аргументировать.

1


15

Задание С2. Учимся писать вывод сочинения - рассуждения на лингвистическую тему.

1


16

Отработка С2. Практикум.

1



Обобщение.



17

Тест в формате ОГЭ.

1



© 2010-2022