Самоанализ урока русского языка во 2 классе по теме Безударные гласные

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование информационно-коммуникативных технологий

в работе учителя начальных классов.

Сегодня невозможно представить учебный процесс без использования информационно-коммуникативных технологий. Информационно-компьютерная грамотность является важной частью профессиональных знаний и умений учителя. Информационные технологии становятся инструментом формирования учебных действий учащихся.

Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения стало неотъемлимой частью преподавания. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и усваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным навыком.

Мне, как учителю начальных классов, ИКТ очень помогают в достижении этой цели. Информационно-коммуникативные технологии я применяю :

  • при создании дидактических материалов: карточки, тестовые задания, диктанты, контрольные работы. Результат: повышается производительность труда учителя и обучающихся на уроке; увеличивается объём использования наглядности на уроке; экономится время учителя при подготовке к уроку.

  • при создании интерактивных компьютерных тестов с помощью тестовых оболочек. Результат: происходит оперативный контроль знаний, благодаря чему значительно экономится время учителя, повышается интерес обучающихся к предмету, создаются условия для индивидуальной работы, ученики приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала.

  • при использовании ресурсов интернета: электронные словари, энциклопедии, справочники, сборники правил и нормативные документы, программы, методические разработки, научные статьи. Результат: происходит систематизация полученных знаний, сформировываются навыки самостоятельной работы и самоконтроля, мотивации к учению.

  • при создании мультимедийных презентаций для любого этапа урока. Результат: урок обогащается эмоционально, расширяется общий кругозор обучающихся, у них появляется интерес к предмету познания, повышается производительность труда и учителя и учеников на уроке. У обучающихся формируются учебно- информационные умения и навыки.

Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Я разрабатываю мультимедийные презентации и с успехом использую их на уроках ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, интегрированных уроках, контроле ЗУН. При этом для ребёнка компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.

На конкурс была представлена одна из моих презентаций, разработанная к уроку русского языка во 2 классе.

Урок, представленный вашему вниманию, предпоследний в разделе « Буквы безударных гласных в корне слова»….

Тема: «Обобщение по разделу: Безударные гласные в корне слова".

При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности учеников 2 класса, все учащиеся которого имеют положительную мотивацию к учебной деятельности.

Цель деятельности учителя: Создать условия для формирования и проверки умения находить безударные гласные в корне слова и проверять их.

Планируемые результаты:

Предметные:

• Умеют находить в словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки;

• Умеют находить проверочные слова с помощью подбора слов-родственников или изменения формы слова;

• Имеют представление о единообразном написании слова;

• Понимают значение верного написания слов для различения их по смыслу.

Метапредметные:

• Познавательные УУД: делают выводы о результате совместной работы группы;

• Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; работают по предложенному учителем плану;

• Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме, высказывают своё предположение (версию) на основе работы с материалом, данным учителем (карточки, презентационные слайды, учебник).

Личностные:

• Осознают роль языка в речи и жизни людей;

• Понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают;

• Обращают внимание на особенности устных и письменных высказываний своих одноклассников.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации изученного

Форма урока: урок - закрепление

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Методы: словесный, частично - поисковый, наглядный.

Оборудование: классная доска, экран, мультимедийный проектор,

разноуровневые карточки со словами; компьютер, презентация,

видеоролик "Маленький ёжик", видеоклип "Бедный ёжик", видеоролик "Берегите природу"; видеопрезентация "История с мячом", конверты с яблочками; индивидуальные листы для диагностики;

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, видеоролики.

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап закрепления изученного материала. При закреплении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

по виду источника информации:

  • словесные (объяснение, беседа с учащимися);

  • наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);

  • практические (работа с карточками)

по виду учебной деятельности:

  • проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Для активизации познавательной активности учащихся, повышения качества усвоения материала на уроке использовались информационные компьютерные средства.

Использование ИКТ способствовало поддержанию высокого темпа работы учащихся. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено.

Урок начинается с организационного момента.

Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Оргмомент, имеет своей целью организовать внимание учащихся, настроить на серьезную работу. Я считаю, что данный этап играет очень серьёзную воспитательную роль, так как здесь формируется умение себя мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться, и именно на этом этапе закладывается характер взаимоотношений учителя и класса.

Урок я начала с выбора девиза, для успешной работы, я часто применяю такой приём в начале урока, который мобилизирует на работу, ученики быстро придумывают или применяют уже использованные девизы ранее. На этом этапе при помощи хлопков, жестов, улыбки учащиеся желают друг другу удачи, такой приём даёт повышенный настрой на работу. (Слайд 2)

С целью создания положительного эмоционально-психологического настроя на урок - демонстрация слайда "Улыбнись новому дню". Дети дарят улыбки друг другу и пожелания успешной работы на уроке. (Слайд 3)

Следующий слайд (Слайд 4) был создан с целью организации коммуникативного взаимодействия для введения в учебную деятельность.

На данном этапе урока содержится работа творческого характера при составлении пословицы с целью развития речи и творческих. способностей детей.

Ребятам предлагается составить пословицу из рассыпанных слов и объяснить её смысл. При этом происходит развитие кругозора учащихся, имеет место межпредметная связь с окружающим миром, это задание способствует расширению словарного запаса, развивает речь. (Слайды 4, 5).

Следующий этап урока - выявление затруднений и постановка проблемы, на мой взгляд, самый важный, так как на этом этапе формулируется тема, определяются задачи урока, и, главное, происходит оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. От того, насколько будет организована работа на данном этапе, будет зависеть заинтересованность и успешность в открытии нового знания.

На этом этапе использовался прием создания проблемной ситуации через просмотр звуковой презентации. Прослушав и проанализировав ситуацию, дети осознали, что испытывают затруднения при встрече с орфограммой безударной гласной и эту трудность надо преодолеть. Удачно получилась формулировка проблемы - дети самостоятельно сформулировали ее. (Слайд 6)

Далее с целью осуществления межпредметных связей, оживления интереса к уроку и поддержания внимания предлагается загадка, отгадав которую дети узнают кто будет их помощником на уроке - это наш старый знакомый -ёжик. Ребята радуются и поют любимую песенку ёжика, выполняя движения, инсценирующие слова песенки. Такая музыкальная физминутка снимает напряжение, повышают работоспособность. ( Слайд 7. Видеоролик "Маленький ёжик").

Перед выполнением письменных работ ёжик предлагает выполнить пальчиковую гимнастику (Слайд 8). Это упражнение проводится через использование здоровьесберегающей технологии и компьютерной технологии (элементы анимации в презентации помогают детям считать грибочки и загибать пальчики).

На этапе проведения минутки чистописания дети озвучивают с какой целью мы проводим этот вид работы. Подобранные задания в рамках данного вида работы способствуют развитию у второклассников внимательности, аккуратности, старания в письме. Оформление показа выполняется с использованием ярких картинок, что привлекает внимание детей и способствует развитию интереса к обучению. Эффекты анимации оживляют работу, помогают выполнению задания с увлечением.

Слайд 9 предназначен для того, чтобы дети сами определили, какие буквы возьмём на минутку чистописания. Для этого необходимо сгруппировать предлагаемы на слайде 9 слова по признаку схожести, вставить пропущенные буквы (устно подбирая проверочные слова и называя способ проверки). Работа проходит с помощью наглядности (картина с изображением яблони, на которой магнитами прикреплены яблоки с буквами а, о, е, и, я). Дети срывают яблочки, прикрепляют на месте пропущенной буквы, записывают с объяснением букву на доске.

По содержанию слайда 11 проводится обобщение о гласных звуках (наиболее опасных гласных, гласных, не вызывающих затруднений при письме, и пр.).

Далее дети записывают слова с проверяемой безударной гласной, вставляя пропущенные буквы и записывая проверочное слово.

Слайд 12 предназначен для самопроверки, необходимой для того, чтобы учащиеся приобретали навыки самоконтроля за усвоением учебного материала.

На следующем этапе была проведена словарная работа, с целью обогащения словарного запаса и интеллектуального развития учащихся. Здесь идёт фронтальная работа, в процессе которой дети отгадывают слово с помощью транскрипции, (Слайд 13) проговаривают его, находят ударный слог, объясняют правописание слабой позиции. Появляется запись слова (Слайд 14).

Ученики записывают слово, выделяют орфограмму, ставят ударение. Затем выясняют значение этого слова из своего жизненного опыта, происхождение слова, наблюдают за тем, что слово имеет несколько значений (Слайд 15) и делают вывод, что слово "яблоко" - многозначное. (Слайд 16)

Далее организуется работа по подбору однокоренных слов, с записью в тетрадь. Делается вывод о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково. Затем происходит выделение слова "яблоко" в фразеологизмах, пословице (слайд 17). Слайд 18 помогает детям раскрыть смысл пословицы Яблоко от яблони недалеко падает.

Дополнительная информация. Здесь выясняется почему ежика часто изображают с яблоками? (показ аппликации "Ёжик с яблоками").

После выполнения интеллектуальных и письменных видов работ проводится физминутка, которую помогает провести наш помощник на уроке - ёжик. Физминутка в виде подвижного танца и ритмичных движений, с целью полного расслабления, дружеского отношения к одноклассникам, переключения внимания на интересные подробности из жизни ежей)

(Просмотр музыкального видеоролика "Бедный ёжик"с выполнением танцевальных движений.)

Следующим этапом урока является самостоятельная работа с текстом, которая способствует созданию познавательного интереса к изучаемому материалу, позволяет проверить объем и качество знаний на данном этапе, актуализировать опорные знания.

В процессе выполнения задания (вставить пропущенные безударные гласные, устно доказывая выбор букв) внимание акцентируется на правило темы урока. Такое задание хорошо развивает орфографическую зоркость. Учащимся гораздо интереснее (хотя и сложнее) самим найти орфограммы, чем действовать по подсказке учителя или учащихся. В ходе работы использовался частично - поисковый метод. При работе с тестом также используется уровневая дифференциация, которая учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка. (работа в парах). ( Слайд 19).

Дополнительное общее задание для всех учащихся в классе даётся с целью

организации творческой работы: придумать и записать продолжение к тексту о том, какую пользу приносят ежи. Проводится фронтальная проверка составленных предложений.

По содержанию слайда 20 проводится взаимная проверка записанных текстов.

Слайд 21 иллюстрирует дополнительную информацию о новорожденных ежиках. На данном этапе демонстрируется фрагмент видеоролика "Новорожденные ёжики". Дети с восхищением смотрят на только что появившихся на свет маленьких ежат и узнают подробности из жизни новорожденных ежат.

Закрепление и контроль полученных знаний осуществляется через проведение графического диктанта. Этот вид работы дети выполняют особенно увлечённо, т.к. они сразу же могут увидеть и оценить результат своего труда. Полученная фигура говорит о правильном выполнении задания. (Слайд 22).

Последний этап - рефлексия. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Учащиеся оценили не только впечатления от урока, но и уровень своих знаний по изучаемой теме.

На данном этапе я вместе с учащимися подвожу итог урока, дети сообщают о своём отношении к уроку.

Слайд 23 возвращает ребят к началу уроку- к пословице. Беседа о том, стали ли мы мудрее за этот урок и в чём? Достигли ли мы поставленной цели.

Ребята объясняют, что усвоили, пригодится ли это в дальнейшей жизни. Возвращаемся к девизу и определяем, подошёл ли данный девиз к нашему уроку Учащиеся сами говорят, что хорошо потрудились, много сделали - девиз был подобран правильно.

Домашнее задание предлагаются разного уровня (красные, жёлтые и зелёные карточки), каждый ученик может выбрать задание по своим способностям.

Слайд 24 - Дети дают оценку своей деятельности, прикрепляют яблочко на экран (слайд с изображением ёжика. Цвет яблочек - красные и зелёные. Цвет яблока показывает доволен ученик своей работой на уроке или что-то ещё не получается и надо ещё потрудиться.

Обоснованием разработанной презентации является невозможность использования большого количества иллюстрационного материала. Это даёт возможность качественно предоставить объёмную учебную информацию. Презентация содержит необходимый для повторения по теме учебный материал, задания, контролирующие обучающихся на сформированность теоретических и практических умений и навыков.. Она позволяет повысить наглядность учебного материала и может быть использована в качестве: наглядного пособия на уроке; площадки для выполнения заданий на закрепление пройденного материала; материала для проведения опроса учащихся; иллюстративного материала, сопровождающего ответы учащихся. Мультимедийные компоненты органично вписываются в структуру и содержание данного урока, используются на всех структурных этапах урока, являются их связующим звеном.

Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде. Что я и практикую в своей работе.

Спасибо за внимание.








© 2010-2022