Тема: Совершенствование навыка использования изобразительных средств

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Совершенствование навыка использования изобразительных средств на уроках русского языка

5 класс

Цель:

Закрепить пройденный материал по теме «Лексика»,осуществить контроль знаний, умений и навыков учащихся по пройденным темам.

Развивать устную и письменную речь; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения; повысить интерес к русскому языку.

Воспитывать интерес к языку, любознательность, трудолюбие.

Ход урока

  1. Организационный момент

Наша задача - систематизировать изученное, выявить степень усвоения полученных знаний и готовность решать тесты по этому разделу

  1. Объявление темы урока (целеполагание)

Сегодня познакомимся с типами заданий по лексике и фразеологии, повторим и закрепим основные термины, изучаемые в разделе «Лексика и фразеология», учиться использовать их в своей речи, обогащая ее синонимами, антонимами, фразеологизмами.

Словарный запас современного образованного человека должен составлять, по мнению учёных, от 20 тысяч до 24 тысяч слов. Но чаще всего бывает у нас так, как в стихотворении А. Барто (чтение учащимися).

Заранее, заранее всё было решено:

У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне, что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
- Они ползут, а он им - раз!
А тут как раз она ползла.
А он как даст ему со зла!
Они ей - раз! Она им - раз!
Но тут как раз её он спас,
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я ещё мала:
Я ничего не поняла!

III. Актуализация знаний(5 минут)

1. «Мозговой штурм». Беседа по вопросам.

- Что изучает лексика? (Словарный состав языка. )

- Каково общее деление слов по значению? (Однозначные и многозначные.)

- Какие группы слов вам известны? Дайте определения этим группам, приведите примеры.

(Синонимы - слова, сходные, близкие по значению: красный - алый, будто - словно. )

(Антонимы - слова, противоположные по значению: север - юг, далекий - близкий. )

(Омонимы - слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение: брак, гриф, мешать, бор, кисть. )

(Омофоны - слова, которые различно пишутся, но произносятся одинаково: код - кот, пруд - прут, чистота - частота. )

(Омографы - слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по - разному: замок - замок, мука - мука, парить - парить. )

(Омоформы - разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах: лечу, мой, стекло, печь. )

(Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, имеющие единое лексическое значение: бить баклуши - бездельничать, сломя голову - быстро)

(Паронимы - слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу: страшный - страстный, невежа - невежда, искусный - искусственный.)

Текст заранее распечатан.

Закат

Когда с утра до вечера сеял дождь, березка сникала и безропотно мокла. Случалось, перед самым закатом у горизонта открывалось чистое небо и на березовую вершину садилось отдохнуть солнце, будто сказочная жар-птица. Запутавшись в ветвях, солнце рассыпалось пучками лучей. Скошенное поле вдруг озарялось низким, тревожным отсветом, вспыхивала и становилась отчетливо заметной каждая серебряная нитка паутины…

Прочитать.

О чем текст?

Озаглавьте текст . Закат

Определите основную тему текста. Красота захода солнца.

Объяснить орфограммы.

Найдите слова, употребленные в переносном значении.

Художники бывают разные. Одни художники рисуют кистью. А другие - словом. А слово в переносном значении помогает художнику сделать эту картину яркой и образной. В каждом художественном произведении мы встретим такие средства.

Давайте прочитаем шуточное стихотворение. На каком лексическом явлении основано данное стихотворение? Найдите омонимы и их разновидности.

Бобёр, в Лисе души не чая,
К ней заглянул на чашку чая
И вежливо спросил: "Не помешал?"
Лиса в ответ: "Ах, что вы, друг, напротив!"
И села в кресло мягкое напротив,
И ложечкою чай он помешал.

Мы уже знаем, что омонимы - слова, которые произносятся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Являются ли омонимами следующие пары слов:

порок - парок?
острая пила - пила компот?
простынь - простынь?

Все эти пары являются омонимами, разными видами омонимов.

Порок - парок - это слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение. Такие слова называются омофоны. Примеры в русском языке: порог - порок - парок, луг - лук, плод - плот, бал - балл, предать - придать.

Острая пила - пила компот - слова, которые одинаково звучат лишь в некоторых грамматических формах и при этом чаще всего принадлежат к разным частям речи. Это омоформы. Например: лечу самолетом и лечу горло.

Простынь - простынь - это слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (в русском языке чаще всего из-за различий в ударении). Это омографы.

е́ду - еду́
пи́ща - пища́
пла́чу - плачу́
про́пасть - пропа́сть.


Первичная проверка понимания нового материала. Групповая работа.

Давайте разделимся на группы по 4 человека. Каждая группа получает карточку с заданием. Вам необходимо отгадать загадки с использованием омонимов.

В тетради я бываю
Косая и прямая.
В другом своем значении
Я планка для черчения.
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю. (линейка)

Первая в норке иль в щелке живет,
Кот ее выхода радостно ждет.
Дружит вторая с компьютером нашим,
Держат в руке ее Кати и Маши.
Ну а под третью, коль что-то болит,
Градусник ставит всегда Айболит. (мышка)

Первые все мы в игре набираем,
Если их больше - в игре побеждаем.
Зренье вторые нам все улучшают,
Летом от солнца глаза защищают. (очки)

Первое шумно из пушки стреляет.
Ну а второе спортсмены метают.
Третье в скорлупке ореха найдешь,
Если зубами его разгрызешь. (ядро)

Первую находим, вычисляем,
Много формул для нее мы знаем.
На второй же митинги, парады,
Погулять по ней всегда мы рады. (площадь)

Первую утром девчонки плетут,
Сено косить все вторую берут,
Третья у речки песчаной бывает.
Кто ж это слово быстрей отгадает? (коса)

Первая ярко на небе сверкает,
Дождь и грозу нам она предвещает.
А вот вторую в одежде найдете,
Быстро со скрипом ее застегнете. (молния)

Первый можно завязать,
Если папин галстук взять.
А второй, словарь листая, -
Мера скорости морская. (узел)

Проверка выполнения групповой работы.

Тест.

1. Словарный состав языка изучает наука:

А) фонетика
Б) синтаксис
В) лексикология
Г) пунктуация

2. Слово употреблено в переносном значении в обоих словосочетаниях:

А) каменное сердце, строить мост
Б) жар солнца, каменное здание
В) золотые слова, строить планы

3. В каком ряду слова являются многозначными:

А) звезда, искусственный, каменный;
Б) единственный, жалюзи, жокей;
В) каменистый, кафтан, композитор

Сегодня мы проверили ваши знания по теме «Лексика». Я думаю, что цели урока достигнуты и очень хочу, чтобы прослушанные сейчас замечательные слова послужили вам добрым советом:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши:

Оно бывает то свинцово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком в выси,

То медью траурной поет,

Покуда слово сам не взвесил,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И ядом радость отравить.

Им можно лед зимой расплавить,

И камень в крошку превратить.

Оно ограбит иль одарит,

Пусть ненароком, пусть любя,

Подумай, как бы не ударить.

Того, кто слушает тебя.

(Ф. Васильев, перевод с удмуртского В. Соложина)


© 2010-2022