Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Данная программа составлена для работы с детьми 4 классов к учебнику Кудиной, Новлянской (система Эльконина - Давыдова). Недельная нагрузка - 2 часа.Предметом освоения в данном курсе литературы  является отношение  «автор – художественный текст – читатель», а методом – непрерывный процесс практической литературной деятельности учеников в позициях «автора» и «читателя». Освоение этого отношения – непрерывный процесс практической литературной деятельности самих школьников то в позиции «автора», то...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Администрация муниципального образования «Бичурский район» республики Бурятия

МОУ Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа




Рассмотрена и обсуждена на МО учителей начальных классов

Протокол № ____

Дата: ____________ 2013 г.

Руководитель МО:____________

Согласована с научно-методическим советом МО Мало-Куналейской СОШ

Протокол № ___ Дата: _____ 2013 г.

Зам. директора по УВР:_________

Некипелова Л.И.

Утверждена

Приказ № ____

от ______ 2013 г.

Директор школы: _________ _______ Т.А.Смолина







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «литературное чтение» 4 КЛАСС


ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:Астрихинская Л.И.,

учитель начальных классов.












Литературное чтение

4 класс

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОСТ) №373 от 06.10.2009 г.

  • Примерная программа начального общего образования по литературе в 4 классе 2010 г.

  • Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия от 12.07.2011 г. № 1093 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Республики Бурятия, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования и науки Республики Бурятия от 03.09.2008 г. № 1168»;

  • учебно-методический комплект авторов Н.Г.Кудиной, З.Н.Новлянской: учебник «Литературное чтение» для 4 класса, допущенного Министерством образования РФ.- «Вита-Пресс» в 2-х частях,2010 ; рабочая тетрадь для 4 класса - «Вита-Пресс», 2010; методическое пособие для учителя.- «Вита-Пресс», 2010.

Данная программа представляет часть образовательной области «литературное чтение» и предназначена для учащихся 4Б класса Мало-Куналейской СОШ. В классе 17 учеников, из них 12 девочек и 5 мальчиков. Учитывая контингент учащихся ( а это то, что в классе обучаются пять второгодников, воспитанники детского дома и сельские дети), поэтому изучение тематики данной программы направлено на достижение следующей цели: поставить учеников в разные позиции (автора, читателя, критика, теоретика), помочь утвердиться в них, овладеть средствами и способами работы в каждой. В качестве литературного материала на этой линии используются произведения устного народного творчества и произведения авторской литературы ХIX-XX вв. (в основном произведения, традиционно включающиеся в круг детского чтения и школьные программы по литературе, что прежде всего обеспечивает целостность контекста отечественной культуры). Кроме того, в программу включен ряд произведений, которые обеспечивают введение ведущих понятий (точка зрения, настроение, род, жанр и т.д.) и работу с ними в разных позициях.
Освоение детьми столь значительного круга литературного материала в активной авторской и читательской позициях требует особых форм и методов обучения.
Для освоения основных позиций целесообразно использовать многократно проверенный психологами и широко применяющийся в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова метод коллективно-распределенной деятельности, согласно которому в реальном детском взаимодействии происходит занятие разных позиций, чередование, переход из одной в другую. Постоянная смена позиций обеспечивает их взаимовлияние. Вместе с тем следует помнить, что эти позиции как у автора, так и у читателя слиты, поэтому не всегда, даже в целях анализа их можно разделить. Тем не менее, необходимо отчетливо представлять основные виды работы детей, способствующие освоению детьми указанных позиций.
Основная цель курса «Литература как предмет эстетического цикла» - воспитание эстетически развитого читателя, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях, в нём отражённых.

Предметом освоения в данном курсе литературы является отношение «автор - художественный текст - читатель», а методом - непрерывный процесс практической литературной деятельности учеников в позициях «автора» и «читателя». Освоение этого отношения - непрерывный процесс практической литературной деятельности самих школьников то в позиции «автора», то в позиции «читателя». Для успешной работы в каждой из этих позиций школьнику нужна и литературно - критическая оценка, то есть работа в позиции «критика», и знание закона художественной содержательной формы - работа в позиции «теоретика»; эти знания - необходимое средство работы автора и читателя. Воспитание развитого читателя - длительный и сложный процесс приобщения ребёнка к способам и средствам работы с художественным текстом, к «секретам» авторского мастерства, «тайнам» внутреннего мира героев и радостям постижения этих тайн. Исходное отношение курса «Литература как предмет эстетического цикла» - «автор - художественный текст - читатель». Оно ориентирует учеников на воссоздание авторской точки зрения в процессе чтения и на выражение собственной точки зрения в процессе авторства. На протяжении всего четвёртого года обучения продолжается движение «сквозь жанры»: дети выводят законы построения пословицы., протяжной песни, сказки, народной драмы. Овладев сложными жанрами устного народного творчества, они уже готовы, во - первых, к работе с разными по жанровому составу произведениями авторской литературы; во - вторых, к усвоению сложнейшего понятия родового деления литературы. В четвёртом классе изучение народных песен, прежде всего протяжных, позволит детям «открыть» основные черты лирики. На материале народных сказок дети «открывают» понятие «эпос». Циклы уроков по «открытию» понятия «род литературы» позволяют осуществить полный круг смены позиций: от читателя (чтение произведения) к теоретику («открытие» ведущих особенностей рода), затем к автору (сочинение своего произведения в этом роде) и, наконец, к читателю - критику (оценка результатов собственной авторской работы). В четвёртом классе вводится такой вид творческих заданий - работа со словом, с его значением и формой. Эта работа позволяет растущему читателю «настроиться» на восприятие звуковой образности художественного текста и тех тончайших индивидуальных смыслов, которые эта образность содержит. Указанные формы работы позволяют решить главную задачу начальной школы - поставить учеников в те позиции, без которых невозможна их полноценная читательская деятельность, помочь им утвердиться в них, овладеть средствами и способами работы в каждой позиции.

Краткое изложение программного материала по разделам: 1.Введение.

2.Жанры народного творчества.

3. Эпос.

4. Лирика.

5. Драмы.

6. Определение рода литературы.

Контроль: Творческие работы - 20

Наизусть - 9

Проверка техники чтения - 6

В качестве главных задач обучения выделяем следующие:

1) открыть учащимся существование авторской и читательской позиций;

2) предоставить возможность практически действовать в них;

3) оснастить школьников средствами и способами работы в каждой позиции.

Работа в позиции «читателя» определяется двумя задачами. Первая - понять произведение так, как понимает сам автор, постараться увидеть картину мира «глазами» автора. Вторая задача - включить произведение в свой, чужой для автора, жизненный и культурный контекст, то есть выработать свою точку зрения на то, что изображает автор, согласиться с ним или вступить в спор и увидеть условный мир произведения своими, «читательскими», глазами. Обе эти задачи реализуются через специфический диалог между автором и читателем, диалог «заочный», опосредуемый художественным текстом.

Работая в позиции «автор - художник», ученик сам пытается сочинять литературные произведения художественных жанров. Мы рассматриваем работу в этой позиции как условие широкого литературного развития читателя. Быть автором важно прежде всего самому ребёнку для развития его воображения, эмоционально - эстетической сферы, овладения речью как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира человека. Работа «автора - художника» развивает особое отношение к неповторимому конкретно - чувственному облик внешнего мира, помогает «открывать» во всех проявлениях внутреннюю жизнь, родственную собственной внутренней жизни ребёнка.

Работа в позиции «автор - публицист» по своей задаче близка задаче «автор - художник» - выразить своё мнение, собственную пристрастную точку зрения. Отличие же в том, что способ и формы выражения этой точки зрения иные; не столько через художественную картину жизни, сколько через личностное высказывание, рассуждение. Работа «автора-публициста» влияет на продвижение ребёнка в других позициях, потому что «заостряет» необходимость иметь собственное мнение.

Главная задача работы в позиции «теоретик» - открытие закона художественной формы и способов создания художественного образа. Работа в позиции «теоретик» обеспечивает необходимыми средствами работу в позиции «читатель - критик» и «автор» и поэтому стержнем для всего курса. Теоретические задачи диктуют подбор художественных текстов, на материале которых происходит открытие детьми новых знаний по теории литературы. Они же направляют выбор тем для художественного творчества детей. Особенность этого стержня в том, что он внутренний. Не позволяя курсу рассыпаться на части, задавая изнутри общее движение, теория внешне выступает для детей как подсобная - как то, что помогает в их основной и наиболее привлекательной работе автора и читателя. Как средство, необходимое для успешной практики.

Знания и умения

По окончании начальной школы обучающиеся должны:

При работе в позиции «читателя - критика»:

  • знать тексты художественной литературы, рекомендованные программой для изучения и заучивания наизусть;

  • выявлять внутренний мир героев в оценке рассказчика в эпическом тексте, в оценке автора в драматическом тексте, настроение лирического героя в лирическом тексте;

  • определять фольклорные жанры: считалка, скороговорка, потешка, загадка, небылица, побасёнка, пословица, сказка (волшебная, о животных, бытовая), песня (колыбельная, протяжная), народная драма;

  • определять жанры авторской литературы: рассказ, литературная сказка, басня, пьеса, стихотворение;

  • определять способ построения текста (диалог, рассказ от имени рассказчика - героя, рассказ от имени рассказчика - повествователя);

  • выявлять роль формальных моментов в выражении позиции автора: заглавие, портрет, пейзаж, интерьер, сюжет, язык (сравнение. Метафора, звуковой рисунок, ритмический рисунок, рифма);

  • критически оценивать детские сочинения в процессе обсуждения;

  • выразительно читать эпические, драматические и лирические тексты.

При работе в позиции «автора»:

  • выражать точку зрения, характер, настроения героя в сочинении на заданную тему (от жизненных наблюдений - к замыслу);

  • сочинять произведения малых жанров (считалка, скороговорка, загадка, небылица, потешка);

  • выражать свою точку зрения в сочинении и в процессе обсуждения сочинений.

При работе в позиции «теоретика»:

  • иметь представление о литературе как искусстве слова и позициях «автора», «читателя - критика», «теоретика»;

  • иметь первоначальное представление о родах литературы (эпос, лирика, драма);

  • иметь представление о типах рассказчиков (рассказчик - герой и рассказчик - повествователь в эпосе, лирический герой - в лирике);

  • иметь представление о фольклорных жанрах: считалка, скороговорка, потешка, загадка, небылица, побасёнка, пословица, сказка (волшебная, о животных, бытовая), песня. Народная драма;

  • иметь представление о жанрах авторской литературы: литературная сказка, басня, пьеса, стихотворение;

  • иметь представление об основных элементах сюжета (завязка, кульминация, развязка);

  • иметь представление о выразительных особенностях языка (сравнение, метафора, звуковой рисунок, ритмический рисунок, рифма).


Тематическое планирование

Литературное чтение

4 класс ( 2 ч х 34 недели= 68 часов)

п/п

нрк

Тема урока

Тип урока

Формы

контроля

Понятийный

словарь

1

Наше творчество

Вводный урок

РГ, РП, диалог, «плавающая

точка зрения»

2

Автор - художественный текст

- читатель

Повторение

читатель-критик, картина

жизни,

типы построения текста

3

Природа

родного

края

«В осеннем лесу»

Обсуждение

домашних сочинений

4

М.Пришвин «Лесная капель»

Определение типа

текста

Определение типа текста

типы

построения

текста

5

А.Фет «Воздушный город»,

М.Лермонтов «Тучи»,

А.Пушкин «Туча».

Акцентное

вычитывание

лирических текстов

Заучивание наизусть

настроение,

лирический

текст

6

«Моя любимая книга»

Классное сочинение

Проверка техники

чтения

7

К.Паустовский «Подарок»

План пересказа текста

8

Ритмич. рисунок в авторской поэз.

.Повторение

Фронтальное повтор.

ритмический рисунок

10

Рифма.

Повторение

Фронтальное

повторение.

рифма.

11

Ритм, рифма, звук как

средство выразительности.

звуковой рисунок

12


Поэты

родного

края

Краски, звуки и запахи осени.

Коллективная

творческая работа.

Классное сочинение.

средства выразительности

слова

13

И.Бунин «Листопад»

Акцентное

вычитывание

лирического текста.

ритм, рифма, звукопись

14

«Жизнь природы»

Конкурс чтецов.

Чтение наизусть.

15

Выразительные возможности слов : «

«первый», «последний»

Коллективная

творческая работа.

выразительные возможности слова

16

«Первый …», «Последний …».

Обсуждение

сочинений.

17

18

19

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»

Акцентное

вычитывание

эпического текста.

Проверка техники

чтения

эпический текст

20

О сказке Г.Х.Андерсен «Гадкий

утёнок»

Классное сочинение-

отзыв

21

О сказке Г.Х.Андерсен «Гадкий

утёнок»

Обсуждение сочинений - отзывов.

Сочинение

22

Знакомьтесь -

Ганс Христиан Андерсен


23

Малые жанры народного

творчества. Поиграем в угадайку.

Повторение.

Групповая работа

малые жанры народного

творчества

24

Считалки,

потешки

бурят

Считалка. Потешка.

Повторение.

считалка, потешка

25

Бурятские

загадки

Скороговорка. Загадка

Повторение

скороговорка, загадка

26

Небылицы

бурят

Небылица. Побасёнка

Повторение

небылица,

побасёнка

27

Сочинения в малых жанрах

народного творчества

Обсуждение

сочинений

Сочинение

28

Эпос

А.П.Чехов «Ванька»

Акцентное

вычитывание

эпического текста

эпический текст

29

О рассказе А.П.Чехова «Ванька»

Классное сочинение отзыв

Проверка техники

чтения

30

О рассказе А.П.Чехова «Ванька»

Обсуждение

сочинений - отзывов.

Сочинение

31

32

Структура жанра «пословица»

пословица

33

Бурятские

народные

песни

Народная песня.

34

Структура жанра «протяжная

песня»

жанр

«протяжная

песня»

35

«Матушка, матушка, что во поле

чисто?»

Акцентное

вычитывание

протяжной песни

36


Бурятские

детские

песни

Детские песни

Обсуждение

37

38

В.М.Гаршин «Лягушка -

путешественница»

Акцентное

вычитывание

эпического текста

эпический текст

39

О сказке В.М.Гаршина «Лягушка -

путешественница»

Обсуждение

сочинений - отзывов.

40

Встреча со сказкой

Праздник

читательских

удовольствий

41

«Январская лыжня»

Коллективная и

индивидуальная

творческая работа

42

Лирика

А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из

окошка…»

Акцентное

вычитывание

лирического текста

Наизусть

лирический текст

43

С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи

голы…»

Акцентное

вычитывание

лирического текста.

Наизусть

лирический текст

44


Народные сказки: волшебные,

бытовые, о животных

45

46

Структура жанра «волшебная

сказка»

Фронтальный

жанр «волшебная сказка»

47


О стихотворении С.А.Есенина

«Пороша»

Классное сочинение - отзыв

Наизусть

48

49

Структура жанра «сказка

о животных»

жанр «сказка о животных»

50

Конкурс сказителей сказки

о животных.

сказитель

51


«Моя мама»

Классное сочинение

52

Структура жанра «бытовая сказка»


жанр

«бытовая

сказка»

53


Сходство и различие авторской и

народной сказки

авторская и

народная

сказки

54


А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и

рыбке».

Акцентное

вычитывание

авторской сказки

Фронтальный

авторская сказка

55


А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Акцентное

вычитывание

авторской сказки

Фронтальный

авторская сказка

56


Конкурс чтецов сказок

Пушкина А. С.

Проверка техники

чтения

57


Внутренний мир героя

Обобщение

Фронтальный,

групповой

58

Роды литературы. Эпос. Лирика


роды лит-ры, эпос, лирика


59


«Вороны» (различие лирики, эпоса)

лирика,

эпос

60

Драма

Драма как род литературы.

Структура жанра «народная драма»

драма,

народная драма

61

«Снегурочки»

(различие лирики, эпоса и драмы)

лирика,

эпос, драма

62


«Манная каша»

Обсуждение детских

пьес

пьеса

63

Инсценировка сказки «Золотой

серпок»

Коллективная

творческая работа

64

День Победы


65

К.Г.Паустовский «Стальное

колечко»

Акцентное

вычитывание

эпического текста

66

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Праздник читательских удовольствий

67

Автор - художественный текст - читатель

Проверка техники и навыков чтения учащихся

68

Наше творчество (заключит. урок)

Обобщающий урок




Учебные материалы:

  • Новлянская З.Н. Кудина Г.Н. Литературное чтение. Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы: В двух частях. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2010.

  • Новлянская З.Н., Кудина Г.Н. Тетрадь к учебнику - хрестоматии «Литературное чтение» для 4класса четырёхлетней начальной школы. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2010.

Методическое обеспечение:

  • Новлянская З.Н., Кудина Г.Н. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение» для 4 класса четырёхлетней начальной школы. - М: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003.



Контрольно-измерительные материалы:

Игнатьева Т.В. Контрольные тексты для проверки техники чтения: 1-4 кл. - Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ,2008

© 2010-2022