Конспект урока по русскому языку на тему Назывные предложения

Цели урока: 1.     Познакомить  учащихся с односоставными предложениями с главным членом подлежащим. 2.     Развивать умение находить назывные предложения в тексте. 3.     Развивать умение отличать назывные предложения от односоставных предложений глагольного типа. 4.     Показать стилистические особенности и сферу употребления назывных предложений. Планируемые результаты: личностные УУД: профессиональноесамоопределение, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию; регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, ум...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 8 классе

Образовательная система «Школа 2100»


Тема: «Назывные предложения»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с односоставными предложениями с главным членом подлежащим.

  2. Развивать умение находить назывные предложения в тексте.

  3. Развивать умение отличать назывные предложения от односоставных предложений глагольного типа.

  4. Показать стилистические особенности и сферу употребления назывных предложений.

I. Оргмомент.

II. Языковая разминка.

Вспомним материал прошлых уроков.

- Работа с текстом.

На доску проецируется текст.

Волшебная осень парков. Чуть - чуть сыр…вато. Листья (не) хотя отрываются и словно пов…сают на (не)видимых паутинках. Долго (долго) падают кленовые листья. Как хороши!

Кажется, листья падают (не)беззвучно. Кажется, полет сопровождает тихая музыка. Бом - бом! Один лист, другой, третий. Стройная музыка в парке.

Один ли я ее слышу?

(По В. Пескову)

- Составьте задания к данному тексту.

( Озаглавьте текст. Вставьте и объясните пропущенные орфограммы. Какая орфограмма встречается чаще? Объясните знаки препинания)

III. Открытие нового знания.

1. Подводящий к постановке и решению проблемы диалог.

- Найдите двусоставные предложения, подчеркните грамматическую основу.

- Найдите односоставные предложения с главным членом сказуемым, определите их тип, подчеркните грамматическую основу.

- Подчеркните грамматическую основу в оставшихся предложениях.

- Какого типа эти предложения? (Односоставные)

- Назовите главный член предложения. (Подлежащее)

- Какой будет тема сегодняшнего урока? (Односоставные предложения с главным членом - подлежащим.)

- Какое время выражается в этих предложениях? (Настоящее)

- Измените временной план. Что случилось с предложениями? (Стали двусоставными)

Н-р: Была (будет) волшебная осень парков.

- О каких явлениях говорится в односоставных предложениях с главным членом - подлежащим? ( О тех, что происходят в настоящем).

- Какую функцию выполняют такие предложения в речи ? (Называют предметы, явления.)

2. Запишите тему урока. Определите ключевые слова темы.

3.Работа с учебником. Стр. 198. Правило.

- Что нового узнали из текста в рамке?

-Какое значение выражают назывные предложения?

- Каковы их структурные особенности?

- Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

(Существительными, местоимениями)

- Какие могут быть назывные предложения по цели высказывания?

  • В каком стиле речи преимущественно употребляются?

4. Лингвистический эксперимент.

  • _ Запишите предложения, сравните их.

  • Рассветает. Рассвет. Наступает рассвет.

  • - Что объединяет эти предложения? (Одинаковый смысл - утверждается о существовании явления в настоящем.)

  • - В чем различие между ними? (В структуре: 1 -безличное, 2 - односоставное назывное, 3 - двусоставное.)

  • Попробуйте, не меняя смысла предложений, провести подобный эксперимент со словами: дождь, жара, холод.

IV. Развитие учебно - языковых умений.

  1. Выполнение упр. 276. Осложненное списывание - нахождение назывных предложений с аргументацией.

2. Обратите внимание на интонацию при чтении текстов с назывными предложениями. (При нескольких - продолжительная пауза, ровное, спокойное чтение.)

На доску проецируются текст. Выразительное чтение.

Ночь, улица, фонарь, аптека.

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века -

Всё будет так. Исхода нет.

Мелколесье. Степь и дали.

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Разливные бубенцы.

Эх вы, сани! Что за сани!

Звоны мёрзлые осин.

Шепот, робкое дыханье, трели соловья…

Л. Толстой: «В нем (стихотворении А. Фета) нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина».

3. Стилистическая окраска. Сфера употребления

А) 1) Земская больница. Утро.2) Утро. 3) Душное июньское утро. 4) Купе первого класса. 5) Вечер. 6) Маленький еле видимый городишко.

(Начало рассказов, вводящих в место, время событий. Почему именно в рассказах много назывных предложений)

Б) 1) Хлестаков и Мария Антоновна. 2) Те же, частный пристав и квартальные. 3) Те же и жандарм. 4) Ещё несколько гостей, подходящих к ручкам. Лука Лукич с женою.

(Авторские ремарки в пьесах)

В) Уральский хребет. Горы, покрытые лесом. Города и посёлки.

(Очерки, дневниковые записи, репортажи)

- К каким выводам вы пришли о функции назывных предложений, о стилистической окраске? (Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной литературе. С их помощью писатель обычно лаконично рисует место и время действия, пейзаж, интерьер…)

4. Творческая работа:

1. Искусствоведческое эссе - представление картины. Демонстрируется картина В. Серова «Девочка и персики».

( Летний день. Залитая солнцем комната. Девочка и персики).

V. Подведение итогов урока.

Высказывания учащихся. Рефлексия.

- Сегодня мы не только познакомились с назывными предложениями, но и убедились в том, что, зная стилистические особенности назывных предложений, можно «творить чудеса».

VI. Домашнее задание.

  1. Учебник стр. 198. Правило.

  2. Творческое задание на выбор:

- Репортаж о любом спортивном соревновании.

- Путевые заметки (можно в фантастическом жанре)

- Дневниковые записи космонавта.

- Сценарий фильма по любому эпизоду прочитанного произведения.


© 2010-2022