- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку на тему Назывные предложения
Конспект урока по русскому языку на тему Назывные предложения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пономарева М.В. |
Дата | 04.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока русского языка в 8 классе
Образовательная система «Школа 2100»
Тема: «Назывные предложения»
Цели урока:
-
Познакомить учащихся с односоставными предложениями с главным членом подлежащим.
-
Развивать умение находить назывные предложения в тексте.
-
Развивать умение отличать назывные предложения от односоставных предложений глагольного типа.
-
Показать стилистические особенности и сферу употребления назывных предложений.
I. Оргмомент.
II. Языковая разминка.
Вспомним материал прошлых уроков.
- Работа с текстом.
На доску проецируется текст.
Волшебная осень парков. Чуть - чуть сыр…вато. Листья (не) хотя отрываются и словно пов…сают на (не)видимых паутинках. Долго (долго) падают кленовые листья. Как хороши!
Кажется, листья падают (не)беззвучно. Кажется, полет сопровождает тихая музыка. Бом - бом! Один лист, другой, третий. Стройная музыка в парке.
Один ли я ее слышу?
(По В. Пескову)
- Составьте задания к данному тексту.
( Озаглавьте текст. Вставьте и объясните пропущенные орфограммы. Какая орфограмма встречается чаще? Объясните знаки препинания)
III. Открытие нового знания.
1. Подводящий к постановке и решению проблемы диалог.
- Найдите двусоставные предложения, подчеркните грамматическую основу.
- Найдите односоставные предложения с главным членом сказуемым, определите их тип, подчеркните грамматическую основу.
- Подчеркните грамматическую основу в оставшихся предложениях.
- Какого типа эти предложения? (Односоставные)
- Назовите главный член предложения. (Подлежащее)
- Какой будет тема сегодняшнего урока? (Односоставные предложения с главным членом - подлежащим.)
- Какое время выражается в этих предложениях? (Настоящее)
- Измените временной план. Что случилось с предложениями? (Стали двусоставными)
Н-р: Была (будет) волшебная осень парков.
- О каких явлениях говорится в односоставных предложениях с главным членом - подлежащим? ( О тех, что происходят в настоящем).
- Какую функцию выполняют такие предложения в речи ? (Называют предметы, явления.)
2. Запишите тему урока. Определите ключевые слова темы.
3.Работа с учебником. Стр. 198. Правило.
- Что нового узнали из текста в рамке?
-Какое значение выражают назывные предложения?
- Каковы их структурные особенности?
- Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
(Существительными, местоимениями)
- Какие могут быть назывные предложения по цели высказывания?
-
В каком стиле речи преимущественно употребляются?
4. Лингвистический эксперимент.
-
_ Запишите предложения, сравните их.
-
Рассветает. Рассвет. Наступает рассвет.
-
- Что объединяет эти предложения? (Одинаковый смысл - утверждается о существовании явления в настоящем.)
-
- В чем различие между ними? (В структуре: 1 -безличное, 2 - односоставное назывное, 3 - двусоставное.)
-
Попробуйте, не меняя смысла предложений, провести подобный эксперимент со словами: дождь, жара, холод.
IV. Развитие учебно - языковых умений.
-
Выполнение упр. 276. Осложненное списывание - нахождение назывных предложений с аргументацией.
2. Обратите внимание на интонацию при чтении текстов с назывными предложениями. (При нескольких - продолжительная пауза, ровное, спокойное чтение.)
На доску проецируются текст. Выразительное чтение.
Ночь, улица, фонарь, аптека.
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века -
Всё будет так. Исхода нет.
Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.
Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мёрзлые осин.
Шепот, робкое дыханье, трели соловья…
Л. Толстой: «В нем (стихотворении А. Фета) нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина».
3. Стилистическая окраска. Сфера употребления
А) 1) Земская больница. Утро.2) Утро. 3) Душное июньское утро. 4) Купе первого класса. 5) Вечер. 6) Маленький еле видимый городишко.
(Начало рассказов, вводящих в место, время событий. Почему именно в рассказах много назывных предложений)
Б) 1) Хлестаков и Мария Антоновна. 2) Те же, частный пристав и квартальные. 3) Те же и жандарм. 4) Ещё несколько гостей, подходящих к ручкам. Лука Лукич с женою.
(Авторские ремарки в пьесах)
В) Уральский хребет. Горы, покрытые лесом. Города и посёлки.
(Очерки, дневниковые записи, репортажи)
- К каким выводам вы пришли о функции назывных предложений, о стилистической окраске? (Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной литературе. С их помощью писатель обычно лаконично рисует место и время действия, пейзаж, интерьер…)
4. Творческая работа:
1. Искусствоведческое эссе - представление картины. Демонстрируется картина В. Серова «Девочка и персики».
( Летний день. Залитая солнцем комната. Девочка и персики).
V. Подведение итогов урока.
Высказывания учащихся. Рефлексия.
- Сегодня мы не только познакомились с назывными предложениями, но и убедились в том, что, зная стилистические особенности назывных предложений, можно «творить чудеса».
VI. Домашнее задание.
-
Учебник стр. 198. Правило.
-
Творческое задание на выбор:
- Репортаж о любом спортивном соревновании.
- Путевые заметки (можно в фантастическом жанре)
- Дневниковые записи космонавта.
- Сценарий фильма по любому эпизоду прочитанного произведения.