Технология Языковой портфель как условие развития навыков самостоятельной деятельности обучающихся на уроках русского языка

Проблема формирования учебной самостоятельности обучающихся  является актуальной. Это объясняется тем, что современный учитель ставит перед собой комплекс задач для достижения основной цели образования: формирования готовности учащихся к самоопределению и саморазвитию в постоянно изменяющихся условиях развития нашего общества. Организация самостоятельной деятельности, руководство ею – это ответственная и сложная  работа  каждого педагога. В процессе обучения учащийся должен достичь определенного...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблема развития самостоятельной деятельности учащихся в современном образовательном процессе

Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся до сих пор является актуальной. Это объясняется тем, что современный учитель ставит перед собой комплекс задач для достижения основной цели образования: формирования готовности учащихся к самоопределению и саморазвитию в постоянно изменяющихся условиях развития нашего общества. Изучению роли самоконтроля и самооценки в учебной деятельности посвящено много психологических исследований. Действие самоконтроля рассматривается как необходимое условие успешности обучения (Н. И. Гуткина), подчеркивается его значение для предупреждения психологических перегрузок, повышенной утомляемости .

Организация самостоятельной деятельности, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого педагога. В процессе обучения учащийся должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач. Говоря о формировании самостоятельности у учащихся, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять и контролировать свои знания по русскому языку, опираясь на уровень лингвистической компетенции.

Под самостоятельной работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств (И. Ф. Харламов).

"Самостоятельная деятельность - это такая деятельность, которая выполняется без непосредственного участия учителя, учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, прилагая все свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или каких - либо других действий.

"Самостоятельная работа" - целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корректируемая им по процессу и результату деятельности. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

Проверка знаний - важнейшая форма самоконтроля и самооценки учащихся. Самоконтроль является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает оценивать свой уровень компетенции.

Особенности технологии «Языковой портфель»

Потребности общества определяют цель современной школы - сформировать человека, способного и готового к систематическому самостоятельному самообучению и саморазвитию.

Эта цель может быть достигнута через личностно ориентированное обучение, сущность которого состоит в следующем:

- в центре внимания должна быть личность учащегося с его субъективным опытом, приобретенным до школы;

- познавательная деятельность школьника есть самостоятельный, личностно значимый и поэтому очень действенный источник его развития;

  • процесс обучения сориентирован на развитие ученика как целостной личности, а не на развитие отдельных качеств ребенка;

  • в основе обучения лежит дифференцированный подход к ученикам с учетом уровня их интеллектуального развития, их уровня подготовки к данному предмету, уровня развития их способностей и задатков;

  • особое внимание уделяется сознательному развитию у школьников самостоятельного критического мышления;

  • учитель является организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником, его роль заключается прежде всего в том, чтобы квалифицированно определить трудности учеников, мешающие ему полноценно усвоить знания и помочь преодолеть эти трудности.

Изменились подходы к обучению, и встал вопрос об оценивании самого процесса личностного развития и его результатов. А это требует изучения и внедрения новых форм оценивания.

Одной из новых технологий оценивания является технология «Портфель».

Данная технология направлена на развитие личности учащегося, его рефлексивного мышления, умений самоконтроля и самооценки, она развивает умение анализировать учебную деятельность, помогает обучающимся осознавать проблемы, которые возникают, находить пути их решения и ставить свои индивидуальные цели обучения, а также позволяет выявить прогресс

обучающегося относительно самого себя как развивающейся личности, анализировать свои успехи и неудачи, сравнивать свои предыдущие результаты с новыми достигнутыми.

Данная технология личностно ориентированного обучения была разработана для изучения иностранного языка, но может и применяться в практику обучения русскому языку. В чем состоит данная технология и как она может быть использована для развития навыков познавательной деятельности у обучающихся на уроках русского языка?

«Языковой портфель» - это комплект документов по русскому языку, собираемых учителем или вместе с учеником. "Языковой портфель" может представлять собой самостоятельный документ, а может входить как часть в «Портфель ученика», в котором собраны разные портфели: «Портфель по физике», «Портфель по биологии» и т. д.

Особенностью «Языкового портфеля» является то, что его структура на сегодняшний день определена очень приблизительно, хотя учитель, исходя из конкретных условий (класса, уровня подготовленности учащихся, степени сформированности у них универсальных учебных действий, может сам определить, что лучше всего включить в «Языковой портфель», какие разделы он будет содержать в себе.

Вторая особенность технологии «Языковой портфель» заключается в том, что она была разработана для учащихся по дисциплине «Иностранный язык», а сейчас стала применима и к другим дисциплинам, например для осознания учащимися собственной познавательной деятельности, направленной на овладение русским языком.

Третья особенность технологии « Языковой портфель» заключается в том, что она разрабатывается для конкретных классов общеобразовательных учреждений по разным программам.

Использование элементов технологии «Языковой портфель» в образовательном процессе


За все годы обучения они создают свой собственный портфель, состоящий из следующих разделов:

Раздел I. Портрет обучающегося (структура языковой личности), оценка возможностей учащегося к усвоению русского языка (анкета пятиклассника, разработанная Т.А. Ладыженской, которая состоит из десяти открытых и закрытых вопросов). Эти вопросы помогают пятикласснику провести самоанализ и самооценку. Так же в этот раздел входит анализ способности (готовности) к русскому языку, карта опорных знаний.

Языковая личность - выступает как носитель языка, языковой способности, механизмов речи: внутренней и внешней (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Языковая личность - человек, рассматриваемый с точки зрения его готовности производить речевые поступки, создавать и понимать произведения речи. (В. В. Львов)

В научных трудах языковая личность определяется как субъект коммуникации, главными характеристиками которого являются языковая компетенция и осознанная языковая позиция.

Развитая личность определяется следующими качествами:

а) владение родным языком, родной речью во всем ее многообразии;

б) личностными интересами, способностями, умениями в социальной жизни;

в) творческими данными.

Учитель определяет на каждой ступени образования уровень языковой личности, затем ее определяет обучащийся и соотносит с уровнем учителя.

Языковая культура учащихся в целом должна быть сформирована к старшим классам и представлять собой систему закономерно расположенных и находящихся в определенной связи компонентов. Она предполагает «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и воспроизведение им речевых произведений (текстов)». Таким образом, модель языковой личности включает в себя:

1) вербально-семантический компонент (или практический), отражающий владение языком и знанием о языке;

2) когнитивный компонент (или аксиологический), отражающий иерархию ценностей субъекта и регулирующий речевое поведение личности в деятельности и обществе;

3) прагматический компонент (или личностно-творческий), определяющий специфический способ реализации сущностных сил человека, его целей, мотивов, интересов и установок.

Модель языковой личности / культуры обучающегося состоит из следующих компонентов:

-практический компонент - соблюдение культурно-речевых норм; владение функциональной грамотностью; умение общаться, т. е. устанавливать оптимальные взаимоотношения с одноклассниками и другими людьми в различных речевых ситуациях в разнообразных коммуникативных целях; умение в речи обобщать, анализировать результаты своей деятельности, различную информацию, используя критическое мышление;

-личностно-творческий компонент - способность вырабатывать индивидуальную речевую манеру; способность к словотворчеству, обогащающему родной язык, его выразительную и образную сторону;

-аксиологический компонент - умение глубоко и точно отразить действительность; потребность в сохранении родного языка; умение развивать свой язык/речь/, с помощью которого формируются ценностные ориентации личности.

Работа начинается с анкеты.

Анкета пятиклассника по Т.А. Ладыженской.

1. Трудно ли тебе было учиться по русскому языку в начальных классах? (Да. Нет.)

2. Что тебе труднее - отвечать устно или писать?

( Труднее отвечать; труднее писать.)

3. Что тебе труднее писать - диктант, изложение или сочинение? ( Труднее - диктант, труднее - изложение, труднее - сочинение.)

4. Легко ли ты запоминаешь стихотворения? (Да. Нет.)

5. Все ли звуки ты отчетливо произносишь?

( Да. Нет. Не все. Не знаю.)

6 . На какое правило больше всего допускаешь ошибок?

(На правило -------------------------------------------------------. Не знаю.)

7. Готовишься ли ты к устным урокам по русскому языку?

( Да. Нет.)

8. Любишь ли ты читать? ( Да. Нет.)

9. Перечитываешь ли какие-нибудь книги? (Да. Нет.)

10. Если перечитываешь книги, то какие? ___________________________________________________________________________________________________________________________________

Данная анкета заполняется на первых учебных неделях каждым учеником и позволяет учителю определить уровень подготовки к изучению русского языка, уровень языковой личности.

Известно, что способности к усвоению разных учебных предметов у детей неодинаковы. Что касается русского языка, то встречаются ученики, которые легко запоминают лингвистическую теорию, но допускают много орфографических и пунктуационных ошибок; есть грамотные ребята, которые не могут объяснить правильное написание букв; некоторые дети пишут интересные сочинения, чувствуют слово, но при этом допускают много ошибок и т.д. и т.п. Одним словом, у каждого ученика определенная способность к усвоению русского языка, и надо иметь в виду хотя бы:

- усвоение теории;

- формирование правописных умений и навыков;

- формирование коммуникативно-речевых умений.


Способность (готовность) к изучению русского язык (см. Приложение № 1)

Речевой слух. Как слышат пятиклассники ударный слог, легко ли определяют его и безударные слоги? Слышат ли они йот в словах ел, съел, поел; звонкие согласные? Не смешивают ли звуки, т. е. не заменяют ли одни звуки другими. Иными словами говоря, насколько способны пятиклассники различать и воспроизводить фонетические средства нашей языковой (речевой) системы.

Важно также знать, слышат ли дети, например, интонацию перечисления, звательную интонацию и умеют ли ее воспроизвести, нет ли в классе таких учеников, которые в тексте изложения или сочинения не ставят никаких знаков препинания, отделяют одно предложение от другого (хотя теоретически знают, какие знаки препинания ставятся в конце предложения). Это дети, которые как бы не слышат интонации конца предложения, и потому точки в их сочинениях появляются в результате специального обучения в лучшем случае к концу V класса.

Из сказанного ясно, что можно в процессе наблюдений и специального изучения детей выявить у отдельных учащихся недостаточный уровень развития речевого слуха (предлагая ученикам определить ударный слог, йот, воспроизвести интонацию перечисления, прочитать выразительно выученное наизусть стихотворение и т. д.)

Зрительная орфографическая (графическая) память. Умеют ли пятиклассники правильно, без ошибок списывать с доски, учебника? Увы, как правило, далеко не все. Некоторые ребята в начальных классах не овладели приемами списывания. Эти ученики, прочитав словосочетание или предложение, не пишут по памяти, т. е. то, что они запомнили, а механически переписывают буквенные знаки, беспрерывно заглядывают в книгу.

Те ребята, которые списывают с ошибками, должны стать предметом особого внимания. Развита ли у них зрительная орфографическая память, т. е. способность запоминать графический образ слова? Любят ли они читать? Или, может быть, они просто невнимательны при списывании? К сожалению, даже у тех ребят, которые много читают, нередко зрительная орфографическая память развита недостаточно. Напротив, детей, которые, как иногда говорят, «грамотны от природы», в каждом классе бывает сравнительно немного.

Итак, зрительную орфографическую память нужно развивать! Но прежде надо установить уровень ее развития. Основной прием проверки - зрительный диктант, который может состоять из отдельных слов, словосочетаний, предложений; но, конечно, ближе к условиям естественного письма зрительный диктант текста (пусть небольшого, из 3-4 предложений). Ученики прочитывают текст: а) про себя, или б) вслух, или в) и про себя, и слух; спрашивают о тех написаниях, которые вызвали у них затруднения; при необходимости еще раз прочитывают текст, затем пишут его под диктовку. Учитель проверяет записанный диктант и устанавливает, кто допустил орфографические ошибки - особенно те из них, по поводу которых давались необходимые объяснения (разъяснения) на этапе подготовки к диктанту.

Словарная память. Это обозначение (наименование) условно. В данном случае имеется в виду способность детей выделять из своей памяти ряд тематически или ассоциативно связанных слов. Так, ученикам в разное время предлагается записать:

- слова, которые вспоминают вместе со словом береза (дом, стихотворение и т. д.);

- слова (существительные, прилагательные и т. д.) на тему «Лето», «Первый снег» и т. д.

Опыт показывает, что за 2-3 минуты в начале года дети подбирают и записывают 3-7 ассоциативных слов и до 15 тематически объединенных слов. Те ребята, которые не дают такого количества слов, требуют особого внимания.

Внимание. Современный пятиклассник очень подвижен, и, если нет выхода его энергии, он быстро устает. В этом возрасте дети не могут долго слушать объяснение учителя, долго писать: внимание многих из них недостаточно устойчиво. Специальные исследования физиологов показали, что, как правило, на 18-20 минуте урока резко ослабевает внимание подростков: именно в это время в их тетрадях по русскому языку появляется больше всего ошибок; именно в это время учитель чаще всего делает замечания, требует дисциплины и т. д. Вообще степень концентрации внимания у детей разная: уже к концу первого месяца станет ясно, кто из ребят умеет сосредотачиваться при выполнении работы, а кто, напротив, беспрерывно отвлекается по любому поводу и без него. Показателен и объем внимания: он у детей значительно уже, чем у взрослых.

Логическое мышление. Умеют ли учащиеся вычленять признаки воспринимаемого предмета, выделять среди них существенные, группировать предметы по этим признакам? Если нет, то у них возникает много трудностей в обучении. Они не увидят смысловых частей в лингвистических определениях. Будут плохо запоминать слова, так как неумение группировать материал, который подлежит заучиванию, снижает в 20-25 раз количество удерживаемого в памяти и длительность его хранения. Если ребята плохо вычленяют в предмете существенные признаки, они не смогут хорошо их описывать, правильно рассуждать о них, т. е. будет страдать их устная и письменная речь. С такими детьми надо настойчиво и упорно работать.

Воображение. Если на логическое мышление ребят педагог чаще всего обращает внимания, то воображение детей оказывается вне его поля зрения. Учитель обычно не знает, умеют ли дети мысленно представлять себе прочитанное, и не тренирует их в этом. А постоянные упражнения на воображение помогают ребятам хорошо запоминать тексты; дети с развитым воображением - прекрасные рассказчики, им легко писать сочинения.

Речь. А каково речевое развитие учеников? Его можно охарактеризовать с помощью объема словаря, среднего числа слов в предложении, объема связного высказывания и т. п. Рассмотрим эти показатели по исследованиям М. Р. Львова.

Словарь школьника 7-10 лет к концу этого возрастного периода - 7-12 тысяч слов, при этом 1000 слов текста ученик IV класса употребляет 14 абстрактных существительных, ученик V класса - 21.

Среднее число слов в предложении (считая служебные слова) - 6-8, а самое большое предложение в сочинениях пятиклассников - 37 слов, при этом в одном простом предложении в среднем 6-7 слов, а в одном сложном - 10-11 слов. Объем предложений постепенно увеличивается и в сочинениях учеников выпускного класса достигает 12-15 слов.

Ответы на эти замеры будут корректироваться в процессе знакомства с учащимися: выясните, в какой мере они могут оценить отдельные стороны своей учебной деятельности.

Выразительное чтение. Сформированы ли навыки постановки смыслового (логического) ударения, соблюдения интонации конца предложения, вопроса, удивления, перечисления и т.д.

Орфографическое чтение. Умеют ли школьники читать слова орфографически, т.е. так, как оно правильно пишется, проговаривая звуки.

Списывание. Допускают ли ошибки при списывании текста?

И эти данные отслеживаются в течение года по четвертям.

На их основе определяется индивидуальный маршрут по преодолению трудностей в обучении русского языка. (см. Приложение № 2)

Обычно через 7-10 дней после начала учебного года, когда дети войдут в школьную колею и кое-что вспомнят, производится различные работы, чтобы установить исходный уровень знаний, умений, навыков обучающихся, пришедших в V класс. Чаще всего с этой целью проводится контрольный диктант, реже проверяется разбор слова по составу, фонетический, синтаксический и морфологические разборы, еще реже устанавливают исходный уровень владения коммуникативно-речевыми умениями, в том числе и общеучебными умениями, такими, как умение читать, слушать (т. е. умение зрительно и на слух воспринимать информацию).

Итак, в начале учебного года целесообразно провести три-четыре контрольные работы (нельзя перегружать детей!), чтоб проверить сформированность навыков правописания и коммуникативно-речевых умений, а также умение определять части слова, члены предложения.

Для контрольного диктанта может быть использован тот же текст, который предлагался как итоговый в конце учебного года в IV классе: сразу станет ясно, что успели забыть пятиклассники, а что, напротив, хорошо улеглось в их памяти.

Раздел II. Языковая биография (особая форма контроля за уровнем своих компетенций):

- языковая и лингвистическая (языковедческая) - освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых - русистах, овладение основными нормами русского литературного языка. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

- коммуникативная - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересу, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах.

- культуроведческая - овладения языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально - культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

«Языковая биография» позволяет осуществлять проверку уровня каждой компетенции по каждому разделу русского языка, а учащимся дает возможность проконтролировать свой уровень компетентности и углубить свои знания по определенному разделу русского языка. Здесь же есть три варианта ответов, что позволяет учащимся наиболее точно определить свой уровень лингвистической компетенции. В «Языковую биографию» включены разные виды ответов:

затрудняюсь (не могу);

могу, приложив усилия;

могу легко, без затруднений.

Вопросы и задания «Языковой биографии» по какому-либо разделу по русскому языку, ориентируют учащихся на осознание целостности всего раздела.

Вопросы построены по следующему принципу:

Любой раздел по русскому языку за определенный класс.

ЗНАЮ:

что такое . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

какие разделы составляют . . . . ..

что общего имеют . . . .и . . . . . . .

УМЕЮ (могу):

дать определение . . . . . . . . . . . . . .

назвать разделы . . . . . . . . . . . . . . .

объяснить почему . . . . . . . . . . . . .

И так далее по каждому разделу русского языка.

Вопросы «Языковой биографии» разработаны на основе подходов к анализу уровня лингвистической компетенции. В вопросы включены основные понятия и знания, которыми должны владеть учащиеся после изучения нового раздела. Эти вопросы составлены так, чтобы выявить в какой теме раздела учащиеся недостаточно уделили времени и внимания для ее усвоения.

Таким образом, объективные ответы учащегося и учителя на ряд вопросов, после сопоставления дают возможность школьнику понять, насколько он объективен в оценке собственных знаний, а учителю - понять, насколько у обучающегося развито критическое мышление, рефлексия и самооценка. (см. Приложение № 3 )

В этот же раздел можно приложить индивидуальную карту по четвертям. (см. Приложение № 4)

Раздел III. Коллектор (материалы, самостоятельно подобранные по просьбе учителя обучающимся из разных источников).

Раздел IV. Образовательные достижения обучающегося (лучшие работы, творческие работы, тесты).

Раздел V. Досье (карта логопеда, психолога, краткая история успехов учащегося на конец каждого учебного года, вывод об уровне каждой компетенции ученика, графический мониторинг, диагностика качества знаний, дипломы).

Опыт работы с «Портфелем» позволяет сделать следующие выводы:

«Портфель» является организатором учебной деятельности;

«Портфель» формирует независимого учащегося, ответственного за результаты своей учебы;

«Портфель» - средство воспитания адекватной самооценки, развитие навыков самоконтроля;

«Портфель» - летопись достижений школьника.

«Языковой портфель» призван способствовать осознанию учащимся собственной познавательной деятельности, направленной на овладение русским языком, в частности на приобретение школьником всех видов компетенции: лингвистической (языковедческой), языковой, коммуникативной и культуроведческой. Такое осознание достигается через описание учеником уровня владения составляющими каждой компетенции.











Список литературы



1. Караулов Ю.Н. Язык и личность.- М., 1989 г.

2. Ладыженская Т.А, Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка. - М., 1995 г.

3. Методика преподавания русского языка в школе/ Под ред. Баранова М.Т. - М., 2000 г.

4.Матис Т.А. Контроль и оценка результатов обучения.//Начальная школа.- 1999.- № 4.

5. Немов Р.С. Психология том №2., - М., 2000 г.

6. Орлов В.Н. Активность и самостоятельность учащихся - 1998 г.

7. Подгарецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. - М., 1985 г.

8. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности в обучении. - М., 1985 г.

9. Титаренко Н.Н Приемы формирования умений самоорганизации учебной деятельности у школьников. //Нач.шк.-2005 г. -№ 9.

10. Тухман И.В Развитие самоконтроля в учебной деятельности школьников. //Нач.шк.-2004 г.-№2

11.Черепанова Л.В. Роль «Языкового портфеля» в формировании лингвистической компетенции школьников. //РЯШ. - 2004 г. -№ 5.


















Государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение

Свердловской области для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат «Эверест»


«Языковой портфель»

по русскому языку

Сидоровой Марии






Екатеринбург


Раздел I.

Портрет обучающегося



АНКЕТА УЧЕНИКА


  1. Трудно ли тебе было учиться по русскому языку в начальных классах? (ДА. НЕТ.)


  1. Что тебе труднее - отвечать устно или писать? (ТРУДНЕЕ ОТВЕЧАТЬ; ТРУДНЕЕ ПИСАТЬ)


  1. Что тебе труднее писать - диктант, изложение или сочинение? (ТРУДНЕЕ - ДИКТАНТ; ТРУДНЕЕ - ИЗЛОЖЕНИЕ; ТРУДНЕЕ - СОЧИНЕНИЕ)


  1. Легко ли ты запоминаешь стихотворения? (ДА. НЕТ.)


  1. Все ли звуки ты отчетливо произносишь? (ДА. НЕТ.)


  1. На какое правило ты больше всего допускаешь ошибок?

НАПРАВИЛО___________________________________________________________________________________________________


  1. Готовишься ли ты к устным урокам по русскому языку? (ДА, НЕТ.)


  1. Любишь ли ты читать? (ДА, НЕТ.)


  1. Перечитываешь ли ты какие-нибудь книги? (ДА, НЕТ,)


  1. Если перечитываешь, то какие? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение № 1


Способность (готовность) к изучению русского языка Сидоровой Марии

За какой период

Речевой

слух

Зритель

ная

Орфогр.

память

Словарная

память

Вни

ма

ние


Логи

ка

Воображение

Речь

устная

Выраз

чтение

Орфчт.

Списывание

Итого

Входная диагностика

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

1

За I четверть












За II четверть












За III четверть












За IV четверть












Итого за год












Анализ данных

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Индивидуальный маршрут по преодолению трудностей в обучении русского языка ученицы Сидоровой Марии.

Технологическая карта методов и приемов коррекционной работы по формированию навыков грамотного орфографического письма у детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1. речевой слух:

- орфографическое чтение;

- чтение вслух скороговорок, загадок, стихов, которые отличаются благозвучием, музыкальностью;

-пересказ.

2) зрительная орфографическая память:

- работа с различными текстами.

3) словарная память:

- различные упражнения по эффективному заучиванию слов;

- игра «Кто больше скажет (напишет) слов к заданному слову или на заданную тему».

4) внимание:

- слуховой диктант;

- зрительный диктант;

- списывание.

5) звукопроизношение:

- различные виды проговаривания;

- звукобуквенный анализ;

- обработка слоговых цепочек слов и целых предложений.

6) языковое развитие:

- овладение системой логико - лингвистических определений при выполнении заданий поискового характера;

- составление предложений, текстов, схем, составление инструкции к правилу.

7) развитие мышления, активизация воображения:

- разнообразные задания творческого характера;

- лингвистические игры.

8) осознанность орфографического письма:

- задания на языковую догадку;

- взаимодиктанты;

- взаимопроверки;

- составление словосочетаний, предложений, схем, инструкций;

- орфографический разбор.

9) техника чтения:

- выразительное чтение хором;

- определение темы и главной темы текста;

- выражение своего отношения к прочитанному;

- работа над интонацией как показатель понимания текста.

10) регуляция во время письма.




Раздел II.

Языковая биография



Приложение № 3

Индивидуальная карта Сидоровой Марии за I четверть

Параметры оценки

Количественные показатели

Чтение

Скорость сознательного

чтения вслух текста:

1. художественного;

2. учебного;

3. ознакомительного чтения;

4. чтения про себя


Письмо и правописание


Скорость письма:

- при списывании с учебника;

- при записи слухового

контрольного диктанта


Ошибки,

допущенные:

1. в диктанте;

2. в подробном изложении;

3. в сочинении;

4. при списывании;

незамеченные (исправленные):

1. в чужом тексте (объем слов);

2. в своем тексте (после проверки

упражнения в классе)

(кол-во слов)


Речь (письменная)

Объем:

1. изложения;

2. сочинения;

3. тематического словарного

ряда;


Знания (лингвистические)

  1. Разбор слова по составу

Распознание:

2. частей речи;

3. главных членов предложения

Приложение № 4

Морфология. Наречие. Умею (могу)

Ученик (+)

Учитель (+)

Затрудняюсь

(не могу)

Могу, приложив усилия

Могу легко, без затруднений

Затрудняется

(не может)

Может, приложив усилия

Может легко, без затруднений

1.

+


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


1. Доказать, что слово «ИЗДАВНА» - НАРЕЧИЕ;

2. Привести примеры наречий;

3. Доказать, почему в данном наречии (издавна) пишется суффикс -а;

4. Рассказать сколько степеней сравнения у наречий и как они образуются;

5. Перечислить разряды наречий;

6. Объяснить правило не с наречиями;

7. Доказать, что данные наречия пишутся через дефис: по-русски, крепко-накрепко;

8. Объяснить, почему наречия вслепую, врукопашную, вручную пишутся слитно;

9. Определить, каким членом в предложении является наречие. ВЕТЕР СТИХ ВНЕЗАПНО.

10. Осуществить морфологический разбор наречия.





Морфология. Наречие. Знаю

Учени(к)ца (+)

Учитель (+)

Затрудняюсь

(не знаю)

Знал(а), но забыл(а)

Хорошо знаю

Затрудняется

(не знает)

Учил(а), но не помнит

Хорошо знает

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.



1. К каким частям речи относится наречие;

2. Определение наречия (что обозначает, вопросы, синтаксическую роль);

3. Как определить написание суффикса на конце наречий или ;

4. Правило написания наречий с Н и НН;

5. Как определить разряд у наречия;

6. Как пишется слово (не)лепо;

7.Условия написания наречий через дефис;

8. Правило о правописании ь на конце наречий;

9. Почему слова: уж, замуж, невтерпеж, пишутся без ь;

10. Алгоритм морфологического разбора наречия.

Так заполняются все разделы русского языка, начиная с 5 класса.




Раздел III.

Коллектор






Раздел IV.

Образовательные достижения





Раздел V.

Досье



© 2010-2022