Конспект урока русского языка в 9классе «Синонимика придаточных определительных и причастных оборотов»

Осознание синонимичности придаточных определительных и причастных оборотов, их семантико - стилистических особенностей.Повторение изученного о причастном обороте и сложноподчиненных предложениях с определительными придаточными.Развитиеречи учащихся, умение размышлять , аналировать, делать выводы. Данная работа полезнапри организации повторения при подготовке к экзамену. У большинства учащихсявызывает затруднение уметь различать сложноподчиненное предложение и простое,осложненное причастным оборо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Стальмак Нина Анатольевна

учитель русского языка и литературы

« Усть - Абаканская СОШ» , Хакасия.

Конспект урока русского языка в 9классе.

Тема: Синонимика придаточных определительных предложений и причастных оборотов.

Цели: отработка навыка взаимозамены придаточных определительных и причастных оборотов;

развитие умения использовать в речи синонимичные конструкции с учетом их семантико - стилистических особенностей;

продолжить подготовку к ОГЭ.

Содержание урока.

  1. Рефлексия.

Художник В.А. Тропинин нарисовал портрет А.С. Пушкину .Перед нами фрагмент текста- описания .

Задание:

Прочтите текст , объясните постановку знаков препинания , замените , где нужно, причастные обороты придаточными определительными и наоборот. Произведите синтаксический разбор предложений. Проведите сопоставительный анализ .

Одним из замечательных портретов Пушкина созданных при его жизни является портрет написанный художником В.А. Тропининым. Портрет который был заказан самим поэтом отражает обычный повседневный облик поэта . Пушкин сидящий у стола смотрит чуть в сторону. Он в халате из-под которого виден распахнутый ворот рубашки и небрежно повязанный галстук. В открытом ясном и умном взгляде поэта в его чуть улыбающихся губах спокойной позе чувствуется большая сила духа. Образ созданный Тропининым слегка окрашен светлой печалью которая свойственна многим лирическим произведениям поэта.

2.В каких предложениях мысль выражена яснее, а связь определяемого слова с причастным оборотом или придаточным определительным - точнее. Ответ обоснуйте.

А)Любовь Маши Мироновой , которая не померкла в страшных испытаниях , была сильнее смерти.- Любовь Маши Мироновой , не померкнувшая в страшных испытаниях , была сильнее смерти. Б)Герой романа, который не изменил своему долгу ни при каких условиях, дорог и близок самому Пушкину.- Герой романа, не изменивший своему долгу ни при каких условиях, дорог и близок самому Пушкину. В)Нам всем знакомы герои пушкинских сказок , которые воспитывают в нас веру в доброту и справедливость. -

Нам всем знакомы герои пушкинских сказок , воспитывающие в нас веру в доброту и справедливость.

3.Возможна ли в данных предложениях замена придаточных определительных причастными оборотами? Ответ обоснуйте.

Я увидел необходимость переменить разговор , который мог кончиться для меня очень невыгодным образом. Пугачев сел на том диване , на котором , бывало, дремал Иван Кузьмич. Я долго смотрел на белую степь, по которой неслась тройка Пугачева. Я увидел на краю неба белое облачко, которое признал было сперва за отдаленный холмик. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы.

4. На примерах из текста покажите синонимичность придаточных определительных и причастных оборотов и их семантико - стилистические особенности. Определите основную мысль текста. К какому типу речи он относится? Докажите, что структура текста соответствует этому типу речи.

( Заранее подготовленный ученик читает стихотворение А.С. Пушкина « Я помню чудное мгновенье…» или предлагается послушать романс Глинки).

Пушкин и Анна Петровна Керн познакомились в Петербурге в 1819году в доме директора Публичной библиотеки Алексея Николаевича Оленина, в котором часто собирались художники, ученые, писатели. Весь вечер Пушкин, потрясенный красотой молодой женщины, с которой случайно встретился, не сводил с нее глаз . только через шесть лет состоялась повторная встреча поэта с А.П. Керн. На этот раз Анна Петровна , восхищена стихами Пушкина, сама мечтала увидеть его. Поэта вновь очаровали ее красота, ум. Они познакомились. При расставании Пушкин подарил Керн отпечатанную главу « Онегина».

В неразрезанных страницах лежал вчетверо сложенный листок почтовой бумаги со стихами, посвященными Керн. В них и воспоминание о первой мимолетной встрече, и та светлая радость , те мечты, которые пробудило в душе поэта их новое свидание.

( По М. Басиной).

5. Творческий диктант по опорным словосочетаниям. Составьте текст на тему

« Мой Пушкин», включив в предложения причастные обороты:

Самоотверженно любивший свою Родину, проникнутый патриотизмом, воодушевленный поэзией, любивший русское, отзывающийся на все живое, любящий справедливость, посвятивший России, запечатлевший навечно.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

Написать сочинение по высказыванию А.С. Пушкина:

« Я не люблю видеть в первобытном нашем языке следы европейского жеманства и французской утонченности. Грубость и простота более ему пристали».



© 2010-2022