- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Нашкеева Н.Н. |
Дата | 28.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Ирхидейская СОШ»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
руководитель ШМО зам. директора по УВР директор
________/Алсаханова А.В./ _________/ Никитина С.А./ _________/Спасова Д.М./
«___»________2014г. «___»________2014г. «___»________2014г.
Рабочая программа
по русскому языку в 5 классе
Нашкеевой Нины Николаевны,
учителя II квалификационной категории
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского «Русский язык. 5-9 классы», Москва, «Просвещение», 2010
Программа допущена Министерством образования и науки РФ.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором - дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
-
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
-
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
-
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области предусматривает обязательное изучение русского (неродного) языка в V классе - 102 часа. Из часов регионального компонента выделяется 2 часа в неделю ( 68 часов). Итого - 170 часов.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Содержание тем учебного курса
Язык - важнейшее средство общения
Повторение пройденного в 1 - 4 классах
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Самостоятельные и служебные части речи
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе.
Тематическое планирование по русскому языку
-
№
Тема, раздел
Количество часов
Контроль-
ные
работы
Развитие
речи
1
Вводный урок. Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное.
1
-
-
2
Повторение изученного в начальных классах
23
1
7
3
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
33
2
5
4
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.
17
1
4
5
Лексика. Культура речи.
10
1
2
6
Морфемика. Орфография. Культура речи.
23
1
4
7
Морфология. Орфография. Культура речи.
54
3
14
8
Повторение и систематизация изученного.
7
1
9
Резерв
2
Итого:
170 часов
10
36
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
-
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
-
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
-
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
-
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
-
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
-
основные единицы языка, их признаки;
-
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
-
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
-
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
-
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
-
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
-
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
-
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
-
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
-
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
-
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
-
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
-
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
-
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
-
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
-
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
-
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
-
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
-
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
-
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Перечень учебно-методического обеспечения
-
Учебник: «Русский язык. 5 класс». Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова, Москва, «Просвещение»,2010г.
-
А. Богданова, «Уроки русского языка в 5 классе», 2007г.
Календарно-тематический план
-
№
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Дата
по
плану
Дата
фактич.
Примечания
1
Вводный урок. Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное.
1
Повторение изученного в начальных классах
23
2
РР. Стили речи.
1
3
Звуки и буквы. Произношение и правописание.
1
4
Орфограмма.
1
5
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
1
6
Правописание проверяемых согласных в корне слова.
1
7
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
1
8
Буквы и, у, а после шипящих.
1
9
Разделительные ъ и ь.
1
10
Раздельное написание предлогов с другими словами.
1
11
РР. Изложение «Случай на охоте».
1
12
РР. Текст.
1
13
Части речи.
1
14
Глагол.
1
15
-Тся и -ться в глаголах.
1
16
РР. Тема текста.
1
17
Личные окончания глаголов.
1
18
Имя существительное.
1
19
Имя прилагательное.
1
20
Местоимение.
1
Зачет.
1
21
Входной контрольный диктант.
1
22
РР. Сочинение по картине А.А.Пластова «Летом».
1
23
РР. Основная мысль текста.
1
24
РР. Сочинение «Летние радости».
1
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
33
25
Синтаксис.
1
26
Пунктуация.
1
27
Словосочетание.
1
28
Разбор словосочетания.
1
29
Предложение.
1
30
РР. Сжатое изложение.
1
31
Виды предложений по цели высказывания.
1
32
Восклицательные предложения.
1
33
РР. Сочинение «Памятный день в школе».
1
34
Главные члены предложения. Подлежащее.
1
35
Сказуемое.
1
36
Тире между подлежащим и сказуемым.
1
37
Нераспространенные и распространенные предложения.
1
38
Второстепенные члены предложения.
1
39
Дополнение.
1
40
Определение.
1
41
Обстоятельство.
1
42
Контрольный тест.
1
43
Предложения с однородными членами.
1
44
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
1
45
Предложения с обращениями.
1
46
РР. Письмо.
1
47
Синтаксический разбор простого предложения.
1
48
РР. Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка!»
1
49
Пунктуационный разбор простого предложения.
1
50
Простые и сложные предложения.
1
51
Синтаксический разбор сложного предложения.
1
52
Прямая речь.
1
53
Диалог.
1
54
Повторение.
1
55
Зачет.
1
56
Контрольный диктант.
1
57
РР. Выборочное изложение.
1
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.
17
58
Фонетика.
1
59
Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи.
1
60
Согласные твердые и мягкие.
1
61
РР. Повествование.
1
62
РР. Изложение.
1
63
Согласные звонкие и глухие.
1
64
Графика.
1
65
Алфавит.
1
66
РР. Описание предмета.
1
67
РР. Сочинение-описание.
1
68
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
1
69
Двойная роль букв е,ё, ю, я.
1
70
Орфоэпия.
1
71
Фонетический разбор слова.
1
72
Повторение.
1
73
Зачет
1
74
Контрольный тест.
1
Лексика. Культура речи.
10
75
Лексика. Слово и его лексическое значение.
1
76
Однозначные и многозначные слова.
1
77
Прямое и переносное значение слов.
1
78
Омонимы.
1
79
Синонимы.
1
80
РР. Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».
1
81
Антонимы.
1
82
Повторение.
1
83
Зачет.
1
84
РР. Изложение «Первый снег».
1
Морфемика. Орфография. Культура речи.
23
85
Морфема - наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.
1
86
Окончание.
1
87
Основа слова.
1
88
Корень слова.
1
89
РР. Рассуждение.
1
90
РР. Сочинение «Дни недели рассказывают о себе».
1
91
Суффикс.
1
92
Приставка.
1
93
РР. Выборочное изложение «Последний лист орешника».
1
94
Чередование звуков.
1
95
Беглые гласные.
1
96
Варианты морфем.
1
97
Морфемный разбор слова.
1
98
Правописание гласных и согласных в приставках.
1
99
Буквы з и с на конце приставок.
1
100
Буквы о - а в корне лаг - лож.
1
101
Буквы о - а в корне раст - рос.
1
102
Буквы ё - о после шипящих в корне.
1
103
Буквы и - ы после ц.
1
104
Повторение.
1
105
Зачет.
1
106
Контрольный диктант.
1
107
РР. Сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине».
1
Морфология. Орфография. Культура речи.
54
108
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.
1
109
Имя существительное как часть речи.
1
110
РР. Доказательства в рассуждении.
1
111
РР. Сочинение-рассуждение.
1
112
Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
1
113
Имена существительные собственные и нарицательные.
1
114
РР. Сжатое изложение.
1
115
Морфологический разбор имени существительного.
1
116
Род имен существительных.
1
117
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.
1
118
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
1
119
Три склонения имен существительных.
1
120
Падеж имен существительных.
1
121
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных единственного числа.
1
122
РР. Изложение.
1
123
Множественное число имен существительных.
1
124
Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
1
125
Повторение.
1
126
Зачет.
1
127
Контрольный диктант.
1
128
РР. Сочинение по картине Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».
1
129
Имя прилагательное.
1
130
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
1
131
РР. Описание животного.
1
132
РР. Изложение «Ю-ю».
1
133
Прилагательные полные и краткие.
1
134
РР. Рассказ о животном.
1
135
Морфологический разбор имени прилагательного.
1
136
Повторение.
1
137
Зачет.
1
138
Контрольный диктант.
1
139
РР. Сочинение «Наши друзья - животные».
1
140
Глагол.
1
141
Не с глаголами.
1
142
РР. Рассказ.
1
143
Неопределенная форма глагола.
1
144
Виды глагола.
1
145
Буквы е-и в корнях с чередованием.
1
146
РР. Невыдуманный рассказ (о себе).
1
147
Время глагола.
1
148
Прошедшее время.
1
149
Настоящее время.
1
150
Будущее время.
1
151
Спряжение глаголов.
1
152
Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием.
1
153
Морфологический разбор глаголов.
1
154
РР. Изложение «Шоколадный торт».
1
155
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2 лице единственного числа.
1
156
Употребление времен.
1
157
РР. Спортивный репортаж.
1
158
Повторение.
1
159
Зачет.
1
160
Контрольный диктант.
1
161
РР. Рассказ по картине О.В.Поповича «Не взяли на рыбалку».
1
Повторение и систематизация изученного.
7
162
Повторение. Разделы науки о языке.
1
163
Орфограммы в приставках и в корнях слов.
1
164
Орфограммы в окончаниях слов.
1
165
Употребление букв ъ и ь.
1
166
Знаки препинания в простом и сложном предложении.
1
167
Контрольный диктант.
1
168
Итоговый урок
1
169
Резерв
2
Итого:
170 часов
19