Статья «Краеведение в преподавании русского языка и литературы»

В судьбе языка – судьба народа. Настоящее, разумно организованное изучение родного языка, овладение родной речью является мощным средством развития, формирования подрастающего поколения.  Что же следует отметить нового, интересного в преподавании русского языка и литературы в современной школе? С одной стороны провозглашена полная свобода. Чуть ли не каждый желающий учитель может сделать «авторскую программу». С другой стороны, созданы стандарты и их сочетания с региональными компонентами, обращ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краеведение в преподавании русского языка и литературы

Проблема гуманизации знаний и культурного развития России важна для каждого творчески работающего учителя. Какие возможности для её практического решения дают уроки русского языка и литературы?

Прежде всего обратим внимание на уникальность русского языка как учебного предмета. Уникальность эта заключается в том, что русский (родной) язык не только предмет изучения, но и средство обучения вообще. Успеваемость по другим предметам, общее развитие человека часто зависят от того, как ребёнок успевает по русскому языку, точнее - как он овладевает языком, чувствует его.

Проделаем маленький эксперимент. Пожалуйста, вспомните учебные предметы, которые вы изучали в школе, которые являлись отражением тех научных дисциплин, какие существуют в обществе.

Итак, физика - это наука о …

География - …

Математика - ….

История - …

Русский (родной) язык - …

При подобном анкетировании учащихся разных классов и взрослых людей с высшим образованием все предметы получают более или менее верную расшифровку, но о русском языке первое, что всем вспоминается, это: «Грамматика, правописание»; иногда добавляют: «Слова»; «язык учит правильно говорить и писать».

Что же получается? Человек заканчивает школу, избирает какой-то вид деятельности, вырастает и так никогда и не узнает, что собой представляет язык как феномен, каково присхождение его родного языка и чем заниматься, чтобы усовершенствовать свою речь, не вдаваясь в лингвистические тонкости.

Проблема не надумана, а вполне реальна, так как связана с культурно - нравственным развитием России.

При занятиях всеми другими учебными предметами учащихся сопровождает осознание того, что он получает кое-что новое, что его духовный кругозор расширяется. При самом сухом, рассудочном преподавании такого предмета, как, например, география, у учащихся в глубине души всё же остаётся ощущение фактической новизны, которая и спасает в них долю любопытства. Всё резко меняется как дело доходит до занятий родным языком. Материал, с которым тут приходится считаться, каждый ученик в меру своих духовных сил приносит с собой уже в готовом виде. И ему на уроках родного языка приходится учиться этому языку, которым он для себя, для своего обихода так прекрасно владеет, и учиться на материале, который совсем для него не так интересен, как то, что можно выразить при помощи его.

Тогда возникает мысль, что, может быть, широкой массе обучающихся в школе и не надо знать, что такое язык в теоретическом плане. Однако не странно ли, что в школьном обучении хватает времени и энергии на изучение количества пестиков и тычинок у растений, но его катастрофически не хватает, чтобы помочь человеку разобраться, что собой представляет то основное средство, которое делает человека человеком. Считается излишне сложным и ненужным углубляться в общие вопросы науки о языке: не так важно, чтобы человек мог дать определение какому-либо явлению; важно, чтобы он практически ощущал, что такое язык, и умел им пользоваться. С подобным утверждением можно согласиться, но до известных пределов - возрастных. Излишнее теоретизирование неуместно в среднем звене, в 5-8 классах. Но, взрослея, человек пытается определиться в этом мире и, заканчивая школу, он вправе получить представление о том, какая это громада - родной язык, какая

«неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого» (Ф. И. Буслаев).

В судьбе языка - судьба народа. Настоящее, разумно организованное изучение родного языка, овладение родной речью является мощным средством развития, формирования подрастающего поколения.

Что же следует отметить нового, интересного в преподавании русского языка и литературы в современной школе? С одной стороны провозглашена полная свобода. Чуть ли не каждый желающий учитель может сделать «авторскую программу». С другой стороны, созданы стандарты и их сочетания с региональными компонентами, обращение к которым как нельзя более своевременно, так как позволяет развернуть работу по духовному возрождению России вообще и нашей провинции - в частности. Такой подход имеет большое воспитательное и развивающее значение: это и любовь к «малой Родине», и внимание к языку как культурно-исторической среде, и расширение знаний о разновидностях родного русского национального языка, обеспечивающее более глубокое постижение нормативного характера русского литературного языка.

Иными словами, под краеведением следует понимать систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка и литературы местного языкового материала. Поэтому ощущается необходимость составить свою собственную программу для школ Большеуковского района ( а может быть, шире - для области).

Следовательно, региональный компонент - краеведение - в преподавании русского языка и литературы можно рассматривать как углубленную лингвокраеведческую и литературную работу.

Охарактеризуем примерное содержание такой работы.

  1. Язык как культурно-историческая среда ( отражение мировоззрения народа в языке - с приведением местного языкового материала, скорее всего - диалектного).

  2. Язык Большеуковского края в его прошлом и настоящем.

  3. Язык фольклора Большеуковского края.

  4. Диалектная лексика и фразеология и их исследование в сельских условиях.

  5. Язык Большеуковского района в его разновидностях (литературный, просторечие, профессионализмы, молодёжный жаргон и т.п.).

  6. Культура речи. Понятие нормы в связи с фонетическими и грамматическими особенностями.

  7. Использование этнокультуроведческой лексики в творческих работах учащихся. Вопросы этнографии, местного быта.

  8. Лингвистический анализ языка художественных произведений местных авторов (на фоне большой литературы) с выявлением специфических языковых особенностей и средств создания языковой выразительности, образности.

  9. Изучение языка большеуковской прессы.

  10. Вопросы речевого этикета в Большеуковском районе.

На основе предложенной тематики можно организовать факультатив или элективный практикум для учащихся, либо использовать эти темы в текущей работе.

Формы и методы реализации краеведческого материала в преподавании уроков русского языка и литературы возможны следующие:

  1. Проведение вводных уроков по одной из тем в классах (в начале года).

  2. Включение местного материала в уроки лексики, фонетики, словообразования, грамматики ( особенно материалы по культуре речи, языку писателей).

  3. Организация элективных курсов или факультативов.

  4. Изучение особенностей быта в нашем селе, экскурсии в местные музеи как основа для творческих работ.

  5. Организация исследовательской деятельности учащихся, как индивидуальной, так и групповой (например, составление «паспорта» слов, вошедших из говора в литературный язык; самостоятельные наблюдения и запись речи своей, своих товарищей, старших жителей села; анализ и обработка собранного материала).

  6. Сбор информации и выпуск стенгазет, бюллетеней, журналов; подготовка и создание самодельных книжек с картинками, посвящённых тематическим группам лексики « Названия кушаний в нашем селе»; «Русская печь: картинки, фотографии, рассказы старожилов»; «Старя прялка моей бабушки» и т.п.).

  7. Подготовка сообщений, докладов, рефератов по материалам анализа произведений наших земляков.

  8. Составление «Словаря трудностей» (рекомендации по употреблению тех или иных форм, слов в связи с типичными отклонениями от нормы под влиянием диалекта), картотеки «Ящик Пандоры» (выбор ошибок из местной печати)…

  9. Составление самодельных учебников, учебных тетрадей по различным разделам русского языка ( в связи с основным курсом - выбор интересного дидактического материала краеведческого характера).

  10. Сбор материала по топонимике, по истории личных имён, его картографирование, оформление научных работ.

  11. Праздник славянсской письменности в конце мая ( отчёт о работе за год).

Краеведение может быть претворено в жизнь, если школьный учитель осознал важность и нужность этой работы, если он проникся желанием помочь детям найти своё место в жизни, осознать себя, начиная с родной земли, с окружающей их «малой» родины. С учетом своих возможностей учитель может вести работу с одним талантливым учеником, с группой и т.п. Главное - вызвать интерес к родной земле, родному языку в различных формах его проявления, в его изменениях исторических и местных; научить видеть необычное в обычном, удивительное в непреметном, научить уважать себя, свою семью, свой язык, свой край, весь народ, владеющий таким богатым и разнообразным языком, почувствовать, в чём наш язык един с книжным, чем отличается от него.

Вероятно здесь должна помочь общественность: возможно создание интегративных курсов истории, географии, этнографии родного края в совокупности с изучением его культуры и языка как средства выражения всех самых оригинальных идей.

Помни, что культура, в том числе и культура речи, -это возделанный человечеством сад. Не губи его, а будь его цветником, поляной, деревом в этом саду.

Литература


  1. Л.А. Банкет, Л.В.Зотова. Культура Омского Прииртышья: быт и прикладное искусство. - Омск, 2007.

  2. Г. Н. Боброва. Культура Омского Прииртышья: литература. - Омск, 2007.

  3. М.А. Булавина, З.И. Рудакова. Культура Омского Прииртышья: язык и речь. - Омск, 2007.

  4. DWD «Русские народные праздники, обычаи, обряды».






© 2010-2022