С. Есенин Поёт зима - аукает

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья «Дивеевскаяспециальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида»









Бинарный урок

по чтению и развитию речи и музыке



Тема: «С. Есенин «Поёт зима-аукает…»



Учитель чтения и развития речи:

Крылова Л.В.



Учитель музыки:

Егорова С.В.





Тема урока: С. Есенин «Поёт зима-аукает…»

Цель урока: Познакомить обучающихся со стихотворением С. Есенина

«Поёт зима- аукает…».

Задачи:

образовательные:

  • начать знакомство с произведениями поэтов и писателей о природе;

  • учить элементам анализа лирического стихотворения;

  • учить видеть красоту зимней природы вокруг, в стихах, на картинах, в музыке.

коррекционно - развивающие:

  • способствовать развитию навыка правильного осознанного выразительного чтения;

  • способствовать развитию образного мышления, творческого воображения.

воспитательные:

  • воспитание интереса к уроку чтения;

  • воспитание любви к природе, жалости, сострадания к животным зимой.





Наглядность и оборудование:

  1. Музыкальная подборка песен на стихи Есенина «Клён ты мой опавший…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…».

  2. Музыкальное сопровождение: звуки ветра, завывание вьюги.

  3. Иллюстрация И. И. Шишкина «На Севере диком».

  4. Портрет С. Есенина.

  5. Детские рисунки к стихотворениям С. Есенина.

  6. Компьютерные слайды.











План урока:

  1. Организационный момент. (1 мин.)

  2. Сообщение темы и цели урока. (1 мин.)

  3. Вступительная беседа. Проверка домашнего задания. (8 мин.)

  4. Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала. Анализ зимнего пейзажа. (1 мин.)

  5. Чтение стихотворения учителем.(1 мин.)

  6. Анализ произведения. Первичная проверка понимания нового материала. (4 мин.)

  7. Применение здоровьесбережения. Физкультминутка. (3 мин.)

  8. Проверка понимания учащимися нового материала. Анализ произведения. (4 мин.)

  9. Закрепление нового материала. Вывод по анализу произведения.(4 мин.)

  10. Творческое применение и добывание знаний. Работа над выразительным чтением. (10 мин.)

  11. Подведение итогов урока.( 1 мин.)

  12. Выставление отметок с комментарием.(1 мин.)

  13. Домашнее задание с элементами творческого подхода.( 1 мин.)











Ход урока.

  1. Организованный вход в класс под музыку.

«Отговорила роща золотая (Слайд 1, 2)

Берёзовым весёлым языком, (Слайд 3)

И журавли, печально пролетая, (Слайд 4)

Уж не жалеют больше ни о ком…» (Слайд 5)

Учитель музыки:

- Вы прослушали отрывок из песни «Отговорила роща золотая». Кто написал эти стихи?(Слайд 6)



  1. Сообщение темы и цели урока.

Цель: активизировать деятельность обучающихся на уроке.

Учитель чтения:

-Творчеству какого поэта посвящён урок?

- Сегодня на уроке вспомним стихи Сергея Есенина, интересные моменты из его жизни, познакомимся со стихотворением «Поёт зима - аукает…», ответим на ряд вопросов по стихотворению, будем учиться работать над выразительным чтением этого стихотворения и слушать музыкальные произведения.(слайд7)

III.Вступительная беседа. Проверка домашнего задания.

Цель: закрепление имеющихся знаний по творчеству С.Есенина.

Учитель чтения:

-Какие стихотворения Сергея Есенина вы знаете? (Дети читают наизусть отрывки знакомых стихотворений)

-О чём эти стихотворения? (О природе).Ребята прочитали стихи Есенина и ещё нарисовали рисунки.

-Какое определение подходит к стихам Есенина? (Певучие стихи.На многие стихи Есенина известные композиторы сочинили музыку)

Учитель музыки:

-Ребята, сейчас прослушаем отрывки известных песен на стихи Есенина «Не жалею, не зову, не плачу», «Над окошком месяц».

-Что способствовало тому, что Есенин стал «певцом русской природы»?

Сообщение ученика. (Слайд 8, 9)

Сергей Есенин родился в 1895 году (умер в 1925). Детство и юность провёл среди красот русских полей и лесов. Есенин, будучи впечатлительным, не мог остаться равнодушным к этой красоте.

Любуясь картинами родной природы, он стремился передать своё восхищение красотой русской природы в своих стихах. Его стихи по сей день живут с нами, многие из них мы поём.

IV.Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала. Анализ зимнего пейзажа.

(Слайд 10 ) Иллюстрация И.И. Шишкина «На Севере диком»

-Посмотрите на картину И. И. Шишкина «На Севере диком». Какое время года изображено? (Зима)

- Какое настроение вызывает у вас картина?

- Что конкретно изображено на ней? (На этой картине изображён зимний лес. Всё замерло. Застыли ёлочки под снежным покрывалом, неподвижным кажется воздух)

V. Чтение стихотворения учителем. (Слайд 11)

-Послушайте, как певец русской природы, поэт Сергей Есенин, описал зимний лес в своём стихотворении «Поёт зима - аукает…»

VI. Анализ произведения. Первичная проверка понимания нового материала.

  1. Поработаем над первой строфой. (Каждую строфу учащиеся читают про себя и вслух).

Поёт зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

- Как вы понимаете выражение «Поёт зима - аукает…»? (Зимой метели, вьюги).

- С кем сравнивает автор зиму? (С человеком).

- Какие слова доказывают такое сравнение? (Зима поёт, аукает).

- «Мохнатый лес» - это какой лес? (На ветках иголочки, снег).

- Как шумит лес? (Тихо, как мать, когда убаюкивает ребёнка).

- Как вы понимаете выражение «лес баюкает»? (Усыпляет).

- Что значит «баюкает стозвоном сосняка»? (Сосны высокие, их много, верхушки задевают друг за друга, получается звон от многих сосен).(Слайд 12)

2. Прочитайте про себя вторую строфу. Вслух.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

- Найдите строчки, в которых изображена метель. С чем она сравнивается? Почему? (С шелковым ковром.Ветер поднимает снег в воздух, как тонкий шёлк).

- Найдите строчки, в которых говорится о воробышках. Как автор характеризует воробьёв? («Игривые, детки сиротливые»).

-Как вы понимаете слово «игривые»? (Воробьи не сидят на месте, прыгают, как будто играют).

- Почему воробышков сравнивают с «детками сиротливыми»? (Им холодно, они дрожат.Детям, у которых нет родителей, тоже не хватает тепла, только душевного).

- Почему воробьи прижались именно у окна? (Они греются, потому что из дома идёт тепло, они ещё надеются, что человек их накормит, ведь сытому не так холодно).

VII. Применение здоровьесбережения. Физкультминутка.

Ещё раз прочтите вслух хором вторую строфу.

- Какой звук ясно слышится? (Звук [Р])

. Что напоминает вам звук [Р]? (Рычание собаки).

- Порычите.

- Почему автор использует слова, в которых часто встречается звук [Р]? (Чтобы ярче передать характер вьюги).

- А какой у вьюги характер? (Свирепый, беспощадный).

-Порычите грозно, постарайтесь предать голосом злость.

-А сейчас представьте себя воробышками. Встаньте.(Музыкальное сопровождение: звуки ветра, завывание вьюги).

-Как вы себя чувствуете в такую вьюгу? Покажите как вы замёрзли. Что нужно сделать, чтобы согреться? (Попрыгать, полетать).

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей. (Прыжки на месте)

Воробушек - пташка

Серая рубашка (Руки на поясе, повороты туловища влево-вправо)

Откликайся, воробей,

Вылетай - ка, не робей. (Машем крылышками).

-Ну что, воробьишки согрелись? А теперь садимся на места и работаем дальше.

VIII. Проверка понимания учащимися нового материала. Анализ произведения.

  1. Прочитайте про себя третью строфу. Вслух.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

- Как автор называет воробышков? (Пташки малые).

- Как понимаете слово «пташки»? (Маленькие птички).

- Как вы понимаете слово «озябли»? (Замёрзли)

- Как греются птички? (Жмутся друг к другу поплотней).

- Почему воробышки замёрзли? (На улице мороз и ветер, они голодные, усталые).

- Какое чувство вызывают у поэта воробышки? ( Чувства грусти, жалости).

-Почему Сергей Есенин использовал в стихотворении такие слова, как воробышки, детки, пташки, а не назвал воробышков просто воробьями, детьми, птицами? (В словах чувствуется отношение автора к воробьям, видна его любовь, жалость к этим птицам)

- Найдите строчки, в которых описана вьюга. С кем сравнивает автор вьюгу? (Со злым человеком)

4. Прочитайте четвёртую строфу. Вслух.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

- Почему «пташки дремлют у мёрзлого окна»? (От окна идёт тепло)

- Что им снится? (Им снится весна)

- Какой снится воробышкам в студёную зимнюю пору весна? («Прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица весна»)

- Как вы понимаете эти строки? (Весной ярко светит солнце)

- Почему воробышкам снится весна? ( Зимой им холодно, а весной- тепло)

IX. Закрепление нового материала. Вывод по анализу произведения.

- Ребята, а сейчас прослушайте и посмотрите ещё раз это стихотворение на фоне музыки. ( Романс на стихи Есенина «Поёт зима- аукает…»)

-Какова тема этого стихотворения? (Зима)

-Какова главная мысль стихотворения? (Очень суровая зима.Птицам зимой голодно и холодно)

- Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям?

-Познакомившись с этим стихотворением, что вы можете сказать о Сергее Есенине как о человеке? (Сергей Есенин любил животных, птиц, жалел их)

X. Творческое применение и добывание знаний. Работа над выразительным чтением.

  1. Подчеркнём карандашом слова, на которые падает логическое ударение. (Учитель читает, дети подчёркивают слова).

  2. Карандашом отмечаем паузы. (// - точка; / - запятая).

  3. С каким чувством будем читать о весне? (Мечтательно).

Как будем читать о воробьях? (Ласково, с жалостью).

Как прочитаем о вьюге? (Со злостью в голосе, громко)

  1. Чтение хором.

Чтение одиночное.

XI. Подведение итогов урока.

- Чему учились на уроке?

- С каким стихотворением сегодня познакомились?

- Кто его написал?

XII. Выставление отметок с комментарием.

XIII. Домашнее задание с элементами творческого подхода.

Выучить стихотворение наизусть. Попробовать пропеть его на любой лад, подобрав свой мотив.



© 2010-2022