- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытый урок Деепричастие 7-класс
Открытый урок Деепричастие 7-класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Оразбева Г.К. |
Дата | 12.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Мой урок
Деепричастие
Урок русского языка в 7 классе
Учитель: Оразбаева Г.К
Преображенская средняя школа
Кокпектинского - района Восточно - Казахстанской области
Цель: повторить и систематизировать изученный материал о деепричастии; совершенствовать навыки образования и употребления деепричастий деепричастных оборотов;
Методы: репродуктивные методы, метод практических задач, обобщение и анализ, классификационный.
Тип урока: обобщающий урок
Форма проведений: традиционная
Оборудования: технологическая карта, диагностическая карта, карточки с заданиями.
Ход урока
-
Целевая установка (сообщение цели урока, план работы)
-
Теоретическая пятиминутка. Используя технологическую карту учащиеся готовят сообщение о деепричастии.
Для ответа вызываются 2-3 ученика, остальные дополняют и поправляют ответы товарищей.
-
Раздаются карточки, на которых написана какая - либо буква.
Задание: Нужно образовать 5-6 деепричастий на полученную букву. У каждого ученика своя буква. Ответы записываются на листе бумаги фломастеров. Листы вывешиваются на доске для проверки. Те, кто не справился самостоятельно, получают помощь одноклассников.
Для справки:
Б - бормоча, болея, беседуя, бросив
В - вредничая, воркуя, взвесив, выходя
Г - гадая, гремя, гуляя, говоря, грызя
Д - держа, думая, добравшись, дрожа
Ж - журча, жуя, жаря, жалея, желая
З - заснув, засмотревшись, заскучав
Знание
Понимание
-
Используя образец выполнения сделать разбор по составу и словообразовательный разбор деепричастий, которые вы сами образовали.
Рисуя; рисуя - - рисует (основа настоящего времени) - деепричастие настоящего времени несовершенного вида.
Нарисовав; нарисовав - -нарисовать (основа инфинитива, т.е. неопределенной формы глагола) - деепричастие прошедшего времени совершенного вида.
Пройдя; пройдя - пройду (основа будущего времени) - деепричастие прошедшего времени совершенного вида.
Задание сдается учителю.
Применение.
-
Учащиеся знакомятся с перечнем глаголов, написанных на доске, образуют от них деепричастия и деепричастные обороты. Глаголы выбирают по желанию (5-6 глаголов).
Грызть, радоваться, приказать, убрать, ожидать, рассказать, утверждать, оставлять, сомневаться, вырастить, следить, оценить, растревожить, нести, истребить.
-
Преобразовать предложения, заменив причастные обороты деепричастными оборотами. Объяснить постановку знаков препинания.
Чем причастный оборот отличается от деепричастного?
А) Грузинка, державшая кувшин над головой, узкою тропой сходила к берегу.
Б) Девушка, играющая на пианино, смотрит в нотную тетрадь.
В) Художник, нарисовавший картину, подарил ее своему другу.
Г) Писатель, увлекшийся работой, не заметил приближения ночи.
Должны получиться предложения со следующими деепричастными оборотами: держа кувшин над головой, играя на пианино, нарисовав картину, увлекшись работой.
-
Учитель раздает два вариант карточек ученика. На карточках -предложения с деепричастным и оборотами. Нужно расставить знаки препинания.
-
1 вариант
2 вариант
-
Иду к дому не торопясь.
-
Молча мы собираем разбросанные игрушки.
-
Подумав я решил остаться у брата.
-
Смеясь он дерзко презирал земли чужой язык нравы (М. Лермонтов).
-
В полночь хлопнула кухонная дверь и громко топая и громко разговаривая вошли Лиза и Марфуша (А. Толстой)
-
Каштанка вскочив присела на все четыре лапы (А. Чехов)
-
Он присел на скамью и поглаживая свою бороду вступил со мной в разговор.
-
Лошадь круто остановилась у самого костра, и уцепившись за гриву с нее спрыгнув всадник.
-
Мальчик слушал затаив дыхание.
-
Дети работали не покладая рук.
-
Два ученика выполняются задание у доски.
Объяснить случаи, когда знаки не ставятся.
Ответы
1 Вариант
2 Вариант
-
Иду к дому не торопясь
-
Молча мы собираем разбросанные игрушки
-
Подумав, я решил остаться у брата
-
Смеясь, он дерзко презирал земли чужой язык и нравы (М. Лермонтов).
-
В полночь хлопнула кухонная дверь и, громко топая и громко разговаривая, вошли Лиза и Марфуша (А. Толстой)
-
Каштанка, вскочив, присела на все четыре лапы (А. Чехов)
-
Он присел на скамью и, поглаживая свою бороду, вступил со мной в разговор
-
Лошадь круто остановилась у самого костра, и, уцепившись за гриву, с нее спрыгнув всадник.
-
Мальчик слушал затаив дыхание
-
Дети работали не покладая рук.
Анализ.
Синтез.
Развитие речи: вспомнить устойчивые словосочетания с деепричастиями.
Кто больше назовет их.
Подведение итогов: ученики с помощью учителя подводя итог. Оценки выставляются в диагностические карты, которые сдаются учителю. Используя технологическую карту составляют план устного ответа.
План:
-
Определение деепричастия как особой формы глагола
-
Глагольные признаки деепричастия и признаки наречия
-
Образование деепричастий, их суффиксы.
-
Знаки препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах
-
Отличие деепричастия от других частей речи.
Домашнее задание: повторить, подготовиться к контрольной работе.