Рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №4» городского округа г.Стерлитамак РБ


РАССМОТРЕНО

И ПРИНЯТО

на заседании кафедры

русского языка и литературы

протокол № ____

«____» ______2015 г.

Зав.кафедрой_______ Л.Ф.Усманова

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора

__________ И.В.Шаменкова

«____» _______ 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ.

Директор МАОУ «Гимназия №4»

______________В.И.Шишкина

«____» _______ 2015 г.

Введена в действие

Приказ № ______от___________2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Русский язык»

для 8 А класса на 2015-2016 учебный год

Составлена на основе программы для 5-9 классов по русскому языку для основной школы. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В. - М.: Баласс, 2011.

Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В. Русский язык: Учебник для 8-го класса основной школы/Под научн. Ред. Акад. РАО А.А.Леонтьева.- Изд. 2-е, перераб. - М.: Баласс, 2012.

Программу составила

учитель первой категории

МАОУ «Гимназия №4»

Г.Г.Булатова





г. Стерлитамак 2015 г


Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку для 5-9 классов основной школы авторов Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю. Комиссаровой, И.В. Текучёвой (М.: Баласс, 2011), в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» ФЗ-273 от 29.12.2014.

Для реализации программы используются учебники, включенные в Федеральный перечень учебников, рекомендованные Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В. Русский язык. Учебник для 8-го класса основной школы /Под научной редакцией А.А.Леонтьева. - Изд. 4-е, перераб. - М.: Баласс, 2012.

Кроме учебника УМК включает рабочие тетради «Самостоятельные и контрольные работы по русскому языку» (8кл.), авторы Е.С. Барова, М.Р. Богданова.

Актуальность изучения данного курса состоит в обеспечении школьников функциональной грамотностью, что позволит решить проблемы социальной адаптации обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, личностного развития.

Рабочая программа составлена в преемственности с программой для первой ступени образования, является логическим её продолжением и направлена на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

развитие речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Задачи организации учебной деятельности:

  • формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций;

  • развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

  • формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.

  • совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.


Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка.

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100».

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Русский язык».

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.

- Формирование у учащихся языковой интуиции.

- Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.

- Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью мы понимаем способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.

Функциональная грамотность - это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения) и умение понимать и анализировать художественный текст.

- Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).

- Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

- Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

- Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.

- Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.

Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах.

Культурологическая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.

Технологии: проблемно - диалогическое обучение; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах); коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава). Технологии, формы и методы преподавания основаны на системно-деятельностном подходе к обучению.

Формы и методы преподавания: работа с учебной, художественной, научно-популярной литературой; проблемный диалог, беседа; элементы анализа текста; лингвистический эксперимент; редактирование, объяснительно-иллюстративный.

Итог реализации программы осуществляется в следующих формах контроля:

  • диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, объяснительный, предупредительный, терминологический);

  • комплексный анализ текста;

  • составление сложного и простого плана к тексту;

  • изложение текста (подробное, сжатое,);

  • составление тезисов, конспектов, докладов;

  • составление текста определенного стиля и типа речи;

  • сочинение (описание внешности человека, портретный очерк, отзыв о прочитанной книге);

  • составление рассказа на основе услышанного;

  • редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок);

  • работа с деформированным текстом.

Оценка качества образования производится по пятибалльной системе.

В соответствии с образовательной программой МАОУ «Гимназия №4» и учебным планом данная рабочая программа рассчитана на 4ч. в неделю (136ч. в год). Из них на развитие речи отводится 27 часов.

Структура рабочей программы. Данная рабочая программа включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Содержание тем учебного курса», «Требования к уровню подготовки учащихся по учебному предмету», «Календарно-тематическое планирование», «Учебно-методическое обеспечение».

Содержание тем учебного курса

8-й класс (136ч)

Введение (1ч).

Введение. Русистика - наука о русском языке.

Повторение и углубление изученного в 5-7 классах (38ч)

Фонетика (2ч)

Фонетика . Классификация звуков русского языка.

Слог и слогоделение. Ударение и интонация.

Орфоэпия (1ч)

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

Графика (1ч).

Систематизация знаний о русской графике.

Орфография (19ч)

Систематизация знаний по орфографии.

Типы орфограмм. Орфограммы- гласные буквы (опознавательный признак - безударное положение гласного.)

Типы орфограмм. Орфограммы- гласные буквы (опознавательный признак - наличие шипящих или ц перед гласными).

Типы орфограмм. Орфограммы- согласные буквы (опознавательный признак - положение на конце слова и в стечении согласных Типы орфограмм.

Орфограммы- согласные буквы (опознавательный признак - наличие Н на конце слова).

Типы орфограмм. Орфограммы- буквы ъ и ь разделительные.

Типы орфограмм. Орфограмма- буква ь неразделительный.

Типы орфограмм. Орфограммы- большие буквы .

Типы орфограмм. Орфограммы- пробелы. Орфограммы- контакты (опознавательные признаки - наличие не, ни).

Типы орфограмм. Орфограммы- пробелы. Орфограммы- контакты (опознавательные признаки - наличие бы, же, предлогов).

Типы орфограмм. Орфограммы- дефисы.

Обобщение изученного по теме «Орфография».

Развитие речи.

Свободный диктант .

Сжатое изложение .

Контрольный диктант

Лексика и фразеология (7ч).

Систематизация знаний по лексике и фразеологии.

Общеупотребительная лексика и лексика, ограниченная в употреблении.

Диалектные слова. Профессиональные слова.

Виды словарей.

Развитие речи.

Устная и письменная речь. Художественный текст - повествование.

Подробное изложение .

Этимология (2ч)

Происхождение слов русского языка.

Развитие речи.

Сочинение-рассказ (1ч).

Морфемика . Словообразование (1ч).

Морфемика . Способы словообразования.

Морфология (5ч)

Морфология .Классификация частей речи.

Систематизация знаний о самостоятельных частях речи.

Систематизация знаний о служебных частях речи.

Развитие речи.

Разговорный стиль. Повествование с элементами рассуждения.

Устное сочинение-рассказ на основе услышанного .

Синтаксис. Пунктуация (86ч)

Словосочетание (8ч)

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса.

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.

Виды словосочетаний по главному слову.

Синтаксический разбор словосочетания.

Научный стиль. Рассуждение с элементами повествования.

Предложение . Классификация предложений.

Пунктуация. Функции знаков препинания.

Развитие речи.

Научный стиль. Рассуждение с элементами повествования.

Тезисы и конспект.

Доклад.

Простое предложение (3ч)

Главные и второстепенные члены предложения.

Предложения распространённые и нераспространённые.

Предложения односоставные и двусоставные.

Двусоставные предложения (19ч)

Подлежащее. Способы выражения подлежащего.

Способы выражения сказуемого.

Простое глагольное сказуемое.

Составное глагольное сказуемое.

Составное именное сказуемое.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Определение. Способы выражения определения.

Согласованные и несогласованные определения.

Приложение как вид определения.

Дополнение. Способы выражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение.

Обстоятельство. Виды обстоятельств. Способы выражения обстоятельств.

Сравнительный оборот в роли обстоятельства.

Развитие речи.

Соединение разных типов речи в одном тексте.

Свободный диктант .

Сочинение - отзыв о самостоятельно прочитанной книге .

Контрольный диктант .

Односоставные предложения с главным членом-сказуемым (7ч)

Определённо-личные предложения.

Неопределённо-личные предложения.

Обобщённо-личные предложения.

Безличные предложения.

Развитие речи.

Свободный диктант.

Односоставные предложения с главным членом - подлежащим (2ч)

Назывные предложения.

Полные и неполные предложения (7ч)

Понятие о неполных предложениях.

Тире в неполном предложении.

Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения».

Развитие речи.

Публицистический стиль.

Соединение разных типов речи в одном тексте.

Подробное изложение текста публицистического стиля.

Сочинение - портретный очерк.

Осложнённые предложения. (41ч)

Предложения с однородными членами.

Союзы при однородных членах предложения.

Знаки препинания при однородных членах.

Предложения с обобщающим словом при однородных членах.

Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.

Однородные и неоднородные определения.

Понятие об обособлении.

Обособленные определения.

Согласованные обособленные определения.

Несогласованные обособленные определения.

Обособленные приложения.

Знаки препинания при обособленных приложениях.

Обособленные дополнения.

Знаки препинания при обособленных дополнениях.

Обособленные обстоятельства.

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.

Обособленные уточняющие члены предложения.

Знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения.

Сравнительный оборот.

Знаки препинания при сравнительном обороте.

Понятие о вводных словах.

Вводные слова в предложении.

Выделение вводных слов запятыми.

Вводные предложения, и знаки препинания при них.

Вставные предложения, и знаки препинания при них.

Обращение.

Предложения с обращениями.

Синтаксический разбор простого предложения.

Обобщение изученного по теме «Осложнённые предложения».

Разделы науки о языке.

Развитие речи.

Свободный диктант.

Устное сочинение-описание внешности человека с использованием однородных и неоднородных определений.

Сжатое изложение.

Контрольный диктант.

Повторение изученного в 8-ом классе (10ч).

Словосочетание и предложение.

Главные и второстепенные члены предложения.

Предложения с однородными членами .

Предложения с обособленными членами.

Синтаксис простого предложения.

Пунктуация в простом предложении.

Развитие речи.

Текст . Стили и типы речи.

Требования к уровню подготовки учащихся по учебному предмету «Русский язык»

Учащиеся должны уметь:

- по фонетике: производить фонетический разбор слов;

-по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова разных частей речи;

-по лексике и фразеологии: употреблять фразеологизмы в соответствии с их лексическим значением; пользоваться фразеологическим словарём; пользоваться этимологическим словарём;

-по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор слов; различать словоизменение и словообразование;

-по морфологии: классифицировать части речи; составлять письменный и устный ответ любой части речи и её категориях;

-по синтаксису: различать и составлять разные виды словосочетаний; различать и составлять разные виды простых предложений; предложения со сравнительными оборотами; с однородными членами; с обособленными членами; с вводными словами и обращениями; производить синтаксический разбор простых предложений.

-по связной речи: использовать стилистически обоснованно разные типы простого предложения, варианты форм сказуемого, варианты согласования подлежащего и сказуемого, составлять предложении в соответствии со стилистическими задачами; пересказывать (устно и письменно) художественные тексты, тексты публицистического и научного стиля (повествование с элементами рассуждения, рассуждения с элементами описания); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле; писать заявление, биографию;

- по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; обосновывать выбор написания; правильно писать слова с изученными орфограммами; классифицировать орфограммы по типам и видам; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 8-ом классе сова с непроверяемыми написаниями; производить орфографический разбор слов;

- по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и текстах; пунктуационно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции; производить пунктуационный разбор предложения.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 8-го класса А

пп

Тема урока

8кл - 136ч

Кол-во часов

Дата

Элементы содержания

Примечание

по плану

по факту

Введение (1ч).


1

Русистика - наука русском языке.

1





Повторение и углубление изученного в 5-7 классах (38ч)

Фонетика (2ч)


2

Фонетика . классификация звуков русского языка.

1





3

Слог и слогоделение. Ударение и интонация.

1





Орфоэпия (1ч)


4

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

1





Графика (1ч)


5

Систематизация знаний о русской графике.

1





Орфография (19ч)


6

Систематизация знаний по орфографии.

1





7

РР. Свободный диктант.

1




Упр. 33

РРСД1

8

Типы орфограмм . Орфограммы-гласные буквы (опознавательный признак - безударное положение гласного)

1





9

Типы орфограмм .Орфограммы-гласные буквы (опознавательный признак -наличие шипящих или ц перед гласными)

1





10

Типы орфограмм .Орфограммы-гласные буквы (опознавательный признак - положение на конце слова и в стечение согласных)

1





11

Типы орфограмм .Орфограммы-согласные буквы (опознавательный признак -наличие н на конце слова)

1





12

Типы орфограмм. Орфограммы буквы Ъ и ь разделительные.

1





13

Типы орфограмм. Орфограмма буква ь неразделительный.

1





14

РР. Подготовка к сжатому изложению

1





15

РР. Сжатое изложение.

1




Упр. 39

РРИ1

16

Типы орфограмм. Орфограммы- большие буквы.

1





17

Типы орфограмм. Орфограммы-пробелы. Орфограммы-контакты (опознавательный признак- наличие не и ни).

1





18

Типы орфограмм. Орфограммы-пробелы. Орфограммы-контакты (опознавательный признак- наличие не и ни).

1





19

РР. Свободный диктант.

1




Упр. 49

РРСД2

20

Типы орфограмм. . Орфограммы-пробелы. Орфограммы-контакты (опознавательный признак- наличие бы, же, предлогов)

1





21

Типы орфограмм. . Орфограммы-пробелы. Орфограммы-контакты (опознавательный признак- наличие бы, же, предлогов)

1





22

Типы орфограмм. Орфограммы-дефисы.

1





23

Контрольный диктант по теме «Орфография».

1




КД1

24

Работа над ошибками. Обобщение изученного по теме «Орфография»

1





Лексика и фразеология (7ч)


25

Систематизация знаний по лексике и фразеологии.

1





26

Общеупотребительная лексика и лексика, ограниченная в употреблении.

1





27

РР. Устная и письменная речь. Художественный текст- повествование.

1




РР

28

Диалектные слова. Профессиональные слова.

1





29

Виды словарей.

1





30

РР. Подготовка к подробному изложению.

1




РР

31

РР. Подробное изложение художественного текста-повествования.

1




РРИ2

Этимология (2ч)


32

Происхождение слов русского языка.

1





33

РР. Контрольное сочинение- рассказ.

1




РРС1

Морфемика. Словообразование (1ч)


34


Морфемика. Способы словообразования.

1





Морфология (5ч)


35

Морфология. Классификация частей речи.

1





36

Систематизация знаний о самостоятельных частях речи.

1





37

Систематизация знаний о служебных частях речи и междометиях.

1





38

РР. Разговорный стиль. Повествование с элементами рассуждения.

1




РР

39

РР. Устное сочинение-рассказ на основе услышанного.

1




РРС2

Упр. 125

Синтаксис. Пунктуация (86ч)

Словосочетание (8ч)


40

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса.

1





41

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.

1





42

Виды словосочетаний по главному слову. Синтаксический разбор словосочетаний.

1





43

РР. Научный стиль. Рассуждение с элементами повествования.

1




РР

44

Предложение. Классификация предложений.

1





45

Пунктуация. Функции знаков препинания.

1





46

РР. Тезисы и конспект.

1





47

РР. Доклад.

1





Простое предложение (3ч)


48

Главные и второстепенные члены предложения.

1





49

Предложения распространенные и нераспространенные .

1





50

Предложения односоставные и двусоставные.

1





Двусоставные предложения (19ч)


51

Подлежащее. Способы выражения подлежащего.

1





52

Подлежащее. Способы выражения подлежащего.

1





53

Способы выражения сказуемого.

1





54

Простое глагольное сказуемое.

1





55

Составное глагольное сказуемое.

1





56

Составное именное сказуемое.

1





57

Тире между подлежащим и сказуемым.

1





58

Тире между подлежащим и сказуемым.

1





59

Контрольный диктант по теме «Двусоставные предложения»

1




КД2

60

Работа над ошибками. Определение. Способы выражения определения. Согласованные определения.

1





61

Согласованные и несогласованные определения.

1





62

Согласованные и несогласованные определения.

1





63

Приложение как вид определения.

1





64

РР. Свободный диктант.

1




РРСД3

УПР.222

65

Дополнение. Способы выражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение.

1





66

Обстоятельство. Виды обстоятельств. Способы выражения обстоятельств.

1





67

Сравнительный оборот в роли обстоятельства.

1





68

РР. Соединение разных типов речи в одном тексте.

1




РР

69

РР. Контрольное сочинение. Отзыв о самостоятельно прочитанной книге.

1




РРС3

Односоставные предложения с главным членом -сказуемым (7ч)


70

Определённо-личные предложения.

1





71

Неопределённо-личные предложения.

1





72

Неопределённо-личные предложения.

1





73

РР. Свободный диктант.

1




РР

Упр. 249

74

Обобщенно-личные предложения.

1





75

Безличные предложения.

1





76

Безличные предложения.

1





Односоставные предложения с главным членом- подлежащим (2ч)


77

Назывные предложения.

1





78

Назывные предложения.

1





Полные и неполные предложения (7ч)

79

Понятие о неполных предложениях.

1





80

Тире в неполном предложении.

1





81

РР. Публицистический стиль.

1




РР

82

РР. Контрольное подробное изложение текста публицистического стиля.

1




РРИ3

83

Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения».

1





84

РР. Соединение разных типов речи в одном тексте.

1




РР

85

РР. Контрольное сочинение. Портретный очерк.

1




РРС4

Осложнённые предложения (41ч)


86

Предложения с однородными членами .

1





87

Союзы при однородных членах предложения.

1





88

Знаки препинания при однородных членах.

1





89

Предложения с обобщающим словом при однородных членах.

1





90

РР. Свободный диктант.

1




РР

Упр.307

91

Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.

1





92

РР. Устное сочинение - описание внешности человека с использованием однородных и неоднородных определений.

1





93

Однородные и неоднородные определения.

1





94

Однородные и неоднородные определения.

1





95

Контрольный диктант по теме «Однородные и неоднородные члены предложения»

1





96

Работа над ошибками. Понятие об обособлении.

1





97

Обособленные определения.

1





98

Согласованные обособленные определения.

1





99

Несогласованные обособленные определения.

1





100

Несогласованные обособленные определения.

1





101

Обособленные приложения.

1





102

Знаки препинания при обособленных приложениях.

1





103

РР. Свободный диктант.

1




РР

Упр. 335

104

Контрольный диктант по теме «Обособленные определения и приложения».

1




КД3

105

Работа над ошибками. Обособленные дополнения.

1





106

Знаки препинания при обособленных дополнениях.

1





107

Обособленные обстоятельства.

1





108

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.

1





109

Обособленные уточняющие члены предложения.

1





110

Знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения.

1





111

Сравнительный оборот.

1





112

Знаки препинания при сравнительном обороте.

1





113

Понятие о вводных словах.

1





114

Вводные слова в предложении. Выделение вводных слов запятыми.

1





115

Вводные предложения и знаки препинания при них.

1





116

Вводные предложения и знаки препинания при них.

1





117

Вставные предложения и знаки препинания при них.

1





118

РР. Подготовка к контрольному сжатому изложению.

1




РРИ4

119

РР. Контрольное сжатое изложение

1




Упр. 405

120

Обращение.

1





121

Предложения с обращениями.

1





122

Синтаксический разбор простого предложения.

1





123

Обобщение изученного по теме «Осложнённые предложения».

1





124

Обобщение изученного по теме «Осложнённые предложения».

1





125

Контрольный диктант по теме «Осложнённые предложения».

1




КД5

126

Работа над ошибками. Разделы науки о языке.

1





Повторение изученного в 8 классе (10ч)


127

Словосочетание и предложение.

1





128

Главные и второстепенные члены предложения.

1





129

Предложения с однородными членами.

1





130

Предложения с обособленными членами.

1





131

Итоговый контрольный диктант.

1




КД6

132

Работа над ошибками.

1





133

РР. Текст.

1





134

РР. Стили и типы текста.

1





135

Синтаксис простого предложения.

1





136

Пунктуация в простом предложении.

1











Учебно-методическое обеспечение

Для учителя:

  1. Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. Русский язык. 8 класс. Методические рекомендации для учителя/Е.В.Бунеева, Н.А.Исаева, Л.Ю.Комиссарова. - Изд. 3-е, перераб. - М.: Баласс, 2012.

  2. Барова Е.С. Сборник диктантов по русскому языку для 8-9 классов. Пособие для учителя и учащихся. Под редакцией по русскому языку для 8-9 классов. Пособие для учителя и учащихся. Под редакцией Е.В.Бунеевой. - М.: Баласс, 2010.

  3. Бунеев Р.Н. Русский язык. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. - М.: Баласс, 2012.

Для обучающихся:

  1. Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В. Русский язык: Учебник для 8-го класса основной школы/Под научн. Ред. Акад. РАО А.А.Леонтьева.- Изд. 2-е, перераб. - М.: Баласс, 2012.

  2. Барова Е.С., Богданова М.Р. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 8 класс. - М.: Баласс, 2012.

  3. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 8 класса (авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.). Пособие для учащихся. - М.: Баласс,2011.

ТСО: компьютер, диски, интерактивная доска.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №4» городского округа г.Стерлитамак РБ


РАССМОТРЕНО

И ПРИНЯТО

на заседании кафедры

русского языка и литературы

протокол № ____

«____» ______2015 г.

Зав.кафедрой_______ Л.Ф.Усманова

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора

__________ И.В.Шаменкова

«____» _______ 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ.

Директор МАОУ «Гимназия №4»

______________В.И.Шишкина

«____» _______ 2015 г.


Введена в действие

Приказ № _______ от ____________2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Литература»

для 8 А класса на 2015-2016 учебный год


Составлено на основе программы по литературе для основной школы «Школа 2100». Авторы: БунеевР.Н., Бунеева Е.В, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева.- М.: Баласс, 2011.

Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В. Год после детства. Учебник-хрестоматия для 8-го класса. В 2-х кн. - М.: Баласс, 2012.


Программу составила

учитель первой категории

МАОУ «Гимназия №4»

Г.Г.Булатова









г. Стерлитамак 2015 г.



Пояснительная записка

Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по литературе для основной школы «Школа 2100» авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссаровой, И.В. Текучевой (М.: Баласс, 2011), в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» ФЗ-273 от 29.12.2014.

Для реализации программы используются учебники, включенные в Федеральный перечень учебников, рекомендованные Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Дом без стен». Учебник по литературе для 8-го класса в 2-х книгах. - Изд. 4-е, перераб. - М.: Баласс, 2012.

Цель литературного образования в основной школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Компетентность читателя предполагает:

- способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;

- готовность к самостоятельному общению с литературным произведением, к диалогу с автором через текст;

- овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;

- освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.

В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.

Цель литературного образования определяет его задачи:

  1. поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность

читать.

2. обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного

уровня сложности.

3. сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-

школьника.

4. обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о

литературе, писателях, их произведениях.

5. обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия,

интерпретации художественного текста.

6. развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного

выбора.

7. развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для

получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8. развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.




Общая характеристика учебного предмета «Литература»

Данная программа является продолжением программы для начальной школы «Литературное чтение» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) и составляет вместе с ней описание непрерывного курса (1-11-й классы).

В программе выделяются произведения для текстуального изучения и для обзорного изучения. Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга» избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан освоить определенный минимум). Предполагается, что произведения для текстуального изучения рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.). Произведения для обзорного изучения читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся. Важно, что текст, прочитанный под определенным углом зрения, в дальнейшем может быть проанализирован с иной позиции.

Учитель вправе выбрать текст для обзорного изучения в соответствии с возможностями и интересами учащихся, собственными читательскими предпочтениями.

В основу программы положены психолого-педагогические и дидактические принципы развивающего образования, изложенные в концепции образовательной программы «Школа 2100».

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

В программе выделяется раздел «Развитие речи учащихся», обозначено основное содержание работы по развитию речи в каждом классе.

Линия речевого развития учащихся одновременно реализуется во всей Образовательной системе «Школа 2100» (курсы русского языка, литературы, риторики).

Задача развития речи в курсе литературы - обучение восприятию чужого высказывания, переложению авторского текста и составлению собственного в устной и письменной форме. В программе в разделе «Развитие речи» виды работ указаны по четырём линиям: 1) переложение авторского текста; 2) читательская интерпретация художественного текста (в устной и письменной форме); 3) устные развернутые высказывания и сочинения на литературную и морально-этическую тему; 4) письменные творческие работы в разных жанрах.

В соответствии с учебным планом МАОУ «Гимназия №4» данная рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). На развитие связной речи выделено 8 часов. Для заучивания наизусть предлагается 11 произведений.

Реализация данной рабочей программы осуществляется через применение современных технологий обучения. Особое место занимают следующие технологии: проблемно-поисковые технологии, личностно-ориентированные, ИКТ, а также интегрированные технологии, основанные на межпредметных связях с русским языком и изобразительным искусством.

Основными формами и методами преподавания являются: комментированное и выразительное чтение, литературоведческий анализ лирического текста, составление партитуры текста при подготовке к выразительному чтению стихов; проблемный диалог, беседа, дискуссия; работа с учебником; различные виды переработки учебного текста: составление плана, тезисов, конспектов; анализ художественного текста с точки зрения содержания и формы, формулирование вопросов к фрагменту текста («диалог с текстом»); устные сообщения учащихся, отзыв на сообщения одноклассников; творческие работы, анализ работ, редактирование.

Итог реализации программы осуществляется в следующих формах контроля: практические работы по анализу текста; сочинения-рассуждения, повторительно-обобщающие уроки, тестовые работы.

Тематика и количество сочинений и проверочных работ соответствуют Примерной про­грамме по литературе основного общего образования (базовый уровень). Технологии, формы и методы преподавания основаны на системно-деятельностном подходе к обучению.

Содержание учебного предмета «Литература».

8-й класс (68ч.)

Введение.

Человек как основной объект изображения в литературе.

Пролог. «Человек толпы. Человек в толпе» (11+2ч)

Все мы неповторимы (В.В..Маяковский «Надоело», А.А..Блок «Незнакомка»)

Н.В.Гоголь «Шинель». Протест против социального неравенства и несправедливости.

Типический характер Башмачкина.

«Но женщина тут, впрочем, не при чём…» (А.П.Чехов «Душечка», Ю.Д.Левитанский «Как показать зиму»)

М.А.Булгаков «Собачье сердце».проблема нравственного сознания личности.

Разрушительная сила воинствующего невежества. Последствия одного опыта.

Н.В.Гоголь «Ревизор». «Зачем к нам ревизор?»

«Маленький человек» или творческая личность

«Нам нужно бы кое-что предпринять».

«В том-то и шутка, что он не уполномоченный и не особа!»

Мастерство сатирического изображения действительности Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова.

Развитие речи.

Сочинение по прологу «»Человек толпы. Человек в толпе.

Действие 1. «Человек размышляющий». Картина 1. «Сомнение» (2ч)

А.П.Чехов «Крыжовник». Ответственность героя за выбор жизненной философии.

В сомнениях, человек, воздержись?! (А.П.Чехов «О любви», В.М.Тушнова «Мы шли пустынной улицей вдвоём», А.А.Фет «Ласточки».)

Картина 2. «Осмысление» (9+2ч)

В.Шекспир «Гамлет». Мыслящие герои

мечты и их крушение.

Осмысление героем бренности и скоротечности человеческой жизни.

Т.Н.Толстая «Река Оккервиль». Столкновение выдуманного мира героя с реальной жизнью

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Как научить осмыслению?

Путь исканий господина де Мольера.

Образ Журдена. Жизненная позиция героя. Разумный или неразумный.

«…И я вам скажу напрямик: я не дворянин». Авторские приёмы создания комедийных образов.

Размышляем, размышляем… (Ф.И.Тютчев «Когда дряхлеющие силы», А.А.Ахматова «Нам свежесть слов…»)

М.Монтень «Опыты». Изображение человека размышляющего.

Развитие речи.

Сопоставление различных переводов трагедии В.Шекспира «Гамлет».

Подготовка к домашнему сочинению подействию1. «Человек размышляющий»

Действие 2. «Человек чувствующий». Картина 1. «Переживание» (6ч)

Сентиментализм в творчестве Н.М.Карамзина .

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». Изображение чувств героев в повести.

Глубокое проникновение в человеческую душу. Развитие образа Лизы.

Ах, вечно прекрасная природа (Ф.И.Тютчев «О,каак убийственно мы любим!», Е.А.Баратынский «Разуверение»).

Ф.Саган «Здравствуй,грусть». Сложность и противоречивость внутреннего мира героев.

Поэтический взгляд на мир П.Верлена А.А.Фета.

Картина 2. «Разочарование» (1ч)

С.Д. Довлатов «Наши». Герой о обстоятельства. Проблема отношения человека к родине.

Картина 3. «Ностальгия» (4+1ч)

Тема Отчизны в лирике Ф.И.Тютчева , А.А.Блока, Е.А.Евтушенко

Родина в системе ценностей героев стихотворений С.А.Есенина, О.Э.Мандельштама, А.А.Ахматовой.

И.С.Тургенев «Русский язык». Любовь к родине способ ее выражения в стихотворении.

Ю.В.Бондарев «Выбор». Терзающие душу воспоминания.

Развитие речи.

Подготовка к домашнему сочинению по действию 2 «Человек чувствующий».

Книга 2. Действие 3. «Человек действующий». Картина 1 . «Борьба» (12+2ч)

Идеалы свободы и справедливости (В.Гюго «Отверженные», А.С.Пушкин «Во глубине сибирских руд…»)

Понятие о романтизме . М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Романтический герой поэмы.

Противопоставление мечты и действительности. Образ Мцыри в поэме.

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Кирибеевича». Борьба царя Ивана Грозного.

Борьба опричника Кирибеевича.

Борьба Калашникова за честь семьи и справедливость.

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».Тарас Бульба и его сыновья. Образ матери.

Вольный мир Запорожской Сечи в изображении Гоголя. Боевое товарищество казаков.

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Психологические мотивы предательства.

Э. Хемингуэй «Старик и море». Сила характера старика.

Философский характер повести.

Развитие речи.

Обучение рассказу о писателе на основе статьи учебника и других материалов.

Обучение характеристике героя (героический характер Тараса Бульбы).

Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Старик и море».

Картина 2 «Самосоздание» (1ч)

Б.Л.Васильев «Завтра была война». Борьба героев за справедливость и человеческое достоинство.

Картина 3 «Затмение» (3ч)

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Герой пассивный и герой действующий : Костылин и Жилин.

Современное прочтение рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

В.Т.Шаламов «Последний бой майора Пугачёва». Бой героя за своё человеческое я.

Картина 4 «Подвиг » (7+1ч)

К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин». Национальный русский характер, героическое начало в думе.

Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос». Образ русской женщины

Н.А.Некрасов «Русские женщины». Самоотверженность героинь поэмы.

Дж. Олдридж «Последний дюйм». Преодоление героем собственного страха и бессилия.

Трагические строки о подвиге (М.А.Светлов «Гренада», К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»)

Подвиг как нравственная категория литературных героев.

Развитие речи.

Обучение выразительному чтению лирического произведения

Подготовка к домашнему сочинению по действию 3 «Человек действующий».

Финал Большой «маленький человек» (3ч)

М.Горький «Симплонский туннель». Великая сила маленького человека. Гуманистический характер художественной литературы.

Обобщение изученного по теме. Человек как главная ценность в мире и в литературе.






«Требования к уровню подготовки учащихся по учебному предмету «Литература»

Учащиеся должны уметь:

-чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

-самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать

основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в

сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;

- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля,

жанра;

- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и

диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии

сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа

исследовательского характера, реферат, проект).

Календарно-тематическое планирование по литературе для 8 А класса.


Тема урока

8 кл-68ч

Кол-во часов

Дата

Элементы содержания

Примечание

по плану

по факту


Введение (1ч).



1

Человек как основной объект изображения в литературе.

1






Пролог. «Человек толпы. Человек в толпе» (11+2ч)


2

Мы все неповторимы (В.В.Маяковский «Надоело», А.А.Блок «Незнакомка»)

1



Тип литературного героя, типический характер, художественный образ, «маленький человек» в литературе


3

Н.В.Гоголь «Шинель». Протест против социального неравенства и несправедливости.

1




4

Типический характер Башмачкина

1




5

«Но женщина тут ни при чём…» (А.П.Чехов «Душечка», Ю.Д.Левитанский «Как показать зиму»)

1




6

М.А.Булгаков «Собачье сердце». Проблема нравственного сознания личности.

1




7

Разрушительная сила воинствующего невежества. Последствия одного опыта.

1




8

Н.В.Гоголь «»Ревизор . «Зачем к нам ревизор?»

1



Комедия как драматургический жанр, ирония, сатира, сарказм- средства выражения авторской позиции и способ создания характера героя


9

«Маленький человек» или «творческая личность»?

1





10

«Нам нужно бы кое-что предпринять»

1




11

«В том - то и штука, что он не уполномоченный и не особа!»

1




12

Мастерство сатирического изображения действительности Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова.

1




13

РР. Подготовка к классному сочинению по прологу «Человек толпы. Человек в толпе».

1





14

РР. Сочинение по прологу «Человек толпы. Человек в толпе».

1






Действие 1. «Человек размышляющий»

Картина1. «Сомнение» (2ч)


15

А.П.Чехов «Крыжовник». Ответственность героя за выбор жизненной философии.

1



Рассказ как эпический жанр


16

В сомнениях ,человек, воздержись! (А.П.Чехов «О любви», В.М.Тушнова «Мы шли пустынной улицей вдвоём», А.А.Фет «Ласточки»).

1






Картина 2. «Осмысление» (9+2ч)


17

В. Шекспир «Гамлет». Мыслящие герои. Мечты и их крушение

1



Трагедия как драматургический жанр, драматургический конфликт


Осмысление героем бренности и скоротечности человеческой жизни.

1




РР. Трагедия как драматургический жанр. Сопоставление различных переводов трагедии Шекспира «Гамлет».

1




Т.Н.Толстая «Река Оккервиль». Столкновение выдуманного мира героя с реальной жизнью.

1





Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Как научить осмыслению?

1





Путь исканий господина де Мольера.

1





Образ Журдена. Жизненная позиция героя. Разумный или неразумный.

1





«…и я вам скажу напрямик: я не дворянин». Авторские приёмы создания комедийных образов.

1





Размышляем, размышляем… (Ф.И.Тютчев «Когда дряхлеющие силы», А.А.Ахматова «Нам свежесть слов»)

1





М.Монтень «Опыты». Изображение человека размышляющего.

1





РР. Подготовка к домашнему сочинению по действию 1 «Человек размышляющий».

1






Действие 2. «Человек чувствующий» (6ч)


Сентиментализм в творчестве Н.М.Карамзина.

1



Психологизм как способ изображения внутреннего мира героев


Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». Изображение чувств героев в повести.

1




Глубокое проникновение в человеческую душу. Развитие образа Лизы.

1




Ах, вечно прекрасная природа! (Ф.И.Тютчев «О, как убийственно мы любим!», Е.А.Баратынский «Разуверение»)

1




Ф.Саган «Здравствуй, грусть». Сложность и противоречивость внутреннего мира героев.

1




Поэтический взгляд на мир П.Верлена и А.А.Фета.

1





Картина 2. «Разочарование »(1ч)


С.Д.Довлатов «Наши». Герой и обстоятельства. Проблема отношения героя к родине.

1






Картина 3. «Ностальгия» (4+1ч)

Тема Отчизны в лирике Тютчева, Блока, Евтушенко.

1





Родина в системе ценностей героев стихотворений Есенина, Мандельштама, Ахматовой.

1





И.С.Тургенев «Русский язык». Любовь к родине, способ её выражения в стихотворении.

1



Стихотворение в прозе как жанр


Ю.В.Бондарев «Выбор». Терзающие душу воспоминания.

1





РР. Подготовка к домашнему сочинению по действию 2 «Человек чувствующий».

1






Книга 2. Действие 3 «Человек действующий».

Картина 1 «Борьба» (12+2ч)


Идеалы свободы и справедливости (В.Гюго «Отверженные», А.С.Пушкин «Во глубине сибирских руд»)

1



Психологический характер в литературе


Понятие о романтизме. М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Романтический герой поэмы.

1





Противопоставление мечты и действительности. Образ Мцыри в поэме.

1





РР. Обучение рассказу о писателе на основе статьи учебника и других материалов.





М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Борьба царя Ивана Грозного. Борьба опричника Кирибеевича

1



Приём контраста как способ создания характера, способы создания характера литературного героя


Борьба Калашникова за честь семьи и справедливость.

1




Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Тарас Бульба и его сыновья. Образ матери.

1




Вольный мир Запорожской Сечи в изображении Гоголя. Боевое товарищество казаков.

1




Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Психологические мотивы предательства.

1




РР. Обучение индивидуальной характеристике героя(героический характер Тараса Бульбы).

1




РР. Подготовка к классному сочинению по повести Гоголя «Тарас Бульба».

1




РР. Классное сочинение по повести Гоголя «Тарас Бульба».

1



способы создания характера литературного героя


Э.Хемингуэй «Старик и море». Сила характера старика.

1





Философский смысл повести.

1






Картина 2 «Самосоздание» (1ч)







Б.Л.Васильев «Завтра была война». Борьба героев за справедливость и человеческое достоинство.

1





Картина 3 «Затмение» (3ч)




Соединение субъективного и объективного как основа создания художественного образа


Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» . герой пассивный и герой действующий: Костылин и Жилин.

1




Современное прочтение рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

1




В.Т.Шаламов «Последний бой майора Пугачёва». Бой героя за своё человеческое Я.

1





Картина 4 «Подвиг» (7+1ч)






К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин». Национальный русский характер, героическое начало в думе.

1




Н.А.Некрасов «Мороз ,Красный нос». Образ русской женщины.

1





Н.А.Некрасов «Русские женщины». Самоотверженность героинь поэмы.

1





РР. Обучение выразительному чтению лирического произведения.

1





Дж. Олдридж «Последний дюйм». Преодоление героем собственного страха и бессилия.

1





Трагические строки о подвиге (М.А.Светлов «Гренада», К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»)

1











ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ


  1. В.М. Тушнова «Мы шли…».

  2. П. Верлен «Целует клавиши…».

  3. Ф.И. Тютчев «Когда дряхлеющие силы…».

  4. Е.А. Баратынский «Разуверение».

  5. А.А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом…».

  6. С.А. Есенин «Шаганэ, ты моя, Шаганэ», О.Э. Мандельштам «Я вернулся в мой город», А.А. Ахматова «Мне голос был» (по выбору).

  7. И.С. Тургенев «Русский язык».

  8. А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд…».

  9. Отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

  10. Отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

  11. А.С. Пушкин «К Чаадаеву».


© 2010-2022