Конструктивистское обучение: настоящее и перспективы

«Я – педагог нового формата »   Стратегическим ориентиром реформирования образовательной системы является формирование развивающейся и саморазвивающейся личности «с творческим типом мышления, развитой мировоззренческой культурой, ответственным отношением к миру». Для реализации этих целей педагогу необходимы навыки самостоятельного размышления, приближения процесса обучения к научному поиску инновационных идей. Основная цель курсов Центра педагогического мастерства  как раз и состоит в подготов...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Я - педагог нового формата »


Стратегическим ориентиром реформирования образовательной системы является формирование развивающейся и саморазвивающейся личности «с творческим типом мышления, развитой мировоззренческой культурой, ответственным отношением к миру». Для реализации этих целей педагогу необходимы навыки самостоятельного размышления, приближения процесса обучения к научному поиску инновационных идей.

Основная цель курсов Центра педагогического мастерства как раз и состоит в подготовке педагогов, способных творчески мыслить и целенаправленно решать возникшие ситуации в преподавании.

И действительно, после первого этапа аудиторного курса, применив предложенные идеи в инновации преподавания в своей школе, я отметила, что эта методика очень положительно влияет на мотивацию учеников как сильных, так и слабоуспевающих. . После каждого урока, получая отзывы и обращая внимание на пожелания детей, на урок начала смотреть по-другому. На курсах Центра педагогического мастерства, я полностью поменяла свое мировоззрение при использовании методов и приемов обучения, выявила для себя много нового и интересного именно с позиции консультанта, а не учителя на уроке. Познакомившись с новой методикой преподавания, а именно с семью модулями обучения Программы, предлагаемой Кембриджским Университетом, я пришла к выводу, что нужно обращать больше внимания не на сам урок и тематику, а конкретно на то, как подать данный материал обучающимся, чтобы их заинтересовать. Что естественно для достижения успешности в обучении, можно было бы увидеть конечный результат поставленной задачи на уроке.

Когда представилась возможность испытать это на практике в школе, я до конца не осознавала, как могут ученики при помощи критического мышления обучить друг друга тому, чего сами еще не знают?! Я всегда считала, что первым лицом на уроке должен быть учитель и только он один. Учитель задает темп урока, учитель дает оценку ученикам за работу на уроке, учитель выделяет и анализирует главные аспекты своей и ученической деятельности на уроке. Но я ошибалась!

По моему наблюдению, ученикам было интересно, в какой форме мы будем работать, и, отвечая на их вопросы, я сама испытывала некоторые затруднения, не осознавая до конца, к чему в конце практики я должна прийти. Но, тем не менее, применяя на моих уроках в слабоуспевающих классах диалоговое обучение между учениками, стала замечать интерес к изучению казахского языка. Детям нравится говорить фразы и предложения составленные ими самими. Пусть они и маленькие фразы, главное, что они составлены учениками. Это является важным этапом в обучении учащихся критически размышлять.

Наблюдая этот процесс работы в своем классе, отметила следующее: с помощью диалога ученики становятся ближе друг к другу, стараются выслушивать мнение других участников группы, пытаются грамотно донести свои мысли, понимают, что функция каждого ученика очень важна. Порой не раз говорила ребятам одно высказывание: «сколько людей, столько мнений», и мне кажется с этой постановкой цели в работе, они могут научиться многому, а именно, терпению и нахождению задач проблемных ситуаций поставленными перед ними учителем.

Самую главную роль в управлении диалога между учащимися, играет непосредственно учитель, который в тоже время выполняет функцию модератора на уроке. Именно с помощью учителя, ученики не могут отойти от предложенного вопроса для размышления. При этом если учитель еще приложит свой доброжелательный настрой и оценит ответ ученика в виде подбадривания «…у вас все получится, вы молодцы», «очень хорошо подмечено», «это действительно так» и т.д., можно сказать, что каждый обучающийся постарается выполнить ту поставленную перед ним задачу, которую распределили в группе учащиеся для размышления. На таких моментах прослеживается интеграция между диалоговым обучением и управлением и лидерством в обучении.

Ознакомившись с диалоговым обучением в ставшей для меня уже настольной книге «Руководство для учителя», я пересмотрела свои действия на уроках. И уже став более открытой в общении для учащихся в плане консультаций тех или иных интересующих их вопросов, отметила для себя, что диалог очень необходим в обучении учеников, так как позволяет выдвигать свои идеи и рассуждения согласно поставленной структуре урока.

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения языком, обеспечивая его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация-сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь повлиять на нее, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе

Одним из новых подходов в образовании можно выделить обучение критическому мышлению. Критическое мышление включает в себя развитие таких навыков как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений.

На определенных этапах урока я старалась применить предложенный Программой модуль критического мышления через диалог. Прикладное исследование класса, согласно диалогическому обучению Александера [2004], предполагает, что традиционные модели общения в классе, в котором голоса учеников едва принимались во внимание, ставятся под сомнение диалектической и диалогической педагогикой. Курсы «Центра педагогического мастерства» помогли мне полностью пересмотреть свою деятельность на уроке. Вводя критическое мышление на этапах урока, я пришла к выводу, что это гораздо эффективней обучает детей, чем участие учителя в простом традиционном уроке. Именно приемы и стратегии критического мышления помогли мне посмотреть на учеников с другой стороны.

Применяя на уроках стадии вызова, я с помощью различных приемов критического мышления выслушивала рассуждения класса. С их помощью в классе, можно было определить, на каком осознании предмета находится учащийся. Это помогало мне увидеть, какой информацией владеет каждый ученик.

На следующей стадии рефлексии ученики показывали свои работы и обсуждали, как и с помощью чего они добились полученных знаний. Ведь рефлексия и подразумевает именно итог выполненного задания.

Работа в группах помогла моим ученикам не только обучаться, но и оценивать свои возможности, повышать мотивацию за счет того, как оценит каждый из учеников свою деятельность на уроке. Ведя обсуждение через диалог между собой, ребята порой могут найти то, что не может дать им учитель.

Данный модуль «Обучение критическому мышлению» помогает прежде ученику уметь критически мыслить, умение работать в группе, повышает интерес к изучению материала. Поэтому, исходя из того, что один модуль в предмете имеет взаимосвязь с другими, можно увидеть соответствующий результат работы учеников на уроке.

Сейчас я полностью пересмотрела позиции педагога и ученика, и, сделав соответствующие выводы, решила применять такую схему работы в своей будущей педагогической деятельности. Применяя данные инновации и привлекая как можно больше учителей-коллег к данной программе можно найти заинтересованных в своей работе людей, а это всегда новые знакомства, контакты, неформальное общение, обмен мнениями, что положительно может сказаться в дальнейшей сфере сотрудничества между учеником и учителем.



Использованная литература :

  1. cpm.kz Почему учителям необходимо меняться.


  1. А. Гин «Приемы педагогической техники» М. 2006г



  1. Руководство для учителя.


  1. Полат Е.С. (2002) Новые педагогические и информационные технологии

в системе образования. Москва: ACADEMA.



© 2010-2022