Выступление Из опыта работы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация работы с текстом на уроке и во внеурочной деятельности

Р.А.Аликова,

учитель русского языка и литературы

МАОУ Зареченская СОШ Вагайского района

Тюменской области


Как учитель русского языка и литературы, я всегда уделяла большое внимание организации работы с текстом на уроке и во внеурочной деятельности. Основная цель обучения русскому языку - научить учащихся составлять собственные тексты, правильно оформленные, грамотно написанные и произнесенные. В современной жизни будут успешны и конкурентоспособны молодые люди, свободно владеющие языком, умеющие общаться с людьми в различных жизненных ситуациях, уверенные в себе.

В текущем учебном году в 5 класс пришли ученики, обучавшиеся по Федеральному государственному стандарту начального образования. Теперь они включились в освоение ФГОС основного общего образования, в содержании которого обозначены предметные результаты освоения предметной области "Филология": "умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью". Именно поэтому работе с текстом необходимо уделять большое внимание как на уроках русского языка, так и литературы. Организуя работу с текстом, учитель формирует у детей коммуникативные компетенции.

Коммуникативная компетентность сегодня и в будущем будет играть важную роль в самореализации молодых людей, в выборе профессии и успешной жизни.

Текст становится ключевой, самой крупной единицей курса русского языка. Поэтому текст рассматривается и как дидактическая единица в методике преподавания русского языка и литературы. В каждом тексте имеются главная мысль, основная идея , раскрывающиеся через его содержание. Таким образом, правильно подобранный, проанализированный текст несет в себе и важную воспитательную функцию.

И сегодня с учетом требований к преподаванию предметов "Русский язык" и "Литература" я понимаю, что все годы работы была на правильном пути. Все темы моего самообразования так или иначе были связаны с развитием устной и письменной речи, которое невозможно без работы над текстом:

- "Развитие письменной речи на уроках русского языка и литературы";

- 20 часовой курс программы "Азбука общения" ( типы речи; вербальные средства общения; невербальные средства общения: поза, мимика, жесты); правила общения; письмо другу, подруге и т.д.);

- "Работа с текстом как средство развития речи учащихся";

- " Лингвистический анализ текста как средство формирования коммуникативной компетентности обучающихся".

На каждом уроке использую различные формы и методы работы с текстом, способствующие развитию речи школьников. Работаю с текстами учебников, подбираю тексты, продумываю задания, направленные на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения языковых единиц, увлекаю детей внеклассной работой с целью выявления среди них одаренных в лингвистическом отношении.

Из многолетних наблюдений, выводов педагогической деятельности в качестве учителя русского языка и литературы могу отметить, что наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом:

1. лингвистический анализ текста;

2.комплексный анализ текста;

3.редактирование текста;

4. исследование текста;

5.изложения (по данному началу);

6.сочинения : повествование, описание, рассуждение;

7.сочинения по картине;

8.работа с текстами-миниатюрами;

9.составление синквейнов;

10.сюжетно-ролевые, коммуникативные игровые ситуации;

11. словесное рисование.

В начале работы с текстом нужно его обязательно внимательно прочитать ( самостоятельно, вслух ). Затем определить тему текста, основную идею, проблему, стиль и тип текста. Можно также дать ребятам, например, и такие задания:

- Докажите, что это текст.(Текст состоит из предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности.)

- В каком предложении содержится основная мысль текста?

- Выпишите ключевые слова.

- На сколько частей можно разделить текст?

- Составьте план текста.

- Какие средства выразительности использует автор?

- Какие ошибки допустил ученик в сочинении? Исправьте их.

- Проанализировать текст с морфологической точки зрения. Почему автор использовал глаголы, прилагательные?

- Проанализировать текст с лексической точки зрения: найти синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы, фразеологизмы.

При работе с текстом также можно включить задания по закреплению правил орфографии и пунктуации: например, вставьте пропущенные буквы, запятые, объясните их постановку; выделите из текста сложносочиненные предложения, предложения с обособленными определениями и обстоятельствами; выпишите словосочетания со связью -управление, согласование, примыкание и т.д.

В рамках работы по темам самообразования на каждом моем открытом уроке была организована работа с текстом. Тексты подбирала из произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского, И.А. Бунина, Л.Н. Толстого, Д.С. Лихачева. Так, например, очень увлекают детей маленькие зарисовки М.М. Пришвина. На одном из уроков в 5 классе каждый ученик имел перед собой карточку: "Рябина вся в красных бусах. Только осенью можно оценить красоту ясеня, осины, рябины и клена. Королевой осеннего леса становится осина. У листьев ясеня спокойный желтый цвет". Урок проходил в игровой форме. Учитель:

-А теперь же дальше мы пойдем,

Может что-нибудь еще найдем?

Шли полями мы, лесами, шли,шли.

И к четырем дороженькам мы пришли,

По которой нам идти - не знаем?

А вот записка. Прочитаем:

"Я текст. Я целый клад.

Для любознательных ребят,

Вы, ребята, помогите,

Как-нибудь меня восстановите!

Соловей - разбойник проходил, порядок предложений изменил.

А коль я восстановлюсь,

Прямой дороженькой объявлюсь."

Ребята восстановили текст. И он зазвучал по-другому, так, как написано у М.М.Пришвина: "Только осенью можно оценить красоту ясеня, осины, рябины и клена. Рябина вся в красных бусах.У листьев ясеня спокойный желтый цвет. Королевой осеннего леса становится осина". Ученики ответили на вопросы учителя: Понравился ли вам текст? Что привлекло вас в нем? Найдите сравнения.

Урок-практикум в 9 классе по теме "Развивайте дар слова" проходил в условной творческой мастерской "Слово". На этом уроке учащиеся повторяли стили речи, в инсценировке представляли разговорный стиль. Знание признаков публицистического стиля было необходимо для участия в деловой игре "Открытый микрофон". В стихотворных текстах ребята находили эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения, инверсию. Объясняли, как понимают высказывание К.Г. Паустовского: "Для всего в русском языке есть великое множество слов". Редактировали предложенный текст "Синица": переделай текст так, чтобы он стал ярким, образным, эмоциональным. Напишите словами, что вы любуетесь птицей. (работа в парах).Помню, увлек учеников и такой вид работы: словесное фотографирование картины И.И. Шишкина "Рожь". После выполнения задания учитель добавил: "Сам И.И. Шишкин выразил идею своей картины словами: "Раздолье, простор, угодье, рожь, благодать. Русское богатство."

В 11 классе проводила открытый урок русского языка по теме "Текст как единица связной речи". Начался он со слов учителя: "Издревле слово имело великую силу. Очень давно люди понимали значение слова так: что сказано, то осуществляется. Именно тогда возникла вера в магическую силу слова. "Слово может все!" - говорили по следующим уровням языка: лексическому, синтаксическому и стилистическому древние. Более четырех тысяч лет назад египетский фараон говорил своему сыну: "Будь искусным в речах - слово сильнее чем оружие". Как актуальны эти слова сегодня! Об этом следует помнить каждому человеку." В ходе урока учащиеся повторили теорию,работали с текстом, определяли стиль, тип, упражнялись в составлении текста, определяли средства выразительности текста.Урок был направлен на формирование коммуникативных компетенций через анализ текстов различного стиля. Предложенные тексты исследовались по следующим уровням языка: лексическому, синтаксическому и стилистическому. В содержание урока также были включены упражнения на развитие орфографической, пунктуационной зоркости. Грамотное письмо - важный показатель подготовленности выпускников 9 и 11 классов к ОГЭ и ЕГЭ.

Все годы работы в школе учила детей писать сочинения на литературные темы. Объясняла им, почему необходимо писать сочинения сначала на черновике, а потом только в тетради. Процесс создания сочинения может "захватить" ученика. Вместе с тем не надо забывать о требованиях к сочинению : содержание сочинения должно быть связано с его темой, необходимо соблюдать структуру, привести цитаты, аргументы из произведения и обязательно должны быть собственные мысли, суждения по данной теме. В 2014 году, как мы знаем, в 11 классе введено итоговое сочинение. Написав его, выпускник получает право на сдачу ЕГЭ.

В течение многих лет я вела предметные кружки "Русское слово", Творческая мастерская "Слово", кружок "Юный корреспондент". Мы с ребятами выпускали стенгазету "Резонанс". Собирали заметки, рисовали, оформляли на листах ватмана. Получались газеты хорошего содержания и оформления. Мои ученики являлись постоянными участниками конкурсов сочинений на различных уровнях: школьном, районном, областном.

В свои уроки включала тексты, созданные нашими земляками: поэтами Б. Сулеймановым, Л. Веревкиной, М. Лушниковым, И. Киселевым, В.П. Матаевым.

В докладе рабочей группы Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию "Школа - 2020. Какой мы ее видим?" написано: "«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык - не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания. Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения». Поэтому формирование на уроках русского языка коммуникативной компетенции становится важной составляющей деятельности учителя.

Работа с текстом формирует коммуникативные компетенции, помогающие выпускникам подготовиться к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ, реализовать планы в предстоящей самостоятельной жизни. И если из стен наших школ будут выходить во взрослую жизнь коммуникабельные, готовые к сотрудничеству и речевому взаимодействию личности, то можно определить, что цели и задачи обучения достигнуты.

















© 2010-2022