- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Презентация для интерактивной доски по теме
Презентация для интерактивной доски по теме
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Колбасина Е.В. |
Дата | 02.03.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Открытый урок
Тема: «Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные.»
Класс: 6
Учитель: Колбасина Елена Викторовна.
2009 - 2010 уч.год.
Целеполагание:
-
Познакомить учащихся с теоретическими сведениями о делении прилагательных на три разряда, о признаках качественных прилагательных. Учить находить качественные прилагательные в тексте.
-
Развивать критическое осмысление восприятия материалов учебника, орфографическую зоркость, монологическую речь.
-
Воспитывать любовь к природе, прививать интерес к предмету.
Целеполагание для учащихся:
Знать: разряды прилагательных по значению, признаки качественных прилагательных.
Уметь: находить качественные прилагательные в речи.
Ход урока.
-
Организация класса.
Ребята, поприветствуйте друг друга.
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, начнем наш урок в хорошем настроении.
- Запишите число, слова «Классная работа».
-
Актуализация знаний.
- Ребята, посмотрите, у вас на столах письма, адресованы они каждому из вас, откройте конверты, выполните задания и догадайтесь, кто их вам прислал?
Орфографическая работа.
- Кто догадался, от кого эти письма?
- Отыщите лишнее слово, аргументируйте свой ответ.
На доске появляются слова: удивительная, морозный, волшебная, скользкая, белоснежное, суровая.
- К какой части речи относятся все эти слова?
- Что вы помните об имени прилагательном?
-
Объявление темы, целей.
Сегодня сама зима будет помогать нам на уроке.
1 ученик читает целеполагание для учащихся.
-
Изучение нового материала.
1.Работа с таблицей.
- Посмотрите на таблицу. Назовите три разряда прилагательных.
(зашторивание части таблицы)
- Что обозначают качественные прилагательные?
- Но нам нужно научиться отличать качественные прилагательные от относительных и притяжательных.
2. Работа с учебником.
- Ученые определяют целый ряд признаков, по которым прилагательные относятся к разряду качественных.
- Выясним эти причины, изучив материал учебника. (с.121, §50, 3 абзац).
- Расскажите о своем открытии соседу по парте.
Проверка
Показ слайдов.
-
Имеют степени сравнения (удивительный - удивительнее, самый удивительный).
-
Имеют полную и краткую форму (удивительный - удивителен).
-
Могут сочетаться с наречием очень, слишком (очень удивительный).
-
Образуют сложные прилагательные (удивительный-удивительный).
-
Образуют прилагательные с приставкой НЕ (неудивительный).
Внимание!!! Не все перечисленные формальные признаки могут быть в полном объеме у качественных прилагательных.
-
Закрепление.
1.Тренировочное упражнение.
Задание. Распределите слова по группам:
-
По величине____________________________________
-
По цвету _______________________________________
-
По весу ________________________________________
-
По внешнему виду _______________________________
-
По внутренним качествам_______________________________________
Крупный, черный, хромой, чистый, честный, тяжеленький, невесомый, упрямый, гигантский, белоснежный.
- Что общего у всех прилагательных? (качественные)
- Сделайте вывод, какие признаки могут иметь качественные прилагательные? (обозначают признак предмета по величине, цвету,весу,внешнему виду, внутренним качествам).
- Отыщите слово, которое имеет суффикс с уменьшительно-ласкательным значением.(тяжеленький)
- Проанализируйте прилагательное гигантский, все ли формальные признаки имеет это качественное прилагательное.
2. Анализ текста.
- А сейчас мы отправимся с вами на прогулку. Как вы думаете, какое время года изобразил итальянский композитор Вивальди с помощью волшебных звуков. (слушание муз. произведения)
- каким настроением проникнуто музыкальное произведение? (восторг, умиротворение).
- А теперь посмотрите на доску, прочитайте текст про себя, подготовьтесь к выразительному чтению.
- Прочитайте вслух и подумайте, каким чувством проникнуто произведение? (чувство любви к родине)
- Какая синтаксическая единица языка перед вами? Аргументируйте свой ответ.
- Назовите качественные прилагательные.
- Спишите текст, решая орфографические задачи. (1чел. У доски, затем объясняет)
Текст.
Зимой и летом, осенью и весною,хорош русский лес. В тихий зимний день выйд е/и шь в лес - дыш и/е шь и не надыш е/и шься чистотой лесного воздуха, глубокие, чистые лежат под д е/и ревьями сугробы. Над лесными тр о /а пинками кружевными арками согнулись под тяжестью ин е/и я стволы молодых берез /с.
Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Сказочная к о/а ртина!
(По Соколову-Микитову)
- В 1,2 предложениях подчеркните качественные прилагательные как члены предложения.
- Сравните прилагательные в словосочетаниях:
Тихий день белый снег
Кружевные арки молодые березы
Тяжелые шапки маленькие ели
- В какой колонке прилагательные являются эпитетами?
- для чего автор использует эпитеты? (в художественном тексте эпитеты создают образ)
- закройте глаза и представьте русский лес. Как приятно прогуляться, подышать свежим морозным воздухом.
- Вот какую картину удалось запечатлеть фотографу. В памяти слова Виталия Иванова.
Лесная даль зовет меня и манит
В мир, полный грез, где все вокруг светло.
И снег лежит на дремлющей поляне,
Как лебедя усталое крыло.
Все, точно в сказке, без конца и края.
-
Итог урока.
-
Домашнее задание.
По выбору:
-
Творческая работа.
Составить текст по картине, используя выражения.
Перед нами…….. день. Я вижу……снег, …….. небо. Когда я смотрю на это………
-
Упр.290.
Выставление оценок.
Рефлексия: настроение отличное, все получилось на уроке, было легко.
Хорошее настроение, но не все получилось на уроке.
Нет настроения, ничего не понятно, трудно.
Необходимо ластиком удалить нужную снежинку.