Конспект урока Виды предложений по цели высказывания

Здравствуйте, дорогие пятиклассники!  С обращением к вам ребята из отряда  ЮИД. А вы знаете, кто мы такие? ЮИД - это юный инспектор движения. Поздравляем всех с наступающим Новым годом. Скоро  у вас начнутся каникулы. Не забывайте о прогулках на свежем воздухе, играх. Но нам хочется,  чтобы вы были дисциплинированными на улице. Ходите только по тротуару! Переходя улицу, посмотрите налево и направо! Не устраивайте игры на проезжей части улицы! Езда на велосипедах по  улицам и дорогам разрешается ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Конспект урока 5 класс (по учебнику М.М.Разумовской)

Тема: Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения.

  • Цель: формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания через планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

  • формирование условий для развития уважительного отношения друг к другу.

  • формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.

Предметные:

  • Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.

  • Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью.

  • Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.

  • Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Употреблять их в речевой практике.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

  • Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

  • Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

  • Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

  • Формировать умение работать с разными видами предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.

  • Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.

  • Извлекать нужную информацию.

Тип урока: Урок общеметодологической направленности

Основные методы обучения:

Проблемное изложение

Частично-поисковый

Словесный

Самоконтроль

Наглядно-вербальный

Диалогический

Творческий

Ход урока.


1 этап. Организационный.Этап мотивации

Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремленности понимания в сотрудничестве.

Учитель показывает детям ёлочную игрушку и просит передать его друг другу так, чтобы в конце он вернулся к учителю.

Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости я приехала к вам издалека, есть такое село Пелым в Кочёвском районе, меня зовут Надежда Николаевна. Вы видите у меня в руках ёлочную игрушку -это атрибут Нового года, а под Новый год все желания сбываются. Я хочу, чтоб ваши желания сбылись, поэтому вы теперь каждый выберет для себя игрушку и загадает желание.А моё желание я загадаю вслух: я хочу чтоб мы работали в сотрудничестве в друг с другом, были очень внимательны не только друг к другу, но и к и к словам, которые будем произносить и в целом о чём будем говорить.

2 этап. Актуализация знаний .Этап мотивации.

Учитель: Ребята! Мне передали для Вас письмо с обращением, которое мы должны будем прочитать на уроке. А любое письмо несёт какую-то информацию. Но я никак не могу понять и разобраться в этом тексте. И я очень хочу, чтоб вы мне помогли. Может быть, Вы мне поможете?

1)Учитель раздаёт текст ученикам.

2)Ученики пробуют прочитать текст.

3)Что мешает вам прочитать и понять текст? (Нет знаков препинания в конце предложений)

4) А какие знаки препинания вы ставите в конце предложения? Знаете ли вы почему в конце одних предложений ставится ! или ? или . (Предложения отличаются по цели высказывания. В зависимости от интонации, то что мы хотим сказать.

Учитель: Помогите мне сформулировать тему.

Ученики формулируют тему. Число и тему записываем на доске. «Виды предложений по цели высказывания»(М)

А теперь предлагаю вам попробовать расставить знаки препинания. (Учитель проходит по рядам и отмечает, что не все знаки расставлены верно)(П)

Я вижу, что вам не удалось правильно расставить все знаки препинания в конце предложений.

-Подведение итогов 1-ого этапа:

Так, ребята, почему это вызывает затруднение,

( нужно знать виды предложения по цели высказывания и знаки препинания при них?(М)и П

- (Какие бывают предложения по цели высказывания? Какие знаки препинания ставятся в конце предложения и почему?)

Давайте каждый попробуем вместе сформулировать цель урока, достижение которой поможет нам справиться с поставленной задачей.

Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке. Цели запишите. на рефлексивном листочке

Этап планирования и уточнения цели

Дети предлагают цели:

- узнать, почему предложения делятся на предложения по цели высказывания?

- чем эти предложения между собой отличаются?

- почему иногда в конце предложения ставится такой знак ?!

- правильно ставить знаки препинания в конце предложения.

. А тема урока у нас по цели высказывания какоепредложение?

-А попробуй переделать в вопросительное. (На какие виды делятся предложения по цели высказывания? Так наша задача в течении урока найти ответ на этот вопрос.

3 этап. Реализация. Получение новой информации.

-Откуда можем найти эту информацию? ( Из учебника, у друг друга)

Учитель: Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать текст учебника стр.199, 200 и 201, выделить ключевые слова, расставить значки, хорошо будет, если вы поработаете в парах .

V- знал(а)

+ - новое для меня

- - думал(а) иначе

? - осталось непонятным

Этап осмысления новых сведений и способов деятельности

Работа с текстом после прочтения:

  1. Что вы знали по этой теме? (каждый ученик проговаривает, что он знал по данной теме)

  2. Какая информация была новой? +

  3. А о чём вы думали иначе?

  4. Что осталось непонятным?

-Итак, теперь мы с вами знаем…………(продолжите моё предложение)

4 этап.Этап отработки способов деятельности на практике Закрепление полученной информации.


Учитель: Давайте вновь обратимся к тексту, который мы читали в самом начале урока. Попробуйте ещё раз выполнить задание и расставить знаки препинания в конце каждого предложения.

( Ученикам выдаются тексты для самопроверки) Проверьте, правильно ли Вы расставили знаки препинания в тексте. Прокомментируйте, почему именно этот знак вы поставили в конце предложения.

Прочитайте выразительно текст.(П)

О чём этот текст? Почему важно знать как правильно себя вести на дороге?

Каких предложений больше по цели высказывания?

Побудительных? Почему?9Потому что в них советы, просьбы-а это основной признак побудительных предложений)

-Запишите в тетрадях по 2 правила, которые вы считаете необходимо соблюдать.

Вы уже знаете и соблюдаете правила дорожного движения, но вот первоклассники они не всегда внимательны на дороге. Какие бы вы им дали советы и предложения?Л)

-А давайте мы попробуем

Закрепление новой информации будет происходить через создание творческой работы.

Предлагаю разделиться на 3 группы

Свои советы и предложения оформите в виде рекламного плаката, где вы, используя предложения разные по цели высказывания, как надо соблюдать правила дорожного движения.

Творческое задание.

Ребята делятся на 3 группы

1 группа получает большой лист для выполнения рекламного плаката, фломастеры, клей, листочки для записи предложений и картинки для оформления.

2 группа составляет синквейн по теме урока, а 3-я группа составляет алгоритм.

После выполнения данной работы один из учеников от каждой группы показывает свою работу и объясняет, почему они здесь использовали разные по цели высказывания предложения.

Учитель говорит детям, что завтра они смогут отнести свои рекламные плакаты в 1 классы.

5 этап. Домашнее задание.

Дифференцированное задание:

1) Упр.419 на оценку «4»

2) Подобрать из художественного текста (не менее 6 предложений) разные виды предложений по цели высказывания. Вы можете использовать произведение И.С. Тургенева «Муму» на оценку «5»

3) Составить лингвистический текст на тему «Виды односоставных предложений»

6 этап. Рефлексия.


Каждый ученик индивидуально работает с листом рефлексии, где он формулировал цель, если цель достигли, то ставим +, если нет - ставим -, если остались вопросы- ставим ?

Те ученики, которые цели формулировали у «дерева целей», выходят и рассказывают, что они узнали по данному вопросу, который они формулировали как цель. Снимаем «листочек-цель» с дерева.

Задача учителя: осуществить рефлексию учащимися собственной деятельности и провести необходимую коррекцию.

В конце урока ученики заполняют индивидуальный рефлексивный лист и сдают его учителю.

Способ реализации:

Формулировка цели урока

+

_

И что получилось?

1.

2

3








1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)

3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)

4.Я ничего не понял. (2 балла)


© 2010-2022