Дистанционные технологии в работе с одарёнными детьми

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические разработки по ведению образовательной деятельности с одарёнными детьми с использованием дистанционных технологий

Бурлуцкая Н.Г., учитель русского

и литературы МБОУ "СШ №34", г.Нижневартовск


Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой.

Альберт Эйнштейн

Не существует достоверных тестов на одаренность. Способности ученика проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой самостоятельной поисковой или исследовательской деятельности.

А. Н. Колмогоров

Знаменитыми двоечниками, как известно, были Уинстон Черчилль - британский государственный и политический деятель, премьер-министр Великобритании испытывал неприязнь к процессу образования с начала обучения, но впоследствии получил Нобелевскую премию по литературе; Оноре де Бальзака, всемирно известного писателя, не называли в школе иначе, как «лентяем и тупицей», он постоянно сидел на уроках с отсутствующим взглядом; Константин Циолковский - отец космонавтики, был хроническим двоечником, во втором классе (мальчику на тот момент уже исполнилось 13 лет) его оставили на второй год, из третьего отчислили за неуспеваемость; Томас Эдисон - получивший впоследствии более 3000 патентов на свои изобретения в разных странах, положивший начало электронике, стал двоечником уже к концу первого месяца обучения в школе, его матери было сказано, что её сын «совершенно неспособен к обучению по причине умственной отсталости». Двоечником и «бездарем» был Антон Павлович Чехов, который дважды оставался на второй год: в третьем классе из-за двоек по географии и арифметике, а в пятом - из-за греческого языка. По русской словесности будущий литературный гений чаще всего получал не больше «тройки».

Сегодня исследователи, работающие с методиками выявления одарённости ребёнка, отмечают, что нужна кропотливая работа с личностью, её особенностями и проявлениями, в то же время единой комплексной диагностики, которая наверняка выявляла бы одарённого ребёнка, не существует.

Согласно Рабочей Концепции одарённости, разработанной группой авторов во главе с Д.Б.Богоявленской1, «одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

Интеллектуальная одарённость проявляется чаще всего в способности быстро и оригинально решать нестандартные сложные задачи, анализировать проблемы, делать самостоятельные умозаключения. То, что для понимания обычных детей трудно, непонятно, преждевременно, для интеллектуалов - само собой разумеется. Они теряют мотивацию, видя только простые решения и задания, не хотят ничего повторять и всё время стремятся к новому. От «академиков», «интеллектуалов» отличает значительная умственная самостоятельность.

Одарённый ребёнок может представлять сразу несколько типов одарённости, сочетая, например, интеллектуальную, академическую и художественную одарённость.

Кроме уже названных особенностей одарённых детей педагогу следует учитывать и другие ярко проявляемые характеристики большинством одарённых учащихся. В основном эти характеристики обучения в школе могут быть следующие: психическая неустойчивость и стрессы; зависть со стороны других учащихся; самовлюблённость, эгоизм, повышенная потребность во внимании со стороны окружающих; завышенная или заниженная самооценка; трудности в общении с другими детьми.

Использование дистанционных технологий обучения - одна из форм работы с одаренными детьми

В образовательном учреждении "СШ № 34" ведётся работа с одаренными детьми с использованием дистанционных технологий по подготовке их к научно - исследовательской деятельности. Даются практические рекомендации по организации данного вида деятельности с учащимися с применением телекоммукационных сервисов. Материал интересен для педагогов, организующих научно-исследовательскую и проектную деятельность не только в рамках школы.

В настоящее время границы современного образовательного пространства расширяются. И учителям, и учащимся предоставляется возможность стать участниками дистанционных мероприятий разных уровней: от школьного до международного.

Организационные и педагогические возможности дистанционного обучения реализуются с помощью практически всех доступных телекоммуникационных сервисов: электронная почта, сайты или отдельные веб-страницы, чат, ICQ, веб-конференции и т. п.

На базе перечисленных телекоммуникационных и информационных средств возможны различные формы педагогической деятельности. Например, дистанционные деловые игры, лабораторные работы и практикумы, виртуальное посещение недоступных объектов, виртуальные экскурсии, компьютерная переписка школьников. За последние годы увеличивается количество учеников - активных участников дистанционных курсов, олимпиад, научно-практических конференций. Дистанционные технологии применяются мною при организации исследовательской деятельности учащихся.

Преимуществом дистанционного обучения является возможность учёта индивидуальных темпов обучения учащихся, насыщенная и быстрая обратная связь с педагогом и другими учащимися. Участники дистанционных мероприятий имеют возможность по своему усмотрению дозировать общение с учебным материалом и педагогом, задавать ему свои вопросы по мере необходимости.

Система организации дистанционного взаимодействия субъектов обучения направлена на создание благоприятных условий их продуктивной деятельности, поэтапного развития необходимых навыков коммуникации.

Характер и объём использования дистанционных форм в процессе исследовательской деятельности учащихся у каждого учителя варьируется, так как необходимо учитывать возрастные, индивидуальные особенности, уровень самостоятельности и мотивации субъектов деятельности, технические возможности, количество участников, вовлеченных в данную деятельность.

На начальном этапе учителю необходимо продиагностировать уровень умений работы с текстовыми редакторами, средствами проводит одно или несколько очных практических занятий, на которых обсуждаются план работы телекоммуникации. Учитывая уровень готовности к применению дистанционных форм обучения, научный руководитель по теме исследования, использование телекоммуникативных средств, возможное время дистанционного он-лайн, офф-лайн общения; учитель знакомит юных исследователей с системой хранения, ускоренного поиска и обработки информации, ученики практикуются в использовании запланированных ИКТ.

Оптимальное сочетание очных и дистанционных форм деятельности учащихся позволят педагогу наиболее результативно решить поставленные задачи.

Учитель может включать приёмы, методы, формы дистанционного обучения на всех этапах совместной исследовательской деятельности. Когда выбрана тема, поставлена цель и определён круг задач, которые необходимо решить, предстоит большой объём работы по сбору материала, анализу, обобщению результатов исследования. Приобщение к дистанционной деятельности учащихся на этом этапе процесса исследования возможно как в среднем, старшем звене, так и в начальных классах.

Как осуществить дистанционное консультирование с помощью Интернет?

Дистанционный диалог учитель - ученик может осуществляться с помощью специально созданного учителем сайта или страниц сайта школы. Например, за короткое время каждый может создать с помощью конструктора простой рабочий сайт на Интернет-портале Яндекс.

На веб-страницах учитель размещает материал, который поможет ученику в работе над теоретической и практической частью исследования. Это могут быть алгоритм выполнения работы, памятки по работе с источниками информации, шаблоны оформления исследовательской работы, правила использования запланированных телекоммуникационных средств общения и т.д.

Материал, инструкции должны быть разработаны более тщательно, чем это обычно делается в очном обучении, т.к. ученик должен самостоятельно справиться с анализом большого потока информации, сравнить, сделать выводы. Научный руководитель может разместить наиболее значимые ссылки на сайты, где ученик найдёт нужную информацию.

Например, (универсальные):

yandex.ru, rambler.ru - Поисковые системы.

gramota.ru - Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ.

krugosvet.ru/ - Онлайн Энциклопедия.

rubricon.com/ - РУБРИКОН крупнейший энциклопедический ресурс интернета.

portfolio.1september.ru/ - Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».

Промежуточные результаты исследований, обработки материала обсуждаются с помощью:

электронной почты; служб мгновенного обмена сообщениями ICQ или Skype (возможность быстрого он-лайн общения, в том числе передача новых ссылок на актуальные источники информации в сети интернет, файлов); можно организовать чат, форум-общение, видео- и аудио-коммуникации.

Ученики и научный руководитель обмениваются вопросами, мнениями, рецензиями.

В настоящее время мною разработан дистанционный курс «Основы исследовательской деятельности». Он построен следующим образом: на страницах школьного сайта, персонального сайта размещаются поэтапно «уроки» по выбору темы, постановки целей и задач исследования, плана исследования, изучения и отбора нужной информации, составления плана практической части работы, оформление результатов.

Курс рассчитан на один учебный год. Публикация «уроков» отсрочена во времени. Каждый «Урок» содержит не только теоретическую часть, но и практическое задание, которое необходимо выполнить за определенный период времени. Выполненная работа должна быть размещена учащимися на сайте. Задать вопросы по выполнению задания можно будет на форуме, а так же оставить свои комментарии к работе других школьников.

Такая работа не заменит полностью индивидуальной работы, а просто сократит потерю времени. Оптимальное сочетание очных и дистанционных форм деятельности учащихся позволит мне наиболее результативно решать поставленные задачи активизации познавательного интереса учащихся.

Таким образом, в современной школе учителя и учащиеся имеют возможность взаимодействовать в ходе учебного процесса на основе интеграции информационных и образовательных технологий. Наряду с навыками исследовательской деятельности в процессе использования дистанционных форм обучения ученик приобретает личностные качества, которые отличают выпускника 21 века: компьютерная и технологическая грамотность; владение поисковыми системами сети Интернет;

навыки работы с базами данных и информационными ресурсами; способность устанавливать и поддерживать телекоммуникации с удаленными людьми.

Итак, рассмотрим некоторые пути и эффективность использования дистанционных технологий в работе с одаренными детьми

1.Первый путь - ежегодное участие школьников в дистанционных предметных олимпиадах.

Дистанционная олимпиада способствует проявлению интеллектуальных способностей ученика, оказывая при этом серьезное влияние на развитие его личностных качеств и характеристик.

2.Второй путь - создание ученических проектов, презентаций, обучающих программ, защита «портфолио» и т.д.

3.Третий путь - использование материалов сети Интернет. Эффективным инструментом повышения мотивации одаренных учащихся к решению творческих и исследовательских задач являются Интернет - ресурсы.

4.Четвертый путь - самостоятельная работа одаренных учащихся с компьютерными программами на компакт-дисках. Опыт показал, что выполненные с использованием технологий мультимедиа компьютерные программы на компакт-дисках в большинстве своем имеют универсальный характер (энциклопедии, справочники) и хорошо приспособлены для самостоятельной работы школьников (под руководством учителя) во время подготовки к предметным олимпиадам.

Несмотря на все видимые преимущества дистанционного обучения оно не может служить основным способом усвоения обязательной программы средней школы, призванной обеспечивать выполнение требований образовательного стандарта и может использоваться только в качестве дополнительного, дающего возможность одарённым детям развивать свои способности. К тому же подмена учителя компьютером разрушает систему тонкого учебного воздействия, обращенного к специфически человеческим особенностям взрослеющего организма. Интернет - великолепное средство получения информации. Но он дорог и далеко не всем доступен. Можно, однако, надеяться, что это препятствие со временем будет преодолено. Более существенно другое.

Обучение с помощью Интернета имеет свойство провоцировать или поддерживать проявления односторонности развития, характерные для одаренных подростков. Нежелание подростка знать нечто, как ему кажется, ненужное, принудительно навязываемое чуждым миром взрослых, может принимать демонстративные формы и стать опасным для него самого. Интернет, ускоряя кристаллизацию одних способностей ребенка, может замедлять развитие других и провоцировать асинхронность, дисгармонию психического и умственного роста личности. Излишне глубокое погружение в виртуальный мир нередко сопровождается нежеланием взаимодействовать с реальным внешним миром. Кроме того, сам процесс поиска информации, "блуждание" по Интернету иногда полностью заслоняет образовательные цели.

Результатами моей работы являются победы учеников на различного рода конференциях, фестивалях, в конкурсах и олимпиадах.

Так в секции "Филология (русский язык) Слёта научных обществ учащихся победителем в номинации "Успешный старт" стала Рассихина Олеся. Зарипов Альберт занял 2 место на муниципальном уровне во Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку. Учащиеся 9 класса участвовали в 14 городском конкурсе научных-исследовательских, опытно-конструкторских творческих работ студентов и школьников в Нижневартовском социально-гуманитарном колледже, в межрегиональном фестивале исследовательских работ "Открытие мира". 13 человек (7 класс) стали победителями дистанционных олимпиад по русскому языку и литературе проекта "Инфоурок", 10 человек заняли 1-3 места в проекте "Новый урок". В конкурсе языкознания "Русский медвежонок" участвовали 15 человек. 4 победителя по русскому языку в Международной Олимпиаде "На планете знаний". 2 ученицы (9 и 11 класс) заняли 1 место в 7 и 8 Всероссийской олимпиаде школьников "Мозговой штурм". Обучающиеся 11 класса стали финалистами 11 Международной Олимпиады по основам наук (Высшая Лига), награждены дипломами за решение трудных заданий по предмету "Русский язык". Учащаяся 10 класса стала участницей 17 студенческой конференции в НВГУ, её материал опубликован в университетском сборнике.

В заключении своего выступления хочу отметить, что технология - это инструмент, который помогает нам достигать стратегические образовательные цели.

Учителя не могут быть заменены и не будут заменены технологиями, но учителя, которые не используют технологии, будут в конечном итоге заменены учителями, которые их используют.

Литература

1.Шумакова Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей / Н. Б. Шумакова. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004 а. - 336 с.

2.Щебланова Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики / Е. И. Щебланова. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 368 с.

3.Экштейн М. Сообщества одаренных // Дети в информационном обществе. - М.: Фонд развития Интернет, 2010. - Вып. № 4. - С. 26-31.

4.Обухов, А.С.Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Народное образование. - 2010г.

5.Салтыкова Т.Ю. Помощь учащимся в поиске и обработке информации в исследовательской деятельности. school9.uni-dubna.ru/NPO/poiskinfo.htm

6.Хуторской А.В., Дистанционное обучение и его технологии // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. eidos.ru/journal/2005/0910-18.htm.

7.Хуторской А.В. Модель интернет-образования креативного типа. eidos.ru/journal/2001/0510-02.htm.

1Рабочая концепция одаренности по ред. Богоявленской Д.Б. - 2-е изд., расш. и перераб. - М., 2003.

© 2010-2022