Разработка урока по теме буква Яя (1 класс)

Данный урок разроботан для 1 класса. Урок обучения граммоте буквы Яя.Цель данного урока: Познакомить  учащихся  с гласной буквой  «Я, я»  и  её  «работой» –  обозначать  звук  [а]  и  указывать  на  мягкость  стоящего  впереди согласного.закреплять представление детей о звуке, букве, слоге, слове; познакомить с буквой Я;Технологическая карта разработана по ФГОС. В конспекте четко прописаны Ууд: коммуникативные, регулятивные, личностные. Четко выделены этапы урока такие как . орг.момент, актуализ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка

Дата:

Класс: 1

Школа:

практикант: Ключникова Анастасия Константиновна .

Методист:

Учительница:

Тип урока: Изучение нового материала.

Тема урока

«Буквы Я, я.».

Цель

: Познакомить учащихся с гласной буквой «Я, я» и её «работой» - обозначать звук [а] и указывать на мягкость стоящего впереди согласного. закреплять представление детей о звуке, букве, слоге, слове; познакомить с буквой Я;

Задачи

Задачи:

Образовательная: Отрабатывать умение проводить звуковой анализ слова с определением качества звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные). учить детей читать слоги и слова с буквой Я;

Развивающая: Развивать фонематический слух, речь учащихся. формировать навык печатания буквы Я. развивать фонематический слух; определять первый и последний звук в слове

Воспитательная: Воспитание в детях интереса к познавательной деятельности и учению

Планируемые результаты

понятия

Слог, звук. Буква. Схема.

Межпредметные связи

Учебник русский язык В.П. Канакина. 1кл.2ч. рабочие тетради, кружки для рефлексии( на всех 3цвета), презентация ,.


Задачи этапа урока

(вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД


I. Организация класса на работу



Задачи:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

Создать условия для эмоционального настроя на урок.

- Сначала на свое место сядет тот, чье имя начинается с гласного звука. Почему ты сел?

- Теперь сядут те, чье имя начинается с мягкого согласного звука, с твердого согласного звука.

- Молодцы, никто не остался без места.

Внимательно слушают учителя.

Уметь использовать знания в жизни.

2.в)

3. а) б) в) г)

Задачи: Актуализировать знания на предыдущих уроках (буквы, звуки)

Актуализация знаний

Мы продолжаем с вами путешествовать по стране букв и звуков.

- На какие две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные.)

- Как можно определить, что звук является гласным? (При произношении воздух проходит свободно, без преграды. Гласные звуки тянутся, поются)

- Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.)

- Какие бывают буквы? (Буквы, обозначающие гласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки)

- А теперь давайте поможем найти свои места и буквам. Расселите их по домикам.( слайд)

Дети выполняют задания предложенное на экране. Пользуясь ранеполученными знаниями.

Уметь отличать согласные от гласных. Группировать, синтезироать. Приводить аналоги.

Задачи

Организовать формулирование темы урока учащимися.

Организовать постановку цели урока учащимися.

II. Формулирование темы урока, постановка цели.

У. обратите внимание на экран .что изображено на картинках?

Д. енот,ели,якорь

Прочитайте слова, написанные на экране.

Д.Енот, ели, якорь.

У. что такое якорь?

Д. Якорь - это специальное металлическое устройство с лапами. Оно прикрепляется цепью к судну.

У. Для чего нужен якорь?

У. Якорь нужен для удерживания на месте судна.

У. Исключите по очереди каждое из трёх слов по самостоятельно найденному признаку.

Д. можно исключить слово енот. В нём второй слог ударный, а в словах ели и якорь - первый.

Д. Можно исключить слово ели. Оно обозначает несколько предметов.

Д. Можно исключить слово якорь. Оно обозначает предмет, относящийся к неживой природе.

Д. Какая же будет сегодня наша тема? Посмотрим на эран , в этом нам поможет загадка.

Д. буква я .

У. правильно. Тема нашего урока буква я . Постарайтесь сформулировать цель нашего урока. Чему мы будем учиться? Что нового узнаем ?

Д. Цель урока - познакомиться с буквой Я и звуками, которые она обозначает. Учиться отличать букву Я и звуки, которые она обозначает от других букв и звуков. Учиться читать слоги и слова с буквой Я.

Отвечают на вопросы.

Записывают сочетания в тетрадях.

С экрана зачитывают словарные слова

Работают со схемой слово.

Отвечают на вопросы

С помощью учителя формулируют тему урока.

С помощью учителя ставят цель урока

.

уметь находить лишнее выделяя признаки.

3. а) б) в) г)




2.в) г) д)

.


Изучение нового материала

Задачи: наблюдение за новым языковым материалом, Выделение существенных особенностей буквы я.

1.Наблюдение над языковым материалом. Выделение особенностей буквы я.



- Попробуйте изобразить эту букву при помощи рук.

У. Новую букву мы узнали и правильно её назвали. Это действительно буква Я. Это необычная буква. На уроке мы постараемся раскрыть её секреты.

- Открываем первый секрет буквы Я.

Сейчас мы с вами будем в роли певцов. Нам нужно будет пропеть буквы.

Д. ааааа,ооооооо,ууууууу, яяяяяя

У. легко нам было пропеть букву я?

Какие буквы мы можем пропеть?

Д. гласные.

У. какой вывод мы можем сделать?

Д. буква я она гласная.

У. какую работу выполняет эта буква в слове?

Д. Образует слоги.

Первый секрет раскрыт.

Прочитайте слово якорь по слогам. Из скольких слогов состоит это слово?

Д. 2слога

У. на какой слог падает ударение?

Д. на первый.

У. Прочитайте первый слог. Из скольких букв состоит этот слог? Сколько в нём слышится звуков?

Д. Из одной буквы Я. Слышится два звука.

У. Назовите звуки, которые слышите.

Д. это звуки [й] и [а].

У. Вот вы и открыли второй секрет буквы Я.

Если буква Я стоит в начале слова, то обозначает два звука (слайд).

У.Сейчас мы поиграем в игру. Я буду бросать мяч а вы будите называть слова, в которых буква Я будет стоять в начале слова

Д. Январь, ящерица, яма…

У. К нам в гости пришла девочка с очень красивым именем Рая . давайте составим схему.

- Прочитайте слово.

- Давайте сделаем звукобуквенный анализ слова.

- Сколько в слове слогов? (хлопаем: Ра-я - 2 слога)

- Назовите 1 слог. ([рааа])

- Каким гласным образован слог? ([а])

- Где он находится? (в слиянии - раскрашиваем)

- Назовите согласный, который стоит перед ним. ([ррррррр])

- Какой он? (твёрдый)

- Почему? ([а] обозначает его твёрдость - раскрашиваем)

- Назовите 2 слог. ([й`аааа])

- Каким гласным образовании слог? ([а])

- Где он находится? (в слиянии - раскрашиваем)

- Впечатайте звук в схему.

- Назовите согласный перед ним. ([й`])

- Какой он? (мягкий - раскрашиваем)

- Впечатайте звук в схему.

- Какой слог ударный? (первый)

- Назовите звуки второго слияния. ([й`а])

- Какой буквой мы их обозначим? (я)

- Напечатайте букву я над слиянием.

- Посмотрите на слово.

- Где в слове стоит буква Я? (после гласной буквы)

Какой мы узнали 3-ий секрет буквы я?

- Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука?

Буква Я обозначает два звука: [й`] и [а] в начале слова и после гласной буквы.

Физкультминутка

Раз - поднялись, потянулись.

Два - согнулись, разогнулись.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - за парту тихо сесть.

- Открываем четвертый секрет буквы.

Читаем, сравниваем, наблюдаем за согласными, как звучат твердо или мягко:

ма - мя

ла - ля

на - ня

У.какие согласные в первом столбике?

Д. твердые.

У. а что указывает на это?

Д. после согласного стоит гласная а.

У. Какие согласные во втором столбце

Д.мягкие.

У. за счет чего произошли такие изменения?

Д. появилась буква я .

Попробуйте добавить слоги ко второму столбцу чтобы получились слова.

У меня получились вот какие слова.

Давайте все вместе их прочитаем.

Сколько звуков обозначает буква я?

Д. один. Так как буква я не стоит в начале и не стоит после гласной.

Ля - земля, поля

Мя - имя, пламя

Ня - баня, соня

- Итак, какую работу выполняет буква Я в слиянии?

Буква Я обозначает мягкость согласного звука в слиянии.

Вот наш и четвертый секрет раскрыт.

Давайте вспомним все секреты нашей необычной буквы Я

.нужно нам ответить на вопросы.

-К какой группе букв

относится буква Я?

-В каких случаях буква Я

обозначает два звука?

- Какую работу выполняет

буква Я в слиянии?

2. Работа над формулировкой правила

Откроем учебники и посмотрим все ли мы открыли секреты.

Прочитаем вывод.

-К какой группе букв

относится буква Я?

-В каких случаях буква Я

обозначает два звука?

- Какую работу выполняет

буква Я в слиянии?

Все мы узнали секреты буквы.

Пропевают гласные

Делают выводы.


Высказывают собственную точку зрения.



Работают по схеме.

Называют слова на букву я.

Работают по схеме.


Предлагают с вои варианты .

Выполняют задание. Письменно в тетрадях

Уметь составлять схему к слову. Знать обозначения и цвет.

1.а)

2.в) г) д)

3. а) б) в) г)














1.б)

2.а) б) в)г)д)ж)

3. а) б) в) г)

Задачи

Формировать умение ориентироваться в тексте. умение делать собственные выводы на основе анализа языкового материала, применять изученное правило в практике письма.


3. Выполнение упражнений на применение правила

Обеспечивает мотивацию работы с учебником.

Контролирует выполнение работы.

Чтение слов в тексе из учебника (работа в паре)

- Найдите текст в учебнике

- прочитайте

- найдите в словах букву я

- подумайте и обсудите, в каких словах буква Я обозначает 2 звука, в каких 1

- прочитайте слова, где буква Я обозначает два звука

- прочитайте слова, где буква Я обозначает один звук и мягкость согласного в слиянии.



Отвечают на вопросы по содержанию.

Анализируют содержани

Формулируют выводы

наблюдений.

Отвечают на вопросы.

слушают учителя.

Наблюдают за учителем.

Подчеркивают прилагательные.








2.а) в)г)д)

3. а) б) г)

1.б)

2.а) б) в)г) д)

3. а) б) в ) г)



IV. Подведение итога урока.

Задачи

Зафиксировать новое содержание урока.

Организует фиксирование содержания.

.

- с какой буквой познакомились?

- сколько секретов нами было раскрыто?( 4)

Какие это секреты?

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Приходят к выводам.

2.в)д)

3. а) б ) в) г)

V. Рефлексия

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

У вас на столах лежат кружочки.

Зеленый- было все на уроке понятно, урок понравился.

Желтый-На уроке не всё было понятно ,

Красный- урок не понравился. Тему не понял.

Поднимите тот кружочек, который подходит именно к вам.

Вы сегодня были очень внимательными, трудились не покладая рук, спасибо за урок.

Осуществляют самооценку

3. в)



© 2010-2022