Научно-исследовательская работа ученика 4 Б класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Старые русские имена учеников 4 Б класса.

Содержание.

  1. Введение.

  2. Имена Древней Руси.

  3. Старые русские имена иноязычного происхождения

  4. Имена нашего класса.

  5. Значение древнерусских имён.

  6. Именины

  7. Почему нас так назвали?

  8. Заключение.

  9. Использованная литература.
















Между живущих людей

безымянным никто не бывает вовсе,

В минуту рождения каждый,

и низкий и знатный,

Имя свое от родителей

в сладостный дар получает…

Гомер


  1. Введение.

Кто из нас не задумывался над вопросом, а когда на Руси появились имена, которые мы носим? Что означает то или иное имя? Эти вопросы волнуют многих, в том числе и меня. У имен, как и у всех слов в языке - своя биография, история, приключения. Своя судьба. Каждый человек имеет личное название, которое даётся ему при рождении.

Личное имя (в древнерусском языке - рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование) - это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нём с другими.

Имя человека окутано завесой тайн. Мария, Елена, Анна, Дмитрий, Антон, Олег… Что это? Всего лишь названия, позволяющие нам не затеряться в толпе или нечто большее - своя тропочка, извилистая, не совсем отчётливая? Дают нам имя однажды, без нашего ведома, а носить его мы должны всю жизнь, как бы следуя заложенному в нём коду судьбы. Что скрывается за именем, которое получаем при рождении, как хрупкий и дорогой подарок, и можно ли, зная имя, узнать о жизненном пути человека? На этот счёт не существует единого мнения - есть только предположения и версии.

Всякое имя собственное - слово, но слово, получившее особые свойства, новую окраску. Эти свойства заставляют даже нас, современных людей, невольно ощущать в нём тесную связь с самим человеком. Нередко нам кажется, что имя способно даже изменять свойства своего хозяина или, в некоторой степени, определять их.

Личные имена люди имели во все времена. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, благодаря имени становятся известными все его хорошие и плохие поступки.

Выбор имени - серьёзная задача, ведь его дают до конца жизни, оно имеет значение не только для самого человека, но и для людей, сотрудничающих с ним.

Каждый человек при рождении получает имя. Сами мы имён не выбираем, это делают наши родители. Но узнать, каково происхождение имени, историю имени, толкование своего имени, наверное, интересно любому человеку. Ведь разнообразие как женских, так и мужских имён огромно. Какие-то имена имеют старинные корни, в этом случае происхождение имени связано с древней историей, а какие-то имена образовались совсем недавно и насчитывают всего десятилетия. Но какое бы ни было имя, оно имеет своё толкование, имеет своё происхождение и своё значение.

Актуальность исследования.

Изучение имен необходимо, так как имена обладают большим воспитательным потенциалом, стимулируют потребность в усвоении национальных традиций и приобщают к культуре и истории народа. По мнению Суперанской А.В. имена являются уникальным памятником истории и культуры народа. Они отражают его представления, знания и опыт. Народ посредством имен стремился реализовать свои желания физического, нравственного, умственного, эстетического, религиозного воспитания детей. Как известно, современные имена представляют собой причудливую мозаику, составленную из имен древних и новых, исконно русских и заимствованных. За каждым именем стоит содержание-текст. Большую помощь нам, учащимся, в изучении личных имен, их роли в жизни человека оказывают книги А.В. Сусловой, А.В. Суперанской «О русских именах». Изучив содержание данных произведений, мы можем сделать вывод: Правильно подобранное имя помогает человеку найти свое место в жизни.

Объектом исследования является история возникновения имен, мотивация родителей при выборе имен своим детям ,т.е. учащимся 4 Б класса.

Мы решили провести исследование: какие имена носят учащиеся нашего класса, что они обозначают и какие имена преобладают в нашем классе, что руководило родителями при выборе имени?

Цель: определить соответствие имени, характеру ученика

Предмет: личные имена учащихся 4Б класса

Гипотеза исследования: в имени заложена информация о характере и будущем человека.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой сформулированы следующие задачи:

  • провести анализ научной литературы в аспекте исследования;

  • выявить распространенные женские и мужские имена, имеющие древнерусское происхождение, среди учащихся 4 Б класса;

  • выяснить причину, подтолкнувшую родителей, к выбору имени

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

  • теоретический;

  • эмпирический;

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап. Изучение и анализ литературы по проблеме исследования, определение основных направлений исследования.

2 этап. Определение целей, задач, гипотезы исследования.

3 этап. Анализ, обработка, обобщение и систематизация результатов, написание исследовательской работы.

Практическая значимость: помощь будущим родителям в выборе имени для своих детей.


2. Имена Древней Руси.

В Древней Руси до принятия христианства в 988 году выбор имён было необычным делом. Часто у человека было два имени: одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей. Часто первое имя было заведомо непривлекательным (Крив, Некрас, Злоба), для еще большей защиты от недобрых людей. Обряд второго имянаречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт. Славянские имена изобиловали своей разнообразностью, существовали группы имен:

  1. Имена из животного и растительного мира (Волк, Кот, Щука, Ерш, Заяц, Орел, Орех, Трава);

  2. Имена по порядку рождения (Первуша, Перва, Вторак, Третьяк);

  3. Имена, которые давались по внешнему виду (Черныш, Чернавка, Мал);

  4. Имена богов и богинь (Лада, Ярило);

  5. Имена по человеческим качествам (Храбр, Стоян, Добр, Смеяна, Умник);

  6. Имена по времени рождения (Зим, Вешняк);

  7. Имена, отражающие профессию (Шуба, Ложка, Пушка);

  8. Большая группа имен - имена, состоящие их двух корней (Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар) и их производные (Святоша, Добрыня, Тишило, Ратиша, Путята, Ярилка, Милонег).

Именами, состоящими из двух корней, называли своих детей люди знатные, богатые. Более простые имена имели бедные слои общества: холопы, смерды, крестьяне. Их имена в наше время и именами то не считают. Для нас они звучат как прозвища. Помимо исконно славянских, в Древней Руси родители давали своим детям и скандинавские имена, которые «принесли» викинги: Олег, Игорь, Глеб и т.п. Именно этими именами называли князей.

После принятия христианства на Руси в 988 году детей стали всё чаще называть не исконно славянскими именами. Христианские имена пришли из Византии в 10 веке вместе с православием. Регистрация новорождённых проводилась только церковью, а имена давались по месяцесловам (святцам), в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых, почитаемых Русской Православной церковью. Святцы или месяцесловы в русской православной церкви - особые книги. На каждый день в святцах были расписаны имена святых, которых в этот день чтит церковь. Перед обрядом крещения священник предлагал родителям на выбор имена, которые значились в этот день в святцах.






3. Старые русские имена иноязычного происхождения

В процессе развития исторических связей русского народа с соседями в его язык попадали и закреплялись имена различного происхождения. Одни из первых иноязычных имен были принесены к восточным славянам в 9 веке норманнами, или, как их звали тогда на Руси, варягами.

Иноземцы были малочисленными и не смогли повлиять на ход исторического и культурного развития коренного населения Древней Руси. Они сами скоро обрусели. Но их потомки иногда, в память о своих дедах, брали варяжские имена Игорь, Олег, Ольга.

В основе имен Олег и Ольга лежит немецкое прилагательное hell, что по-русски значит «светлый», «светлая». Варяги, по-видимому, произносили их как Хельг, Хельга. На Руси оба имени подверглись значительной переделке и стали звучать первоначально как Ельг и Ельга, а затем - как Ольг (Олег) и Ольга. Теперь уже их никто не считает нерусскими, так как в этом виде они не встречаются ни в немецком, ни в скандинавских языках.

Между прочим, женское имя Елена, пришедшее к нам позднее Ольги из греческого языка, образовано от того же корня: древние греки произносили его с придыханием - Хеленэ. В русском народной огласовке Елена первоначально стала Оленой, а позднее - Аленой, Аленушкой, которая, оказывается, является тезкой исконно русской Светлане.

Первые иноязычные имена, принесенные на Русь варягами, использовались только в княжеских родах «Рюриковичей». Простой народ не понимал их, не любил, да и пользоваться этими именами ему было запрещено. Однако через сто с небольшим лет после появления варягов на Руси восточным славянам пришлось заменить свои древние, исконно русские имена, на новые, иноязычные.

В конце 10 века киевский князь Владимир искал сильного союзника в борьбе против степных кочевников, делавших опустошительные набеги на южную Русь. С этой целью он заключил договор о взаимопомощи с императором Византии. Чтобы военный союз был прочным и долговечным, от киевского князя потребовалось согласие на «крещение Руси», то есть принятие господствовавшей в то время в Византии христианской религии. Князь Владимир принял такое условие, и в 988 году в Киев приехали многочисленные миссионеры-христиане, чтобы «крестить Русь».

Обряд «крещения состоял в том, что жителей русских селений толпами загоняли в реку и заставляли трижды споласкивать свое тело водой, чтобы смыть «скверну языческой веры» и старое, «языческое» имя. Стоявшие в это время на берегу христианские священники осеняли новоявленных «рабов божьих» крестом и каждому их них давали новое имя.

Так Жданы и Храбры, Волки и Лебеди, Прекрасны и Несмеяны становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями.

Эта замена религии и имен не была делом легким и добровольным. Даже монахи-очевидцы, описывавшие «крещение Руси» в своих летописях, вынуждены были признать, что его приходилось проводить «огнем и мечом». Под страхом казни и разорения русские соглашались считать себя христианами и называться иноземными, «греческими» именами, но как только христианские священнослужители и княжеская дружина уходили из села, они «прятали» эти новые имена и продолжали называть себя по-русски.

Проходило немало времени, прежде чем новые имена прочно закреплялись в народном русском языке. Лет через пятьдесят - сто к новым именам стали понемногу привыкать и употреблять их чаще, но и старые русские имена не забывали. Это привело к тому, что каждый русский в то далекое время имел два имени: одно - «крещеное», то есть данное церковью, а второе - «мирское», присвоенное ему «миром», то есть народом, или его родителями. Возникли своеобразные именные параллели. Оба имени долгое время считались равноправными и фиксировались даже в официальных документах, грамотах и летописях. Так, в Лаврентьевской летописи под 1096 годом говорится о князе, названном «в крещении Василий, русским именем Владимир». В Ипатьевской летописи, например, рассказывается, что в 1117 году «родился у Игоря сын, и нарекоша ему имя в крещении Андреян, а в княжее - Святослав».

Примерно в 13 веке «мирские» имена переходят в разряд второстепенных и начинают употребляться в документах и, видимо, в разговоре только после греческих, на втором месте. Вот пример деловых бумаг той эпохи упоминаются Клим Молотило, Иван Сватко, Иван Заглодыш, Федот Офонасьев сын, прозвище Огурец, Осташко, прозвище Первушка, Алексей, прозвище Будила, Семенов сын и др.

Так с введением на Руси христианства большинство имен-прозвищ было вытеснено именами церковными, пришедшими к нам из Византии. Среди них, помимо имен собственно греческих, были древнеримские, древнееврейские имена, каждое их которых в своем родном языке имело какое-то значение, но при заимствовании другим языком употреблялось лишь как имя собственное, а не как слово, обозначающее что-либо еще. Так, в свое время Византия собрала лучшие имена своего языка и языков соседних стран и узаконила их официально, сделав именами церковными.

К 18-19 векам древнерусские имена были уже полностью забыты, а имена христианские в значительной степени изменили свой облик, приспособившись к особенностям русского произношения, словоизменения и словообразования.





4. Имена нашего класса

В нашем классе учится 23 человека. Имена нашего класса повторяются: у нас два Максима, две Анастасии, два Александра и одна девочка Александра, два Дмитрия. Имя и отчество нашей учительницы Анны Владимировны я тоже включил в исследование.

Так что же такое ИМЯ? Какая наука занимается изучением имён?

В науке о языке существует специальный раздел, целое направление лингвистических исследований, посвященное именам, названиям, наименованиям - ономастика.

Ономастика (от греч. onomastikуs - относящийся к наименованию, имя, название) - раздел языкознания, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием.

Имя - это некая матрица личности, уже предполагающая определенную взаимосвязь с окружающим миром.

Антропонимика - наука, изучающая личные имена людей, фамилии, отчества, псевдонимы. Основой этого термина являются греческие слова antropos - «человек» и onuma - «имя».

Во все времена и у всех народов имя играло важную роль в общении людей. Они не сомневались в том, что вся последующая жизнь человека и целой общины предначертана и заключена в его имени.

Дать имя означало дать судьбу, изменить которую невозможно.

Знание имени позволяло влиять на саму судьбу. Имя - это как бы формула счастья и здоровья.

Дав ребенку имя, родители тем самым в какой-то мере предопределяют его судьбу, потому что имя определенным образом формирует характер человека.

Имя - личное название человека, даваемое при рождении.

Имя - языковой знак (выражение), называющий индивидуальный предмет (собственное имя).

Имя - это слово произошло от слова «имать», что значит брать.

Среди имён учеников нашего класса не все имена относятся к тем, которые использовались в Древней Руси, и их происхождение относится как к исконно славянским, так и к заимствованным из Скандинавии, Греции, которые значились в церковных календарях тех далёких времён.

Имена, представленные в таблице, все являются старыми и относятся к древнерусским. Эти имена имеют 19 учеников нашего 4 Б класса, наша учительница Анна Владимировна тоже.

Женские имена

Мужские имена

Алёна от Елена

Ἑλένη (др.греч)

Марина

Marīnus (латинск)

Денис от Дионис

Διονύσιος (др.греч)

Владимир

Володимѣръ(др.рус)

Анастасия

Ἀναστασία (др.греч)

Валерия

Valerius(др.римск)

Александр

Ἀλέξανδρος (др.греч)

Павел

Paulus (др.римск)

Виктория

Victoria (латинск)

Александра

Ἀλέξανδρος

(др.греч)

Максим

Maximus (латинск)

Всеволод

Всеволодъ (др.рус)

Дарья

Δαρείος (др.греч)

Анна

Hanne( др.еврейск)

Дмитрий

Δημήτριος (др.греч)

Артём

Ἄρτεμις (др.греч),

Матвей

(др.рус)

В классе есть ещё Емилия, Родион, и Эмин. Эти имена нельзя отнести к старым.


5. Значение старых имён.

Мужские имена:

Александр - в переводе с греческого - «защитник людей». В детском возрасте Александры нередко болеют, но если подростками начинают закаляться и заниматься физическими упражнениями, тогда из них вырастают крепкие и стойкие мужчины. Александры упорно добиваются своей цели. Они могут стать во главе коллектива и умело управлять им, опираясь при этом на наиболее способных людей, доверяя им самые сложные дела.

Артем - в переводе с древнегреческого означает `невредимый`, `безупречного здоровья. Несмотря на свое имя, Артемы в детстве постоянно болеют респираторными заболеваниями. Артемы спокойны, стараются быть ненавязчивыми в общении. Общительны и дружелюбны. Могут объективно оценить ситуацию. Всегда говорят правду, из-за чего могут попасть в неприятную ситуацию. Очень преданны и умеют хранить тайны.

Денис - русская форма имени древнегреческого божества виноделия и плодородия Диониса. В имени Денис огромный заряд подвижности, жизнелюбия и тяге к веселью. Однако в этом веселье присутствует некоторая хитринка. Подвижность Дениса проявляется ещё в раннем возрасте. Такой ребёнок любопытен, непоседлив и любит всевозможные игры. Часто пытается вклиниться в игры старших ребят. В учёбе удачно возмещает недостаток усидчивости и прилежания способностью всё схватывать на лету и быстро соображать.

Максим - имя произошло от латинского слова "maximus", означающего "великий". Характер Максима отличается спокойной уравновешенностью. Как правило, это яркий, живой, дипломатичный и добрый человек, который производит на людей очень хорошее первое впечатление. Но узнав его поближе, знакомые видят, что этот умный, коммуникабельный человек не имеет силы воли, решительности, упорства. Он всегда как будто сомневается в своих решениях, колеблется, даже не думает бороться за свои стремления. Такая нерешительность наблюдается в Максиме с детских лет. Родители с ним хлопот никогда не имеют, ведь он довольно легко учится, проявляет самостоятельность, но совершенно не умеет постоять за себя, отстоять своё мнение.

Дмитрий - имеет греческие корни и произошло от слова "деметрисс" - "принадлежащий Деметре, богине плодородия". Характер Дмитрия отличается практичностью, коммуникабельностью и предприимчивостью. Как правило, это открытый, склонный к риску человек, очень одарённый, но часто не использующий всех своих задатков. В детском возрасте его часто балуют родители, поэтому он может проявлять капризность, болтливость, излишнюю смелость и даже безрассудство.
Владимир - владеющий миром" славянского происхождения. Володю с детства отличает любознательность и умение применить ко всему свои знания, в нем есть склонность к риску и некоторая авантюристичность характера. К тому же он всегда верховодит. Пока мал, слушает советы родителей, вырастает - тоже выслушает, но поступит по-своему. В школе и институте обычно хорошо овладевает техническими науками, однако упорной учебе предпочитает активные занятия общественной деятельностью. Никогда ни с кем открыто не конфликтует.

Всеволод - имеет славянское происхождение и означает "всевластный", "владеющий всем". Характер Всеволода отличается спокойной уверенностью, стойкостью, терпеливостью и добротой. В детстве это доброжелательный, спокойный и мягкий ребёнок, который хорошо учится и постоянно стремится добыть внимание и любовь близких ему людей. Некоторые люди могут посчитать Всеволода занудой, не стремящимся взять от жизни всё, что она предлагает. Но Всеволод счастлив в своей уравновешенной жизни и не видит смысла в ней ничего менять.
Павел - означает "малый", латинского происхождения. Павлик - незаменимый помощник маме в уходе за младшим братом или сестрой. Он добр и отзывчив. В играх со сверстниками не переходит границ дозволенного, он не только, к примеру, не пойдет рвать яблоки в чужой сад, но и сделает все, чтобы отговорить друзей. Взрослый Павел не теряет этих качеств. Его способность к сопереживанию привлекает к нему многих людей, и они охотно доверяют ему свои тайны. Спокойный, добрый, умеющий сочувствовать, он нередко и профессию выбирает под стать характеру Работать Павел может в любой сфере. Коллег по работе подкупает своей скромностью и трудолюбием, надежностью и готовностью подменить товарища в трудную минуту. Свою работу Павел выполняет так, что ни подгонять, ни заставлять его не надо.

Матвей. - древнерусского происхождения, «дар Бога». Матвейка обычно в семье долгожданный ребенок, на которого родители возлагают большие надежды. Он растет крепеньким, здоровым мальчиком, не докучает никому своими капризами, его не увидишь во дворе дерущимся с мальчишками или хлюпающим с удовольствием по грязи. Матюша - сама честность: если его послали в магазин, будьте уверены, сдачу он вернет полностью. В школе учится без увлечения, но прилежно.

Женские имена:

Анна - имя, которое пришло к нам из Греции, а туда из еще более древней иудеи. На иврите имя Анна означает "благоволение" или "благосклонность.» На иврите читается как Ханна. Имя Анна может означать как благосклонность от Бога, так и от окружающих. Она имеет много друзей и легко заводит новые знакомства. К сожалению, ее добротой часто пользуются в корыстных целях. Анне предстоит множество разочарований и "открываний глаз" на правду жизни. Ей не свойственна стеснительность, и она растет одаренным природной артистичностью человеком. Этот талант можно успешно развивать до серьезного уровня.

Александра - женская форма от имени Александр, в переводе с греческого означающего «защитник людей». По натуре бойкая, беспокойная и неутомимая. Всегда рядом со взрослыми. Характер твердый, мужского склада. Имидж Александры - деловая женщина. Вся жизнь проходит в соревновании с кем-либо и в чем-либо

Анастасия - женская форма древнегреческого имени Анастас. Означает «воскрешённая (возвращенная к жизни)». Девочке с таким именем на роду написано быть самой красивой, самой умной, самой нежной. Она всеобщая любимица и никогда не обманет хороших ожиданий. Анастасия растет мечтательной, у нее хорошо развито воображение.

Дарья - женский вариант имени персидского царя Дария. В переводе с древнеперсидского языка - «повелительница». Девочка Даша в детстве часто командует своими сверстниками в играх. Она смышлена, импульсивна в поступках. Может быстро навести порядок среди детей и даже подраться с забияками. Не выносит одиночества, любит шумные и веселые игры.

Алена - от имени Елена древнегреческого происхождения Это одна из народных форм имени, которая стала самостоятельным именем. Алена - "солнечный свет" или "солнечный луч", так же как и у имени Елена. Девочка с именем Алена - это замечательный, спокойный ребенок. Она хорошо общается с другими детками и достаточно легко находит с ними общий язык. Девочка добрая и отзывчивая, она очень женственна с самого детства. Несмотря на это, характером девочка больше похожа на отца. Имеет достаточно независимый характер, так что придется научиться приводить качественные аргументы, что бы убедить девочку.

Виктория - победа, победительница (латинское). в римской мифологии богиня победы, соответствует греческой Нике. С самого детства в характере Вики начинают проявляться такие черты, как своеволие, упрямство. Если родители будут прибегать к грубым методам воспитания, уже в ранней юности у Вики вызовут горячий протест. Она будет самоутверждаться, удовлетворяя ущемленное самолюбие: экстравагантно одеваться, красить ноготки ярким лаком, сразит окружающих крепким запахом духов, будет вести себя вызывающе на вечеринке. Эта демонстративность, напористость, выраженные более, чем того требует ситуация, будут характеризовать Викторию и в будущем. Она очень верит в собственные силы. Виктория очень красива, обаятельна. Но сама она об этом думает меньше всего. Она любит, когда отмечают ее способности, ум и профессионализм. Воля у нее сильная, но ее часто не хватает для достижения цели.

Марина - это имя пришло к нам из эпохи античности. Считается, что имя Марина происходит от латинского "marīnus в переводе означает "морской". Марина прекрасная девочка. Она растет активной и радостной малышкой. Девочка очень подвижна и даже немного излишне. С маленького возраста девочка становится самостоятельной. Она проявляет характер, родителям нужно приложить усилия для адекватного воспитания. Девочка растет уверенная в себе. В учебе Марина не особо себя проявляет. Учится она достаточно хорошо, но это скорее как поддержание образа хорошей девочки. Она достаточно импульсивна, и это мешает по настоящему хорошему образованию. Зато у нее прекрасные актерские задатки. Она прекрасно проявляет себя в танцах, театральных постановках, замечательно с выражением читает стихи.

Валерия:- в переводе с латинского означает «сильная». Валерия обладает непредсказуемым характером. Поведение ее зависит от того, с какой ноги она встала. Без видимой причины может обидеться на что-то и долго быть не в духе. Спустя какое-то время она станет веселой и беззаботной, и трудно понять, отчего произошла такая перемена. Взрослея, Валерия остается все такой же сложной и непредсказуемой. Постоянно меняет свои планы, по-разному оценивает через некоторое время одних и тех же людей, ситуации. К такому характеру трудно приспособиться. В основе такого изменчивого поведения Валерии лежит легкая ранимость и повышенная чувствительность.

Из этого следует вывод, представленный в диаграмме.

Научно-исследовательская работа ученика 4 Б класса

Как мы видим большинство старых имён греческого происхождения, так как в эпоху Христианства появились крестильные имена, которые соответствовали именам святых. Такие имена чаще всего имели греческое происхождение.

6. Именины

Все эти имена есть в Святцах (или месяцесловах) - в «списке святых, чтимых православной церковью, составленном в порядке месяцев и дней года, к которым приурочено празднование и чествование каждого святого» (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона). А потому у каждого из нас есть именины ("день ангела") - народное название праздника соименного человеку святого, дня его церковной памяти. (Приложение 2) Именины основаны на церковном обычае наречения христианам имен святых и ангелов (Российский гуманитарный энциклопедический словарь).

Именины - это день Имени. А иначе день Ангела. У каждого из нас есть свой Ангел Хранитель, который всегда с нами и который помогает нам идти по правильному пути. Наш ангел хранитель смотрит на нас радуясь, переживая, помогая нам преодолеть трудности. И этот Ангел заслуживает того, чтобы раз в году мы нашли время поблагодарить его за все хорошее, доброе и разумное, что он нам несет.

Именины или День Ангела, - это праздник особый. Это день - духовного рождения т.к. он связан с именами, которые носят наши небесные покровители.

Празднование именин началось на Руси с 17 века. Семья варила пиво, пекла имениннику калачи, караваи. С утра именинник с родными ходил в церковь, ставил свечи и заказывал молебен за здравие. А вечером приходили гости, и устраивался праздничный ужин. На день рождения до сих пор поют то, что раньше пели на именинах: «Как на (чьих-то) именинах испекли мы каравай».

Приведем примеры именин учеников, имеющих древнерусские имена.

Артём - 17 (4) января; 26 (13) февраля; 6 апреля (24 марта); 12 мая (29 апреля); 6 июля (23 июня); 2 ноября (20 октября); 12 ноября (30 октября); 13 ноября (31 октября).

Владимир - 4 июня (22 мая); 28 (15) июля; 17 (4) октября.

Дмитрий - 31 (18) января; 7 февраля (25 января); 9 февраля (27 января); 11 февраля (29 января); 16 (3) февраля; 24 (11) февраля; 1 апреля (19 марта); 26 (13) апреля; 28 (15) мая; 1 июня (19 мая); 5 июня (23 мая); 10 июня (28 мая) и 15 (2) июня; 16 (3) июня; 21 (8) июля; 22 (9) августа и 24 (11) сентября; 4 октября (21 сентября); 7 октября (24 сентября); 15 (2) октября; 8 ноября (26 октября); 10 ноября (28 октября); 28 (15) ноября; 14 (1) декабря.

Денис - 17 (4) января ,23 (10) марта ,29 (16) марта ,4 мая (21 апреля),19 (6) мая 25 (12) мая, 31 (18) мая ,14 (1) июня ,16 (3) июня ,8 июля (25 июня) ,9 июля (26 июня) ,17 (4) августа ,31(18) августа,10 сентября (28 августа) .12 сентября (30августа),18 (5) сентября ,16 (3) октября ,18 (5) октября ,28 (15) октября ,4 ноября (22 октября) ,14 (1) ноября ,2 декабря (19 ноября) ,12 декабря (29 ноября) ,30 (17) декабря .

Максим - 26 (13) января , 29 (16) января ,31 (18) января ,3 февраля (21 января) ,19 (6) февраля и 4 марта (19 февраля) ,19 (6) марта ,2 апреля (20 марта) ,23 (10) апреля ,11 мая (28 апреля) ,13 мая (30 апреля),27 (14) мая ,12 августа (30 июля),26 (13) августа,2 сентября (20 августа),18 (5) сентября.28 (15) сентября,22 (9) октября, 12 ноября (30 октября),24 (11) ноября ,5 декабря (22 ноября),19 (6) декабря.

Павел - 5 января (23 декабря),23 (10) января ,27 (14) января, 28 (15) января, 17 (4) марта ,20 (7) марта ,23 (10) марта 9 апреля (27 марта) ,11 (29 марта) апреля,19 (6) апреля,16 (3) мая ,31(18) мая ,12 июля (29 июня) ,29 (16) июля ,10 августа (28 июля) ,12 августа (30 июля) ,30 (17) августа,10 сентября (28 августа),12 сентября (30 августа),23 (10) сентября,17 (4) октября 4 ноября (22 октября,19 (6) ноября,20 (7) декабря,28 (15) декабря

Всеволод - 4 (11) февраля,5 мая (22 апреля),10 декабря (27 ноября).

Александр(а) - 2 апреля (20 марта); 6 мая (23 апреля); 31 (18) мая; 19 (6) ноября.

Анастасия - 4 января (22 декабря); 23 (10) марта; 28 (15) апреля; 28 (15) мая; 1 июня (19 мая) и 9 июня (27 мая); 11 ноября (29 октября); 12 ноября (30 октября); 26 (13) декабря.

Алёна - 8 (15) января, 8 июня (26 мая),10 июня (28 мая),12 ноября (30 октября).

Виктория - 7 июня (25 мая); 14 (1 июня); 6 ноября (24 октября); 21 (8 декабря).

Дарья - 1 апреля (19 марта) и 4 апреля (22 марта); 17 (4) августа.

Валерия - 6 мая (23 апреля),20 (7) июня.

Марина - 13 марта (28 февраля),30 (17) июля.

Анна - 16 (3) февраля, 23 (10) февраля ,8 апреля (26 марта),13 апреля (31 марта), 25 (12) июня, 26 (13) июня, 18 (5) июля, 3 августа (22 июля), 5 августа (24 июля), 7 августа (25 июля), 10 сентября (28 августа), 22 (9) сентября, 15 (2) октября, 4 ноября (22 октября) и 10 ноября (28 октября), 11 ноября (29 октября), 3 декабря (20 ноября), 22 (9) декабря.

Отсюда видно, что большее количество именин в году у Дмитрия ( 24), Дениса (22), Максима (22) из мужских имён, а из женских у Анны (18), у Анастасии (8), а меньшее количество у Владимира и Всеволода, Марины и Дарьи (по 3),







7. Почему нас так назвали?

У каждого человека есть имя, но многие ли задумывались о значении и происхождении своих имён? А ведь это увлекательное занятие: изучать то, что сопутствует человеку всю жизнь. Изученная литература по теме побудила меня к следующему небольшому исследованию. Мы предложили учащимся нашего класса следующую анкету.

1) Ваше имя _______________

2) Кто Вас так назвал? (Мама, Папа …)

__________________________________

3) Почему Вас так назвали ?

__________________________________

4) Хотели бы Вы поменять своё имя?

__________________________________

4.1) На какое? _____________________

5) Знаете ли Вы, что означает Ваше имя?

__________________________________

Мы выяснили: знают ли учащиеся, что означает их имя.

Нами было опрошено 19 человек, из них лишь 1 ученик не знает, что означает его имя.

У каждого человека есть имя, и каждое имя, нравится это его обладателю или нет, хранит в себе огромное количество информации об его носителе. Действительно, ведь "просто так" человека никто не называет, его "нарекают", исходя из тех или иных соображений. Дальше - больше, имя начинает влиять на своего носителя, формировать его, "подгонять" под себя.

Среди причин, почему их так назвали, учащиеся называли следующие:

 по святцам;

 понравилось;

 в честь деда, прадеда, бабушки;

 красивое имя;

 старинное имя;

 так хотели назвать папу;

 в честь детского врача;

 без причины;

Еще одним вопросом анкетирования был: знаете ли вы, кто Вас так назвал? Результаты мы получили следующие: мама - 35 %; родители - 35%; папа - 20%; бабушка - 5%, дедушка - 5%.

Научно-исследовательская работа ученика 4 Б класса


На вопрос: « Хотели бы Вы поменять своё имя?» - все ответили отрицательно.







8. Заключение

В древние времена ребенку давалось имя с надеждой, что он исполнит предначертание, заключенное в его имени: В разные эпохи модными становились разные имена. Имена людей несут в себе часть культуры и традиции всего народа. Мы выяснили, что многие родители стараются назвать ребенка редкими именами, чтобы не было повторений. Но все-таки встречаются совпадения, которые есть и в нашем классе.

Выбирая имя своему ребенку, родители подбирают благозвучные имена, которые приятно произносить и слушать.

Выбирают имена, заимствованные из других языков, чтобы ребенок быстрее адаптировался к определенной среде, как правило, учитывается национальность.








9. Литература:

  1. Суслова А. В., Суперанская А. В. О русских именах. Л., 1978.

  2. Суперанская А.В. Как вас зовут? Где вы живете? - М., 1964.

  3. Успенский Л.В. Ты и твое имя. Имя дома твоего. - Л., 1972.

  4. Петровский Н. А. Словарь русских личных имен. М., 1966; 2-е изд., стереотип. М., 1980; 6-е изд., стереотип. М., 2000.

  5. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона

  6. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, «Толковый словарь русского языка»

  7. «Этимологический словарь русского языка» 20008 г.

  8. Новая иллюстрированная энциклопедия, 2000 г.


© 2010-2022