Конспект урока: Одна и две Н в именах прилагательных и причастиях

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект




урока русского языка по проектной технологии в 10 классе

Одна и две «Н» в суффиксах имён

прилагательных и причастий.

Крупенко Н.Г.

Учитель русского языка и литературы

ООШ № з г. Геническ Херсонской области

Тема: Одна и две «Н» в суффиксах имён прилагательных и причастий.

Цель: Обобщить и систематизировать всё изученное о правописании одной и двух Н в суффиксах прилагательных и причастий; совершенствовать умения самостоятельно использовать теоретические сведения при выполнении практических заданий.

Оборудование: Таблицы, пособия, учебник, раздаточный материал, цветные карточки.

Ход урока

I. Этап первый

Учитель: Здравствуйте, я рада вас видеть на уроке. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся, сделаем небольшой выдох, снимем напряжение и будем доброжелательны друг к другу, потому что это и есть залог успеха. А чтобы добиться успеха на уроке, что для этого нужно? (ответы детей).

Мне остаётся добавить ко всему сказанному , что самое главное для успеха - это внимание, сосредоточенность и трудолюбие. Всего этого я желаю вам на уроке.

II. Этап целеполагания

Учитель: Тема сегодняшнего с вами урока записана на доске. А я предлагаю вам провести наш урок немного необычно. Работать вы сегодня будете в группах. И мне бы хотелось, чтобы каждый из вас показал на уроке все свои знания и умения, и самое главное в трудную минуту помочь товарищу справиться с заданием.

III. Этап проектирования

Сегодня мы с вами будем работать по такому плану

План:

  1. Что мы знаем о данной теме?

  2. Выборочный диктант.

  3. Решение орфографических задач.

  4. «Домашнее задание»

  5. Подведение итогов.

IV. Этап организации исполнения плана деятельности.

Учитель: Всем понятно, что мы будем делать на уроке? Тогда бы мне хотелось, чтобы вы вспомнили все, что знаете по данной теме урока. Пусть вам помогут те знания, которые вы приобрели в 6, 7 классах, и то, что мы повторяли на предыдущих уроках. У вас есть хороший фундамент знаний, и

я надеюсь, что вы успешно справитесь с теми заданиями и видами упражнений, которые вы будете выполнять сегодня на уроке.

А что бы вы пожелали себе? (ответы учащихся). Чтобы повторить и обобщить эту тему мы должны выполнить следующие задания: (называю по плану).

А что нужно знать, чтобы выполнить эти задания? (правила).

1. Давайте же с вами вспомним в каких случаях пишется одна и две «Н» в суффиксах прилагательных и причастий. ( учащиеся по цепочке в каждой группе называют изученные правила).

  1. группа - в именах прилагательных

  2. группа - в причастиях.

С заданием вы справились. А теперь обратите внимание на доску. С левой стороны вы видите слова. Что это за слова? (исключения). Верно, а верно ли они написаны? (вызывается из каждой группы один участник).

Прошенное

Желанный

Деревянный

Безветреный

Священый

Читанный

Конченный

Оловяный

Жёваный

Казненый

Нежданный

Невиданный

Ветренный

Стекляный

Ветрянной

Кованый

Названый

Посаженный

Смышлёный

Нечаянный

Неслыханный

Даный

Маслянный

Масленый

Ребята справились со своей задачей. Думаю, что они заслуживают хороших баллов. Вы знаете, что в этом году мы работаем с вами над созданием словаря исключений. Может и сегодня кто-то сообщит нам о новых словах исключениях (выступают учащиеся с сообщениями). Большое спасибо. Мы сегодня пополнили свой словарь еще шестью словами.

2. Учитель: Важную роль в формировании грамотного письма играют различные виды диктантов, поэтому мы с вами переходим к следующему заданию: выборочному диктанту. Этот вид работы выполняется для того, чтобы сформировать навыки грамотного письма на конкретно изученное правило. Но выполнять вы его будете не письменно, а устно. Сегодня я попросила вас принести на урок цветные карточки: синего, желтого и красного цвета. Выполняя это задание, вы будете показывать мне цветные карточки, а не выкрикивать слова на данное правило.

Выборочный диктант

Реставрационный зал , ледяная вода, художественный фильм, прощеное воскресенье , мощённые булыжником дороги , поношенное платье ,правленый текст , струнный отдел , читанный по радио рассказ ,интересное сообщение , демобилизованные части, багряный оттенок , священная война , деревянная кровать , масленая неделя , фотография испорчена , лебединая верность , лишённый прав , посаженный отец ,тканный золотом .


  1. группа - работает с синими карточками и подымает их, если в слове должна писаться одна буква «Н»

  2. группа - с желтыми карточками, если в слове две буквы «Н». Давайте прорепетируем, (выполняется работа, учитель читает словосочетания, а учащиеся по группам подымают цветные карточки.).

3. Учитель: С этим заданием вы справились... А мне бы хотелось отметить следующих учащихся, которые отлично справились с этим заданием. Мы выполнили с вами два пункта плана, поэтому можем смело перейти к решению орфографических задач, ведь задачи можно решать не только по алгебре и геометрии, но и на уроках русского языка. Работать вы будете в парах, и если вам будет что-то не понятно, обращайтесь к таблице, алгоритму, которые есть у каждого из вас.

1 группа

Образуйте от данных существительных имена прилагательные

Булка

Ухо

Скворец

Муха

Тросточка


2 группа

Образовать из данных словосочетаний сложные имена прилагательные

Дробить мелко

Небольшой по численности

Сделанный из кованого золота

Заморозить свежие продукты

Ученик, имеющий четко поставленную цель

Предмет, имеющий много граней, сторон.

3 группа

Вставьте пропущенные буквы

  1. Врачи были озабоче... ы состоянием больного.

  2. Шторм усиливался, и лица моряков были серьезны и озабоче....ы.

  3. Ответы экзаменующихся были содержатель... ы и продума....ы.

  4. Все варианты дальнейшей игры шахматистам до конца продума...ы.

  5. Мы преда... ы Родине.

  6. Старые друзья всегда преда.. .ы.

(задания раздаются по парам).


  1. Много было зва... ых и много было избра... ых.

  2. Он оказался смышлё\..ым и весёлым мальчиком.

  3. Виктор считал себя чуть не конче,..ым человеком в восемнадцать лет .

  4. Игра...ая граммофо...ая пластинка была выброше...а.

  5. Ране...ый в крыло журавль затаился в густом тростнике.

  6. Дом, беле...ый мелом, был далеко виден на широкой улице.

  7. Мой кавалер вытащил из кармана аккуратно заглаж..ый носовой платок.

  8. На картине писа...ой масл...ыми красками были изображены небывалые цветы и фрукты.

  9. Напоследок ей нож подарил золочё...ый, в серебря...ой оправе.


  1. Немолодой человек удивлённо посмотрел на нежда...ого, жела...ого гостя.

  2. В туже минуту старая женщина, набеле.. .ая и румя...ая, убра... ая цветами и мишурою, вошла припевая и подплясывая.

  3. Поблёскивали стекля...ые дверцы шкафов и золото на переплётах книг.

4. А сейчас мы переходим к интересному заданию. Мы с вами повторили правописание одной и двух «Н» в суффиксах прилагательных и причастий в словах, словосочетаниях, предложениях. Сейчас я предлагаю вам представить себе, что вы находитесь дома и выполняете домашнее задание.

1 группа выполняет домашнее задание, а со второй группой учитель проводит игру. Проверяются задания следующим образом: учащиеся первой группы на своих листочках пишут фамилию и передают выполненную работу любому учащемуся из другой группы. Проверяющий записывает на листе свою фамилию. Во время проверки учитель играет с первой группой. Выполненные задания на листах учитель собирает и проверяет, а на следующем уроке сообщает баллы.

V. Подведение итогов урока

Учитель: все, что мы с вами наметили на уроке, мы выполнили. Давайте подведём итоги сегодняшнего урока.

1. Беседа по вопросам.

А) что мы сегодня повторяли на уроке?

Б) Были ли у вас какие-то трудности?

В) Помогал ли вам кто- нибудь?

Г) Помогали ли вы кому- нибудь?

Д) Довольны ли вы своей работой на уроке?

Е) Для чего мы изучали эту тему?

  • Нам просто интересно?

  • Это надо знать для оценки?

  • Вам нужно это в будущем, чтобы быть грамотным и образованным гражданином нашей страны.


  1. Ценение.

  2. Сегодня на уроке вы пользовались цветными карточками. И сейчас я бы хотела, чтобы вы хорошо подумали и ответили мне на такой вопрос: «Как вы чувствовали себя на уроке?»

Если вы были уверены, активны, получили удовольствие, то выберите синий цвет.

Если - были вначале урока спокойны, затем почувствовали небольшое возбуждение и появилась надежда на успех, то выберите желтый цвет.

Если - в начале урока наблюдалась тревога, переживание, а затем с середины урока вы стали увереннее, то выберите красный цвет, (сзади на доске вырезан из белой бумаги флаг и сердце, дети выходят и по очереди приклеивают цветные карточки к флагу и сердцу. В результате должен получиться флаг страны и красное сердце.).

Учитель: Вы мне сказали, что знания вам нужны, чтобы быть грамотным и получить образование, а для этого нужно чтобы ваши сердца

бились, переживали, боролись, а затем чувствовали радость, удачу, успех. Ведь все это нужно вам для вашего будущего и для будущего нашего государства, потому что ваши знания необходимы для того, чтобы жизнь в нашей стране была лучше .

VI. Домашнее задание.

Выписать 12 предложений из произведений художественной литературы с изученными орфограммами .


© 2010-2022