Система изучения образа в художественном произведении

ТЕМА: Система изучения образа в художественном произведении ЦЕЛЬ: Осознать особенности создания образа в художественной литературе. ЗАДАЧИ: 1. Разобрать гоголевскую манеру создания образов.  2. Развивать навыки литературоведческой работы. 3. Воспитывать нравственные и эстетические качества. ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Интерактивная доска.  2. Портрет писателя.  3. Иллюстрации из произведений (Презентация).  4. Схемы.   ХОД УРОКА I.            Учитель: 1.     Учитель, работающий над образами художественного произведения, должен иметь представление о системе создания образа. 2.     У каждого автора свое видение мира, каждый по-своему создает образы и характеры героев.   II.           Информационный лист (на интерактивной доске) О роли работы над образом героя. Учитель любит следить за действиями персонажей, за судьбами героев. Литературный герой – одна из тех художественных реальностей, без которой нельзя понять ни мира произведения, ни авторской позиции. Создавая образ человека, писатель исследует его «как целую личность – в единстве умственных, эмоциональных и телесных качеств».
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Хильченко Оксана Алексеевна

преподаватель русского языка и литературы .

Педагогический колледж, г.Щучинск


ТЕМА: Система изучения образа в художественном произведении

ЦЕЛЬ: Осознать особенности создания образа в художественной литературе.

ЗАДАЧИ:

1. Разобрать гоголевскую манеру создания образов.

2. Развивать навыки литературоведческой работы.

3. Воспитывать нравственные и эстетические качества.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Интерактивная доска.

2. Портрет писателя.

3. Иллюстрации из произведений (Презентация).

4. Схемы.


ХОД УРОКА

  1. Учитель:

  1. Учитель, работающий над образами художественного произведения, должен иметь представление о системе создания образа.

  2. У каждого автора свое видение мира, каждый по-своему создает образы и характеры героев.


  1. Информационный лист (на интерактивной доске)

О роли работы над образом героя.

Учитель любит следить за действиями персонажей, за судьбами героев. Литературный герой - одна из тех художественных реальностей, без которой нельзя понять ни мира произведения, ни авторской позиции. Создавая образ человека, писатель исследует его «как целую личность - в единстве умственных, эмоциональных и телесных качеств».

Персонаж всегда несет в себе эстетическую авторскую оценку и тем самым помогает учителю выработать ценностные ориентации.

В школе важно постоянно выявлять читательское впечатление о персонаже. В этом плане полезно побуждать ребят мотивировать поведение героев.

Чем старше становятся школьники, тем глубже осмысляются авторская позиция в отношении персонажа, и она должна становиться на уроках важнейшим аргументом в спорах, прав или неправ герой.

В результате у старшеклассников проявляется способность воспринимать героя и в его реальном содержании, и в художественно - условном.

В работе над образом литературного героя есть еще одна важная сторона: в процессе наблюдений, оценок, обобщений, ученик осознает приемы создания образа - персонажа и постепенно овладевает умением самостоятельно его анализировать.

М.А.Рыбникова писала: «В эпическом произведении персонаж - это «действующее лицо, им движется действие, на него обрушиваются события, он является предметом высказываний о нем автора и других героев, он окружен обстановкой, природой, он высказывается по поводу происходящего, и эти его высказывания характерны и по содержанию, и по языку». Целостно воспринимая героя, нужно видеть его портрет, взаимоотношения с другими персонажами, поступки, речь, пейзажные зарисовки.»


  1. Слово автора: Огромную роль в создании образов играют такие изобразительные средства, как портрет, делать, пейзаж, интерьер.

«Краткий литературоведческий словарь» толкует их следующим образом:

Портрет - описание внешности персонажа. Он иллюстрирует те стороны натуры героя, которые представляются особенно важным автору.

Деталь - одно из средств создания образа. Она помогает представить изображаемого героя в неповторимой индивидуальности.

Пейзаж - картины природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора.

Интерьер - описание внутреннего помещения в здании.

Особенности создания образа мы проанализируем на произведении Гоголя «Мертвые души» .


  1. О поэме «Мертвые души».

Поэма «Мертвые души» явилась широкой картиной русской жизни 30-х годов 19 столетия.

Посещение Чичиковым помещиков, его встречи с чиновниками в губернском городе Н., вся композиция дает возможность Гоголю в образах многочисленных героев раскрыть общее содержание и дать критическую оценку всей действительности феодально - дворянского государства.

Особенного мастерства Гоголь достигает в создании характеров. В поэме «Мертвые души» Гоголь показал основное содержание русской жизни, раскрыл ее закономерности, создал типические образы поместного дворянства, чиновничества, характерные для 30-40-х годов XIX века.

Многие действующие лица поэмы получили настолько обобщенное значение, что они продолжают жить в общественной жизни в течение более чем столетнего периода их существования. Гоголь изображает человеческий характер в связях с окружающей его средой, достигает необыкновенной яркости, рельефности и жизненности своих образов.


  1. Художник: Сейчас мы с вами нарисуем герб помещицы Коробочки. Для того, чтобы это сделать выясним для себя понятие слова «герб».

Герб - отличительный знак государства, города, сословия и т.п., изображаемый на флагах, монетах, печатях и т.п.

Обратите внимание, какие предметы изображены на доске. Почему именно эти иллюстрации я использую (Презентация).

Все изображаемое - это то, что составляет основу жизни Коробочки.

Герб Коробочки - комод, из чуть приоткрытых ящиков которого высовывается петух, свинья, индейка и прочая живность. Второй ряд ящиков комода наполнен разным хозяйственным овощем: картофелем, морковью, свеклой и прочим. Из нижних ящиков торчат мешочки, мешочки, мешочки. Это наше представление. Второй вариант дает сам автор: «Он не был похож ни на тарантас, ни на коляску, а был скорее похож на толстощекий, выпуклый арбуз, т.е. дверцы, носившие следы желтой краски, затворялись очень плохо по причине плохого состояния ручек и замков, кое - как связанных веревками. Арбуз был наполнен ситцевыми подушками в виде кисетов, валиков и просто подушек, напичкан мешками с хлебами, калачами, скородумками и кренделями из заварного теста. Пирог курник и пирог рассольник выглядывали даже наверх.»


  1. Учитель: Работая над образами, Гоголь умело играет контрастами, сопоставлениями. Он чувствует слово, временами его фраза неправильна, интонация слишком разговорная, но в результате получается яркий, убедительный образ.

Работа над образами является важнейшей частью школьных занятий по изучению творчества писателя, т.к. благодаря этому виду работы закладывается прочная база для выводов об идейном содержании произведения.

Создание образа начинается с наделения его определенной фамилией. В поэме «Мертвые души» нет случайных имен и фамилий.

Задание: Определите, что означают фамилии действующих лиц: Манилов, Коробочка, Плюшкин, Собакевич, Ноздрев.


  1. Учитель: при анализе образов мы опираемся на авторскую характеристику, на описание различных сцен, в которых действуют и высказываются герои, встречаемся с обрисовкой обстановки с размышлениями автора о типичности выведенных им образов. Все эти элементы характеристики образа привычны нам. Особое внимание должно быть уделено социальной характеристике персонажей. При этом мы не должны забывать, что цензурные условия заставляли Гоголя прятать социальную характеристику своих героев. Гоголь это делает с большим искусством. При анализе образов помещиков сказочная характеристика героя, отношение его к крепостным, положение крепостных у того или иного помещика являются важнейшим моментом в его характеристике. Мы должны раскрыть перед учащимися широчайшую титаничность образов Гоголя.

Образы, созданные Гоголем перешагнули то время, когда были созданы. Они оживают в сознании учащихся, выходя из романов старинных портретов. В образах, созданных гоголем, отражено его мировоззрение, авторский подход к явлениям жизни.

Говорящие фамилии.

В художественной литературе фамилии персонажа, как правило глубоко продумываются автором и часть используются им для характеристики героя. Одним из приемов образования фамилии у Гоголя является метафоризация.

Многие фамилии у Гоголя образованы от общенародных слов, ярко выраженным отрицательным значением; они как бы характеризуют героя, но тем свойством, которые им присущи.

Фамилия у Гоголя может указать и на внешний вид человека. Кроме того, поэмы гоголя богаты смешными фамилиями. В поэме «Мертвые души» нет случайных фамилий и имен.

Задание: Определите, что означают фамилии действующих лиц в поэме:

-Манилов

-Коробочка

-Собакевич

- Ноздрев

-Плюшкин


  1. Учитель: Гоглевские помещики, как живые встают перед читателями, т.к. они жестоко разоблачаются самим автором.

Работая над характеристиками, Гоголь выстроил определенную схему, которая поможет и нам в работе.

Схема.

  1. Беглый показ рисуемого героя.

  2. Описание имения.

  3. Портрет.

  4. Описание обеда.

  5. Особенности речи.

  6. Общение с Чичиковым.

  7. Разговор о покупке мертвых душ.


  1. Учитель: В работе над образами Гоголю помогал свой поэтический стиль, гипербола, широко развернутое сравнение.

-сравнение черных фраков на вечеринке у губернатора с мухами на рафинаде;

-лай собак у Коробочки с певческим хором;

-Ноздрев, собирающийся побить Чичикова, с наступающим на крепость поручиком.


  1. Художник: В портрете раскрывается личность, индивидуальные качества героя, он показывает духовную историю личности. Писатель помнит о функции красок. У каждого писателя свой тон, сочетание красок, которое создает колорит, общее содержание. Цвет подчиняется общей идее.

Работа с иллюстрациями.


  1. Итог урока.

Обобщив сказанное, приходим к выводу. Что при изучении образа героя в школе необходимо следующее:

  1. Добиваться хорошего знания учащимися текста.

  2. Изучать образы в историческом аспекте, как типы, в которых «просвечивает эпоха», как воплощение воспитавшей их среды.

  3. Углубляя и расширяя понятия образов, показать, как они перешагнули то время, когда были созданы.

© 2010-2022