Доклад на районном методическом объединении учителей-филологов по теме Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ СОШ с. Сарафаново

Чебаркульский район

Челябинская область



Методика подготовки учащихся к ЕГЭ

по русскому языку




Китаева О.П..

учитель русского языка и

литературы

1 квалификационной категории

МОУ СОШ с. Сарафаново



2012-2013 г.

Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.


Итак, что же зависит от учителя?
ЕГЭ требует обобщения знаний по предмету, умения организовать работу по подготовке.
Из опыта известно, что недостаточно знать экзаменационный материал, недостаточно просто грамотно писать - необходимо научиться сдавать экзамен. Претендовать на высокую оценку можно в том случае, если ученик хорошо знает предмет и все особенности и тонкости экзамена по этому предмету. Форма экзамена в 11 классе отличается от традиционных диктантов, сочинений, устных ответов.
Цель проведения уроков русского языка в старших классах - повторение и углубление материала, изученного в среднем звене, а самое главное - подготовка к ЕГЭ.
Первая главная задача учителя - научить выполнять тест.
Для этого необходимо ознакомить учащихся со структурой ЕГЭ, процедурой сдачи экзамена, раскрыть содержание каждого блока в отдельности.
Вторая главная задача - психологически настроить ученика на ситуацию экзамена и научить управлять собой в условиях стресса.

Планирование работы
Знакомство с учащимися 10 класса начинается с определения того, что знают учащиеся, пришедшие в 10 класс.
Для этого проводится диагностический тест за курс 5- 9 классов, позволяющий выявить пробелы в области орфографии и пунктуации. Цель проведения обязательно сообщается ученикам: желание правильно спланировать работу на ближайший период времени и выяснить наиболее западающие темы. Данная работа позволяет учителю выявить группы учеников с высоким, средним и низким уровнем подготовки, что в дальнейшем упрощает планирование уроков.
На первых же уроках ученики знакомятся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами (учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ, издательство «Интеллект-центр»), бланками и КИМами (показываются КИМы за предыдущие годы, даются комментарии учителя по каждой части). Учитель рекомендует и показывает справочники, словари, диски, пособия и т.д., имеющиеся в кабинете, в школьной библиотеке.
Даются комментарии к учебнику-практикуму А.Д.Дейкиной и Т.М.Пахновой. Особенность учебника-практикума в том, что ученики начинают работу с текста, чтобы потом прийти к теории, вернуться назад, понять то, чего они не знают, о чем имеют недостаточные сведения, и, наконец, сделать открытие.
Ученики получают информацию о примерном плане подготовки к ЕГЭ (называются темы и разделы языкознания, повторение и изучение которых предполагается в 10-м и 11-м классах, определяется система контроля знаний, выполнения домашних работ, возможности получить индивидуальную консультацию, пересдать плохо усвоенную тему). Главное - понимать, что сейчас недостаточно определить на уроке тему, надо, отметить её значительность для учащихся.
Особое внимание уделяется подготовке к части С. Считаю необходимым начинать подготовку в 10 классе, т.к. за два года ученики вырабатывают навык написания сочинения по тексту, страх постепенно сменяется уверенностью в своих силах.

Подготовка к части А.
В 10 - 11 классе в начале каждого занятия проводится словарная работа, расширяющая словарный запас учеников путём введения широко используемых в настоящее время слов иноязычного происхождения, а также лингвистических и литературоведческих терминов.
Теоретический материал повторяется посредством обобщающих бесед и лингвистического (фонетического, словообразовательного, синтаксического) разбора, анализа текстов разных стилей (тексты используются из разных источников). При лингвистическом разборе сначала выявляется нужный языковой факт в тексте, предложении, затем устанавливается взаимосвязь фонетической, грамматической характеристики слова с правописанием.
Таким образом, устанавливается взаимосвязь между лексикой и стилистикой, словообразованием и морфологией, морфологией и синтаксисом.
На уроке при повторении теории удобно пользоваться алгоритмами, но необходимо акцентировать внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии или пунктуации. Традиционные школьные правила часто заменяются более лёгкими для запоминания и понимания, а в тестах встречаются случаи повышенной трудности. Исключения из правил записываются и заучиваются наизусть, основные примеры разбираются у доски с обязательным комментарием. На дом задаётся и теория, и упражнения на закрепление правила. В течение курса подготовки приходится несколько раз обращаться к одному и тому же материалу. Повторение никогда не бывает лишним, но тренироваться, как известно, лучше всего на более сложных заданиях.
На следующем уроке проверяется качество знаний учащихся. В 10 классе это в основном словарные диктанты с графическим объяснением, в 11 классе - в основном тесты с целью «набить руку». Тесты могут быть самые различные. Их содержание зависит от уровня подготовки учащихся.
При отрицательном результате - пересдача обязательна, но в этом случае ученик может ещё опрашиваться по теории. (В целях систематического контроля заводится журнал, в котором обозначены все изучаемые темы и проводящиеся работы. Количество пересдач отмечается в данном журнале, что помогает при индивидуальной работе с учеником и его родителями). Для пересдачи используются тестовые, а также дополнительные задания, которые помогут ученику лучше повторить необходимый материал. Дополнительные задания построены на материале тестовых заданий, но требуют не выбора правильного ответа, а объяснения этого выбора. Самые трудные из дополнительных заданий сопровождаются пометой «Проверь себя».
В 11- м классе каждый урок помимо тем, связанных с повторением синтаксиса и пунктуации, ещё раз повторяются орфографические правила, проверяемые, как говорилось выше, тестами.
При выполнении домашних упражнений необходимо как можно чаще давать свои задания по фонетике, морфемике и словообразованию. Например, после каждого упражнения учащиеся должны выписать 3 слова, в которых букв больше, чем звуков, букв меньше, чем звуков, одинаковое количество букв и звуков; выписать слова, соответствующие по составу определённой схеме и т.д. Такие типы заданий особенно практикуются в 11-м классе при подготовке к части В. В данном случае важно приучить учеников к постоянному дополнительному заданию, контролируя его выполнения через устный опрос.

Подготовка к части В.
Эта часть самая сложная для учащихся. В основном подготовка проводится в 11-м классе при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация». С 10 класса ведется отработка навыков по определению способа образования слова, по определению принадлежности слова к определённой части речи. Особое внимание уделяется определению частей речи. Лучше давать несколько предложений, в которых одно и то же слово может быть разной частью речи. Часть В требует хорошей теоретической подготовки, для её выполнения требуются более глубокие и детальные знания. Ученик должен не просто увидеть языковые явления в тексте, но и суметь отличить их от схожих. Задания части В относятся к заданиям повышенной сложности и отрабатываются вместе с учителем.


Подготовка к части С.
Подготовке к сочинению уделяется особое внимание, т.к. значение этой части для общей оценки является решающим. Главным условием, при котором можно научиться писать сочинения, является постоянная систематическая работа над ними. Совместная работа с преподавателем, сравнение собственных сочинений с другими, новые попытки написать лучше должны привести к выработке твёрдых навыков в этом трудном деле. В конечном итоге, сочинения будут индивидуальными, но общие рекомендации способствуют скорейшему становлению, развитию умения писать сочинение.
Ученикам предлагается алгоритм работы над текстом сочинения по прочитанному тексту, типичные речевые конструкции, встречающиеся в сочинениях подобного типа, образцы сочинений, которые впоследствии можно использовать как материал для обсуждения. Учащимся предоставляется в распоряжение информация по стилистике, текстоведению, культуре речи, которую им порою некогда собирать по различным учебникам и справочникам, даётся теоретический материал по основным типам речевых и грамматических недочётов, критерии оценки сочинений.

Необходимо объяснить ученикам, что стандартные фразы и похожесть работ не является на первом этапе ошибкой, что сначала необходимо приобрести умения и навыки работы с текстом.
В первую очередь рассказывается о том, что такое текст, как он строится и анализируется, рассматриваются различные жанры сочинения-рассуждения: рецензию, отзыв, эссе. Затем подробно рассматриваются стили и типы речи (лучше дать таблицу), комментируются средства связи и выразительности.
Первый раз текст прорабатывается с учителем на уроке с использованием предложенного алгоритма и речевых конструкций. После подробного разбора ученики пишут первую часть сочинения, которая зачитывается некоторыми учащимися, даются комментарии по выполнению данной работы, после чего ученики исправляют ошибки, дорабатывают текст. Главное, чтобы исходный текст был верно понят, чтобы в суждениях не было поверхностности, тем более искажения точки зрения автора. Подчеркивается, что позиция автора и содержание текста комментируется, а не пересказывается.
Аналогичная работа проводится со второй частью, включающей анализ средств выразительности. Написание третьей части задаётся на дом, т.к. требует индивидуального подхода. На следующем уроке зачитываются работы учащихся. Самая распространённая ошибка - это отсутствие аргументации, поэтому нужно дать возможность доработать и третью часть. На начальном этапе подготовки не стоит торопиться. Работе над первым совместным сочинением нужно уделить столько времени, сколько нужно.
В 10 классе ребята учатся выстраивать структуру работы, заучивают определения основных средств выразительности, пользуются в основном речевыми образцами, данными учителем. Если слабые ученики научились писать сочинения по схеме, выполняя основные требования, то можно считать, что год прошёл не зря.
В 11классе настраиваю учеников на то, чтобы они старались избегать стереотипных фраз, даю критерии оценки работы с подробными комментариями, т.к. в 11 классе оценивание происходит после выставления баллов по критериям. Ученики должны видеть, за что конкретно снижена оценка.
В апреле - мае в11 классе сочинения по тексту пишутся каждую неделю, с выставлением баллов по критериям. В этот же период проводится работа в классе по оцениванию работ других учеников. Ребята становятся экспертами, используя таблицу, выставляют баллы, а затем идёт обсуждение каждого критерия. Объяснение причин снижения оценки даёт понимание того, за что ставятся баллы. Считаю такую работу очень эффективной. Тексты сочинений учащихся приведены в пособии для подготовки к ЕГЭ (издательство «Интеллект-центр»).
Выбор текстов для написания сочинения определяется органичным сближением курса русского языка с литературой. Систематическое обращение к текстам, изучаемым в старших классах произведений, выходом на изобразительно-выразительные средства обеспечивает более высокий уровень восприятия художественного произведения и даёт возможность достаточно часто писать сочинения. Например, в 11класе используются рассказы Бунина, Аверченко, Тэффи, отрывки из произведений Куприна, Астафьева и т.д. Часто ведётся работа с текстами о поэтах, писателях, их творчестве, биографических фактах (например, о Цветаевой, Маяковском, Блоке и др.) Такой подбор текстов несёт двойную пользу: расширяется кругозор учащихся, появляется дополнительная информация об изучаемых поэтах, писателях, за счёт уроков литературы происходит отработка навыков работы с текстом.

Виды контроля.
Оценка подготовки выпускников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте. Такая оценка может быть получена с помощью разнообразных форм контроля.
Помимо ежеурочного контроля в виде словарных диктантов, тестов, домашних сочинений, примерно раз в два месяца даётся тест по образцу ЕГЭ с указанием тех заданий, которые необходимо выполнить. Выбор заданий зависит от пройденного материала. В конце учебного года в 10-м классе проводится итоговая проверка по тестам, построенным в соответствии с демоверсией, предложенной в Интернете. Контролируется выполнение части А (без заданий по пунктуации) и части С. В 11-м классе проводится 3-х часовая проверка знаний учащихся. Обычно такое тестирование планируется на конец февраля - начало марта и конец апреля - начало мая. Проверка показывает уровень подготовки учащихся, даёт возможность скорректировать работу на уроке. Тестирование максимально приближено к процедуре сдачи ЕГЭ. Тесты готовятся заранее на каждого ученика. Каждый ученик занимает отдельную парту. Тесты выполняются на бланках ЕГЭ. Анализ результатов тестирования был сделан качественно и представлял интерес не только для преподавателей, но и для учеников и родителей.
Такая работа даёт возможность предотвратить все ошибки, связанные с оформлением бланков ЕГЭ, снимает психологическую нагрузку, даёт уверенность в своих силах.

Консультации перед экзаменом.
Немаловажной является и работа учителя накануне экзамена. Ученики получают последние наставления, советы, выясняют те вопросы, которые представляют наибольшую трудность. Ошибочно думать, что выпускники смогут самостоятельно выделить те вопросы, которые необходимо повторить. Консультации перед экзаменом - это погружение в предмет. Консультации проводятся ежедневно (без выходных) в течение 5-7 дней, продолжительность одной консультации 1,5 часа. Работа ведётся по плану учителя, по заданиям теста ЕГЭ. Если у ребят есть вопросы, то они рассматриваются, но вопросы задаются редко, поэтому задача учителя не ждать вопросов, а давать информацию, обращая внимание на все подводные камни в задании. Обычно на консультации повторяется правило, вспоминаются трудные случаи, исключения, проводится работа с тестами, сразу же анализируются и объясняются ошибки.
Во время проведения консультаций не ругать, а только хвалить. Нужно показать, что ребята готовы к экзамену, что всё самое неприятное позади. Психологически настроить на праздник знаний. Но напомнить, что экзамен - это и борьба за каждый балл. (Следует привести примеры проходных баллов в разные ВУЗы и подчеркнуть, что везде разные критерии оценки.).

Роль ученика в подготовке.
Несомненно, большое внимание уделяется самоподготовке и взаимопроверке, причём необходимо учитывать разную степень подготовленности учеников.
При подготовке к экзамену учащиеся используют разнообразные пособия. Для того чтобы книга действительно помогла ученику, она должна содержать:
• Указания, на какие разделы курса следует обратить внимание;
• Указания на то, как, какими упражнениями, с опорой на какой теоретический материал можно устранить пробелы в знаниях;
• Материал максимально приближенный к реальным тестам;
• Элементы психологической подготовки ученика к сдаче ЕГЭ.

Главное, чтобы дети как можно больше работали с тестами. В этом году использовались КИМы 2011-2012г. издательства «Просвещение». Ребята работали по ним дома, а разбор заданий происходил на кружке «Подготовка к ЕГЭ (русский язык)» Тексты этого же пособия использовались для написания сочинений. Большую помощь в подготовке к ЕГЭ оказали диски, находящиеся в школьной медиатеке, ресурсы Интернета. (см. презентацию) Каждый ученик, желающий выяснить свои западающие темы, может это легко сделать, обратившись к учителю, имеющему личный журнал, в котором отмечены все работы, проводимые в классе за 10 -11 класс.

Работа с родителями.
Контакт с родителями учеников, готовящихся к сдаче ЕГЭ крайне важен. На родительское собрание в10 классе в обязательном порядке приглашается учитель русского языка и литературы. Родители знакомятся со структурой ЕГЭ, получают подробную информацию о дополнительной литературе, помогающей в подготовке к экзамену, о видах контроля, предусматриваемого учителем и т.д. В конце 10 класса учитель встречается с родителями, дети которых получили неудовлетворительную оценку на итоговом тестировании. Родители получают информацию о том, как помочь своему ребёнку в ликвидации пробелов.
В 11 классе проводится аналогичная работа. Родители учащихся, получивших низкие баллы, приглашаются для индивидуальной беседы. Большую помощь при работе с родителями оказывает личный журнал учителя, в котором за два года отмечены все пересдачи, невыполненные домашние работы, ненаписанные сочинения и т.д.

Итак, для достижения хороших результатов необходимо сотрудничество учителя, ученика и родителей.


© 2010-2022