Урок русского языка для 6 класса на тему «Степени сравнения имен прилагательных». (Урок № 2 из двух)

"Описание материала: Урок русского языка в 6 классе на тему «Степени сравнения имен прилагательных». (Урок № 2 из двух) (Серия «ФГОС»)» продолжает знакомить учащихся с термином «степени сравнения имен прилагательных», учит работать с ним на примере конкретных примеров. Урок состоит из заданий, в ходе выполнения которых учащиеся закрепляют и отрабатывают теоретические положения раздела, изученные на предыдущем занятии. Каждое задание имеет ключ (правильное выполнение упражнения с ответами). "До...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 6 классе на тему «Степени сравнения имен прилагательных». Урок № 2 из двух. (Серия «ФГОС»).


§ 57. Степени сравнения имен прилагательных (продолжение темы).

Примечание: урок разработан в соответствии с новым учебником русского языка для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс»1, переработанным в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования. Обновленный учебник реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирование лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большого объёма сведений культурологического характера.

Цель урока:

- углубить знания учащихся о степенях сравнения прилагательных, способах их образования и синтаксической роли.

Задачи:

1) обучающие:

- познакомить с понятием «степени сравнения имен прилагательных»;

- дать понятие о способах образования форм сравнительной и превосходной степени прилагательных;

- познакомить с синтаксической ролью прилагательных в форме сравнительной степени и в форме превосходной степени сравнения;

2) развивающие:

- научить находить прилагательные в разных формах сравнительной и превосходной степени сравнения в предложениях и в тексте;

- дать представление о правильном образовании простой и составной форм сравнительной и превосходной степени прилагательных;

- научить составлять предложения с прилагательными в разных формах степеней сравнения;

- развивать умение определять синтаксическую функцию прилагательных в разных формах степеней сравнения;

- совершенствовать навыки употребления в речи прилагательных в разных формах степеней сравнения.

3) воспитательные:

- развитие самостоятельности, доказательности, способности к самооценке;

- воспитание любознательности, желания развивать кругозор.

Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления нового материала).

Методы и формы работы: обсуждение заданий и вопросов; работа по вариантам; комментированное письмо; выполнение упражнений из учебника и дополнительного дидактического материала (задания, см. конспект урока).

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Устный теоретический опрос:

1). Какие степени сравнения имеют имена прилагательные?

2). Что показывают степени сравнения? Приведите примеры.

3). Как образуются формы простой и составной сравнительной степени? Приведите примеры.

4). Какова синтаксическая роль прилагательных в формах простой и составной сравнительной степени?

Упражнение № 333.

II. Закрепление знаний по теме «Степени сравнения имен прилагательных». Работа с учебником.

Упражнение № 334: письменно (по заданию) в тетради с последующей проверкой.

Упражнение № 336: обсуждение заданий и вопросов. Также поясняется учителем понятие «синтаксическая синонимия»: Солнце больше Земли - Солнце больше, чем Земля. Комментированное письмо на доске и в тетрадях.

Упражнение № 337: выполнение по вариантам (1-й вариант - под цифрой № 1; 2-й вариант - под цифрой № 2).

Упражнение № 338: чтение, обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение.


Дополнительный дидактический материал

Задание № 1: вставьте на месте пропусков прилагательные (см. слова для справок) в форме сравнительной степени; подчеркните их как члены предложения:

(1) В душном воздухе молчанье, / Как предчувствие грозы, / (…) роз благоуханье, / (…) голос стрекозы. (Ф. И. Тютчев).

(2) Мой младший брат меня (…), / ) Мой младший брат меня (…), / Мой младший брат меня (…), / (..) и (…). (И. И. Шкляревский).

Слова для справок: жаркий, звонкий, сильный, умный, добрый, решительный, храбрый.

Ключ:

(1) В душном воздухе молчанье, / Как предчувствие грозы, / Жарче роз благоуханье, / Звонче голос стрекозы. (Ф. И. Тютчев).

(2) Мой младший брат меня сильнее, / ) Мой младший брат меня умнее, / Мой младший брат меня добрее, / Решительнее и храбрее. (И. И. Шкляревский).

Задание № 2: подчеркните прилагательные как члены предложения, определите их степень сравнения:

(1) Леса вдали виднее, / Синее небеса. / Заметней и чернее / На пашне полоса, / И детские звончее / Над лугом голоса. (А. А. Блок).

(2) Снега синей, снега туманней, / Вновь освежённей дышим мы. / Люблю деревню, вечер ранний / И грусть серебряной зимы. (А. Белый).

(3) Неба чистейшая просинь / Сквозила в вершинах берез. / Чистейшего снега, / Белейшего снега / Зима отряхнула / На рощу с разбега. (М. А. Дудин).

(4) Что может быть милее / Бесценного родного края? / Там солнце кажется светлее, / Там радостнее нива золотая, / Прохладней легкий ветерок, / Душистее цветы, / Там холмы зеленее, / Там сладостней журчит поток, / Там соловей поет звучнее. (Н. М. Языков).

Ключ:

(1) Леса вдали виднее (простая сравнительная степень), / Синее (простая сравнительная степень) небеса. / Заметней (простая сравнительная степень) и чернее (простая сравнительная степень) / На пашне полоса, / И детские (относительное прилагательное, степень сравнения не определяется) звончее (простая сравнительная степень) / Над лугом голоса. (А. А. Блок).

(2) Снега синей (простая сравнительная степень), снега туманней (простая сравнительная степень), / Вновь освежённей (простая сравнительная степень) дышим мы. / Люблю деревню, вечер ранний (положительная степень)/ И грусть серебряной (положительная степень) зимы. (А. Белый).

(3) Неба чистейшая (простая превосходная степень) просинь / Сквозила в вершинах берез. / Чистейшего (простая превосходная степень) снега, / Белейшего (простая превосходная степень) снега / Зима отряхнула / На рощу с разбега. (М. А. Дудин).

(4) Что может быть милее (простая сравнительная степень)/ Бесценного (положительная степень) родного (положительная степень) края? / Там солнце кажется светлее (простая сравнительная степень), / Там радостнее (простая сравнительная степень) нива золотая (положительная степень), / Прохладней (простая сравнительная степень) легкий (положительная степень) ветерок, / Душистее (простая сравнительная степень) цветы, / Там холмы зеленее (простая сравнительная степень), / Там сладостней (простая сравнительная степень) журчит поток, / Там соловей поет звучнее (простая сравнительная степень).

Задание № 3: образуйте от прилагательных формы простой сравнительной и простой превосходной степеней; суффиксы прилагательных выделите:

Образец: красивый - красивее - красивейший.

(1) Сладкий, (2) далекий, (3) хороший, (4) горький, (5) дорогой, (6) богатый, (7) страшный, (8) молодой, (9) жесткий, (10) крутой, (11) маленький, (12) узкий, (13) мелкий, (14) мощный, (15) плохой, (16) строгий, толстый, (17) здоровый, (18) широкий, (19) дешёвый, (20) упругий, младший, (21) чистый, (22) твердый.

Ключ:

(1) Сладкий

(2) далекий - дальше - простая превосходная степень не образуется.

(3) хороший - лучше - простая превосходная степень не образуется.

(4) горький - горше - горчайший.

(5) дорогой - дороже - простая превосходная степень не образуется.

(6) богатый - богаче - богатейший.

(7) страшный - страшнее - страшнейший.

(8) молодой - моложе - простая превосходная степень не образуется.

(9) жесткий - жестче - простая превосходная степень не образуется.

(10) крутой - круче - простая превосходная степень не образуется.

(11) маленький - меньше - простая превосходная степень не образуется.

(12) узкий - у́же - простая превосходная степень не образуется.

(13) мелкий - мельче - мельчайший.

(14) мощный - мощнее - мощнейший.

(15) плохой - хуже - простая превосходная степень не образуется.

(16) строгий - строже - строжайший.

(17) здоровый - здоровее - здоровейший.

(18) широкий - шире - широчайший.

(19) дешёвый - дешевле - дешевейший.

(20) упругий - упруже - простая превосходная степень не образуется.

(21) чистый - чище - чистейший.

(22) твердый - тверже - твердейший.

Задание № 4: образуйте степени сравнения прилагательных (простые и составные); выделите суффиксы:

Образец: хи́трый - хитре́е - более (менее) хи́трый - хитре́йший - самый хи́трый - наиболее (наименее) хи́трый - всех (всего) хитре́е.

(1) Бойкий, (2) звонкий, (3) красивый, (4) хороший, (5) сладкий.

Ключ:

Степени сравнения прилагательных

Положительная

Сравнительная

Превосходная

Простая

Составная

Простая

Составная

Бойкий

бойчее

более (менее) бойкий

---

самый бойкий, бойчее всех

звонкий

звонче

более звонкий

звончайший

самый звонкий, звонче всего (всех)

красивый

красивее

более красивый

красивейший

самый красивый, красивее всего (всех)

хороший

лучше

более хороший

---

самый хороший, лучше всего (всех)

сладкий

слаще

более сладкий

сладчайший

самый сладкий, слаще всего (всех)

Задание № 5: выпишите словосочетания «существительное + прилагательное»; у прилагательных определите степень сравнения, выделите суффиксы и окончания:

(1) Но в мире нет людей бесслёзней, надменнее и проще нас. (А. Ахматова) (2) Мне дали имя при крещенье - Анна, сладчайшее для губ людских и слуха. (А. Ахматова) (3) Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю. (К. Паустовский) (4) Это был один из самых честнейших и любезнейших людей. (С. Аксаков)

Ключ:

(1) Людей бесслезней (простая сравнительная степень); людей надменнее (простая сравнительная степень); людей проще (простая сравнительная степень); (2) имя сладчайшее (простая превосходная степень); для губ людских (относительное прилагательное, степеней сравнения не образует); (3) самое большое (составная превосходная степень) счастье; самое простое (составная превосходная степень) счастье, самое бесхитростное (составная превосходная степень) счастье; в лесном (относительное прилагательное, степеней сравнения не образует) краю; в Мещерском (относительное прилагательное, степеней сравнения не образует) краю; (4) из самых честнейших (составная превосходная степень) людей; из самых любезнейших (составная превосходная степень)людей.

Домашнее задание: § 57; упражнения № 335 или 339 (на выбор).

1 Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др., научный редактор Н. М. Шанский]. - М.: Просвещение, 2012. - 175 с.: ил.

© 2010-2022