Конспект урока по русскому языку для 5 класса «Синонимы»

"Описание материала: Работа по требованиям ФГОС 2-го поколения. "Самостоятельно добываем знания, определяем тему урока, проблему; подготовка к лингвистическому сочинению ГИА (учимся говорить на лингвистическую тему). Работая в паре, учащиеся формулируют вопросы по прочитанному материалу, анализируют, сопоставляют изучаемый материал с уже знакомым и делают выводы; карточки позволяют проверить работу соседа, а оценочный лист - оценить свою работу и работу соседа. Развитие речи - обогащение её з...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2013-2014уч.год

Открытый урок в 5 классе по теме «Можно ли повторять не повторяясь?»

УчительНикифоренко Д.И.

Тип урока: Урок развития умений.

Цели как деятельность учеников.

Л(личностная): осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств.

М/п: пользоваться словарями разных типов ( толковых, синонимов), вести самостоятельный поиск информации, анализировать, сравнивать, строить рассуждения.

М/к: работать в паре, в группе, строить продуктивно-речевое взаимодействие, договариваться о совместной деятельности, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

Пр.(языковая компетенция):

  • Находить синонимы в тексте, подбирать синонимы к словам (выстраивать синонимические ряды), устанавливать связь синонимов с многозначностью слова.

  • Наблюдать за использованием синонимов в художественной литературе, правильно и эффективно употреблять синонимы в собственной речи.

  • Развивать чувство языка на основе работы с синонимическими рядами.

Оборудование:

Компьютер, презентация, фонограмма, набор карточек для работы в парах, в группах, индивидуальной работы, синонимические словарики

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Актуализация изученного. Введение в тему урока.

    • Какие термины в русском языке оканчиваются на иноязычный элемент -оним?

    • Что они означают? ( Омоним (равный, одинаковый), антоним (противоположный), топоним («топос» - местность, географические названия), пароним ( по-гречески звучит почти как пара, близки по звучанию, но разные по смыслу: невестка-невеста)

    • Если я захочу с вами поспорить, то чем я воспользуюсь? Например: на улице холодно. - Нет, …(тепло) О каком -ониме пойдёт речь?

    • А если я спрошу вас: какой лук не поместится ни в какую кастрюлю? Какие лисички не могут помахать хвостиком? О каком -ониме на этот раз мы говорим?

Сегодня мы рассмотрим ещё одну группу слов и познакомимся ещё с одним -онимом.

3. Изучение нового материала.

Слайд № 1

1) Прочитаем стихотворение и подставим подходящие по смыслу слова на месте пропусков.

Лексическое значение какого слова незнакомо? А как его можно объяснить?

  1. Какое отношение имеет каждое из названных слов к слову «промежуток»?( сходны по смыслу)

  2. Как называются такие слова? Какая греческая приставка, означающая «совместность» подсказывает нам это название?

Сформулируем тему и проблему урока. Слайд № 2.

  • Как называются слова, помогающие нам не повторяться?

  • Для чего ещё люди придумали такие слова?

  • В чём особенность этих слов?

Работа в парах.

Изучим материал учебника, перескажем правило соседу, составим по правилу несколько вопросов.

Проверка.

(Синонимы - слова одной части речи или разных? Что известно о лексическом значении синонимов? Различаются ли синонимы в произношении и написании? )

Слайд № 3.

Рассмотрим особенности синонимов.

Назовём синонимы к слову Доктор. Можно ли сказать, что мы один и тот же предмет называли разными словами? Т.е. повторяя, мы не повторялись.

Слайд № 4.

Присмотримся к словам и рисунку. А здесь мы тоже, называя разными словами, подразумеваем одно и то же?

Конспект урока по русскому языку для 5 класса «Синонимы»

Нести (перемещать что-либо, взяв руками) - тащить (перемещать что-либо, взяв руками

с усилием)

Спать (нейтральное) - дрыхнуть (разговорное, грубое) - почивать (книжное)

Сделаем вывод: Есть синонимы, которые полностью совпадают по значению, значительно больше слов-синонимов совпадают по значению только частично.


  1. Развитие учебно-языковых и речевых умений.

Слайд № 5.

Задание № 1. Укажи в паре пословиц синонимы.

  • Труд человека кормит, а лень портит. - Работа учит сноровке.


  • Повторение - мать учения.- Сперва аз да буки, а там и науки.

Сначала образец выполнения продемонстрировать по слайду. Затем ученики выполняют индивидуальные задания и проверяют друг друга по ключу.( Приложение: карточки - работа в парах)


Работа в паре Карточка № 1

Я

Сосед по парте

В паре пословиц есть синонимы. Найди их.


  1. Когда едешь в путь, осторожен будь. - Всякая дорога вдвоём веселей.

Проверь своего соседа по данному ключу:

1) Беда - горе.

  1. Спиши слова, объясняя пропущенные буквы. Подбери к выделенным словам синонимы.

Бли…ко от школы - …

Зав…нтить гайку -…


Работа в паре Карточка № 1

Я

Сосед по парте

В паре пословиц есть синонимы. Найди их.

1) Беда никогда не приходит одна. - Ты от горя за реку, а оно уже стоит на берегу.

Проверь своего соседа по данному ключу:

1) Путь - дорога.

  1. Спиши слова, объясняя пропущенные буквы. Подбери к выделенным словам синонимы.

Сказоч..ный ч..родей - …

Гиган..ский слон - …


Обратная сторона карточки:

Работа в паре Карточка № 1

Я

Сосед по парте

Проверь своего соседа по данному ключу:

Сказочный чародей ( чАры ) - волшебник, маг Гигантский (гиганты) - большой, громадный




Работа в паре Карточка № 1

Я

Сосед по парте

Проверь своего соседа по данному ключу:


близко (близок) - рядом, недалеко

Завинтить (ЗавИнчивать) - закрутить


Слайд № 6.

Задание № 2. Объяснить написание слов. Подобрать синонимы к выделенным словам.

Ст..рожить дом - …

Доро…ка в саду - …

Сочу…ствие к больному - …

Сначала образец выполнения продемонстрировать по слайду. Затем ученики выполняют индивидуальные задания и проверяют друг друга по ключу.

( Приложение: карточки - работа в парах)

(В оценочном листе учащиеся отмечают количество ошибок или их отсутствие)

Весёлая «суперфизминутка» ( Фильм)

Учитель:

Когда говорят о богатстве русского языка, то имеют в виду прежде всего чрезмерно развитую синонимию. Давайте проведём ещё одно наблюдение.

Слайд № 7.

  • Читается текст (под музыку, приложение).

Ты в лесу. Ветер так слаб, что едва - едва слышен шелест листьев. Лишь изредка где-то вдалеке появляется невнятный звук. В лесу …

тишина

Сильный ветер шумит в кронах деревьев, но вот он замирает на несколько минут. Наступил…

затишье

Ни единый звук не доходит до слуха. Всё

замерло. В лесу царит …

безмолвие


  • Учащиеся «подсказывают» слова на месте пауз. Если будет предлагаться только слово «тишина», заменим его синонимичными словами «безмолвие, затишье».

  • Изменили ли синонимы текст?

  • Почему недостаточно было использовать одно слово ТИШИНА?

Слайд № 8

Вывод:

Синонимы используют не только для того, чтобы избежать повторов, но и для тонкого разграничения оттенков смысла, более точного называния похожих свойств

Задание № 3 Слайд № 9

На столах у учащихся лежит распечатанный текст - описание картины В.Л.Боровиковского «Портрет Е.Н.Арсеньевой»

Задание №3:

Используя словарик синонимов (стр. 313, учебник М.М. Разумовской), впиши на месте пропусков нужные слова.


  1. На нас смотрит симпатичное, __________________________ лицо девушки.


  1. Её лукавая, ___________________________ улыбка,

смеющиеся, _________________________ глаза заставляют и нас улыбнуться и порадоваться её счастью.


  1. Жизнерадостное, _______________________настроение передаётся нам, и, наверное, поэтому так приятно, _______________________ смотреть на эту девушку, любоваться её одеждой.


  1. Платье девушки из прозрачного, ____________________________ материала. Оно подчёркивает нежность и молодость героини, её изысканный, ________________________ вкус.

  2. Ощущение радости, ________________________ остаётся от этой картины.

Прочитать текст без изменения

Рядом с указанными словами, пользуясь словариком синонимов ( учебник М.М. Разумовской, стр.312) написать синонимы, выбирая из предложенных слов наиболее яркие, точные, выразительные.

Работа по вариантам

Предложения 1-2 - 1 вариант

Предложение 3 - 2 вариант

Предложения 4-5 - 3 вариант


  • Как изменился текст, когда мы включили в него синонимы?

Вывод: Употребление синонимов делает нашу речь более точной, яркой и разнообразной, усиливает выразительность высказывания.


  1. Обобщим полученные на уроке знания.

Учимся говорить на лингвистическую тему

  1. Синонимы - это…

  2. Синонимы используют…

а) чтобы не повторять несколько раз одно и то же слово

б) для тонкого разграничения оттенков смысла,

более точного называния похожих свойств

в) чтобы нарисовать словами яркую картину, создать образ

Употребление синонимов делает нашу речь более точной, яркой и разнообразной, усиливает выразительность высказывания.

Умение использовать в речи синонимы свидетельствует о большом словарном запасе человека, широком кругозоре, достаточно высоком уровне интеллекта и развитии речи. Такого человека приятно слушать.


  1. Учимся редактировать.

Задание № 4

Попробуй себя в роли литературного редактора. Найди речевые ошибки. Что нужно сделать, чтобы их исправить?

Запиши предложения в исправленном виде. Работа в группах.


  1. С этим бедным человеком случилась беда.


  1. Издали доносилась печальная песня и своим печальным мотивом навевала печаль.


  1. Среди пугливых животных самые пугливые -

это пугливая лань и пугливый заяц.


  1. Итог урока. Рефлексия.

Оценочный лист

Фамилия

Задание 1

Задание 2

1


2


На столах у учащихся квадратики из бумаги красного, зелёного и жёлтого цвета. Учащиеся поднимают нужную карточку.

Конспект урока по русскому языку для 5 класса «Синонимы»

Домашнее задание:

  1. Отредактировать предложения ( по вариантам, приложение)

  2. Составить текст (из 5-6 предложений)- диалог с синонимичными словами говорения или текст-повествование о движении на улице, используя синонимы к слову ЕХАТЬ или текст-описание о спортсменах - паралимпийцах, используя синонимы к слову мужественный

Приложение:

  1. презентация «Можно ли повторяться не повторяясь?»

  2. Карточки

  3. Фонограмма


© 2010-2022