• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Рабочая программа для факультативных занятий по русскому языку для учащихся 10 классов, разработанная на основе программы факультативных и элективных курсов С. И. Львова

Рабочая программа для факультативных занятий по русскому языку для учащихся 10 классов, разработанная на основе программы факультативных и элективных курсов С. И. Львова

Данная рабочая программа факультатива  «Русское правописание: орфография и пунктуация» для учащихся 10а класса МКОУ «Вихоревская СОШ № 101» разработана на основе  авторской программы по русскому языку для общеобразовательных школ : Русский язык: 7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов/ С.И. Львова. – М. : Вентана-Граф, 2008г   Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка


Данная рабочая программа факультатива «Русское правописание: орфография и пунктуация» для учащихся 10а класса МКОУ «Вихоревская СОШ № 101» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных школ : Русский язык: 7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов/ С.И. Львова. - М. : Вентана-Граф, 2008г

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому особое внимание уделяется характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами.

Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями; орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно - словообразовательных моделей.

Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Коммуникативно - деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова - функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию, а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию.

Тематическое планирование составлено на основании курса

Русское правописание: орфография и пунктуация. Программа элективного (факультативного) курса для 10 -11 классов/: Русский язык: 7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов/ С.И. Львова. - М. : Вентана-Граф, 2008г.











Прогнозируемые результаты


В результате занятий обучающиеся должны повысить свою грамотность по русскому языку (свободно владеть орфографией и пунктуацией), развить культуру устной и письменной речи,

научиться применять правила, учитывая речевую ситуацию (осмысленно и точно понимать чужое высказывание (аудирование, чтение), свободно и правильно выражать собственные мысли (говорение, письмо) в соответствии с нормами литературного языка).

Курс способствует и активному развитию функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию, а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию.









Учебно-тематический план курса


п/п

Содержание раздела, подраздела

Кол-во часов

Теория

Практика

Форма контроля

1.

Особенности письменного общения

2

1

1

Создание текстов разных жанров (презентация проектов).

2.

Орфография

32

4

28



Орфография как система правил правописания

2

1

1

Создание обобщающих правил для каждого раздела русской орфографии (презентация проектов).


Правописание морфем

20

2

18

Создание алгоритмов и памяток (презентация проектов).


Слитные, дефисные и раздельные написания

9

2

7

Создание памяток (презентация проектов).


Написание строчных и прописных букв

2


2

Анализ слов.

Итого 35 часа (1 час в неделю).





Календарно- тематическое планирование занятий


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма организации.

Виды деятельности учащихся

Дата

Коррекция

Особенности письменного общения

2

1.

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка

1

Лекция,

Конспектирование.

Языковой анализ речевого высказывания.

07.09

2.

Виды речевой деятельности. Формы речевого общения

1

Создание текстов разных жанров

14.09

Орфография

32


Орфография как система правил правописания

2

3.

Русское правописание. Орфография и пунктуация

1

Лекция с элементами беседы.

21.09

4.

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого их них

1

Создание обобщающих правил для каждого раздела русской орфографии.

28.09

Правописание морфем

20

5.

Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем

1

Лекция.

Поморфемная запись слов.

Составление таблицы.

05.10

6.

7.

Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах

2

Создание алгоритмов по правилам написания корней.

12.10

19.10

8.

Правила, нарушающие единообразие написания корня (и и ы в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.

1

Создание памяток по теме.

26.10

9.

10.

Группы корней с чередованием гласных: 1)-кас-//-кос-, -лаг-//-лож-, -бир-//-бер-, -тер-//-тир-, -стел-//-стил- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2)-раст-//-рос-, -скоч-//-скак- (зависимость от последующего согласного); 3)-гар-//-гор-, -твар-//-твор-, -клан-//-клон-, -зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//Ра, ере//ре, ело//ле.

2

Создание алгоритмов по написанию корней с чередованием.

02.11

16.11

11.

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности

1

Создание школьного словарика орфографических трудностей.

23.11

12.

Правописание иноязычных словообразовательных элементов

1

Работа со словарем иностранных слов.

30.11

13.

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания

1

Лекция.

Конспектирование.

07.12

14.

Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-

1

Смысловой анализ слов с приставками.

14.12

15.

Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи.

1

Морфемно-словообразовательный анализ слов.

21.12

16.

Типичные суффиксы имен существительных и их написание. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и -ик-, -ец- и -иц- в именах существительных со значением уменьшительности

1

Создание алгоритмов по правописанию суффиксов существительных.

28.12

17.

Типичные суффиксы прилагательных и их написание. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; -к- и -ск-. Особенности образования степеней сравнения прилагательных и наречий

1

Создание алгоритмов по правописанию суффиксов прилагательных.

18.01

18.

19.

Типичные суффиксы глагола и их написание. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва-(-ива-). Написание суффиска -е- или -и- в глаголах с приставкой обес-/обез-; -ться т -тся в глаголах

2

Создание алгоритмов по правописанию суффиксов глаголов.

25.01

01.02

20.

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Правописание суффиксов причастий.

1

Создание алгоритмов по правописанию суффиксов причастий

08.02

21.

Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий и прилагательных

1

Составление памяток по теме.

Составление тематического словарика.

15.02

22.

Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи

1

Лекция.

Конспектирование.

22.02

23.

Различение окончаний -е и -и в именах существительных. Правописание окончаний глаголов. Правописание окончаний прилагательных и причастий

1

Составление алгоритмов.

01.03

24.

Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем. Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов

1

Работа с этимологическими, орфографическими,

морфемными,

словообразовательными

словарями

08.03

Слитные, дефисные и раздельные написания

8

25.

Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

1

Лекция.

Конспектирование.

15.03

26.

27.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы и союза).

2

Грамматико-семантический анализ слов.

22.03

12.04

28.

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий

1

Создание таблицы.

Работа с этимологическим словарем.

19.04

29.

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов от созвучных сочетаний слов

1

Создание памяток по теме.

26.04

30.

Образование и написание сложных слов. Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием созвучных словосочетаний.

1

Работа со словообразовательным словарем.

03.05

31.

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи

1

Составление таблицы

10.05

32-33.

Работа со словарем «Слитно или раздельно?»

1

Работа со словарем

«Слитно или раздельно?»

17.05

24.05

Написание строчных и прописных букв

2

34.

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

1

Смысловой и грамматический анализ слов.

35.

Работа со словарем «Строчная или прописная?»

1

Работа со словарем «Строчная или прописная?»

31.05






Литература

Для учащихся

Беднарская Л.Д. Грамотный человек. - Тула, 2003.

Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное письмо: факультативный курс. - М., 1974.

Львова С.И. Словообразование - занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8-11 классов. - М., 2006.

Львова С.И. Русская орфография: Самоучитель. - М., 2005.

Львова С.И. Там, где кончается слово…(О слитных, дефисных и раздельных написаниях). - М., 1991.

Панов М.В. Занимательная орфография. - М., 1984.

Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М., 2000.

Цыбулько И.П., Львова С.И. Русский язык. Эффективная подготовка. - М., 2004.

Словари

Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - М., 1999.

Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? - М., 2001.

Львова С.И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. - М., 2004.

Розенталь Д.Э. Прописная или строчная? - М., 1984.

Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь. - М., 2002.

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы (любое издание).

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов (любое издание).

Школьный словарь иностранных слов/ Под ред. В.В. Иванова. - М., 1999.

Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост. В. Панов. М., 1984.

Для учителя

Иванова В.Ф. Современный русский язык: Графика. Орфография. - М., 1976.

Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 1982.

Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. - М., 1983.

Ларионова Л.Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. - Ростов-на-Дону, 2005.

Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. М., 2000.

Мучник Б.С. Культура письменной речи. - М., 1996.

Разумовская М.М. Методика обучения орфографии. - М., 1996.

Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. - М., 1970.



© 2010-2022