- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа для факультативных занятий по русскому языку для учащихся 10 классов, разработанная на основе программы факультативных и элективных курсов С. И. Львова
Рабочая программа для факультативных занятий по русскому языку для учащихся 10 классов, разработанная на основе программы факультативных и элективных курсов С. И. Львова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кузнецова Н.А. |
Дата | 28.12.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Данная рабочая программа факультатива «Русское правописание: орфография и пунктуация» для учащихся 10а класса МКОУ «Вихоревская СОШ № 101» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных школ : Русский язык: 7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов/ С.И. Львова. - М. : Вентана-Граф, 2008г
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому особое внимание уделяется характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами.
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями; орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно - словообразовательных моделей.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Коммуникативно - деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова - функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию, а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию.
Тематическое планирование составлено на основании курса
Русское правописание: орфография и пунктуация. Программа элективного (факультативного) курса для 10 -11 классов/: Русский язык: 7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов/ С.И. Львова. - М. : Вентана-Граф, 2008г.
Прогнозируемые результаты
В результате занятий обучающиеся должны повысить свою грамотность по русскому языку (свободно владеть орфографией и пунктуацией), развить культуру устной и письменной речи,
научиться применять правила, учитывая речевую ситуацию (осмысленно и точно понимать чужое высказывание (аудирование, чтение), свободно и правильно выражать собственные мысли (говорение, письмо) в соответствии с нормами литературного языка).
Курс способствует и активному развитию функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию, а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию.
Учебно-тематический план курса
№
п/п
Содержание раздела, подраздела
Кол-во часов
Теория
Практика
Форма контроля
1.
Особенности письменного общения
2
1
1
Создание текстов разных жанров (презентация проектов).
2.
Орфография
32
4
28
Орфография как система правил правописания
2
1
1
Создание обобщающих правил для каждого раздела русской орфографии (презентация проектов).
Правописание морфем
20
2
18
Создание алгоритмов и памяток (презентация проектов).
Слитные, дефисные и раздельные написания
9
2
7
Создание памяток (презентация проектов).
Написание строчных и прописных букв
2
2
Анализ слов.
Итого 35 часа (1 час в неделю).
Календарно- тематическое планирование занятий
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Форма организации.
Виды деятельности учащихся
Дата
Коррекция
Особенности письменного общения
2
1.
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка
1
Лекция,
Конспектирование.
Языковой анализ речевого высказывания.
07.09
2.
Виды речевой деятельности. Формы речевого общения
1
Создание текстов разных жанров
14.09
Орфография
32
Орфография как система правил правописания
2
3.
Русское правописание. Орфография и пунктуация
1
Лекция с элементами беседы.
21.09
4.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого их них
1
Создание обобщающих правил для каждого раздела русской орфографии.
28.09
Правописание морфем
20
5.
Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем
1
Лекция.
Поморфемная запись слов.
Составление таблицы.
05.10
6.
7.
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах
2
Создание алгоритмов по правилам написания корней.
12.10
19.10
8.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (и и ы в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
1
Создание памяток по теме.
26.10
9.
10.
Группы корней с чередованием гласных: 1)-кас-//-кос-, -лаг-//-лож-, -бир-//-бер-, -тер-//-тир-, -стел-//-стил- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2)-раст-//-рос-, -скоч-//-скак- (зависимость от последующего согласного); 3)-гар-//-гор-, -твар-//-твор-, -клан-//-клон-, -зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//Ра, ере//ре, ело//ле.
2
Создание алгоритмов по написанию корней с чередованием.
02.11
16.11
11.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности
1
Создание школьного словарика орфографических трудностей.
23.11
12.
Правописание иноязычных словообразовательных элементов
1
Работа со словарем иностранных слов.
30.11
13.
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания
1
Лекция.
Конспектирование.
07.12
14.
Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-
1
Смысловой анализ слов с приставками.
14.12
15.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи.
1
Морфемно-словообразовательный анализ слов.
21.12
16.
Типичные суффиксы имен существительных и их написание. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и -ик-, -ец- и -иц- в именах существительных со значением уменьшительности
1
Создание алгоритмов по правописанию суффиксов существительных.
28.12
17.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; -к- и -ск-. Особенности образования степеней сравнения прилагательных и наречий
1
Создание алгоритмов по правописанию суффиксов прилагательных.
18.01
18.
19.
Типичные суффиксы глагола и их написание. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва-(-ива-). Написание суффиска -е- или -и- в глаголах с приставкой обес-/обез-; -ться т -тся в глаголах
2
Создание алгоритмов по правописанию суффиксов глаголов.
25.01
01.02
20.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Правописание суффиксов причастий.
1
Создание алгоритмов по правописанию суффиксов причастий
08.02
21.
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий и прилагательных
1
Составление памяток по теме.
Составление тематического словарика.
15.02
22.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи
1
Лекция.
Конспектирование.
22.02
23.
Различение окончаний -е и -и в именах существительных. Правописание окончаний глаголов. Правописание окончаний прилагательных и причастий
1
Составление алгоритмов.
01.03
24.
Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем. Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов
1
Работа с этимологическими, орфографическими,
морфемными,
словообразовательными
словарями
08.03
Слитные, дефисные и раздельные написания
8
25.
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.
1
Лекция.
Конспектирование.
15.03
26.
27.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы и союза).
2
Грамматико-семантический анализ слов.
22.03
12.04
28.
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий
1
Создание таблицы.
Работа с этимологическим словарем.
19.04
29.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов от созвучных сочетаний слов
1
Создание памяток по теме.
26.04
30.
Образование и написание сложных слов. Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием созвучных словосочетаний.
1
Работа со словообразовательным словарем.
03.05
31.
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи
1
Составление таблицы
10.05
32-33.
Работа со словарем «Слитно или раздельно?»
1
Работа со словарем
«Слитно или раздельно?»
17.05
24.05
Написание строчных и прописных букв
2
34.
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
1
Смысловой и грамматический анализ слов.
35.
Работа со словарем «Строчная или прописная?»
1
Работа со словарем «Строчная или прописная?»
31.05
Литература
Для учащихся
Беднарская Л.Д. Грамотный человек. - Тула, 2003.
Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное письмо: факультативный курс. - М., 1974.
Львова С.И. Словообразование - занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8-11 классов. - М., 2006.
Львова С.И. Русская орфография: Самоучитель. - М., 2005.
Львова С.И. Там, где кончается слово…(О слитных, дефисных и раздельных написаниях). - М., 1991.
Панов М.В. Занимательная орфография. - М., 1984.
Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М., 2000.
Цыбулько И.П., Львова С.И. Русский язык. Эффективная подготовка. - М., 2004.
Словари
Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - М., 1999.
Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? - М., 2001.
Львова С.И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. - М., 2004.
Розенталь Д.Э. Прописная или строчная? - М., 1984.
Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь. - М., 2002.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы (любое издание).
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов (любое издание).
Школьный словарь иностранных слов/ Под ред. В.В. Иванова. - М., 1999.
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост. В. Панов. М., 1984.
Для учителя
Иванова В.Ф. Современный русский язык: Графика. Орфография. - М., 1976.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 1982.
Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. - М., 1983.
Ларионова Л.Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. - Ростов-на-Дону, 2005.
Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. М., 2000.
Мучник Б.С. Культура письменной речи. - М., 1996.
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии. - М., 1996.
Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. - М., 1970.