План-конспект урока УРОК литературы в 5 КЛАССЕ «М. Ю. Лермонтов. «Бородино»

План-конспект урока     УРОК литературы в 5  КЛАССЕ   «М.Ю.Лермонтов. «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837)»  В 2014 году будут отмечать юбилей М.Ю.Лермонтова. Ему исполнилось бы 200 лет. Вы уже познакомились с жизнью и творчеством поэта М. Ю. Лермонтова. Сегодня мы обратимся к сюжетному лирическому произведению на историческую тему «Бородино» и продолжим обучаться анализу текста.  М. Ю. Лермонтов написал свое стихотворение в 1837 году, к 25-летию Бородинской би...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




План-конспект урока



УРОК литературы в 5 КЛАССЕ

«М.Ю.Лермонтов. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837)»



УЧИТЕЛЬ: Шакирзянова Анна Сергеевна

МБОУ СОШ №111



Тема

М.Ю.Лермонтов. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837)

Цель и задачи

  • познакомить учащихся с сюжетным лирическим произведением на историческую тему, вызвать эмоциональный отклик детей на прочитанное;

  • закрепить знания и представления учащихся о композиции художественного произведения, изобразительно-выразительных средствах языка;

  • развивать способность анализировать читаемые произведения литературы, умение четко формулировать ответы на поставленные вопросы, их аргументировать;

  • воспитывать чувство любви и уважения к подвигам предков, к прошлому своей страны.

Планируемый результат

• Научиться понимать стихотворный текст, выразительно читать стихотворение, аргументировать свое отношение к героям произведения, находить прямые авторские оценки, слушать художественное чтение текста, усваивать литературоведческую терминологию

• Познавательные: уметь выделять в тексте главное, формулировать вариант решения поставленной на уроке задачи.

Регулятивные: уметь сравнивать свои действия с ожидаемым результатом; уметь оценивать содержание своего ответа.

Коммуникативные: уметь применять изученные навыки при работе по анализу текста

• Формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России

Межпредметные связи

Литература, русский язык, история

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

учебник «Литература. 5 класс» под редакцией В. Я. Коровиной, I часть

Организация пространства

компьютер, проектор, презентация к уроку

Ход урока.

1.Организационный момент. (Постановка целей урока, запись темы).

2.Проверка домашнего задания. (Устный фронтальный опрос о жизни и творчестве поэта).

3.Вступительное слово учителя. В 2014 году будут отмечать юбилей М.Ю.Лермонтова. Ему исполнилось бы 200 лет. Вы уже познакомились с жизнью и творчеством поэта М. Ю. Лермонтова. Сегодня мы обратимся к сюжетному лирическому произведению на историческую тему «Бородино» и продолжим обучаться анализу текста.

4. История создания стихотворения «Бородино». М. Ю. Лермонтов написал свое стихотворение в 1837 году, к 25-летию Бородинской битвы. Стихотворение это считается одним из самых выдающихся произведений русской литературы, посвященных наполеоновскому нашествию. Поэт просто рассказал о самоотверженности русского народа, о его беспредельной любови к Родине и готовности ее защищать не на жизнь, а на смерть. Стихотворение «Бородино» -это истинно народное произведение, а его создатель - истинный народный поэт.

5. Заочная экскурсия «Бородинское сражение». Его значение. Впервые за всю Отечественную войну 1812 года Наполеон не смог разбить своего противника, более того, такого открытого сопротивления он не встретил нигде в Европе, поэтому к настоящему сражению он не был готов ни морально, ни физически: французские войска ослабели, командиры привыкли к безоговорочной капитуляции противника, а полки, составленные из покоренных народов, вообще не хотели воевать.

Французская армия после Бородинского сражения вынуждена была отступить на свои первоначальные позиции, в то время как русские, несмотря на тяжелые потери в людях, остались на месте, готовые «заутра бой затеять новый и до конца стоять».

После сражения под деревней Бородино русские войска перекрыли иные дороги, ведущие в Европу, и французы, оставив спаленную Москву, стали отступать по старой Смоленской дороге, по которой и пришли в древнюю столицу: дорога, то есть города и села, была уже ими разграблена, поэтому наполеоновскую армию ждали голод и холод (подступала зима). Крестьяне и горожане сами сжигали свои дома, посевы и запасы продовольствия, чтобы те не достались врагу, и уходили в ополчение и партизаны.

Именно поэтому война и была названа Отечественной, то есть народной - воевал весь народ от мала до велика: крепостные крестьяне, ремесленники, зажиточные горожане, дворяне.

26 августа 1812 года русские войска и русский народ одержали победу. Они были твердо уверены, что эта победа стала поворотной точкой в данной войне. Такого же мнения был и М. Ю. Лермонтов, раскрывший в своем стихотворении «Бородино» высокие черты русского народного патриотизма.

- Приходилось ли вам когда-нибудь слушать рассказы участников войны - дедов, пап, братьев. С каким чувством эти люди вспоминали войну? Рассказывали они, что для них было самым страшным? Что им запомнилось больше: победы или поражения?

6. Словарная работа

На доске записаны слова: бивак, редут, уланы, драгуны, картечь, лафет, кивер - по толковому словарю объясняется значение слов. Слова мусью, басурманы имеют стилистическую окраску.

7.Чтение стихотворения «Бородино» учителем и беседа по прочитанному с элементами словесного рисования.

Вопросы и задания:

  • Почему «помнит вся Россия про день Бородина»?

  • Какие чувства вами владели во время чтения этого стихотворения М.Лермонтова? Опишите их.

  • Какое общее настроение преобладает в этом произведении поэта?

  • Понравилось ли вам само стихотворение? Почему? Аргументируйте свой ответ.

  • С чего старый солдат начинает свой рассказ? Почему он противопоставляет богатырей «нынешнему племени»?

  • Что вы можете сказать о построении стихотворения, то есть его композиции?(В скобках даны примерные ответы учеников и комментарии учителя). (Стихотворение представляет собой беседу двух солдат: старого и молодого. Это Диалог. Обращение «дядя» традиционно в русской простонародной среде (к человеку незнакомому или мало знакомому старше себя).

  • Каким вы представляете старого воина? Опишите старого солдата.

  • А что волнует молодого солдата?

  • Какую оценку дает солдат-рассказчик людям своего поколения?

  • Найдите строчки, в которых описывается настроение русской армии во время отступления и накануне боя.

  • Как вели себя русские воины в ночь перед боем? Что делали французы?

  • Сравните описание лагерей (ликование у французов и серьезное, сосредоточенное настроение у русских), отметьте эпитеты (красочные определения), которые использует автор для описания противника и места исторического сражения («На поле грозной сечи…»).

  • Найдите описание поля боя? Каково оно?

  • Как описывается сам бой? Это описание дано солдатом или самим автором? Докажите это. Свой ответ подтверждайте цитатами из текста.

  • На сколько жесток бой?

  • Кем и где служил старый солдат?(Он был артиллеристом на батарее Раевского).

  • С каким чувством солдат-рассказчик вспоминает своего боевого командира? Где говорится об этом? Что объединяло простого солдата, скорее всего, крепостного крестьянина, и боевого полковника, родовитого дворянина? Свой ответ подтверждайте цитатами из текста стихотворения.

  • Что значит «наш рукопашный бой»?

  • Какую часть речи использует поэт, чтобы подчеркнуть русское единодушие и стойкость в момент народного бедствия и во время сражения? Что это за слова? (Мы долго молча отступали…», «У наших ушки на макушке…», «И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой» и т. д.)

  • зачитатйте из стихотворения строфы, где говорится о героизме, мужестве и патриотизме русских людей.

8.Работа над языком произведения:

  • Приведите примеры поэтического языка (метафоры, эпитеты, сравнения и т. п.), при помощи которых изображаются высокие чувства простых русских людей.

  • Приведите примеры народных слов и оборотов, характерных для языка стихотворения «Бородино».

  • Сравните седьмую и восьмую строфы стихотворения.(Седьмая строфа описывает ночь накануне сражения - в ней большую роль играют прилагательные, замедляющие темп рассказа. Восьмая строфа рисует утро боя 26 августа 1812 г. - здесь больше глаголов, которые передают движение проснувшегося и готовящегося к бою лагеря.)

  • Какой урок извлек молодой солдат из рассказа старого воина?

  • Как вы думаете, почему Лермонтов решил написать не о победном сражении русского войска, а о его поражении? Какова главная мысль автора в стихотворении?
    9.Работа с иллюстрациями.

Просмотр иллюстраций: С. В. Герасимов «М. И. Кутузов под Бородином», Бой за Семёновский овраг. Фрагмент панорамы Бородинского сражения. Рубо Ф. А. (1912)

Вопросы и задания:

1.Какое впечатление вызвали у вас эти картины? Опишите их.

2.Какая из картин понравилась больше и почему? Аргументируйте свой ответ.

3.Совпадает ли видение событий художниками с представлениями автора стихотворения «Бородино»? Как вы думаете, почему?

4.Какое общее чувство объединяет полотна художников и стихотворение

М. Ю. Лермонтова?

5.Почему раньше считалось, что порядочный человек обязательно должен быть патриотом? Попытайтесь это объяснить. Приведите свои примеры для подтверждения вашей точки зрения.

  • Патриот (греч. patriotеs - земляк, соотечественник) - тот, кто любит Родину, предан Отечеству. До конца 18 в. Более был распространен синоним - словосочетание «сын Отечества».

6.можно ли назвать патриотом, на ваш взгляд, М. Ю. Лермонтова? Докажите свою точку зрения.

7.Заинтересовала ли вас эта тема, почему?

  • Актуальность (лат. аctualis) - важность для данного момента, значительность в настоящее время чего-либо, злободневность.

10. Рефлексия. Тест

1. Исторической основой произве-дения является:

А. Великая Отечественная война;

Б. Отечественная война 1812 года;

В. Русско-японская война.

2.О Бородинском сражении рассказывает:

А.Молодой новобранец;

Б. Патриот;

В. Старый солдат.

3. Герой стихотворения (рассказчик) служил в :

А. Артиллерии;

Б. Кавалерии;

В. Танковых войсках.

4. Кому принадлежат слова:

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали…»:

А. Старому солдату;

Б. Драгуну;

В. Полковнику.

5. В строках: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри - не вы…» - используется:

А. Сравнение;

Б. Антитеза;

В. Метафора

6. Какое настроение царит в русской армии перед боем:

А. Ликование;

Б. Солдаты готовятся к бою;

В. Все легли спать.

7. Изображение боя представляет собой:

А. Описание;

Б. Рассуждение;

В. Повествование.

8. В строках: «…носились знамена, как тени», «… земля тряслась, как наши груди», «… французы двинулись, как тучи» - автор прибегает к :

А. Метафоре;

Б.Сравнению;

В. Эпитету.

9. Стиль речи, к которому можно отнести фразы: « скажи-ка, дядя», « у наших ушки на макушке», «постой-ка брат мусью»:

А. Художественный;

Б. Разговорный;

В. Деловой.

10. На следующий день после Бородинского сражения русские солдаты были готовы:

А. Укрепить свои позиции;

Б. Продлить бой;

В. Сдаться французам.

11.Заключительное слово:

Это стихотворение Лермонтова стало тем самым зерном, из которого выросло другое великое произведение. Это роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Кроме того, стихотворение повлияло и на сознание людей в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. Рассказывают, например, что в боях на подступах к Москве зимою 1941 года один из бойцов, подхватив знамя из рук смертельно раненного товарища, воскликнул: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой!» эти слова знакомы каждому, кто горячо любит свою Родину. Да, «Бородино» Лермонтова - это завет потомкам на все непростые и тяжелые времена.

2014 год объявлен годом КУЛЬТУРЫ. Не случайно и мы с вами обратились на уроке литетаруры к произведениям живописи. Эти памятники культуры помогают нам осознать величие нашей литературы, живописи, истории. Все эти памятники культуры свидетельствует о мощнейшем духовном потенциале нации, ее культуре.

Культура- это наш фундамент. Без него невозможно построить ни одно человеческое общество. Именно культура приносит важнейшую национальную идею: беречь то, что подарила история. Нельзя не согласиться с Лихачевым: «Если у народа нет культуры, то этого народа нет на свете». Если наши предки создавали и восстанавливали из руин великие творения, то наш долг сохранять память о подвиге этих людей.

12.Домашнее задание: выразительно отчитать стихотворение по ролям; выучить наизусть отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».



© 2010-2022