Доклад по теме: Совершенствование мыслительной деятельности на уроках русского языка

   Исходя из  общих положений, рассмотрим классификацию методов совершенствования мыслительной деятельности,  применяемых  в обучении русскому языку: I.                   Методы сообщения преподавателем знаний. 1.      Метод сообщения преподавателем знаний в готовом виде 2.      Метод проблемного изложения преподавателем знаний II.                Методы самостоятельного овладения обучающимися знаниями и формирование умений. 1.      Метод обучения воспроизведению и анализу готовых текстов, предло...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В течение нескольких лет я работаю над темой: «Совершенствование мыслительной деятельности на уроках литературы и русского языка». Хочу более подробно остановиться на методах совершенствования мыслительной деятельности в процессе обучения русскому языку. В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определённой суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации…Что здесь требуется? Видимо, и улучшение подготовки преподавателей, и приведение самих методов обучения в соответствие с требованиями жизни и современная материальная база.

Метод обучения - это способ организации преподавателем деятельности обучающихся в процессе изучения ими определённого предмета. Любой из методов обучения предполагает взаимодействие преподавателя и обучающихся; это способ их совместной взаимосвязанной деятельности.

В классификации методов обучения надо исходить из задач обучения русскому языку, важнейшая из которых - обучение литературной речи, подготовка грамотных выпускников в широком смысле слова.

Процесс обучения литературной речи осуществляется в работе с текстами, предложениями, словосочетаниями, словами. Подбор этого материала и заданий к нему решает успех обучения в значительной степени.

Поскольку классификация касается методов обучения, её основанием должен быть выбор языкового материала (характер его, уровень мыслительной работы с ним).

Можно наметить различные этапы работы обучающихся с текстами, предложениями, словосочетаниями, словами - по степени усложнения деятельности обучающихся: работа с готовыми текстами, предложениями, словосочетаниями, словами, изменение их, создание самими обучающимися. Таким образом, уровень сложности работы с языковым материалом - лингвометодический критерий построения системы методов обучения русскому языку. Деятельность обучающихся может быть рассмотрена и с точки зрения уровней проявления самостоятельности мышления (дидактический критерий): от работ по образцу к частично-поисковым и поисковым.

В качестве единого основания классификации методов обучения русскому языку может быть принят уровень сложности работы с языковым материалом. Например, готовый языковой материал обучающиеся анализируют, производя морфологический разбор как части речи. При этом работа выполняется по образцу, поскольку часть речи изучена; обучающиеся в ходе разбора не открывают новых знаний, а осуществляют перенос имеющихся на аналогичные языковые факты

Создание текстов, предложений, словосочетаний, образование слов предполагает частично- поисковую и поисковую деятельность обучающихся. Например, конструирование предложений, написание заметки в стенгазету.

Исходя из этих общих положений, рассмотрим классификацию методов совершенствования мыслительной деятельности, применяемых в обучении русскому языку:

  1. Методы сообщения преподавателем знаний.

  1. Метод сообщения преподавателем знаний в готовом виде

  2. Метод проблемного изложения преподавателем знаний

  1. Методы самостоятельного овладения обучающимися знаниями и формирование умений.

  1. Метод обучения воспроизведению и анализу готовых текстов, предложений, словосочетаний, слов

  2. Метод обучения выбору языковых средств по известному образцу в связи с изменением данных текстов, предложений, словосочетаний, слов

  3. Метод обучения творческому использованию языковых средств в связи с созданием текстов, предложений, словосочетаний, слов.

При сообщении знаний в готовом виде содержание моего объяснения представляет собой готовый текст, включающий теоретические положения и примеры, их иллюстрирующие. Таким способом, например, сообщаются сведения о какой-либо части речи: вывешивается таблица или каждому обучающемуся раздаётся карточка-информатор.

Проблемное изложение знаний тоже представляет собой текст, но он преподносится на более высоком уровне сложности, поскольку в теме, предназначенной для объяснения находятся трудные вопросы, которые ставятся перед обучающимися и разрешаются при помощи рассуждений и доказательств самим же преподавателем.

К приёмам метода обучения воспроизведению и анализу готовых текстов могут быть отнесены, например, объяснительный, выборочный диктанты, комментированное письмо, фонетический, орфографический и пунктуационный разбор, составление схем к данным предложениям и т.д.

Приёмы второго метода- обучения выбору языковых средств по известному образцу в связи с изменением данных текстов. Обучающимся предстоит выбрать необходимые для этого языковые средства, но как это делать они знают (образец заполнения материала известен). В этом случае обучающиеся закрепляют изученное. К таким приёмам могут быть отнесены, например, переконструирование предложений с целью расстановки знаков препинания.

Под творческим использованием языковых средств (третий метод) подразумевается применение их в новой ситуации (обучающиеся сами создают тексты, предложения, образуют слова). Приёмами этого метода являются, например, свободный диктант, изложение, сочинение, отзыв о литературном произведении, составление реферата.

Возникает ещё один, очень важный вопрос: применение какого метода должно занять основное место в процессе обучения? Ответ может быть только таким: нормы в этом случае исключаются, всё зависит от специфики темы, раздела, требований программы, уровня подготовки группы. Важно, чтобы в результате обучения учащиеся овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками, достигли определённого уровня языкового развития, овладели литературной речью и стали грамотными людьми.






Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Профессиональное училище №19 г.Усть-Кута

(ГБОУ НПО ПУ№19)









Доклад по самообразованию

«Совершенствование мыслительной деятельности на уроках русского языка»



















Составил преподаватель:

Воробьёва Л.Г.








г.Усть-Кут

2014 г.

© 2010-2022