- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Доклад по теме: Совершенствование мыслительной деятельности на уроках русского языка
Доклад по теме: Совершенствование мыслительной деятельности на уроках русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Воробьёва Л.Г. |
Дата | 20.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
В течение нескольких лет я работаю над темой: «Совершенствование мыслительной деятельности на уроках литературы и русского языка». Хочу более подробно остановиться на методах совершенствования мыслительной деятельности в процессе обучения русскому языку. В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определённой суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации…Что здесь требуется? Видимо, и улучшение подготовки преподавателей, и приведение самих методов обучения в соответствие с требованиями жизни и современная материальная база.
Метод обучения - это способ организации преподавателем деятельности обучающихся в процессе изучения ими определённого предмета. Любой из методов обучения предполагает взаимодействие преподавателя и обучающихся; это способ их совместной взаимосвязанной деятельности.
В классификации методов обучения надо исходить из задач обучения русскому языку, важнейшая из которых - обучение литературной речи, подготовка грамотных выпускников в широком смысле слова.
Процесс обучения литературной речи осуществляется в работе с текстами, предложениями, словосочетаниями, словами. Подбор этого материала и заданий к нему решает успех обучения в значительной степени.
Поскольку классификация касается методов обучения, её основанием должен быть выбор языкового материала (характер его, уровень мыслительной работы с ним).
Можно наметить различные этапы работы обучающихся с текстами, предложениями, словосочетаниями, словами - по степени усложнения деятельности обучающихся: работа с готовыми текстами, предложениями, словосочетаниями, словами, изменение их, создание самими обучающимися. Таким образом, уровень сложности работы с языковым материалом - лингвометодический критерий построения системы методов обучения русскому языку. Деятельность обучающихся может быть рассмотрена и с точки зрения уровней проявления самостоятельности мышления (дидактический критерий): от работ по образцу к частично-поисковым и поисковым.
В качестве единого основания классификации методов обучения русскому языку может быть принят уровень сложности работы с языковым материалом. Например, готовый языковой материал обучающиеся анализируют, производя морфологический разбор как части речи. При этом работа выполняется по образцу, поскольку часть речи изучена; обучающиеся в ходе разбора не открывают новых знаний, а осуществляют перенос имеющихся на аналогичные языковые факты
Создание текстов, предложений, словосочетаний, образование слов предполагает частично- поисковую и поисковую деятельность обучающихся. Например, конструирование предложений, написание заметки в стенгазету.
Исходя из этих общих положений, рассмотрим классификацию методов совершенствования мыслительной деятельности, применяемых в обучении русскому языку:
-
Методы сообщения преподавателем знаний.
-
Метод сообщения преподавателем знаний в готовом виде
-
Метод проблемного изложения преподавателем знаний
-
Методы самостоятельного овладения обучающимися знаниями и формирование умений.
-
Метод обучения воспроизведению и анализу готовых текстов, предложений, словосочетаний, слов
-
Метод обучения выбору языковых средств по известному образцу в связи с изменением данных текстов, предложений, словосочетаний, слов
-
Метод обучения творческому использованию языковых средств в связи с созданием текстов, предложений, словосочетаний, слов.
При сообщении знаний в готовом виде содержание моего объяснения представляет собой готовый текст, включающий теоретические положения и примеры, их иллюстрирующие. Таким способом, например, сообщаются сведения о какой-либо части речи: вывешивается таблица или каждому обучающемуся раздаётся карточка-информатор.
Проблемное изложение знаний тоже представляет собой текст, но он преподносится на более высоком уровне сложности, поскольку в теме, предназначенной для объяснения находятся трудные вопросы, которые ставятся перед обучающимися и разрешаются при помощи рассуждений и доказательств самим же преподавателем.
К приёмам метода обучения воспроизведению и анализу готовых текстов могут быть отнесены, например, объяснительный, выборочный диктанты, комментированное письмо, фонетический, орфографический и пунктуационный разбор, составление схем к данным предложениям и т.д.
Приёмы второго метода- обучения выбору языковых средств по известному образцу в связи с изменением данных текстов. Обучающимся предстоит выбрать необходимые для этого языковые средства, но как это делать они знают (образец заполнения материала известен). В этом случае обучающиеся закрепляют изученное. К таким приёмам могут быть отнесены, например, переконструирование предложений с целью расстановки знаков препинания.
Под творческим использованием языковых средств (третий метод) подразумевается применение их в новой ситуации (обучающиеся сами создают тексты, предложения, образуют слова). Приёмами этого метода являются, например, свободный диктант, изложение, сочинение, отзыв о литературном произведении, составление реферата.
Возникает ещё один, очень важный вопрос: применение какого метода должно занять основное место в процессе обучения? Ответ может быть только таким: нормы в этом случае исключаются, всё зависит от специфики темы, раздела, требований программы, уровня подготовки группы. Важно, чтобы в результате обучения учащиеся овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками, достигли определённого уровня языкового развития, овладели литературной речью и стали грамотными людьми.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
Профессиональное училище №19 г.Усть-Кута
(ГБОУ НПО ПУ№19)
Доклад по самообразованию
«Совершенствование мыслительной деятельности на уроках русского языка»
Составил преподаватель:
Воробьёва Л.Г.
г.Усть-Кут
2014 г.