Открытый урок на тему Имя прилагательное

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Имя прилагательное.

Цель урока: 1) Систематизировать известное об имени прилагательном.

2) Познакомить учащихся с различными группами прилагательных для обогащения словарного запаса детей.

Оборудование: таблицы, карточки, цветы, картинки.

Ход урока: І.Организационный момент.Проверить готовность учащихся к уроку.

ІІ. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем говорить об одной из частей речи русского языка - имени прилагательном. Давайте вспомним, что мы знаем об этой части речи.

Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? каков? какова? каковы?

В предложении прилагательное может быть второстепенным членом предложения (Идёт белый снег.). (Снег красив.).

Имя прилагательное в предложении связано с именем существительным и стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное. (Дети поют весёлую песню.)

Имя прилагательное изменяется по числам, родам и падежам. (Любимый писатель - м.р. ед. ч.); (снежная погода. - ж. р. ед. ч.); (доброе утро - ср. р. ед. ч.); (весёлые друзья - мн. ч.).

III. Диктант. Щенок и снег

На первый снег взглянул щенок
И ничего понять не мог.
- Откуда столько белых мух
Набилось к нам на двор?
А может это птичий пух
Летит через забор?..
Он пасть раскрыл - и снегу хвать -
И стал задумчиво жевать.
Жует, жует, но вот беда!
На языке одна вода.
Совсем сконфузился щенок
И в конуру обратно лег.
Он был не глуп, а просто мал
И снег впервые увидал…

Задания по тексту:

1) Выписать имена прилагательные вместе с существительными и указать род, число, падеж прилагательного;

2) Объясните расстановку знаков препинания во втором четверостишии;

3) Обозначьте грамматические основы и составьте схему;

4) Произведите морфологический разбор слова "белый".

(Учащиеся дают полные ответы, морфологический разбор записывается на доске).

IV. Закрепление знаний об различных группах прилагательных.

- Какую роль играют прилагательные в речи?

- Прилагательные делают нашу речь более точной.

- Без прилагательных мы не сможем описать ни одного предмета.

- Прилагательные помогают нам больше узнать о предметах.

V.

1. Задание:

Продолжи сколько можешь, ряды прилагательных.

Цвет: Белый,...

Вкус: сладкий,...

Размер: большой,...

Температура: холодный,...

Качество характера: добрый,...

2. Найдите в стихотворении прилагательные и подчеркните:

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Б) Замени прилагательные подходящими синонимами

Добрый друг

Добрый человек

Жёсткий ответ

Красивый мальчик

Умная девочка

Красивая кофта.

5. Работа с учебником. Прочитайте текст. Найдите прилагательные.

Зима - волшебное время года. Мне нравится, когда на улице ясная морозная погода и падает снег. На окнах появляются причудливые рисунки. Когда все вокруг становится белым, кажется, что ты попал в зимнюю сказку. Зимой можно кататься на санках, лыжах, играть в снежки и лепить снеговиков.

6. Теперь, ребята давайте посмотрим на наши цветы. Они какие? Кто любит цветы и кому можно дарить их? Какие стихи вы знаете о цветах?

7. Подведем итог урока. Ответьте на вопросы:

1. На какие вопросы отвечает прилагательное?

А) Что делать? Что сделать?
Б) Какой? Чей?
В) Когда? Где?

2. С какой частью речи "дружит" имя прилагательное.

А) С наречием
Б) С местоимением
В) С имением существительным

3. Что обозначает прилагательное

A) Предмет
Б) Признак предмета
B) Действие предмета

4. Чем, как правило, является в предложении прилагательное.

А) Подлежащим
Б) Определением
В) Сказуемым

8. Молодцы ребята!

Домашнее задание: Что ты знаешь об имени прилагательном? Нарисуй портрет природы..





© 2010-2022