«Как воспитать у детей интерес к чтению»

В статье отражается опыт работы, как учить так, чтобы дети проявляли интерес к книге. Очень важно выработать у детей привычку читать книги. Есть несколько простых и методических приёмов, чтобы поощрить детей читать книги. Данные приёмы очень практичны, но требуют некоторых усилий от учителя.Основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности детей.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат №28 г. Тулуна»



Обобщение опыта по теме:


«Как воспитать у детей интерес к чтению»






Подготовила учитель чтения: Н.В. Дмитриева



Тулун 2015 г.

Как воспитать у детей интерес к чтению

В статье отражается опыт работы, как учить так, чтобы дети проявляли интерес к книге. Очень важно выработать у детей привычку читать книги. Есть несколько простых и методических приёмов, чтобы поощрить детей читать книги. Данные приёмы очень практичны, но требуют некоторых усилий от учителя. Основная задача которого - поддерживать и направлять развитие личности детей.

Воспитание; интерес; книга; чтение.

Иногда ребёнок затрудняется решить задачу, потому что не умеет её правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Ошибочно считается, что любое чтение полезно. Педагог не всегда может оградить детей от книг, предназначенных не для них. Напрасно дети гордятся тем, что читают книги для взрослых. Чаще всего это не приносит пользы обучающимся, так как они воспринимают художественное произведение поверхностно, следят главным образом за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать, пропуская описание природы, характеристики героев, рассуждение автора. Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики. Особенно надо обращать внимание на развитие у детей интереса к научно-популярной литературе.

В воспитании любви к книге у детей школьного возраста положительную роль играют незначительные, на первый взгляд, моменты. Так, например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами - всё это вызывает подлинный интерес детей к книге.

Для того чтобы приучить детей самостоятельно читать можно использовать следующий приём. Педагог начинает читать детям вслух. На самом интересном месте чтение прекращается. Увлеченный событиями в книге и желанием узнать, что произойдёт дальше с героями, дети в большинстве случаев продолжают читать самостоятельно. Позже педагог обязательно должен спросить детей, о чём они прочитали, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь они будут всегда читать сами.

Можно рассказать детям хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какого-либо рассказа. Обучающие обязательно спросят: «А что дальше? Расскажи, что было потом». В ответ надо дать книгу: «Вот прочтите. Здесь столько интересных историй!»

Педагог должен очень терпеливо, но неуклонно требовать от детей 7 класса, чтобы они запоминали фамилию автора и название книги. Перед чтением бывает полезно спросить обучающего, какие книги этого писателя они уже читали или слышали, что знают о нём.

Надо, чтобы дети читали книгу внимательно, не торопясь. Часто обучающиеся, прочитав первые страницы, заглядывают на последнюю страницу - чем закончилось? Прочитав окончание книги, узнав судьбу героев, дети, естественно, продолжают читать менее внимательно, пропуская целые абзацы или главы книги, а иногда просто оставляют её. Педагог должен внимательно следить за тем, чтобы у детей не появилась эта вредная привычка. Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события в книге, чем она заканчивается. Для обучающихся 5,6 классов большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций в книге. Они помогают детям понять и запомнить содержание текста. Многие иллюстрации дают возможность представить себе те явления природы и предметы, которые дети не могут увидеть непосредственно. Глядя на картинки, можно побывать на севере и в тропических странах, узнать, как живут дети в разных странах. Важно научить детей рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали. Большое значение имеют вопросы педагога, направленные на то, чтобы дети внимательно рассмотрели изображаемое: «Что здесь нарисовано? Как зовут этих людей? Что они делают? Что выражают их лица и позы?»

Надо стараться, чтобы дети рассказывали, о чём прочитали. Если на первых порах обучающие затрудняются рассказать о прочитанном, надо им помочь с помощью вопросов: «Что ты узнал из рассказа? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего?»

Очень хорошо, если педагог практикует совместное чтение вслух. Это сближает педагога и детей, помогает ему лучше узнать обучающихся, понять их интересы и увлечения.

Как читать вместе?

Прежде всего, выбирается интересная занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали урока внеклассного чтения. Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух - полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, чётко. Продолжительность чтения 20-25 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интереса к чтению.

Хорошо когда дети делятся впечатлением о прочитанном. И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного общения с ней. Надо приучать детей беречь книгу.

Вспоминая слова В.А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Считаю, что и нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный невежда.

Я стремлюсь строить уроки чтения так, чтобы детям было интересно, чтобы каждый ученик 20-25 минут на уроке был занят чтением и читал с удовольствием: это участие в комбинированном чтении, в чтении по ролям и других видах чтения.

Наша школа коррекционная, поэтому в усвоении лексики многих художественных произведений дети встречают большие затруднения. С целью их предупреждения больше внимания уделяю словарной работе, использую самые разнообразные формы её проведения: объяснение значения слов с помощью показа предметов, картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова и выражения выписываю перед уроком на доске. Как правило, их значение объясняют сами дети, если же они не могут объяснить, учу пользоваться толковым словарём.

С этой же целью на всех уроках чтения применяю имеющуюся наглядность: звуковые пособия, меловой рисунок, сюжетные и предметные картинки.

Не забываю о воспитательных задачах уроков чтения, побуждая детей жить вместе с героями произведений, радоваться и огорчаться, высказывать своё мнение о событиях и героях прочитанных произведений, приводить примеры из жизни класса.

Чтобы воспитать у детей интерес к книге, надо, прежде всего, научить их читать, читать правильно, сознательно, выразительно. В этом я глубоко убеждена.


Библиографический список.

Аксенова А.К. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004. - 143с.

Барская Н.М., Нисневич Л.А. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1992. - 128с.

Ильина С.Ю. Уроки чтения в 4 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006. - 31с.

Пузанов Б.П., Коняева Н.П., Горскин Б.Б. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика). - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 272с.



© 2010-2022