Словосочетание. Типы связей слов в словосочетании

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок русского языка в 8 классе на тему:

«Словосочетание. Типы связей слов в словосочетании».

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, раздаточный материал, презентация.

Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах

связи слов в словосочетании.

Тип урока: урок "открытия" нового знания ( с использованием

медиаресурсов).

Задачи урока:

  • Образовательные:

- повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;

- отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

- закрепление навыков правописания;

- обучение умению связно излагать свои мысли.

  • Развивающие:

- развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

- развитие познавательной самостоятельности;

- овладение нормами литературного языка.

  • Воспитательные:

- воспитание ответственности за качество своих знаний;

- воспитание любви к родному русскому языку.

УУД:

  • Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

  • Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

  • Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

  • Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Методические приемы: объяснительно-иллюстративные (упражнение, рассказ, беседа, практическая работа, анализ текста, анализ схемы), репродуктивные (работа с учебником), частично-поисковые (эвристическая беседа с последующим выводом), самоконтроль и самопроверка, приёмы технологии РКМЧП (кластер (метод графической систематизации материала), инсерт (метод активного чтения), свободное письмо, таблица «ЗХУ», объединение информации в блоки, синквейн.

Формы работы: парная, групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

- стремиться к совершенствованию собственной речи;

- испытывать потребность в самовыражении через слово;

-толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать.

2. Метапредметные.

Познавательные УУД:

-самостоятельно формулировать тему;

-сравнивать и анализировать, выделять главное;

-устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в деятельности;

- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

-осуществлять самоконтроль и самокоррекцию, определяя степень успешности своей работы и работы других.

Коммуникативные УУД:

-уметь формулировать собственное мнение и позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве;

- различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

3. Предметные результаты:

- систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»;

- формирование знаний о типах связи слов в словосочетании, формирование умений определять типы связи слов в словосочетании;

- подготовка учащихся к выполнению заданий ОГЭ.

Использованные технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо, информационно-коммуникационная.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.

Тема урока, постановка целей.

- Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи:

Крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко. ( СЛАЙД 1 )

Ученики определяют тему - «Словосочетание». ( СЛАЙД 2 )

II. Стадия вызова.

Цели: актуализация и обобщение имеющихся у учащихся знания по данной

теме, пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.

Учитель: Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; чем сочинительные словосочетания отличаются от подчинительных, иметь представление о том, что такое грамматическое значение, какие сочетания слов не являются словосочетанием.

Итак, обобщим имеющиеся знания.

1. Прием «Свободное письмо». Индивидуальная работа. Задание. Запишите в черновиках все, что вы знаете о словосочетании.

2. Парная работа. Задание. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия - через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом.

3. Проверка работы с одновременным заполнением таблицы «Знаю - Хочу знать - Узнал».

Каждому ученику дается таблица «Знаю - Хочу знать - Узнал».

Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю».

Знаю

Хочу знать

Узнал

1. Словосочетание - два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании - подчинительная.

Учитель: Откуда у вас сведения о словосочетании?

Ответы учащихся:

-Прочитал в учебнике, книге.

-Слышал раньше от учителя.

-Узнал от одноклассника и др.

Учитель: Таким образом, источниками нашей информации стали: книги, рассказы взрослых.

Это интересно. Как в «Российской грамматике» М.В. Ломоносов раскрывает тему «Словосочетание»? (Индивидуальный доклад по

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c 6777455-4262-41ba-bf07-1cd3c2755f81/index_listing.htm) ( СЛАЙД 3 )

Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Поэтому приступим к следующему заданию.

4. Групповая работа (по 4 человека). Прием объединения в блоки. (СЛАЙД 4)

Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение - 3 минуты.

Ч…тать книгу, сле…ка прик…снуться, предл…жить помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар.

Проверка.

- Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания?

(Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои предложения:

по главному слову: 1) читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок;

2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.

по зависимому слову: 1) читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок;

2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар;

3) слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно).

- Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком?

(Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке - глагольные словосочетания, во втором - именные. Объединение по зависимому слову незнакомо.)

- Словосочетания в блоках второго варианта - объект нашего изучения.

(На доску выписываются блоки словосочетаний, объединенные по зависимому слову (3 блока).)

- С типами таких связей мы и познакомимся сегодня на уроке.

- Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».

Знаю

Хочу знать

Узнал

1. Словосочетание - два или несколько самосто-ятельных слов, объеди-ненных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание сос-тоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа слово-сочетаний по морфоло-гическим свойствам главного слова: глаголь-ные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании - подчинительная.

1. Как называется связь с зависимым словом - существительным?

2. Как называется связь с зависимым словом - прилагательным?

3. Как называется связь с зависимым словом - наречием?

Полная запись темы урока «Словосочетание. Типы связей слов в словосочетании».
- Предположите, каких целей должны достигнуть на уроке. Проводится целеполагание.

III. Стадия осмысления.

Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.

- Переходим к главному источнику информации. Он поможет нам ответить на вопросы, подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся у нас сведения, расширить категории информации. Наш главный источник - текст § 11.

1.Учитель предлагает школьникам самостоятельно познакомиться с материалом.

Прием «Пометки на полях» (Инсерт).

Задание: Прочитайте материал § 11 на стр. 39 - 40.

Сделайте пометки на полях:

«+» - если считаете, что это вам известно;

«-» - если считаете, что это противоречит тем знаниям, которые у вас есть;

«v» - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

Вопросы к классу:

1. Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?

2. Какую новую информацию вы получили?

3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?

2. Прием Таблица «Знаю - хочу знать - узнал». (Парная работа).

Задание: Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре.

Проверка колонки «Узнал».

В ходе чтения параграфа таблица заполняется так:

Знаю

Хочу знать

Узнал

1. Словосочетание - два или несколько самосто-ятельных слов, объеди-ненных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании - подчинительная.

1. Как называется связь с зависимым словом - существительным?

2. Как называется связь с зависимым словом - прилагательным?

3. Как называется связь с зависимым словом - наречием?

Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существи-тельное и все слова с признаками существительного).

Согласование (связь, при которой зависимое слово - имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного).

Примыкание (связь, при которой зависимое слово - наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола).

- Как вы думаете, почему так называются виды связи?

(Согласование - так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; управление - так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание - зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.)

3. Применение теории на практике.

Три ученика по очереди выходят к доске. Один работает над блоком словосочетаний с зависимым словом - существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод: способ связи - управление. Второй проводит такую же работу над вторым блоком, делает вывод: способ связи - согласование. Третий работает над третьим блоком; способ связи - примыкание.

4. Практическое закрепление знаний.

1). Упражнение 64.

  • Распределите словосочетания по таблице ( СЛАЙД 5 )

(files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4dfcc756-e3c2-4ca7-848d-f03d1fa5895f/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_168%5D.html)
Таблица проецируется на доску.

-Что нужно сделать, чтобы определить к какому способу связи относится каждое словосочетание?

2). Поработаем с текстом. ( СЛАЙД 6 )

О книгах.

Книга прочитана, а ты как будто живёшь в окружении героев, радуешься и печалишься вместе с ними.
Книги раздвигают границы времени и доносят до нас рассказы о труде и героизме отцов и дедов наших...

-Докажите, что перед вами текст.

Исследование текста. Выпишите из текста по 2-3 примера на каждый вид связи. Проверка.

  • Диагностическая самостоятельная работа. ( СЛАЙД 7 )

Выполняется индивидуальное тестирование за компьютером. Вход на

сайт по закладке. Внимание! Для тестирования на сайте требуется регистрация. Если в классе большое количество учащихся, можно сильной группе выполнять электронный тест, а слабой - задание в учебнике) (saharina.ru/tests/test.php?name=test74.xml

4). Игровая пауза.

Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть, когда услышите словосочетание со связью согласование: веселые крики, играя лучами, великолепный день, прислушиваясь к звукам, запорошив кусты, спящий лес, глубокие сугробы, прозрачные кружева.

5). Обратим внимание на задания ОГЭ (на столах лежат демонстрационные материалы). Найдите задание по теме нашего урока. Как оно звучит? Давайте его выполним.

IV. Стадия рефлексии.

Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения.

- А теперь проверим, как вы усвоили материал урока.

Прием «Кластер».Составим коллективный портрет ( кластер) « Типы связи слов в словосочетании». ( СЛАЙД 8 )

Тип связи слов в словосочетании

Словосочетание. Типы связей слов в словосочетании



Приём «Синквейн». ( СЛАЙД 9 )

Пока обучающиеся работают с кластером, один обучающийся составляет синквейн по теме урока.

Примерный вариант, который может получиться у обучающегося.

Связь.

Главное и зависимое.

Согласуется, управляет, примыкает.

Научился определять вид связи.

Словосочетание.

- Что узнали о способах связи слов в словосочетании?

- Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании?

- Как вы это делали?

- Для чего нам это надо знать?

- Где будем использовать полученные знания?

- Что было легко?

- Что вам помогало в работе?

-Как вы думаете, из каких источников можно получить ответы на интересующие вас вопросы?

Расскажите о типах связи в словосочетании по таблице.
(files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2760958-3f0a-4941-8804-50d8f8d1a00f/%5BRUS8_158%5D_%5BIA_166%5D.swf) ( СЛАЙД 10 )
Ответы учеников:

-Интернет.

-Учебные пособия.

На уроке главным источником информации был текст параграфа, с которым вы будете еще работать на следующих уроках.

- Интересен ли был вам сегодняшний урок?

- Как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей? Если нет, то почему?

Прием «Анкетирование».

- Предлагаю заполнить небольшую анкету и оценить свою работу на уроке.

  • Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.

  • Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.

  • Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

  • Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

V. Домашнее задание.

- Чтоб упрочить наши знания, даю домашнее задание.

  1. Выписать из стихотворений А.С.Пушкина по 3 примера на каждый способ связи.

  2. Выучить таблицу «Типы связей в словосочетании».

Учебно-методическая литература:

  1. Русский язык. 8 класса: учебник для общеобразовательных организаций / Л.А. Троснецова, Т.А. Ладыжеская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. Ред. Н.М. Шанский/.-М.: Просвещение, 2014.

Интернет - ресурсы:

  1. files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c6777455-4262-41ba-bf07-1cd3c2755f81/index_listing.htm) «Словосочетание».

  2. (files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4dfcc756-e3c2-4ca7-848d-f03d1fa5895f/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_168%5D.html Электронное задание "Основные виды словосочетаний"

  3. (saharina.ru/tests/test.php?name=test74.xml «Тестирование».

  4. (files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2760958-3f0a-4941-8804-50d8f8d1a00f/%5BRUS8_158%5D_%5BIA_166%5D.swf)

Таблица «Типы связи в словосочетании».


© 2010-2022