Урок КВН по устному народному творчеству

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок КВН по устному народному творчеству

Тема: «Устное народное творчество в моей жизни».

Цель:

-Прививать любовь к родному языку через игру, развивать творческие способности у учащихся;

-формирования представления о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках.

Познавательные УУД

-преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-повышать уровень культуры речи.

Коммуникативные УУД

- развиваем умение слушать и понимать речь других;

-выразительно читать и пересказывать текст;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-умение работать в паре и группе.

Регулятивные УУД

-формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-учиться высказывать свою версию на основе работы с иллюстрацией;

- учиться работать по предложенному плану учителя.

Личностные результаты

-развиваем умения высказывать своё мнение, выражать эмоции;

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

-гражданско-патриотическое воспитание;

-воспитание трудолюбия, способности к познанию;

-воспитание нравственного чувства, готовность совершать позитивные поступки;

- воспитание здорового образа жизни.



Задача:

-воспитать у учащихся бережное отношение к родному слову;

-развивать интерес к русскому и армянскому народному творчеству;

Наглядность: Плакаты с высказываниями писателей о языке, а так же высказывания ученых и писателей о пословицах и поговорках.

Великий педагог К. Д. Ушинский писал: «Язык- это то незаменимое средство, которое не только связывает поколения, но и является одним из жизненных предпосылок существования народа».

А.Толстой: « Русский язык - это, прежде всего, Пушкин - нерушимый причал русского языка. Это Лермонтов, Лев Толстой, Лесков, Чехов, Горький».

Микаел Налбандян: «Язык - та ужасная сила, против которой бессильны даже миллионы штыков варваров».

Аветик Исаакян: « Наш язык- совесть наша, святой хлеб нашего стола, зов нашей души, наш язык - наша кровь, наш язык- это мы».

- Старая пословица - век не сломится.

-От пословицы не уйдешь.

-Пословицы не обойти, не объехать.

Оборудование:

-карточки с надписями «жюри» (3 шт.)

-карточки с надписями «капитаны» (2 шт.)

Вступительное слово учителя

У нас сегодня пройдет необычный урок- урок КВН, на котором мы расширим свои знания в области русского и родного языка. Он особенный тем, что вы будете работать с устным творчеством двух народов.

Эпиграф: Кто придумал их так складно?

(А.С. Пушкин)


Приветствие команд

Класс делиться на две команды:

мальчики «Армянские джигиты» и девочки «Василисы Прекрасные».

Урок КВН по устному народному творчествуУрок КВН по устному народному творчеству

I раунд

Урок КВН по устному народному творчеству

Разминка по первой части «Пословицы». За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1.Какой пословицей оценят ваш труд, если вы быстро и хорошо выполните какую-нибудь работу?

-«Дело мастера боится».

-«Գործը վարպետից է վախենում»:

-«Умелым рукам все по плечу».

-«Աշխատանքը գեղեցկացնում է մարդուն»:

2.Какую пословицу вы вспомните, если долго не могли решить задачу, а вместе с товарищем сделали это быстро?

-«Ум хорошо, а два - лучше».

-«Մի խելքը լավ է երկուսն՝ավելի»:

3. Эта пословица означает, что человек не может решить проблему, за которую взялся. Так говорят и про людей, которые не подходят друг другу.

-«Этот орешек вам не по зубам».

-«Սա մեր խելքի բանը չէ»:

4. Дети обычно во многом похожи на своих родителей.

-«Яблоко от яблони недалеко падает».

-«Պտուղը ծառից հեռու չի ընկնի»:

5.О том, что надо говорить правду. Об обмане все равно станет известно.

-«Шила в мешке не утаишь».

-«Ստի ոտը կարճ է»:

- «Բերնե-բերան, հազար բերան, ասեղը կդառնա գերան»:

6. Прежде чем что-то делать, надо подумать о последствиях.

-«Что посеешь, то и пожнешь».

-«Սկզբից մտածիր, հետո խոսիր»:

-« Ինչ կցանես, այն կհնձես»:

7. Если вы постоянно проявляете любопытство на это, вмешиваетесь в разговор старших, что вам могут сказать.

-«Много будешь знать, скоро состаришься».

-«Любопытной Варваре нос оторвали ».

-«Խելացի մարդը երբեմն շտապում է, բայց ոչինչ չի անում հապշտապ»:

8.Человек, который любит трудиться, ему некогда скучать.

-«Рабочие руки не знают скуки».

Աշխատասիրությունը սովորում են երեք տարում, ծուլությունը՝ երեք օրում»:

-«Делу время - потехе час».

-«Երկաթը տաք-տաք են ծեծում»:

9. О человеке, который поверхностно знает о чем-то.

-«Слышал звон, да не знает, где он».

-«Աչքի տեսածը հաստատ է, քան ականջի լսածը»:

-« Ամեն ասված խոսքի համար լսող ականջ կա»:

10.О результате дела судят по его окончанию.

-«Цыплят по осени считают».

-«Ճտերն աշնանն են հաշվում»:


-«Начинать начинай, да смотри же - кончай».

-«Գործը վաղվան մնաց, իմացիր կորավ գնաց»:

11. Если с тобой случится беда и к тебе придут на помощь друзья, какую пословицу вспомнишь?

-«Друзья познаются в беде».

-«Բարեկամներն ու դեղերը նեղ օրվա համար են»:

-«Другу дружи, а другому (а недругу) не груби».

-« Ձեռը ձեռ կլվա, երկու ձեռքը՝ երես»:

12. Какая пословица поможет вам найти дорогу в незнакомом городе?

-«Язык до Киева доведет».

-« Քաղցր լեզուն օձը բնից կհանե»:

-«Разумный и в пустыне дорогу найдет, а глупый и на дороге заблудится».

-«Գլուխ որ լինի, գլխարկը Բաղդադից էլ կբերեն»:

Оценка жюри!

II раунд

Урок КВН по устному народному творчеству

1. Конкурс юных художников. Изобразите на рисунке одну из пословиц. За каждый рисунок команда получит 1балл.

- «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь»

- «Մի խելքը լավ է երկուսն՝ավելի»

- «Без труда не вынешь и рыбку из пруда»

- «Երկաթը տաք-տաք են ծեծում»

- «Язык до Киева доведет»

--«Ճտերն աշնանն են հաշվում»

Жюри!






III раунд

Урок КВН по устному народному творчеству

В следующем конкурсе необходимо отгадать загадку по иллюстрации. За каждый верный ответ команде засчитывается 2 балла.

1.Сама мала, а ум придала

(Книга)

Տուն է սպիտակ, լայնատարած,

Սև հավիկներ մեջը թառած,

Խոսում են ու զրուց անում՝

Մարդու նման լեզու առած:

(Գիրք)

2. Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

А вы знаете, друзья?

(Родина)

Ինչն ենք հանձնում մեկս մեկի

Ավանդաբար՝որդուց որդի,

Ծնողներից էլ թանկ հարազատ,

Ուր ապրում ենք անհոգ, ազատ:

(Հայրենիք)

3.Чудо-юдо великан,

На спине везёт фонтан.

(Кит)

-Ունի փոքրիկ ու կարճ անուն

Ինքը՝ հսկա մի կաթնասուն,

Բնակվում է օվկիանոսում,

Փղից էլ մեծ ձագ ունենում:

(Կետ)

4. Был ребенок - не знал пелёнок,
Стал стариком - сто пелёнок на нем.

(Капуста)

Բազմանում է առվի ափին,

Հազար շապիկ ունի հագին,

Ջուր է սիրում ձիու պես,

Ինչն է, ասա, թե գիտես:

(Կաղամբ)

5. В зоопарке, верь, не верь,
Проживает чудо-зверь.
У него рука - во лбу,
Так похожа на трубу!
(Слон)

Շարժվող սար է ՝շատ ուժեղ,

Գերան ունի քթի տեղ,

Չունի ատամ ու ծամիչ,

Թե տաս՝ կուտի և չամիչ,

Արձակում է ահեղ ճիչ,

Ջունգլիների բնակիչ:

(Փիղ)

6. Лошадка белогривая,
По морю к берегу скачет.

(Волны)

Աղմկում է, ծափ տալիս,

Առաջ վազում հետ գալիս,

Շոյումէ քար ու ավազ,

Հետ է փախչում վազեվազ:

(Ալիք)

7. Так резвится и хохочет -
Расплескать всё море хочет.

(Дельфин)

Ողորկ ու ձիգ մարմին ունի,

Մեր բարեկամ այդ կենդանին

Կաթնասուն է խելացի,

Փրկարարը՝ խեղդվողների:

(Դելֆին)

8. Шёл долговяз - в земле увяз.

(Дождь)

Մեծ ցնցուղ է՝ ջուրը առատ,

Եվ ջրում է աշխարհն արար,

Չի ստեղծվում մարդու ձեռքով

Դաշտն է լցվում առատ բերքով:

(Անձրևաբեր ամպ)

9. Кто, валяясь на кушетке,
Целый день лежит в тени;
Любит мятные конфетки,
Избегает беготни?

(Лентяй)

Ով է խուսափում դասից ու գրքից,

Եվ աչքը բնավ չի կտրում դրսից,

Կամ խանգարում է սրան ու նրան,

Ինչպես կանվանեք արդյոք դուք նրան:

(Ծույլ)

10. Жаль озябшего бедняжку -
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку,
Раздарил по лоскуткам.

(Лес)

Կանաչ ու ծփան, անթիվ եղբայրներ,

Թարմացնում են միշտ մթնոլորտը մեր,

Եվ գիրք են դառնում, և կահույք, և տուն,

Մեծ բարեկամ են աշխարհին, մարդուն:

(Անտառ)

11.Тащит груз, больше себя,

Он в трудах день изо дня,

Хоть и мал он сам собой,

Домик строит он большой! (Муравей)

Բանում է՝ մարդ չէ,

Ածում է՝ հավ չէ,

Կծում է՝ շուն չէ,

Իմացիր ի՞նչ է:

(Մրջյուն)

12. На себе ношу я дом,
От врагов я прячусь в нем.

(Улитка)

Տունը՝փոքրիկ, մուտքը՝մեծ,

Միայն ինքն է իր տան մեջ:

(Խխունջ)

Урок КВН по устному народному творчеству

Жюри!

IV раунд

Смотрите, смотрите и не говорите, что не видели!
Начинаем весёлое соревнование - представление говорунов!

Необходимо прочитать быстро и правильно скороговорки по иллюстрациям. Каждая скороговорка оценивается в 1 балл.

Урок КВН по устному народному творчеству

1. Шёл Егорка через двор

Нёс топор чинить забор.

Ցոլակը ցատկեց ցից ցանկապատից,

Ցանկապատը ցնցվեց Ցոլակի ցատկից:

2. Веники, веники,

Да веники - помелики,

Да по печи валялися,

Да с печи оборвалися.

Ավելն ասաց ավելին՝

Չփափագես ավեկիլ,

Քանի սենյակ էլ մաքրես,

Չես հասնի ցախավելին:

3. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Շուշանիկը սուս անի նստի կողքը Սուսանի:

4. Села мышка в уголок, съела бублика кусок.

Ձուկը, մուկը մեկ տապակ,

Մուկը, ձուկը՝մեկ տապակ,

Ձուկը ուտեմ, մուկը գցեմ,

Մուկը գցեմ, ձուկը ուտեմ:

5. Король на корону копейку копил,

Да место корны корову купил.

Կարմի'ր կովիկ ,կաթ տուր, կարագ,

Արտակ արի ու կեր արագ:

6. Кошка-крошка на окошке кашку кушала по крошке.

Կատվի ճուտը, կատվի ճուտը,

Առավ բուդը՝ մտավ մութը:

7. Два щенка щека к щеке,
Щиплют щётку в уголке.

Տուն, տուն, երկու տուն,

Երկու տանը՝ երկու շուն,

Երկու շանը՝երկու բուն,

Երկու բնին՝ երկու շուն:

8. Нитке ножницы нужны, с ниткой ножницы дружны.

Ножниц нет - не может нитка нужной сделаться длины.

Մկրատ տուր մկրատ տամ,

Մտրակ տուր մկրատ տամ:

9. У попа папа кок

У кока папа поп.

Մեր տան առաջ՝ կանաչ կակաչ,

Կանաչ կակաչ մեր տան առաջ:

10. Мыла Мила мишку мылом,

Мила мыло уронила.

Уронила Мила мыло,

Мишку мылом не домыла.

Մուկը մատը մատին կտա,

Տան կարասը պատին կտա:

V раунд

Конкурс капитанов. Кто назовёт больше пословиц, в которых есть числительные. Каждая пословица оценивается в 1 балл.

Урок КВН по устному народному творчествуУрок КВН по устному народному творчеству

- Одна пчела немного меду натаскает.

Մի ծաղիկով գարուն չի գա:

-Одной рукой в ладоши не хлопнешь.

Մի ձեռքը ծափ չի տա:

-Одна нога тут, другая - там.

Մի ոտքն այստեղ է, մյուսը՝ այնտեղ:

- Одна голова хорошо, а две - лучше.

Մի խելքը լավ է երկուսն՝ավելի:

-Семь раз отмерь - один раз отрежь.

Յոթ չափի, մեկ՝ կտրի:

-Один за всех, все за одного.

Մեկը բոլորի համար, բոլորը մեկի:

- Обещанного три года ждут.

Մի եղիր ուրագի պես, միշտ դեպի քեզ,

այլ եղիր սղոցի պես, մին դեպի քեզ,

մին դեպի մեզ:

- Семеро одного не ждут.

Յոթը մեկին չեն սպասում:

Жюри!


VI раунд

Наш последний конкурс называется «Литературный аукцион». Показываю отдельные предметы, а члены команды должны подобрать к ним пословицы. Правильный ответ засчитывается в 2 балла.

Урок КВН по устному народному творчествукамень

- Не бросай камень в чужой огород.

Ուրիշի այգին քար մի գցիր:

- Под лежачий камень вода не течет.

Աշխատանքը լեռներ շուռ կտա:

Урок КВН по устному народному творчествуяйца

-Курица по одному яйцу носит.

Զատիկն առանց հավկիթի չի լինում:

-Яйцо курицу не учит.

Ժլատից որ ձու առնես, դեղնուցը մեջը չի լինի:

-Цыплят по осени считают.

Հավկիթ գողացողը հավ էլ կգողանա:

Урок КВН по устному народному творчествузолото

-Уговор дороже денег.

Ոսկին փոքր է ՝գինը մեծ:

-Золото и в грязи блестит.

Ոսկին ցեխի մեջ էլ է փայլում:

-Воля лучше золотой клетки.

-Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Урок КВН по устному народному творчествуиголка

Ասեղ գցես, գետնին չի ընկնի:

-Некуда иголку бросить.

Ասեղի անցքից Հնդկաստանը կտեսնի:

-За иголкой и нитка.

-Сижу, как на иголках.

Փշերի վրա նստած եմ:

Урок КВН по устному народному творчествуденьги

-Умом туп, да кошелек туг.

Աստված մեկին կտա խելք, մյուսին փող:

-У богатого денег куры не клюют.

Թողի քսակը, բարձրացնում է մարդու հասակը:

- Почёт дороже денег.

Նամուսը փողով չեն առնում, որ փողով էլ ծախեն:

Урок КВН по устному народному творчествудрова

-Без топора по дрова не ходят.

Շան անունը տուր, փետը առ ձեռդ:

-Кто в лес, кто по дрова.

Գյուղ կանգնի գերան կոտրի:

В лес не съездишь, так и на печи замерзнешь.

Ամեն փայտ շերեփ չի դառնա, ամեն սար՝Մասիս:

Жюри!

Подведение итогов КВН.

Награждение команд.

Заключительное слово учителя

Итак, сегодня мы вспомнили не один десяток высказываний, которые подарили нам наши предки. В них пронесена вековая мудрость. Пословицы и поговорки украшают нашу речь, но главное то, что должны употреблять их к месту и учитывать смысл. Каждая пословица и поговорка - это целый рассказ, который уместился в одной фразе. Используйте их, делайте свою речь красивой и грамотной, отражайте вложенный в них уровень воспитанности и культуры человека.



© 2010-2022