Интегрированный урок «Проблема неравного брака в русской литературе и искусстве»

Данный урок построен на основе интеграции следующих дисциплин: литературы, изо, музыки, хореографии и направлен на то, чтобы учащиеся в полной мере поняли глубину проблемы. Это урок - исследование. Форма работы- групповая. Класс делится на 3 группы: литературоведов, искусствоведов, хореографов. Каждая группа предварительно получает задание. В начале урока учитель создает проблемную ситуацию, ставит ряд вопросов, которые должны решить учащиеся методом исследования.В начале анализируется рассказ А...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Интегрированный урок в 8 классе на тему



«Проблема неравного брака в русской литературе и искусстве»












Урок подготовила и провела учитель высшей категории МБОУ «Лицей №18» Алешева М.И.






г. Новочебоксарск 2013



Цель урока:

На примере рассказа А.П. «Чехова Анна на шее» и произведений и искусства:

картины Пукириева «Неравный брак», балета Гаврилина «Анюта» рассмотреть и понять проблему неравного брака.

Задачи обучающие:

1). Выявление проблемы произведения.

2). Обучение анализу художественного произведения.

3). Формирование умения обобщать, сопоставлять решение проблемы с другими видами искусства.

Задачи развивающие:

1). Расширение лексического запаса речи учащихся,

2). Развитие умения высказывать свои мысли четко, ясно и грамотно.

3). Развитие у учащихся критического мышления.

4). Выработка умения правильно формулировать вопрос оппоненту.

5). Развития навыков публичного выступления.

6). Развитие умения устанавливать причинно- следственные связи при анализе художественного произведения.

Задачи воспитательные:

1). Воспитание чувства понимания произведения литературы и искусства.

2). Воспитание чувства добра и милосердия.

3). Воспитание понимания вечных ценностей семейных отношений.




Конспект урока

Тема высказывания: «Проблема неравного брака в русской литературе и искусстве»

Тип урока: урок-исследование

Ход урока


  1. Вступительное слово учителя.


  1. Показ видеоролика о сюжете картины В.Пукириева «Неравный брак».


  1. Постановка проблемного вопроса:

- Как просмотренный сюжет связан с прочитанным вами произведением?

- Выявите проблему, которая станет предметом нашего исследования.

( Проблема неравного брака).

- Цель нашего урока :

На примере рассказа А.П. «Чехова Анна на шее» и произведений и искусства:

картины Пукириева «Неравный брак», балета Гаврилина «Анюта» рассмотреть и понять проблему неравного брака.


  1. Лексическая работа.

Как вы понимаете значение выражения «неравный брак»?

( неравный по материальному положению, по возрасту, по духовному различию)

Как вы думаете, могут ли в таком браке супруги быть счастливыми?

- Давайте вспомним произведения, которые вы уже читали и в которых звучит эта тема.

( А.С. Пушкин «Станционный смотритель», «Дубровский». Шекспир «Ромео и Джульетта)

- Счастливы ли герои в этом браке? (нет). Мало того, страдают и близкие им люди:

Разлученный с дочерью умирает Самсон Вырин, несчастен и Дубровский, который так сильно любил Машу Троекурову.



  1. Исследовательско - аналитическая работа по рассказу А.П. Чехова «Анна на шее».

Рассказ «Анна на шее» был написан Чеховым в 1880г. Это было сложное время для России, которая ждала перемен. Чехов мечтал о переменах в своей стране, о новом, обновленном человеке. Что же нам хотел сказать писатель своим рассказом?

Особенности прозы Чехова:

- Простота, ясность, доступность.

- Действие развивается спокойно, плавно, четко.

- Нет внешнего конфликта между героями.

- Нет рокового стечения обстоятельств.

- Нет назидания, поучения

- Открытый финал

Беседа по содержанию рассказа

- Каковы особенности композиции рассказа?

( Рассказ состоит из 2-ух частей, 1-ая - жизнь Анны до бала, 2-ая - преображение Анны после бала).

Давайте обратимся к 1-ой части рассказа.

Что узнает читатель об Анне в самом начале повествования? Почему в свои 18 лет она решает выйти замуж за 52- летнего чиновника, по возрасту годившегося ей в отцы?

(ее заставляет выйти замуж нужда, нищета: «она должна была ухаживать за пьяным отцом, штопать братьям чулки, ходить на рынок»)

- А как вы думаете, почему Модест Алексеевич выбрал в жены Анну?

- Какие чувства испытывает Анна к своему будущему мужу?

(Чувство неприязни, отвращения и страха).

- Почему она боится своего мужа? Какой он?

- Найдите описание внешности Модеста Алексеевича.

- Как вы думаете, почему автор дает подробное описание внешности Модеста Алексеевича и не дает портрета Анны?

( Понятно, что в 18 лет девушки все хороши, но чтобы усилить впечатление о том, что брак неравен в социальном и возрастном отношении, автор дает описание портрета Модеста Алексеевича).

- Но автор очень кратко говорит о некоторых ее качествах героини?

( «Умела щурить глаза, картавить, принимать красивые позы, приходить, когда нужно в восторг, глядеть печально и загадочно». Она кокетка.)

- Где это качество проявилось очень ярко? ( На платформе).

- Как живут супруги после свадьбы? (Скучно, неинтересно.)

Анализ 2- ой части рассказа.

Преображение Анны.

- Как вы понимаете значение слова «преображение»?

- Давайте проследим, как Анна из тихой забитой девочки превратилась в светскую львицу, способную повелевать мужчинами.

- Что же произошло на балу? Как она себя там чувствует?

- Почему Анна, еще так недавно боявшаяся мужа, после бала говорит ему : «Пошел прочь, болван»!

- Как изменилась жизнь Анны после бала?

(Пикники, прогулки, спектакли).

- Как вы думаете, Чехов говорит о взлете или падении героини?

(О падении. Она утратила чувство добра, милосердия к самым близким людям.)

- И об этом говорит финал рассказа. Прочтите его.

- Финал открыт. Как вы думаете, что будет с Анной в дальнейшем? Что бы вы ей посоветовали?

- Как вы поняли смысл заглавия рассказа?

( В заглавии звучит ирония автора).

Обобщение.

В рассказе «Анна на шее» звучит призыв писателя к духовному освобождению и раскрепощению человека. Автор обладает искусством больших обобщений в малой форме.

Он заставляет нас задуматься о важных жизненных проблемах.

- Считаете ли вы эту проблему актуальной? Почему?


  1. Работа в группах

Группа искусствоведов.

Задание. Рассмотреть картину В.Пукириева «Неравный брак». Подготовить речь в защиту художника. Основной вопрос: В чем проявилось его мастерство в решении проблемы неравного брака?



Группа хореографов.

Задание. Просмотреть фрагмент из балета «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина . Основной вопрос : Как искусство танца помогает нам понять данную проблему?

Что сумела передать Катерина Максимова в характере героини?

Группа литературоведов.

Задание. Основной вопрос: В чем проявилось мастерство А.П. Чехова как писателя- рассказчика?

Группа критиков.

Задание. Оценить работу групп. Отметить лучшую.


  1. Рефлексия.

- Что повторили мы на уроке?

- Что нового узнали?

8. Домашнее задание.

- Письменно ответить на вопрос « Возможно ли духовное прозрение Анны»?





© 2010-2022