- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Интегрированный урок «Проблема неравного брака в русской литературе и искусстве»
Интегрированный урок «Проблема неравного брака в русской литературе и искусстве»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Алёшева М.И. |
Дата | 23.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Интегрированный урок в 8 классе на тему
«Проблема неравного брака в русской литературе и искусстве»
Урок подготовила и провела учитель высшей категории МБОУ «Лицей №18» Алешева М.И.
г. Новочебоксарск 2013
Цель урока:
На примере рассказа А.П. «Чехова Анна на шее» и произведений и искусства:
картины Пукириева «Неравный брак», балета Гаврилина «Анюта» рассмотреть и понять проблему неравного брака.
Задачи обучающие:
1). Выявление проблемы произведения.
2). Обучение анализу художественного произведения.
3). Формирование умения обобщать, сопоставлять решение проблемы с другими видами искусства.
Задачи развивающие:
1). Расширение лексического запаса речи учащихся,
2). Развитие умения высказывать свои мысли четко, ясно и грамотно.
3). Развитие у учащихся критического мышления.
4). Выработка умения правильно формулировать вопрос оппоненту.
5). Развития навыков публичного выступления.
6). Развитие умения устанавливать причинно- следственные связи при анализе художественного произведения.
Задачи воспитательные:
1). Воспитание чувства понимания произведения литературы и искусства.
2). Воспитание чувства добра и милосердия.
3). Воспитание понимания вечных ценностей семейных отношений.
Конспект урока
Тема высказывания: «Проблема неравного брака в русской литературе и искусстве»
Тип урока: урок-исследование
Ход урока
-
Вступительное слово учителя.
-
Показ видеоролика о сюжете картины В.Пукириева «Неравный брак».
-
Постановка проблемного вопроса:
- Как просмотренный сюжет связан с прочитанным вами произведением?
- Выявите проблему, которая станет предметом нашего исследования.
( Проблема неравного брака).
- Цель нашего урока :
На примере рассказа А.П. «Чехова Анна на шее» и произведений и искусства:
картины Пукириева «Неравный брак», балета Гаврилина «Анюта» рассмотреть и понять проблему неравного брака.
-
Лексическая работа.
Как вы понимаете значение выражения «неравный брак»?
( неравный по материальному положению, по возрасту, по духовному различию)
Как вы думаете, могут ли в таком браке супруги быть счастливыми?
- Давайте вспомним произведения, которые вы уже читали и в которых звучит эта тема.
( А.С. Пушкин «Станционный смотритель», «Дубровский». Шекспир «Ромео и Джульетта)
- Счастливы ли герои в этом браке? (нет). Мало того, страдают и близкие им люди:
Разлученный с дочерью умирает Самсон Вырин, несчастен и Дубровский, который так сильно любил Машу Троекурову.
-
Исследовательско - аналитическая работа по рассказу А.П. Чехова «Анна на шее».
Рассказ «Анна на шее» был написан Чеховым в 1880г. Это было сложное время для России, которая ждала перемен. Чехов мечтал о переменах в своей стране, о новом, обновленном человеке. Что же нам хотел сказать писатель своим рассказом?
Особенности прозы Чехова:
- Простота, ясность, доступность.
- Действие развивается спокойно, плавно, четко.
- Нет внешнего конфликта между героями.
- Нет рокового стечения обстоятельств.
- Нет назидания, поучения
- Открытый финал
Беседа по содержанию рассказа
- Каковы особенности композиции рассказа?
( Рассказ состоит из 2-ух частей, 1-ая - жизнь Анны до бала, 2-ая - преображение Анны после бала).
Давайте обратимся к 1-ой части рассказа.
Что узнает читатель об Анне в самом начале повествования? Почему в свои 18 лет она решает выйти замуж за 52- летнего чиновника, по возрасту годившегося ей в отцы?
(ее заставляет выйти замуж нужда, нищета: «она должна была ухаживать за пьяным отцом, штопать братьям чулки, ходить на рынок»)
- А как вы думаете, почему Модест Алексеевич выбрал в жены Анну?
- Какие чувства испытывает Анна к своему будущему мужу?
(Чувство неприязни, отвращения и страха).
- Почему она боится своего мужа? Какой он?
- Найдите описание внешности Модеста Алексеевича.
- Как вы думаете, почему автор дает подробное описание внешности Модеста Алексеевича и не дает портрета Анны?
( Понятно, что в 18 лет девушки все хороши, но чтобы усилить впечатление о том, что брак неравен в социальном и возрастном отношении, автор дает описание портрета Модеста Алексеевича).
- Но автор очень кратко говорит о некоторых ее качествах героини?
( «Умела щурить глаза, картавить, принимать красивые позы, приходить, когда нужно в восторг, глядеть печально и загадочно». Она кокетка.)
- Где это качество проявилось очень ярко? ( На платформе).
- Как живут супруги после свадьбы? (Скучно, неинтересно.)
Анализ 2- ой части рассказа.
Преображение Анны.
- Как вы понимаете значение слова «преображение»?
- Давайте проследим, как Анна из тихой забитой девочки превратилась в светскую львицу, способную повелевать мужчинами.
- Что же произошло на балу? Как она себя там чувствует?
- Почему Анна, еще так недавно боявшаяся мужа, после бала говорит ему : «Пошел прочь, болван»!
- Как изменилась жизнь Анны после бала?
(Пикники, прогулки, спектакли).
- Как вы думаете, Чехов говорит о взлете или падении героини?
(О падении. Она утратила чувство добра, милосердия к самым близким людям.)
- И об этом говорит финал рассказа. Прочтите его.
- Финал открыт. Как вы думаете, что будет с Анной в дальнейшем? Что бы вы ей посоветовали?
- Как вы поняли смысл заглавия рассказа?
( В заглавии звучит ирония автора).
Обобщение.
В рассказе «Анна на шее» звучит призыв писателя к духовному освобождению и раскрепощению человека. Автор обладает искусством больших обобщений в малой форме.
Он заставляет нас задуматься о важных жизненных проблемах.
- Считаете ли вы эту проблему актуальной? Почему?
-
Работа в группах
Группа искусствоведов.
Задание. Рассмотреть картину В.Пукириева «Неравный брак». Подготовить речь в защиту художника. Основной вопрос: В чем проявилось его мастерство в решении проблемы неравного брака?
Группа хореографов.
Задание. Просмотреть фрагмент из балета «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина . Основной вопрос : Как искусство танца помогает нам понять данную проблему?
Что сумела передать Катерина Максимова в характере героини?
Группа литературоведов.
Задание. Основной вопрос: В чем проявилось мастерство А.П. Чехова как писателя- рассказчика?
Группа критиков.
Задание. Оценить работу групп. Отметить лучшую.
-
Рефлексия.
- Что повторили мы на уроке?
- Что нового узнали?
8. Домашнее задание.
- Письменно ответить на вопрос « Возможно ли духовное прозрение Анны»?