План–конспект урока русского языка по теме: «Односоставные определённо – личные предложения»

                            Конспект урока  русского языка в 8 классе.                              Тема: «Определенно – личные предложения».   Форма проведения урока: практикум. Цель урока: повторить изученное об определенно-личных предложениях, дать понятие об обобщенно-личных предложениях, научить находить в тексте определенно-личные предложения и применять их в речи. Обучающие задачи:                     - организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и                    способов ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ ООШ с. Чумаево










План-конспект

урока русского языка

по теме:

«Односоставные

определённо - личные

предложения»




Подготовила

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Асотова Н.В.
















.

Конспект урока русского языка в 8 классе.

Тема: «Определенно - личные предложения».

Форма проведения урока: практикум.

Цель урока: повторить изученное об определенно-личных предложениях, дать понятие об обобщенно-личных предложениях, научить находить в тексте определенно-личные предложения и применять их в речи.

Обучающие задачи:

- организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при повторении определенно- личных предложений;

- научиться находить определенно-личные предложения по их значению и структурным особенностям;

- определить их роль в различных стилях речи;

- дать понятие обобщенно- личного предложения;

- вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся.

Задачи, ориентированные на развитие личности учащегося:

- создать условия для развития у школьников умений работ с текстом самостоятельно;

- развивать умения формулировать ответ на поставленные вопросы;

- развивать навыки связной речи.

Методические приемы: повторение, объяснение учителя, тренировочные упражнения, работа с компьютером, самостоятельная работа.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, компьютер.

ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово учителя.


  1. Синтаксическая разминка.

С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты. (Повеств., невоскл., прост., односост., опред.-личн., распр.)

3. Фронтальный опрос.

- Какие предложения называются определенно-личными?

- Что выражают определенно - личные предложения?

- Кто из ученых- лингвистов истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения? Как называется книга этого ученого?

4. Выполнение тренировочных заданий .

Из диктуемого текста выпишите в первый столбик предложения с двумя главными членами, во второй - с одним главным членом. Подчеркните грамматическую основу предложений.

Большую роль в нашей жизни играет музыка. Не понимая музыки, не поймешь всей прелести и полноты жизни. Постоянно и с горячим интересом обращаются люди к живому источнику музыки. Войдите в любой концертный зал! Он переполнен. Ты попадаешь в плен очаровательных звуков. Слушаешь и забываешь обо всем на свете. То внемлешь шуму морского прибоя, то уносишься мечтами в прошлое, то почти осязаемо представляешь недалекое будущее.

Тихо. Замерли звуки. И вдруг тебя оглушает гром аплодисментов. Вокруг веет радостью.

5. Работа с учебником.

Выполнение упражнения 207.

(Физкульт. минутка)


  1. Знакомство с понятием «Обобщенно-личное предложение».

Прослушайте предложения.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Тише едешь - дальше будешь.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

- В чем особенность данных предложений.

- Сколько главных членов в них? Чем он выражен?

- Действия, о которых идет речь, направлены на одно лицо или на группу лиц?

- Какой характер носят данные предложения?

Выпишите предложения с обобщенным значением, подчеркните грамматическую основу предложений.

1) Это задание выполнишь после уроков. 2) В весенние дни вдыхаешь воздух полной грудью и радуешься солнцу. 3) Любишь кататься, люби и саночки возить. 4) Принеси стакан воды. 5) Руби дерево по себе. 6) За правое дело стой смело. 7) Сегодня рисуем с натуры пейзаж. 8) Перед экзаменом всегда волнуешься. 9) Проголодаешься, так хлеба достать догадаешься. 10) Не найдешь лучше родной стороны.

(Физкульт. минутка)

На компьютере сделать разборы текстов.

1 ученик

Лес густой, зеленый и полон шорохов, писков. Но вот вхожу в него я - и мигом всё прячется, настораживается: человек пришел в лес! Знаю, что из всех лесных тайничков следят за мной чьи-то встревоженные глаза. Ружье у охотника не для добрых знакомств!

Теперь хочешь увидеть - стань невидим; хочешь услышать - стань неслышим; хочешь понять - замри.

Не бери в лес ружье…

(По Н. Сладкову.)

Ответьте на вопросы.

- От какого лица ведется рассказ.

- Какой тип односоставных предложений встречается в тексте? Подчеркните их.

- Какая форма глагола указывает на это?

- В каком лице стоят глаголы во втором абзаце? С какой целью автор это делает?

2 ученик

Во время чтения постарайтесь думать только о том, что читаете, мысленно задавайте себе вопросы о прочитанном, ищите ответы на них, представьте себя на месте автора или персонажей произведения. Не расстраивайтесь, если не сразу удается сосредоточиться: внимание приходит, когда «войдешь» в текст, а это может случиться не на первой и даже не на второй его странице.

В работе с книгой приучите себя к определенной последовательности, которую всегда старайтесь выдерживать: определите цель чтения; обдумайте, все ли вам ясно в прочитанном; если текст не понят, прочтите его еще раз; сделайте необходимые выписки, записи.

(И. Фогельсон «Литература учит».)

Ответьте на вопросы.

- К какому стилю речи относится текст?

- Определите вид односоставных предложений в тексте. Подчеркните их.

- Определите наклонение глаголов.

- С какой целью может быть использован данный текст?

3 ученик

Хорошие манеры на каждый день.

Когда пьете чай или кофе, чашку надо держать за ручку, не вкладывая в нее всех пальцев, не поднимая мизинца. После перемешивания сахара ложку надо положить на блюдце. Не следует пить с помощью ложки.

Не дуйте на горячий кофе или чай. Блюдце не поднимаем, поднимаем только чашку.

Ответьте на вопросы.

- С какой целью может быть использован данный текст?

- Замените, где это возможно, односоставные предложения и деепричастные обороты синонимичными определенно-личными предложениями.

- Составьте из 3-4 предложений памятку о том, как нужно готовиться к изложению по книге.

  1. Обобщение изученного материала.

- С какими понятиями мы работали?

- В каких стилях речи употребляются односоставные определенно-личные предложения и обобщенно-личные предложения?

- На что обращается особое внимание в определенно-личных предложениях?

8. Подведение итогов урока.

9. Домашнее задание.

1 ученик ------- упражнение № 209.

2 ученик ------- написать поздравление другу (знакомому), используя определенно-личные предложения.

3 ученик -------- выписать из учебника геометрии текст из 5-6 предложений, среди которых есть определенно-личные предложения.

Найти и записать 5 пословиц с обобщенно-личным значением.

© 2010-2022