- Преподавателю
- Русский язык и литература
- План–конспект урока русского языка по теме: «Односоставные определённо – личные предложения»
План–конспект урока русского языка по теме: «Односоставные определённо – личные предложения»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Асотова Н.В. |
Дата | 16.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ ООШ с. Чумаево
План-конспект
урока русского языка
по теме:
«Односоставные
определённо - личные
предложения»
Подготовила
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Асотова Н.В.
.
Конспект урока русского языка в 8 классе.
Тема: «Определенно - личные предложения».
Форма проведения урока: практикум.
Цель урока: повторить изученное об определенно-личных предложениях, дать понятие об обобщенно-личных предложениях, научить находить в тексте определенно-личные предложения и применять их в речи.
Обучающие задачи:
- организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при повторении определенно- личных предложений;
- научиться находить определенно-личные предложения по их значению и структурным особенностям;
- определить их роль в различных стилях речи;
- дать понятие обобщенно- личного предложения;
- вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся.
Задачи, ориентированные на развитие личности учащегося:
- создать условия для развития у школьников умений работ с текстом самостоятельно;
- развивать умения формулировать ответ на поставленные вопросы;
- развивать навыки связной речи.
Методические приемы: повторение, объяснение учителя, тренировочные упражнения, работа с компьютером, самостоятельная работа.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, компьютер.
ХОД УРОКА
-
Вступительное слово учителя.
-
Синтаксическая разминка.
С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты. (Повеств., невоскл., прост., односост., опред.-личн., распр.)
3. Фронтальный опрос.
- Какие предложения называются определенно-личными?
- Что выражают определенно - личные предложения?
- Кто из ученых- лингвистов истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения? Как называется книга этого ученого?
4. Выполнение тренировочных заданий .
Из диктуемого текста выпишите в первый столбик предложения с двумя главными членами, во второй - с одним главным членом. Подчеркните грамматическую основу предложений.
Большую роль в нашей жизни играет музыка. Не понимая музыки, не поймешь всей прелести и полноты жизни. Постоянно и с горячим интересом обращаются люди к живому источнику музыки. Войдите в любой концертный зал! Он переполнен. Ты попадаешь в плен очаровательных звуков. Слушаешь и забываешь обо всем на свете. То внемлешь шуму морского прибоя, то уносишься мечтами в прошлое, то почти осязаемо представляешь недалекое будущее.
Тихо. Замерли звуки. И вдруг тебя оглушает гром аплодисментов. Вокруг веет радостью.
5. Работа с учебником.
Выполнение упражнения 207.
(Физкульт. минутка)
-
Знакомство с понятием «Обобщенно-личное предложение».
Прослушайте предложения.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Тише едешь - дальше будешь.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
- В чем особенность данных предложений.
- Сколько главных членов в них? Чем он выражен?
- Действия, о которых идет речь, направлены на одно лицо или на группу лиц?
- Какой характер носят данные предложения?
Выпишите предложения с обобщенным значением, подчеркните грамматическую основу предложений.
1) Это задание выполнишь после уроков. 2) В весенние дни вдыхаешь воздух полной грудью и радуешься солнцу. 3) Любишь кататься, люби и саночки возить. 4) Принеси стакан воды. 5) Руби дерево по себе. 6) За правое дело стой смело. 7) Сегодня рисуем с натуры пейзаж. 8) Перед экзаменом всегда волнуешься. 9) Проголодаешься, так хлеба достать догадаешься. 10) Не найдешь лучше родной стороны.
(Физкульт. минутка)
На компьютере сделать разборы текстов.
1 ученик
Лес густой, зеленый и полон шорохов, писков. Но вот вхожу в него я - и мигом всё прячется, настораживается: человек пришел в лес! Знаю, что из всех лесных тайничков следят за мной чьи-то встревоженные глаза. Ружье у охотника не для добрых знакомств!
Теперь хочешь увидеть - стань невидим; хочешь услышать - стань неслышим; хочешь понять - замри.
Не бери в лес ружье…
(По Н. Сладкову.)
Ответьте на вопросы.
- От какого лица ведется рассказ.
- Какой тип односоставных предложений встречается в тексте? Подчеркните их.
- Какая форма глагола указывает на это?
- В каком лице стоят глаголы во втором абзаце? С какой целью автор это делает?
2 ученик
Во время чтения постарайтесь думать только о том, что читаете, мысленно задавайте себе вопросы о прочитанном, ищите ответы на них, представьте себя на месте автора или персонажей произведения. Не расстраивайтесь, если не сразу удается сосредоточиться: внимание приходит, когда «войдешь» в текст, а это может случиться не на первой и даже не на второй его странице.
В работе с книгой приучите себя к определенной последовательности, которую всегда старайтесь выдерживать: определите цель чтения; обдумайте, все ли вам ясно в прочитанном; если текст не понят, прочтите его еще раз; сделайте необходимые выписки, записи.
(И. Фогельсон «Литература учит».)
Ответьте на вопросы.
- К какому стилю речи относится текст?
- Определите вид односоставных предложений в тексте. Подчеркните их.
- Определите наклонение глаголов.
- С какой целью может быть использован данный текст?
3 ученик
Хорошие манеры на каждый день.
Когда пьете чай или кофе, чашку надо держать за ручку, не вкладывая в нее всех пальцев, не поднимая мизинца. После перемешивания сахара ложку надо положить на блюдце. Не следует пить с помощью ложки.
Не дуйте на горячий кофе или чай. Блюдце не поднимаем, поднимаем только чашку.
Ответьте на вопросы.
- С какой целью может быть использован данный текст?
- Замените, где это возможно, односоставные предложения и деепричастные обороты синонимичными определенно-личными предложениями.
- Составьте из 3-4 предложений памятку о том, как нужно готовиться к изложению по книге.
-
Обобщение изученного материала.
- С какими понятиями мы работали?
- В каких стилях речи употребляются односоставные определенно-личные предложения и обобщенно-личные предложения?
- На что обращается особое внимание в определенно-личных предложениях?
8. Подведение итогов урока.
9. Домашнее задание.
1 ученик ------- упражнение № 209.
2 ученик ------- написать поздравление другу (знакомому), используя определенно-личные предложения.
3 ученик -------- выписать из учебника геометрии текст из 5-6 предложений, среди которых есть определенно-личные предложения.
Найти и записать 5 пословиц с обобщенно-личным значением.