Урок истории в 5 классе Возникновение искусства и религиозных верований

Урок истории в 5 классе по теме: Возникновение искусства и религиозных верований УМК  Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Цели урока: 1.      Научить выявлять главное во взглядах на мир первобытных людей. Научить объяснять значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. 2.      Научить выделять истоки современных представлений и обычаев, зародившихся в первобытном мире. 3.      Научить давать и объяснять свои оценки представлений и обычаев первобытных людей с позиции совр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок истории в 5 классе

по теме: Возникновение искусства и религиозных верований

УМК Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.

Учитель: Потапова С.И.

МБОУ «Шумковская ООШ»

Цели урока:

  1. Научить выявлять главное во взглядах на мир первобытных людей.

Научить объяснять значение религиозных верований и искусства для первобытных людей.

  1. Научить выделять истоки современных представлений и обычаев, зародившихся в первобытном мире.

  2. Научить давать и объяснять свои оценки представлений и обычаев

первобытных людей с позиции современного человека.

Обязательный минимум содержания: значение религиозных верований и искусства у первобытных людей. Душа, религия, искусство.

План урока:

I. Проблема урока: зачем первобытные люди создавали произведения искусства?

II. Поиск решения проблемы:

1. Представления и верования первобытных людей.

Примерный вывод по проблеме: в мифах отражалось представление о происхождении мира и людей.

2. Первобытное искусство.

Примерный вывод по проблеме: первобытные люди создавали наскальные рисунки, совершали магические ритуалы, пытаясь воздействовать на сверхъестественные силы.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

- Рассмотрите рисунки в учебнике на с. 16 - 19 сделанные первобытными людьми. Какое ощущение у вас возникает, глядя на них?

- Давайте узнаем, какое впечатление

произвели эти рисунки на дочь археолога, работавшего на раскопках в пещере Альтамира.

Фиксирует на доске:

Первобытные люди создавали красивые рисунки.

-А вы хотели, чтобы такие красивые рисунки увидели все?

- Читаем дальше.

- Какие факты приведены в учебнике?

Фиксирует на доске:

Первобытные люди старались никому не показывать свои рисунки.

- Сравните ваши выводы и факты, приведённые в учебнике.

- В чём противоречие, какой возникает вопрос?

- Что нам сегодня предстоит выяснить?

Фиксирует на доске:

Зачем первобытные люди создавали произведения искусства?

Высказывают своё мнение.


Читают текст на с. 14-15

Художникам удавалось передавать характер и облик животных


Да, чтобы все восхищались.

- Первобытные люди старались создавать свои рисунки в труднодоступных местах.

Формулируют вопрос (учебную

проблему) в разных вариантах.





Регулятивные умения

Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической.

II. Версии.

- Какие у вас есть предположения,

версии решения проблемы?

Можно заострить внимание детей

на особенностях первобытных рисунков вопросом:

- Кого и как изображали первобытные художники?

Скорее всего, дети могут выдвинуть

такие версии:

- Люди верили в волшебную силу

рисунка.

- В рисунках пытались выразить свои представления о мире.

Выдвигать версии.

III. Актуализация знаний. Планирование деятельности.

- Давайте с вами вспомним, что мы

уже знаем по этой проблеме.

- С помощью словаря объясните, что

такое религия, искусство. Выделите

главные (ключевые) признаки.

Фиксирует на доске:

Знаем:

Религия - вера.

Искусство - творчество.

- Какой период в истории человеческого общества мы изучаем?

- Что нам надо узнать, чтобы найти

решение проблемы?

Фиксирует на доске:

Надо узнать:

1) Во что верили первобытные люди?

2) Каким было первобытное искусство?

Индивидуально, самостоятельно

работают со словарём.

- Религия - это вера во что-либо.

- Искусство - это творчество, в котором с помощью образов выражены

чувства, представления человека.


- Первобытный мир.

- Во что верили первобытные люди?

- Какое было первобытное искусство?

- Что хотели передать в своём творчестве первобытные люди?

Познавательные умения

Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию.



Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проекте), используя ИКТ.

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Представления и верования

первобытных людей.

- Как вы думаете, представления о

мире первобытных людей будут отличаться от взглядов наших современников?

- Сейчас проверим.

- Прочитайте п.3 и 4, с. 15-17, выделите

несколько отличий во взглядах на мир

первобытных и современных людей.

- Сделайте вывод по проблеме.

При проверке задания можно применить алгоритм самооценки (у ребят в тетради вложением).


- Где могли отразить свои верования, представления первобытные люди?

- Используя словарь, объясните, что называют

мифом.

- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Указывает на проблему, записанную на доске.

Высказывают своё мнение.

Индивидуально, самостоятельно

работают с текстом учебника.

Примерный ответ:

- Первобытные люди верили в то, что животные и люди могут превращаться друг в друга, в деревья, камни. Что существует сверхестественная связь между живым животным и его изображением, что

у человека есть душа, продолжающая самостоятельное существование

в потустороннем мире после смерти

человека.

Человек верил в сверхъестественные силы, способные творить чудеса.

- В мифах.

- Мифы - это рассказы со сверхъестественными, вымышленными деталями.

Своё представление о мире первобытные люди отражали в мифах, считая себя частью природы и наделяя

сверхъестественными силами различные явления природы.



Анализировать (в т.ч. выделять главное).


Оценивать степень и способы достижения цели.



Излагать своё мнение (в монологе), аргументируя его.

2. Первобытное искусство.

- С помощью текста в учебнике на с. 17 оцените: вера ваших первобытных предков в магию, «чудеса» «колдунов» представляется вам смешной и глупой или нет?


Читают вслух пункт 4, применяя приём «диалог с автором».


Владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.

Умение вести диалог.

V. Выражение решения проблемы.

- Какой вывод по проблеме мы можем сделать?


- Первобытные люди создавали

произведения искусства, в которых

выражали своё понимание мира, а

также с помощью магии пытались

воздействовать на сверхъестественные силы.

VI. Применение знаний.

- Выполните задания в учебнике стр. 17 в.3

При проверке можно применить алгоритм самооценки.

Работа в парах.

Коммуникативные умения

VII. Домашнее задание.

- Рассмотрите рисунки на с. 20-21.

- О чём мы будем говорить на следующем уроке?

- Дома проверьте свои предположения, прочитайте §4, а также подготовьте ответы на вопросы после параграфа

Высказывают свои предположения.


© 2010-2022