Исследовательская работа по этнографии Воронежского края

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Борисоглебского городского округа

Борисоглебская основная общеобразовательная школа № 9


Областная краеведческая конференция школьников по этнографии

«Народные традиции - моя история и моя культура»


Исследовательская работа

« Народная философия и народная педагогика»

Номинация

«Традиционные представления, культы и верования русского населения Воронежского края»







Выполнила:

Клочкова Ксения Геннадьевна

Ученица 8 «Б» класса

Руководитель:

Калмыкова Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы



Борисоглебск

2012 г.

Оглавление

  1. Введение. Значение изучения народных традиций.

  2. Народная философия как часть культуры.

2.1.Сокральныечисла.

2.2. Космос жилища.

3. Народная педагогика как часть культуры.

3.1. Периодизация жизни человека.

3.2. Характеристика ступеней жизни.

4. Заключение.





-2-

Глава 1. Введение. Значение изучения народных традиций.

Народная мудрость гласит: «Когда река мелеет, идут к её истокам». Очевидно, настало время, когда нашему народу необходимо отправиться к истокам своей культуры, чтобы древо жизни могло зеленеть вечно. Народная педагогика создавалась веками на базе народной философии. Издавна ребёнок рос, развивался и воспитывался в условиях традиционной культуры. Учителями ребёнка, его этическими воспитателями были родители, а нормы морали, знания и навыки переходили «из поколения в поколение». Со временем историческая закономерность развития общества, а также ряд изменений в социальной среде стали одной из причин разрушения связей между поколениями, утрачивания общечеловеческих ценностей. Воспитание детей на основе народных традиций, обычаев и нравов - одна из актуальных задач этического и эстетического становления общества.

Стихия народной жизни необъятна и ни с чем не соизмерима. Народная жизнь в её идеальном, всеобъемлющем смысле всегда предполагала, что мир для человека представлял единое целое. Столетия шлифовался жизненный уклад, сформировавшийся ещё в пору язычества. Причём уклад этот всегда стремился к совершенству, то, чего не доставало в этом стремлении, частью рождалось в глубинах народной жизни, частью заимствовалось у других народов и быстро утверждалось по всему государству. Цель работы- показать лишь некоторые основы народной философии и народной педагогики наших предков, живших в Воронежском крае, проследить рождение некоторых слов и выражений, связанных с особенностями жизни и некоторыми обычаями, а также выяснить, жив ли мир прежних верований в наши дни.


-3-

Глава 2.Народная философия как часть культуры.

Какова связь философии и педагогики? Самая прямая. Философия- это целая система знаний, представлений о мире и его организации .

Опираясь на лекцию по этнографии преподавателя ВОИПКиПРО Межуевой Л.А., выясняем, что наши предки картину мира представляли следующим образом: окружающий человека реальный мир-почва, деревья, поля и т.п. -существовал на самом деле, людям не был страшен, поэтому имел название «явь»(отсюда ,соответственно, произошло слово «наяву», т.е « в действительности»)

В свою очередь, человек был уверен , что ничто в жизни не происходит просто так, всё совершается по чьей-либо высокой мудрой воле. Иными словами, есть в мире высокое начало, исполненное разума и справедливости, оно недосягаемо, как недосягаемо небо, и названо людьми «правь». И в этом сразу прослеживается связь слов «правит», «управляет», «правда».

И наконец так называемый «нижний этаж» этой структуры-«навь»-напрямую говорит нам о потустороннем мире, тёмном, закрытом ночной тьмою, недоступном для людских глаз. Это мир мёртвых, он населён опасной нечистью, «навьём», мистическими враждебными существами . Весь этот мир , по мнению людей, находится где-то под землёй, под покровом ночи наволочи в небытии. Вот почему запрещено было беременным ходить в погреб: чтобы не попасть в лапы нечисти. Однако с точки зрения современного человека всё объясняется проще и практичнее: попросту такое дело опасно для уязвимой в своём положении женщины, ведь не ровен час может оступиться. От «навья» следовало будущую мать оградить, поэтому ей запрещено было говорить о точном сроке родов, нельзя было показываться за воротами , чтобы не вызвать интерес мира нави к своему ребёнку.

-4-

Глава 2.1 Сокральные числа.

Троичная структура картины мира приводит нас к другим, не менее интересным выводам. А именно к значению некоторых сокральных , магических, символических чисел. Всем известно любимое число народных сказок, былин , легенд и других произведений устного народного творчества-3. Можно привести массу примеров употребления этого числа: распутье трёх дорог, три сына у героев сказок, три головы у змея-горыныча и много других вариантов. Оказывается, число «3» символизирует так называемую «динамику» жизни, её движение вперёд, продолжение действия, незавершённость 1.

В отличие от этого число «4» указывает на «статику» мира, прочность и уверенность, стабильность. Невозможно не согласиться с этим, так как , бесспорно, стол на четырёх ножках стоит более крепко, чем на трёх, законченность мировой картины прослеживается и в наличии четырёх сторон света, даже изба имеет 4 угла, 4 стены. Получается, без числа «4» не хватает основательности.

А далее решим простой пример: соединим «динамику» и «статику» жизни-3+4. При выполнении нехитрого сложения получаем ещё одно знаковое число «7». Оно вбирает в себя полноту жизни, которая заключается в соединении основательности и движения вперёд. И сразу приходят на ум 7 дней в неделе, 7 цветов радуги, цветик-семицветик и др. А главное ясен тот факт, что слово «семья» тоже иллюстрирует полноту жизни- «семь Я»: ребёнок, мать, отец, две бабушки и два дедушки. Человечек в таком окружении родных людей чувствует себя на земле прочно, защищённо. Вот и права пословица о том, что один в поле не воин , а с семьёй вместе можно всего добиться.

Глава 2.2 Космос жилища.

Интересным, на наш взгляд , является и космос жилища. Через год после женитьбы молодожёны должны были строить свой дом. Не закладывали жилище на пожарищах и «костях», при выборе места полагались на чутьё животных, а именно следили за коровой: где животное легло, там чистое место. Его замечали, сажая берёзку, а весной на Евдокию-капельницу (1 апреля) начинали строительство. Строили всем миром, порой к вечеру уже мог при дружной работе стоять сруб. Перед тем, как начать , приносили жертву-петуха или коня. Петух традиционно должен был своим громким пением прогнать всю нечисть, как делает это на утренней зорьке, возвещая о наступлении нового дня. Конь же всегда был работягой, являлся символом трудолюбия, а это в свою очередь, приносит достаток. Изображение этих жертвенных животных потом вырезали на коньке дома. А черепа коня или петуха закапывали при строительстве под срубом избы. Сам сруб делали без единого гвоздя, орудуя только топором . Брёвна на сруб брали не бездумно, проявляли рачительность. 22 декабря, в самый мороз, шли в лес. Дереву, уверяли люди, в это время было не больно. Да и как иначе? Зимой прекращалось сокодвижение, жизнь дерева замирала. Опять же практично: меньше влаги в древесине. Не брали мягкие породы, осину (дерево трусости, на нём повесился Иуда). Следили, чтобы срубленное дерево падало на восток. Если падало на север, на полночь, это означало, что навьё, нечисть в него вселилась, и она не даст покоя жильцам будущего дома. Лес попусту не губили, рубили ровно столько, сколько нужно было на сруб плюс одно бревно про запас.

В доме закладывалось центральное потолочное бревно - матица. Матица являлась центром жилищного космоса. Всё самое важное происходило под ней: благословляли молодых, подвешивали колыбель с младенцем, встречали колядующих, здесь же становились те, кто приходил к хозяевам просить денег в долг.

-6-

Красным углом в избе был восточный угол, позднее в этом углу располагали иконы и лампадки. Жильё обязательно имело печь, очаг. Считалось, что дом до тех пор жив, пока не остыла печь. Обязательно наличие стола в горнице. Стол-это жертвенник, алтарь, а соль на нём - жертва.

Стены защищали обитателей дома от соприкосновения с внешним миром, где может встретиться и враждебная сила. Особенно уязвимыми, нечистыми местами являлись, по мнению людей, двери и окна. Для защиты люди придумали массу различных оберегов, в том числе наличники с резным или нарисованным узором-оберегом, притолоки у дверей. До сих пор существует обычай перед входом в дом снимать обувь, чтобы негатив внешнего мира не проник внутрь. На пороге между комнатой и улицей всегда запрещали сидеть, так как это была граница между внутренним чистым миром дома и потусторонним. Только в одном случае это бывало возможным- если дитя оставалось сиротой. Ребёнка сажали на порог и давали ему есть хлеб с солью- пищу нищих. Делалось это, чтобы как можно быстрее ребёнок забыл о своей душевной боли.




-7-

Глава 3 Народная педагогика как часть культуры. Периодизация жизни человека

Общие каноны народного представления об устройстве мира нашли своё отражение и в особенностях народной педагогики. В частности уже само деление человеческой жизни на 7 ступеней возраста приводит нас к сокральному числу «7». Писатель В.Белов в своей книге «Лад» также рассматривает человеческую жизнь от рождения до смерти как преодоление 7 ступеней, как цикл различных возрастных периодов2. Эта периодизация сопровождалась у наших предков различными интересными обычаями и обрядами и являла собой понятие народной педагогики:

1ступень- от рождения до года;

2ступень- младенчество- от1 года до 3-х лет;

3ступень- детство- от 3 лет до 12;

4ступень-хороводный возраст-с 12-13 лет (длился 2-3 года);

5ступень-молодожёны-вьюноши;

6 ступень-мужик и баба(зрелость);

7ступень-старость.



Глава 3.2 Характеристика ступеней жизни

Итак, проследим человеческий путь от рождения до старости.

Появление на свет ребёнка всегда было, есть и будет большой и долгожданной радостью. Будущую мать всячески оберегали, тщательно скрывали предполагаемую дату родов, чтобы досужие соседки не сглазили женщину и нечисть не смогла промышлять . Будущая мама собирала приданое младенцу, а также готовила колыбель и полог для неё. Для этого она должна была посеять, вырастить, собрать лён, затем обработать его и соткать полотно. Сотканный полог женщина вместе с помощницами стирала в 7 водах(вновь сокральное число), сопровождая этот процесс особыми приговорами, отводящими опасные силы. На самом деле смысл этого процесса состоял в том, что обеспечивалась стерильность полога. Когда появится на свет младенец, эта подготовленная пелена для зыбки сослужит матери и ребёнку добрую службу: скроет дитя от лишних завистливых глаз, поможет женщине немного «освободить руки», так как обеспечит малышу спокойный сон. Ведь от матери пахнет грудным молоком, дитя очень чувствует это и начинает часто звать к себе мать, требовать прикладывания к груди даже без особой надобности, а полог как раз служит преградой запаху молока, и дитя успокаивается, засыпает, а мать может выполнить работу по дому.

Но вернёмся к моменту рождения малыша. В дом приглашали бабку- повитуху, по окончанию её работы расплачивались с ней , предлагая ей «бабину кашу»3. Повитуха откушивала сладкую, на меду, крупяную кашу с перемешанными в ней монетками, доставая их ложкой, а когда насыщалась, разбивала посудину и уже с пола собирала оставшиеся монеты. Это и служило оплатой за старания. А вот молодому отцу приходилось поесть не так сладко. Перед ним ставили так называемую «мужнину» кашу. Рецепт её был прост: на 1 стакан крупы -1стакан соли. Нужно было много мужества мужчине, чтобы справиться с таким блюдом, но они всё же плакали, но ели: иначе невозможно разделить те физические мучения, что испытывала женщина во время родов,

и хотя бы так участвовать в появлении на свет общего ребёнка, чтобы потом можно было с чистой совестью сказать: «Мы родили дитя!» Родильный поясок ребёнка, что предохранял пуповину, мать хранила потом всю жизнь вместе с крестильной рубахой. Считалось, что он обладал чудесной охранительной силой, по его состоянию судили о здоровье дитяти. А уж если хворь одолевала, мать доставала поясок из сундука, причитала над ним, прося высшие силы о помощи, прикладывала к ребёнку, спасая ему жизнь. Бывало, в военных походах пояс, наделённый великой силой материнской любви и святой молитвы, тоже служил оберегом.

Пока не исполнялся ребёнку год, боялись считать его существующим среди живых, так как это самое сложное время. Здоровью и жизни малыши многое могло угрожать. И родители прикладывали все силы, чтобы сохранить своё чадо. А уже в год проводился обряд признания отцом ребёнка( не установления отцовства).Отец должен был объявить, что целиком берёт на себя весь груз воспитания и содержания ребёнка. На полу расстилали чистую рубаху отца и клали на неё дитя. В подтверждение тому, что всё берёт на себя, отец должен был зубами поднять рубаху с ребёнком. Но мужчина мог и перешагнуть через ребёнка. Это означало, что недоволен он тем, как выполнялись материнские обязанности, и жена начинала срочно принимать меры к исправлению положения, чтобы дитя не лишилось отцовского попечения.

Первые 3 года жизни маленького человечка были самыми безоблачными .Детство было наполнено стремлением познать мир, ребёнку позволялось многое, а мать должна была обеспечить сохранность его здоровья и обеспечить ему безопасность. А границы мира для ребёнка постепенно расширялись от пределов горницы в избе до дворовой территории и уже далее мир простирался на улицу.

-10-

После 3 лет границы мира уже выходили за пределы двора. Игрушки обретали разделение на мальчишеские и девичьи.4 Девочки получали уже первые навыки женской работы, получая для игры, к примеру, игрушечный

ткацкий станок. А мальчиков уже сажали на лошадь, водили в кузницу. Кроме того дети начинали выполнять несложную посильную работу: пасли гусей, следили за цыплятами, что-то подавали взрослым. Стыдно было находиться без дела. В этом состояла и состоит глубокая народная мудрость: в основе всего лежит труд, к которому приучали с детства.

Наступление хороводного возраста связано с половым созреванием подростков. Конечной целью этого периода был поиск своей пары, выбор жениха и невесты. В этом возрасте уже разрешались общие игры, хороводы на лугу, участие во взрослых праздниках( Иван Купала и др.). Во время таких игр строго следили за целомудрием и нравственностью подростков. Рубахи шили с очень длинными рукавами, чтобы только кончики пальцев могли быть видны. Ткань не позволит рукам соприкоснутся напрямую во время игр, значит чувствительные точки не будут задеты, и нравственность будет соблюдена. Во время игры делался выбор пары, конечно, здесь играла роль и личная симпатия. Исследователи упоминают связанный с этим периодом обычай «подночёвки»: образовавшаяся пара отправлялась на край села к какой-либо одинокой старушке, просилась на постой на одну ночь.. Бабушке давали при этом 2 монетки: одну за свечу, что будет гореть ночью, а другую за молчание, хранение тайны. Во время подночёвки парень должен был уговорить девушку стать его невестой, используя при этом и лесть, и подарки .А уж девушке было решать. И если юноше удавалось убедить её в своей надёжности, наутро пару оглашали женихом и невестой, и оставалось ждать осени, чтобы отпраздновать свадьбу. Ну а если не везло молодому человеку, то девушка доставала припасённый на этот случай мешочек с горохом, развязывала его и сыпала парню под ноги, «огорошивала» своим отказом. Отсюда и берёт своё начало это выражение.

Пора осенних свадеб - время весёлое и хлопотливое, а для молодожёнов -вьюношей счастливое. Всё у них впереди. Цель этой ступени возраста- создать хорошую семью, построить свой дом, родить детей. По узору на

фартуке женщины можно было судить, о чём она тайно мечтает: растительный узор, виноград- достаток нужен, геометрический рисунок, ромбы- дочку ждёт,

животный -быть сыну. Сравнение с вьюнком не случайное. Оба молоды, полны сил, стремятся всего достичь, тянутся чуть ли не к небу.

Но детки растут, и вот уже молодожёны становятся зрелыми людьми, умудрёнными опытом. Хотя до сих пор мужчина и женщина в силе, даже способны ещё родить и воспитать детей. Об этом могут рассказать кончики головного платка у женщины: они весело на макушке торчат «рожками», смотрят вверх, как у гоголевской Солохи. И конечно же труд сопровождает людей на протяжении всей жизни, даже в старости.

Последняя ступень возраста- старость. Уже кончики завязанного под подбородком женского платка смотрят вниз, но по-прежнему и дед, и бабка , пока есть силы , трудятся на благо семьи: в огороде, в доме, готовят обед, занимаются с внуками. А если силы оставили, а Бог не прибирает, то до последнего часа стараются старые люди помочь семье хотя бы просто советом или добрым словом, чтобы быть не в тягость, а в помощь.



-12-

Глава 4. Заключение

Языческие верования, традиции и обряды не изжиты в русской культуре полностью, несмотря на многовековое православие. Мудрость народа, заложенная в основе народных представлений о мире, о воспитании ребёнка до сих пор имеет непререкаемую ценность для людей. Работа по исследованию этих вопросов начата мною лишь в этом году, представляет для меня огромный интерес, а потому предполагает продолжение изучения. Во многом помогли прежде всего книги по истории Воронежского края, по истории язычества, энциклопедия «Мы - славяне». Очень насыщенной оказалась упомянутая мной лекция по этнографии Л.А.Межуевой.





-13-

Список использованной литературы

1.Афанасьев А.Н. Древо жизни / А.Н. Афанасьев. - М.,1982.

2.Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике/.М.:Мол.гвардия.1989.

3.Дынин В.И. Когда расцветает папоротник (Народные верования и обряды южнорусского крестьянства ХIХ - ХХ вв.) / В.И. Дынин. - Воронеж: ВГУ, 1999.

4.Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга, -Сост. А.И.Баженова В.И., В.И. Вардугин.- Саратов,»Надежда»,1993

5.Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области // Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. - Вып. III - / Сост.Пухова Т.Ф., Христова Г.П. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005.

6.Очерки поверий, обрядов, примет и гаданий в Воронежской губернии // Воронежский литературный сборник. Вып. I / Под ред. П. Малыхина. - Воронеж, 1861.

7.Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. / Б.А. Рыбаков. - М., 1981.

8.Семёнова М. Мы- славяне!: Популярная энциклопедия.-СПб.:Азбука-классика,2006.



-14-

1 Семёнова М. Мы-славяне!: Популярная энциклопедия.-СПб.:Азбука-классика,2006.

-5-

22. В. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике/.М.:Мол.гвардия.1989

-8-

3 Семёнова М. Мы-славяне!: Популярная энциклопедия.-СПб.:Азбука-классика,2006.

-9-

4 В. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике/.М.:Мол.гвардия.1989

-11-


© 2010-2022