- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Исследовательская работа по этнографии Воронежского края
Исследовательская работа по этнографии Воронежского края
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Калмыкова С.В. |
Дата | 25.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Борисоглебского городского округа
Борисоглебская основная общеобразовательная школа № 9
Областная краеведческая конференция школьников по этнографии
«Народные традиции - моя история и моя культура»
Исследовательская работа
« Народная философия и народная педагогика»
Номинация
«Традиционные представления, культы и верования русского населения Воронежского края»
Выполнила:
Клочкова Ксения Геннадьевна
Ученица 8 «Б» класса
Руководитель:
Калмыкова Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Борисоглебск
2012 г.
Оглавление
-
Введение. Значение изучения народных традиций.
-
Народная философия как часть культуры.
2.1.Сокральныечисла.
2.2. Космос жилища.
3. Народная педагогика как часть культуры.
3.1. Периодизация жизни человека.
3.2. Характеристика ступеней жизни.
4. Заключение.
-2-
Глава 1. Введение. Значение изучения народных традиций.
Народная мудрость гласит: «Когда река мелеет, идут к её истокам». Очевидно, настало время, когда нашему народу необходимо отправиться к истокам своей культуры, чтобы древо жизни могло зеленеть вечно. Народная педагогика создавалась веками на базе народной философии. Издавна ребёнок рос, развивался и воспитывался в условиях традиционной культуры. Учителями ребёнка, его этическими воспитателями были родители, а нормы морали, знания и навыки переходили «из поколения в поколение». Со временем историческая закономерность развития общества, а также ряд изменений в социальной среде стали одной из причин разрушения связей между поколениями, утрачивания общечеловеческих ценностей. Воспитание детей на основе народных традиций, обычаев и нравов - одна из актуальных задач этического и эстетического становления общества.
Стихия народной жизни необъятна и ни с чем не соизмерима. Народная жизнь в её идеальном, всеобъемлющем смысле всегда предполагала, что мир для человека представлял единое целое. Столетия шлифовался жизненный уклад, сформировавшийся ещё в пору язычества. Причём уклад этот всегда стремился к совершенству, то, чего не доставало в этом стремлении, частью рождалось в глубинах народной жизни, частью заимствовалось у других народов и быстро утверждалось по всему государству. Цель работы- показать лишь некоторые основы народной философии и народной педагогики наших предков, живших в Воронежском крае, проследить рождение некоторых слов и выражений, связанных с особенностями жизни и некоторыми обычаями, а также выяснить, жив ли мир прежних верований в наши дни.
-3-
Глава 2.Народная философия как часть культуры.
Какова связь философии и педагогики? Самая прямая. Философия- это целая система знаний, представлений о мире и его организации .
Опираясь на лекцию по этнографии преподавателя ВОИПКиПРО Межуевой Л.А., выясняем, что наши предки картину мира представляли следующим образом: окружающий человека реальный мир-почва, деревья, поля и т.п. -существовал на самом деле, людям не был страшен, поэтому имел название «явь»(отсюда ,соответственно, произошло слово «наяву», т.е « в действительности»)
В свою очередь, человек был уверен , что ничто в жизни не происходит просто так, всё совершается по чьей-либо высокой мудрой воле. Иными словами, есть в мире высокое начало, исполненное разума и справедливости, оно недосягаемо, как недосягаемо небо, и названо людьми «правь». И в этом сразу прослеживается связь слов «правит», «управляет», «правда».
И наконец так называемый «нижний этаж» этой структуры-«навь»-напрямую говорит нам о потустороннем мире, тёмном, закрытом ночной тьмою, недоступном для людских глаз. Это мир мёртвых, он населён опасной нечистью, «навьём», мистическими враждебными существами . Весь этот мир , по мнению людей, находится где-то под землёй, под покровом ночи наволочи в небытии. Вот почему запрещено было беременным ходить в погреб: чтобы не попасть в лапы нечисти. Однако с точки зрения современного человека всё объясняется проще и практичнее: попросту такое дело опасно для уязвимой в своём положении женщины, ведь не ровен час может оступиться. От «навья» следовало будущую мать оградить, поэтому ей запрещено было говорить о точном сроке родов, нельзя было показываться за воротами , чтобы не вызвать интерес мира нави к своему ребёнку.
-4-
Глава 2.1 Сокральные числа.
Троичная структура картины мира приводит нас к другим, не менее интересным выводам. А именно к значению некоторых сокральных , магических, символических чисел. Всем известно любимое число народных сказок, былин , легенд и других произведений устного народного творчества-3. Можно привести массу примеров употребления этого числа: распутье трёх дорог, три сына у героев сказок, три головы у змея-горыныча и много других вариантов. Оказывается, число «3» символизирует так называемую «динамику» жизни, её движение вперёд, продолжение действия, незавершённость 1.
В отличие от этого число «4» указывает на «статику» мира, прочность и уверенность, стабильность. Невозможно не согласиться с этим, так как , бесспорно, стол на четырёх ножках стоит более крепко, чем на трёх, законченность мировой картины прослеживается и в наличии четырёх сторон света, даже изба имеет 4 угла, 4 стены. Получается, без числа «4» не хватает основательности.
А далее решим простой пример: соединим «динамику» и «статику» жизни-3+4. При выполнении нехитрого сложения получаем ещё одно знаковое число «7». Оно вбирает в себя полноту жизни, которая заключается в соединении основательности и движения вперёд. И сразу приходят на ум 7 дней в неделе, 7 цветов радуги, цветик-семицветик и др. А главное ясен тот факт, что слово «семья» тоже иллюстрирует полноту жизни- «семь Я»: ребёнок, мать, отец, две бабушки и два дедушки. Человечек в таком окружении родных людей чувствует себя на земле прочно, защищённо. Вот и права пословица о том, что один в поле не воин , а с семьёй вместе можно всего добиться.
Глава 2.2 Космос жилища.
Интересным, на наш взгляд , является и космос жилища. Через год после женитьбы молодожёны должны были строить свой дом. Не закладывали жилище на пожарищах и «костях», при выборе места полагались на чутьё животных, а именно следили за коровой: где животное легло, там чистое место. Его замечали, сажая берёзку, а весной на Евдокию-капельницу (1 апреля) начинали строительство. Строили всем миром, порой к вечеру уже мог при дружной работе стоять сруб. Перед тем, как начать , приносили жертву-петуха или коня. Петух традиционно должен был своим громким пением прогнать всю нечисть, как делает это на утренней зорьке, возвещая о наступлении нового дня. Конь же всегда был работягой, являлся символом трудолюбия, а это в свою очередь, приносит достаток. Изображение этих жертвенных животных потом вырезали на коньке дома. А черепа коня или петуха закапывали при строительстве под срубом избы. Сам сруб делали без единого гвоздя, орудуя только топором . Брёвна на сруб брали не бездумно, проявляли рачительность. 22 декабря, в самый мороз, шли в лес. Дереву, уверяли люди, в это время было не больно. Да и как иначе? Зимой прекращалось сокодвижение, жизнь дерева замирала. Опять же практично: меньше влаги в древесине. Не брали мягкие породы, осину (дерево трусости, на нём повесился Иуда). Следили, чтобы срубленное дерево падало на восток. Если падало на север, на полночь, это означало, что навьё, нечисть в него вселилась, и она не даст покоя жильцам будущего дома. Лес попусту не губили, рубили ровно столько, сколько нужно было на сруб плюс одно бревно про запас.
В доме закладывалось центральное потолочное бревно - матица. Матица являлась центром жилищного космоса. Всё самое важное происходило под ней: благословляли молодых, подвешивали колыбель с младенцем, встречали колядующих, здесь же становились те, кто приходил к хозяевам просить денег в долг.
-6-
Красным углом в избе был восточный угол, позднее в этом углу располагали иконы и лампадки. Жильё обязательно имело печь, очаг. Считалось, что дом до тех пор жив, пока не остыла печь. Обязательно наличие стола в горнице. Стол-это жертвенник, алтарь, а соль на нём - жертва.
Стены защищали обитателей дома от соприкосновения с внешним миром, где может встретиться и враждебная сила. Особенно уязвимыми, нечистыми местами являлись, по мнению людей, двери и окна. Для защиты люди придумали массу различных оберегов, в том числе наличники с резным или нарисованным узором-оберегом, притолоки у дверей. До сих пор существует обычай перед входом в дом снимать обувь, чтобы негатив внешнего мира не проник внутрь. На пороге между комнатой и улицей всегда запрещали сидеть, так как это была граница между внутренним чистым миром дома и потусторонним. Только в одном случае это бывало возможным- если дитя оставалось сиротой. Ребёнка сажали на порог и давали ему есть хлеб с солью- пищу нищих. Делалось это, чтобы как можно быстрее ребёнок забыл о своей душевной боли.
-7-
Глава 3 Народная педагогика как часть культуры. Периодизация жизни человека
Общие каноны народного представления об устройстве мира нашли своё отражение и в особенностях народной педагогики. В частности уже само деление человеческой жизни на 7 ступеней возраста приводит нас к сокральному числу «7». Писатель В.Белов в своей книге «Лад» также рассматривает человеческую жизнь от рождения до смерти как преодоление 7 ступеней, как цикл различных возрастных периодов2. Эта периодизация сопровождалась у наших предков различными интересными обычаями и обрядами и являла собой понятие народной педагогики:
1ступень- от рождения до года;
2ступень- младенчество- от1 года до 3-х лет;
3ступень- детство- от 3 лет до 12;
4ступень-хороводный возраст-с 12-13 лет (длился 2-3 года);
5ступень-молодожёны-вьюноши;
6 ступень-мужик и баба(зрелость);
7ступень-старость.
Глава 3.2 Характеристика ступеней жизни
Итак, проследим человеческий путь от рождения до старости.
Появление на свет ребёнка всегда было, есть и будет большой и долгожданной радостью. Будущую мать всячески оберегали, тщательно скрывали предполагаемую дату родов, чтобы досужие соседки не сглазили женщину и нечисть не смогла промышлять . Будущая мама собирала приданое младенцу, а также готовила колыбель и полог для неё. Для этого она должна была посеять, вырастить, собрать лён, затем обработать его и соткать полотно. Сотканный полог женщина вместе с помощницами стирала в 7 водах(вновь сокральное число), сопровождая этот процесс особыми приговорами, отводящими опасные силы. На самом деле смысл этого процесса состоял в том, что обеспечивалась стерильность полога. Когда появится на свет младенец, эта подготовленная пелена для зыбки сослужит матери и ребёнку добрую службу: скроет дитя от лишних завистливых глаз, поможет женщине немного «освободить руки», так как обеспечит малышу спокойный сон. Ведь от матери пахнет грудным молоком, дитя очень чувствует это и начинает часто звать к себе мать, требовать прикладывания к груди даже без особой надобности, а полог как раз служит преградой запаху молока, и дитя успокаивается, засыпает, а мать может выполнить работу по дому.
Но вернёмся к моменту рождения малыша. В дом приглашали бабку- повитуху, по окончанию её работы расплачивались с ней , предлагая ей «бабину кашу»3. Повитуха откушивала сладкую, на меду, крупяную кашу с перемешанными в ней монетками, доставая их ложкой, а когда насыщалась, разбивала посудину и уже с пола собирала оставшиеся монеты. Это и служило оплатой за старания. А вот молодому отцу приходилось поесть не так сладко. Перед ним ставили так называемую «мужнину» кашу. Рецепт её был прост: на 1 стакан крупы -1стакан соли. Нужно было много мужества мужчине, чтобы справиться с таким блюдом, но они всё же плакали, но ели: иначе невозможно разделить те физические мучения, что испытывала женщина во время родов,
и хотя бы так участвовать в появлении на свет общего ребёнка, чтобы потом можно было с чистой совестью сказать: «Мы родили дитя!» Родильный поясок ребёнка, что предохранял пуповину, мать хранила потом всю жизнь вместе с крестильной рубахой. Считалось, что он обладал чудесной охранительной силой, по его состоянию судили о здоровье дитяти. А уж если хворь одолевала, мать доставала поясок из сундука, причитала над ним, прося высшие силы о помощи, прикладывала к ребёнку, спасая ему жизнь. Бывало, в военных походах пояс, наделённый великой силой материнской любви и святой молитвы, тоже служил оберегом.
Пока не исполнялся ребёнку год, боялись считать его существующим среди живых, так как это самое сложное время. Здоровью и жизни малыши многое могло угрожать. И родители прикладывали все силы, чтобы сохранить своё чадо. А уже в год проводился обряд признания отцом ребёнка( не установления отцовства).Отец должен был объявить, что целиком берёт на себя весь груз воспитания и содержания ребёнка. На полу расстилали чистую рубаху отца и клали на неё дитя. В подтверждение тому, что всё берёт на себя, отец должен был зубами поднять рубаху с ребёнком. Но мужчина мог и перешагнуть через ребёнка. Это означало, что недоволен он тем, как выполнялись материнские обязанности, и жена начинала срочно принимать меры к исправлению положения, чтобы дитя не лишилось отцовского попечения.
Первые 3 года жизни маленького человечка были самыми безоблачными .Детство было наполнено стремлением познать мир, ребёнку позволялось многое, а мать должна была обеспечить сохранность его здоровья и обеспечить ему безопасность. А границы мира для ребёнка постепенно расширялись от пределов горницы в избе до дворовой территории и уже далее мир простирался на улицу.
-10-
После 3 лет границы мира уже выходили за пределы двора. Игрушки обретали разделение на мальчишеские и девичьи.4 Девочки получали уже первые навыки женской работы, получая для игры, к примеру, игрушечный
ткацкий станок. А мальчиков уже сажали на лошадь, водили в кузницу. Кроме того дети начинали выполнять несложную посильную работу: пасли гусей, следили за цыплятами, что-то подавали взрослым. Стыдно было находиться без дела. В этом состояла и состоит глубокая народная мудрость: в основе всего лежит труд, к которому приучали с детства.
Наступление хороводного возраста связано с половым созреванием подростков. Конечной целью этого периода был поиск своей пары, выбор жениха и невесты. В этом возрасте уже разрешались общие игры, хороводы на лугу, участие во взрослых праздниках( Иван Купала и др.). Во время таких игр строго следили за целомудрием и нравственностью подростков. Рубахи шили с очень длинными рукавами, чтобы только кончики пальцев могли быть видны. Ткань не позволит рукам соприкоснутся напрямую во время игр, значит чувствительные точки не будут задеты, и нравственность будет соблюдена. Во время игры делался выбор пары, конечно, здесь играла роль и личная симпатия. Исследователи упоминают связанный с этим периодом обычай «подночёвки»: образовавшаяся пара отправлялась на край села к какой-либо одинокой старушке, просилась на постой на одну ночь.. Бабушке давали при этом 2 монетки: одну за свечу, что будет гореть ночью, а другую за молчание, хранение тайны. Во время подночёвки парень должен был уговорить девушку стать его невестой, используя при этом и лесть, и подарки .А уж девушке было решать. И если юноше удавалось убедить её в своей надёжности, наутро пару оглашали женихом и невестой, и оставалось ждать осени, чтобы отпраздновать свадьбу. Ну а если не везло молодому человеку, то девушка доставала припасённый на этот случай мешочек с горохом, развязывала его и сыпала парню под ноги, «огорошивала» своим отказом. Отсюда и берёт своё начало это выражение.
Пора осенних свадеб - время весёлое и хлопотливое, а для молодожёнов -вьюношей счастливое. Всё у них впереди. Цель этой ступени возраста- создать хорошую семью, построить свой дом, родить детей. По узору на
фартуке женщины можно было судить, о чём она тайно мечтает: растительный узор, виноград- достаток нужен, геометрический рисунок, ромбы- дочку ждёт,
животный -быть сыну. Сравнение с вьюнком не случайное. Оба молоды, полны сил, стремятся всего достичь, тянутся чуть ли не к небу.
Но детки растут, и вот уже молодожёны становятся зрелыми людьми, умудрёнными опытом. Хотя до сих пор мужчина и женщина в силе, даже способны ещё родить и воспитать детей. Об этом могут рассказать кончики головного платка у женщины: они весело на макушке торчат «рожками», смотрят вверх, как у гоголевской Солохи. И конечно же труд сопровождает людей на протяжении всей жизни, даже в старости.
Последняя ступень возраста- старость. Уже кончики завязанного под подбородком женского платка смотрят вниз, но по-прежнему и дед, и бабка , пока есть силы , трудятся на благо семьи: в огороде, в доме, готовят обед, занимаются с внуками. А если силы оставили, а Бог не прибирает, то до последнего часа стараются старые люди помочь семье хотя бы просто советом или добрым словом, чтобы быть не в тягость, а в помощь.
-12-
Глава 4. Заключение
Языческие верования, традиции и обряды не изжиты в русской культуре полностью, несмотря на многовековое православие. Мудрость народа, заложенная в основе народных представлений о мире, о воспитании ребёнка до сих пор имеет непререкаемую ценность для людей. Работа по исследованию этих вопросов начата мною лишь в этом году, представляет для меня огромный интерес, а потому предполагает продолжение изучения. Во многом помогли прежде всего книги по истории Воронежского края, по истории язычества, энциклопедия «Мы - славяне». Очень насыщенной оказалась упомянутая мной лекция по этнографии Л.А.Межуевой.
-13-
Список использованной литературы
1.Афанасьев А.Н. Древо жизни / А.Н. Афанасьев. - М.,1982.
2.Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике/.М.:Мол.гвардия.1989.
3.Дынин В.И. Когда расцветает папоротник (Народные верования и обряды южнорусского крестьянства ХIХ - ХХ вв.) / В.И. Дынин. - Воронеж: ВГУ, 1999.
4.Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга, -Сост. А.И.Баженова В.И., В.И. Вардугин.- Саратов,»Надежда»,1993
5.Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области // Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. - Вып. III - / Сост.Пухова Т.Ф., Христова Г.П. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005.
6.Очерки поверий, обрядов, примет и гаданий в Воронежской губернии // Воронежский литературный сборник. Вып. I / Под ред. П. Малыхина. - Воронеж, 1861.
7.Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. / Б.А. Рыбаков. - М., 1981.
8.Семёнова М. Мы- славяне!: Популярная энциклопедия.-СПб.:Азбука-классика,2006.
-14-
1 Семёнова М. Мы-славяне!: Популярная энциклопедия.-СПб.:Азбука-классика,2006.
-5-
22. В. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике/.М.:Мол.гвардия.1989
-8-
3 Семёнова М. Мы-славяне!: Популярная энциклопедия.-СПб.:Азбука-классика,2006.
-9-
4 В. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике/.М.:Мол.гвардия.1989
-11-