- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внеклассное чтение по сказке Гофмана Щелкунчик и мышиный король
Внеклассное чтение по сказке Гофмана Щелкунчик и мышиный король
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дементьева Н.Н. |
Дата | 09.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок внеклассного чтения по сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
Цель. 1. Знакомство со сказкой немецкого писателя Э. Гофмана и балетом П. И. Чайковского.
2. Развитие умения воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве.
3. Воспитание доброты и милосердия.
Оборудование.
-
Портреты писателя и композитора.
-
Фильм-балет на музыку П. И. Чайковского.
-
Рисунки учащихся.
Методические советы.
-
Окна в классе занавесить тёмными шторами, поставить небольшую ёлочку, зажечь свечи - всё это будет способствовать особо эмоциональной атмосфере урока.
-
Дать учащимся опережающие задания - доказать, что страна, где побывали Мари и Щелкунчик, была действительно волшебной. Это могут быть сочинения-миниатюры, рисунки, стихи.
-
За удачные ответы в викторине феи Дроже учащиеся могут быть награждены сладкими призами. Роль феи Дроже может исполнить старшеклассница.
Ход урока.
-
Слово учителя.
- Фея Дроже сегодня приглашает нас в один из уголков волшебного царства литературы. Нам предстоит открыть для себя чудо - замечательную сказку Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Совершить путешествие в волшебный мир сказки помогает музыка П. И. Чайковского к балету «Щелкунчик». Она удивительно точно передаёт ожидание чуда в рождественскую ночь.
- Вслушайтесь в музыку, какая она?
(Чудесная, волшебная).
- Какое настроение передаёт?
(Настроение ожидания чего-то необыкновенного, встречи с чудесами).
-
Фея Дроже.
- Давайте начнём нашу встречу. Вы внимательно прочитали сказку? Ответьте на несколько вопросов. (Ученица старших классов в костюме феи проводит викторину по содержанию сказки).
3. Знакомство с автором.
- Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 - 1822) - выдающийся немецкий писатель-романтик.
- Как вы думаете, всякий ли человек об обычных часах может сказать, что они весело тик-такают, звонят, капризничают, поют?
- Конечно, нет. Так может сказать только человек с развитой фантазией, воображением. Он был сразу и писателем, и художником, и композитором. (Имя Амадей взял у Моцарта). Он верил в волшебство и магию, часто работал по ночам. Нередко, напуганный собственными вымыслами, будил жену и просил посидеть с ним рядом, пока он напишет. Он очень любил людей, умел делать разные чудеса. Этим на него очень похож его герой из сказки «Щелкунчик» - старший советник суда Дроссельмейер.
4. Найдите портрет Дроссельмейера в главе «Ёлка», прочитайте.
(Беседа о внешней и внутренней красоте).
- Можно ли сказать, что Дроссельмейер красив?
- Почему же так любили его взрослые и дети?
(У него добрая душа, он умел приносить радость людям, творить чудо).
- Прочитайте об этом.
Вывод учителя.
- Очень нужны добрые, порой незаметные люди, которые своими руками могут делать чудеса. И очень важно за некрасивой внешностью разглядеть красивые души и сердца.
- Просмотр фрагмента видеофильма, сопровождаемого музыкой П. И. Чайковского.
5. Работа над главой «Чудеса».
- Одна из глав называется «Чудеса». Прочитайте описание удивительного шкафа. Сжато расскажите о необыкновенных приключениях, происшедших с Мари в новогоднюю ночь.
(Хрип - предупреждение стенных часов о нападении мышиного короля, на месте совы - Дроссельмайер, ожившие игрушки, бой Щелкунчика с мышиным королём).
6. Встреча с Щелкунчиком.
А) Слово учителя.
- В сказке Гофмана сталкиваются радость и грусть, добро и зло, красота и уродство. Так часто бывает и в жизни. Задуматься над этим нам помогает судьба главного героя - Щелкунчика, первая встреча с которым происходит в главе «Любимец».
Б) Найдите егопортрет в главе «Любимец».
- Подумайте, зачем автор вводит его в текст и как он это делает?
(Сначала Гофман даёт описание чудесных подарков: платьица Мари, эскадрона гусар Фрица, замка со множеством зеркальных окон и золотых башен, в котором звучит музыка. Толь потом Мари увидит «замечательного человечка», который «вёл себя так тихо и скромно, словно спокойно ожидал, когда очередь дойдёт до него»).
- Подумайте, почему Гофман показывает своего некрасивого героя после прекрасных подарков?
(Щелкунчик не очень красивый, на фоне ярких подарков он не может сразу броситься в глаза).
- Сказочник хочет посмотреть, добрые ли у детей сердца, смогут ли они полюбить маленького уродца?
(И Дроссельмейер был внешне неприятен, но Мари и Фриц сумели понять, что у него доброе сердце).
- Какие детали портрета говорят о душевной красоте Щелкунчика? Подтвердите своё мнение, прочитав отрывок из текста.
(… это человек благовоспитанный и со вкусом», «добродушием светилось его лицо», «зеленоватые на выкате глаза смотрели приветливо и доброжелательно», «ласковая улыбка на его алых губах»).
Вывод.
- Всё это говорит о его душевной красоте, доброте. Вспомните, как он помогает уродливой принцессе Пирлинат избавиться от заклятия Мышильды. И Мари смогла полюбить нескладного Щелкунчика, а когда он сломал челюсть, взяла его на попечение.
- Каким словом называют такое поведение?
(милосердие).
- Сказка, как бы спрашивает всех: а вы, ребята, всегда ли бываете добрыми и милосердными, вы помогаете друг другу в трудную минуту?
7. Особенности композиции «Сказка в сказке».
8. Работа со сказкой «О твёрдом орехе».
- В «Сказке о твёрдом орехе» автор говорит о благородстве и низости, о внешней и внутренней красоте, о необходимости протянуть руку помощи в трудную минуту, о жестокости, порождающей жестокость. И эти нравственные уроки Гофман даёт нам в волшебном мире сказки.
- Какие герои действуют в сказке, какие события происходят? Расскажите сжато об этом?
(Коварная госпожа Мышильда, красивая, но злая принцесса Пирлипат, там проходит колбасный пир и пятнадцать лет ищут спасительный орех Кракатук).
9. Глава «Победа».
Беседа.
- На какие жертвы пришлось пойти Мари, чтобы спасти Щелкунчика? Легло ли они дались девочке?
(Зло победить нелегко. Мари испугалась страшного семиголового мышиного короля, но отдала ему все свои любимые игрушки и лакомства, чтобы спасти Щелкунчика. Мари достала Щелкунчику саблю, чтобы он мог победить зло).
- Подумайте, почему не показана сама битва с мышиным королём? В чём была сила мышиного короля?
(Мышиный король нёс страх. Его сила в страхе. Когда Мари сумела победить свой страх, кончилась власть зла. И ещё она полюбила Щелкунчика, его душу, оценила не внешность, а храброе,доброе сердце и сняла с него страшное заклятие Мышильды. Щелкунчик оказался прекрасным принцем, который пригласил Мари в свою кукольную страну, а затем увёз далеко, где все люди счастливы. Мари завоевала своё счастье. А счастье и любовь необходимо заслужить.
10. Проиллюстрируйте эпизод и докажите, что страна, где побывали Мари и Щелкунчик, была действительно удивительной. (Опережающее задание).
11. Сопоставление сказки Гофмана и балета Чайковского.
- И всё же замечательная сказка Гофмана неразделимо ассоциируется с балетом Чайковского «Щелкунчик». Правда, либретто к балету написал Александр Дюма, значительно упростив сказку и изменив некоторые имена. Чайковский с огромным удовольствием работал над музыкой к балету.
- Послушайте внимательно музыкальный фрагмент, слушая, постарайтесь отразить своё отношение к музыке в письменном или устном ответе. Пользуйтесь вопросами и опорными словами.
На доске.
-
Какое впечатление произвела на меня музыка П. И. Чайковского?
-
Какие картины вам представляются? Устно нарисуйте их, используя опорные слова:
Музыка напоминает… Я ясно представляю… Я вижу….
В самом начале музыка… Как будто… Затем она становится…
Музыка передаёт… Сразу возникают строки из сказки….
-
Как музыка помогла понять вам содержание сказки?
12. Постижение основной мысли сказки через сотворчество писателей, композиторов, художников и самих учащихся?
- Не только композиторы, но и художники, мультипликаторы работали над сказкой. Сказку иллюстрировала современная художница Дмитриева. На основе сказки и балета создан музыкальный видеофильм. Художники из нашего класса тоже постарались проиллюстрировать эту сказку, а позты написали сочинение в стихах.
Чему меня научила сказка «Щелкунчик».
У Гофмана в сказке,
У Гоголя тоже
Чудес в Рождество,
Хоть они не похожи,
Как много подарков в волшебную ночь,
И сон от Мари улетучился прочь.
А в доме жила королева Мышильда,
От корня - то мышь, но звучит, как Матильда.
Прожорлива, хитра и ужас, как зла,
Богата роднёю мышь эта была.
От этой родни, чтоб не съела всё сало,
(А то королю всё его не хватало),
Как их истребить он иначе не знал
И свору мышей в мышеловку загнал.
И ужас настал, как «ни в сказке сказать»,
И бросилась в бой вся мышиная рать.
Она искромсала игрушки дотла,
Щелкунчика чуть не загрызла со зла.
Щелкунчик - игрушка, то мальчик зубастый,
Орешки он щёлкает прямо прекрасно.
И пусть некрасив, но Мари увидала:
Сквозь грубость лица доброта проступала.
Что это за чудо: всё вокруг ожило,
Сразились на смерть там
Щелкунчик и зло.
И мышь в ту ночь уцелела едва,
Не зря так кружилась её голова.
Однако Мышильде коварства хватило,
В уродца она Пирлипат превратила,
Спасти от напасти её может тот,
Кто крепкий орех без труда разгрызёт.
Щелкунчик помог, но мышиная сила
В страшило зубастое вмиг превратила.
Красоткою став, Пирлипат позабыла,
Как страшно остаться уродцем ей было,
Его прогнала при жестоком позоре,
Остался один в неутешном он горе.
Спасала его от зари до зари
Лишь добрая девочка - это Мари.
Щелкунчик игрушка - мальчик живой
Слились воедино своей добротой.
Она ничего для него не жалела,
Хоть мышь семиглавая куклы поела.
И саблей сражён злой Мышильды сынок -
Пусть будет злодеям преподан урок!