Причастный оборот

Урок для 6 класса по теме "Причастный оборот" разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе "Школа 2100". Это урок-экскурсия по Государственному Русскому музею в Санкт-Петербурге. Надеюсь, что данный урок понравится. Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карта-схема, раздаточный материал, фотографии картин И.К. Айвазовского, репродукции картины А.А. Дейнеко «Оборона Севастополя».
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Богачева Наталья Викторовна

Предмет: русский язык

Класс: 6

УМК: «Школа 2100»


Тема: Причастный оборот. Определяемое и зависимое слово.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Личностные:

-воспитывать интерес к культурному наследию, чувство патриотизма.

Предметные:

- распознавать причастный оборот, анализировать синтаксические связи между определяемым словом и причастным оборотом,

внутри причастного оборота (согласование, управление).

- конструировать предложения с причастным оборотом, правильно употреблять причастный оборот в речи (согласовывать с

определяемым словом).

Метапредметные:

-анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, перерабатывать и преобразовывать информацию

из одной формы в другую (ключевые слова, схема), пользоваться навыками аудирования.

-строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, правильно и логично излагать свою точку зрения,

выступать с сообщениями перед коллективом сверстников, вступать в диалог.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карта-схема, раздаточный материал, фотографии картин И.К. Айвазовского, репродукции картины А.А. Дейнеко «Оборона Севастополя»

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие.



II. Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность


Вступительное слово:

- Ребята, а вы любите экскурсии?

-Скажите, а что такое экскурсия?

(Поездка, посещение какой-либо достопримечательности с образовательной или увеселительной целью)

- Сегодня у нас будет не совсем обычная экскурсия, мы с вами совершим заочную экскурсию. А вот куда мы отправимся, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Здесь картин полным-полно,

Приходите все в него

И художников аллею

Вы увидите в …….. (музее)

- Молодцы. Сегодня мы с вами отправляемся в Государственный Русский музей, который находится в Санкт- Петербурге. (СЛАЙД)

В этом музее собраны картины известных художников.

-Конечно, весь музей обойти мы не успеем. Посмотрите на эпиграф к нашему уроку:

Море - это удивительная стихия, поражающая своей непредсказуемостью.

- Как вы думаете, на какую тему мы будем рассматривать картины?

(картины, связанные с морем)

- Ребята, а вы знаете, кто самый известный художник, изображающий на своих полотнах море?

(Айвазовский) (СЛАЙД)

- А знаете ли вы что-нибудь об этом художнике?

(Молодцы)



Познавательные УУД

1. Владеть разными видами чтения (изучающим, выборочным, рефлексивным).

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

III. Проверка ранее изученного.


- Итак, мы отправляемся в путь на воображаемом автобусе. Чтобы доехать быстро и благополучно, мы с вами должны ответить на некоторые вопросы. Посмотрите еще раз на эпиграф к уроку. Назовите слово, которое совмещает в себе и признаки прилагательного, и признаки глагола.

(поражающая)

- К какой части речи относится слово поражающая?

(причастие)

Игра.

- Поиграем в игру «Веришь, не веришь».

- Я задаю вопросы, а вы, подняв руку, отвечаете, «верю», «не верю».

  1. Верите ли вы, что причастие - изменяемая часть речи?

  2. Верите ли вы, что причастия своим внешним видом похожи на прилагательные?

  3. Верите ли, что написание букв безударных гласных в падежных окончаниях причастий, как и в окончаниях прилагательных, определяется по вопросу?

  4. Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?

  5. Верите ли вы, что причастия не имеют форм будущего времени?

  6. Верите ли вы, что причастия образуются от глаголов с помощью суффиксов?

  7. Верите ли вы, что причастия в предложении выполняют роль определений?

- Молодцы, а теперь подведем итог, что же такое причастие?

- Посмотрите, мы уже у входа в музей (СЛАЙД - изображение музея)

Чтобы войти, нам необходимо выполнить следующее задание.

Выполним синтаксический разбор предложения.

Потемневшее небо резко освещалось вспышками молний, а под ним плескалось бескрайнее море.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

2. Правильно употреблять слова в практике речевого общения, соблюдая языковые нормы.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.



IV. Постановка проблемы урока.


- Мы с вами уже в музее. Чтобы пройти дальше, определим проблему урока.

-Посмотрите на словосочетания, они есть и в ваших листах, сравните словосочетания.

Потемневшее небо потемневшее утром

Утомленные моряки утомленные бурей

Дышащее море дышащее покоем

- Что общего вы заметили в словосочетаниях?

- В чем различие?

- Определите, в каком столбике причастие является главным словом, а в каких - зависимым?

- Обозначьте графически связь между словами.

- Каков же основной вопрос урока?

(Как причастие связано с другими словами в словосочетании?)

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать основной вопрос урока

V. Динамическая пауза

Выполняют элементарные упражнения

Осознание необходимости

заботы о здоровье (Л)

VI. Открытие новых знаний.


- Проходим дальше. Мы с вами находимся в зале №14. (СЛАЙД-ЗАЛ). В этом зале мы с вами попытаемся обрести новые знания, ведь именно в этом зале находятся самые известные картины Айвазовского, среди них - картина «Девятый вал».

- Посмотрите на предложения. Опираясь на графику, назовите причастия с зависимыми словами.

- прочитайте предложение, в котором причастие имеет 1 зависимое слово.

(Выглянувшее из-за туч солнце ярко осветило поверхность моря.)

- Прочитайте предложение, в котором причастие имеет несколько зависимых слов?

(На миг выглянувшее из-за туч солнце ярко осветило поверхность моря)

- Чем отличается 2-е предложение от 3-го?

- Можно ли причастие с зависимым словом или словами назвать смысловым отрезком?

(да)

- Сделайте вывод, что же такое причастие с зависимыми словами?

(ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ)

- Сравним вывод с информацией на стр. 61. (читаем правило)

- Что же такое причастный оборот?

(причастие с зависимыми словами)

- Проверим, внимательно ли вы прочитали правило. (СЛАЙД)

- Заполните места пропусков.

ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ

ЗАВИСИМЫМ

ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ

- Молодцы.

- Посмотрите на слайд и в свои листы. Вы видите словосочетания. Данные словосочетания необходимо распределить по группам:

Причастие с определяемым словом Причастный оборот

Засеянное звездами

Падавшая на волны

Упавшие моряки

Летящие брызги

Сшитый мастером

Обеспокоенный бурей

- Поменяйтесь своими листами, проверьте вместе со мной. Оцените друг друга.

- Вспомните, как называется связь причастия с определяемым словом?

(СОГЛАСОВАНИЕ)

- СЛАЙД

- Проанализируйте схему связи определяемого слова с причастным оборотом.

- сделайте вывод, какие части речи могут выступать для причастия в роли определяемого слова, а какие - в роли зависимого?

Работа в парах.

- Просклоняйте причастия с зависимыми словами.

- Что вы заметили?

(Зависимое слово стоит в определенном падеже)

Такой тип связи называется УПРАВЛЕНИЕМ.

- Обратимся к учебнику. Прочитаем правило в рамке на стр. 61

- Что же такое управление?

- Обратимся к эпиграфу урока. Найдите в нем словосочетание со связью управление.

(поражающее непредсказуемостью)

- Назовите причастный оборот.

(поражающее своей непредсказуемостью)

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Познавательные УУД

1. Владеть разными видами чтения (изучающим, выборочным, рефлексивным).

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

3. Адекватно понимать информацию, преобразовывать её и передавать в других формах (схема, ключевые слова).

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

VII. Развитие учебно-языковых и правописных умений.


- Да, картины зала №14 поражают своей красотой. Самой известной считается картина И. Айвазовского «Девятый вал», которую художник написал в 1850 году. Древние греки считали самой гибельной волной третью, римляне - десятую. В представлениях других мореплавателей самым сокрушительным был девятый вал.

Работа в группах.

- на листах задания.

Группа №1.

- Выписать из текста словосочетания в 2 столбика:

Причастие с определяемым словом Причастный оборот

Бушующее море мчит свои суровые волны, освещенные неяркими, тревожными лучами солнца, скрытого за стеной туч. Злая стихия хочет показать свою сокрушительную силу и поднимает все выше лавины воды, переливающейся всеми цветами радуги. Страшно за людей, спасающихся на обломках мачты.

Группа №2.

- По данному началу текста составить 3-4 предложения, включив в них словосочетания из слов для справок.

Страшны валы воды во время шторма на море, но самый страшный - девятый вал, роковой, сокрушительный…

Слова для справок: бушующая стихия; обломок громадной мачты; обессиленные бурей люди; обеспокоенный капитан.

Вал- самая высокая волна

Группа №3.

С причастиями «бушующий», «тонущие», «сверкающие» составить причастные обороты для описания картины Айвазовского «Девятый вал»

- Подведем итог. Что же изобразил художник на своей картине?

(Последствия кораблекрушения; раннее утро после страшной ночи. Автор противопоставил бушующее море и спасающихся людей)

- Проверьте себя. Выпишите причастные обороты из предложений.

Моряки пытаются спастись на шлюпках, скользящих по воде. На небе появляется радуга, обещающая спасение.

- Поднимите руки те, кто правильно выполнил задание.

- Выполним небольшой тест.

- Найдите словосочетание со связью управление.

А. бушующая стихия

Б. встревоженная команда

В. Защищавших Родину

Г. за уходящим горизонтом

- Еще раз прочитайте словосочетание со связью управление. Что такое управление?

- Из данных словосочетаний назовите то, которое не совсем относится к теме «Море»

- что значит защищать Родину?

- А какое событие предстоит отпраздновать всей нашей стране через 65 дней?

(70-тие победы)

- Ребята, а кто может доказать, что это словосочетание относится к морской тематике?

- Да, молодцы. Во время ВОВ моряки, морской флот самоотверженно защищали свою Родину.

- А так как мы с вами находимся в Государственном Русском музее, то не можем не посмотреть известную картину Ал. Ал. Дейнеки «Оборона Севастополя». Гневом и ненавистью к врагам дышит эта картина; создана была в 1942 году. Художник описывает события 1941 года. 2 ноября 1941 года начались атаки внешнего рубежа обороны крепости. Сухопутных войск в городе не осталось, защита осуществлялась силами морской пехоты Черноморского флота, береговыми батареями. На картине запечатлен подвиг морских пехотинцев, отдавших свою жизнь при обороне Севастополя.

-Посмотрите на текст.

На переднем плане картины изображён матрос со связкой гранат, которую он собрался бросить в наступающих немцев.

Автор показал жертвенность русского бойца, его смелость, отвагу и любовь к родине. Такого человека нельзя сломить. Эта мысль, воплощенная в яркой образной форме, прозвучала в самый грозный год войны.

- Назовите словосочетания со связью согласование, управление.

- Вспомните, каким был основной вопрос урока?

(Как причастие связано с другими словами в словосочетании)

- так как же связано причастие с другими словами в словосочетании?

-Что же такое причастный оборот?

Познавательные УУД

1. Воспринимать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать их в процессе учебной деятельности.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

3. Преобразовывать информацию и представлять её в разных формах (текст, алгоритм).

VIII. Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности


- Молодцы. Наша экскурсия подошла к концу. Если вы все поняли, то повесьте на доску фотографию картины «Море», если вам еще над темой урока надо поработать, прикрепите фотографию картины «Девятый вал».



Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.



IX. Домашнее задание.


1 вар. Сочинение - миниатюра «Подвиг матроса» по картине «Оборона Севастополя»

2 вар. Подобрать 7 причастных оборотов, чтобы описать картину «Оборона Севастополя»




© 2010-2022