Обобщение темы Лексика в 6 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа»

Суздальского района Владимирской области











Конспект урока русского языка:

«Обобщающее повторение по теме «Лексика»

(контрольная работа для групп)

в 6 классе

1 четверть

Составитель: Романов Александр Александрович,

учитель русского языка и литературы,

высшая кв.категория





пос.Красногвардейский, 2013-14 учебный год



Урок 27. Обобщающее повторение по теме «Лексика»

Основные задачи изучения раздела - обогащение словарного запаса учащихся 6 класса, формирование умений:

  1. Определять лексическое значение слов и фразеологизмов, используя различные типы толковых словарей( в т.ч. этимологических и фразеологических);

  2. Определять, в каком значении употреблены слова и фразеологизмы в контексте;

  3. Употреблять слова и фразеологизмы в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими свойствами;

  4. Научить и закрепить навыки работы с различными видами словарей.

Воспитательная задача: закрепление навыков совместной работы по группам (каждое звено класса по системе ЧТП /чередующихся творческих поручений по А.Н.Лутошкину «Как вести за собой»/ - это группа). Таким образом, 4 звена - 4 группы - 4 варианта контрольной работы.

Цели урока: закрепление основных лингвистических понятий по изученной теме; проверка приобретенных знаний, умений, навыков. (по-старому - ЗУН)

Учащиеся должны знать:

Различие слов русского языка по сфере употребления, нормы употребления диалектных, профессиональных, заимствованных, устаревших, новых слов, фразеологизмов в русском языке и их роли в обогащении в речи.

Учащиеся должны уметь:

Пользоваться и самостоятельно находить слова и фразеологизмы, используя необходимые словари.

Оборудование урока: словари - школьный толковый, Ожегова, Даля, этимологический, синонимов, омонимов, антонимов, фразеологизмов, «крылатых слов».

ХОД УРОКА

  1. Орг.момент. Объявление целей и задач урока. Разъяснение работы в группах.

  2. Выдача вариантов работы с сопутствующим комментированием.

  3. Практическое выполнение урока (до конца урока).

  4. Рефлексия, оценивание.

  5. Домашнее задание (по необходимости).




1 вариант.

  1. Дать определение: что такое лексика? Какие слова называются синонимами?

  2. Используя школьный толковый словарь, дайте определение слов: РЕФОРМА, АККОРД.

  3. Приведите примеры 3-5 профессиональных слов.

  4. Определите по этимологическому словарю историю заимствованных слов по плану:

- из какого языка пришло?

- с какого времени используется?

- точный, «дословный» перевод данных слов:

ТАЛОН, ФОРТЕПЬЯНО, РЫНОК, РОБОТ, ПЕНСНЕ

  1. Определите слово по его лексическому значению:

- цвет военной формы

- часть слова без окончания

- краски, замешанные на воде

6. Замените фразеологизмы синонимами:

- подлить масла в огонь -

- играть первую скрипку -

- явиться как снег на голову -

7. Выпишите слова, употребленные в переносном значении:

Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красоте. (К.М.Пауствский)

8. Выпишите синонимы из предложения:

Кругом, покорив всё своей темнотой, наполнив покоем и тишиной, царила ночь.

9. Найдите «четвертое лишнее»

ОБУВЬ: кеды, ботфорты, кроссовки, туфли.

10. Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике:

выя

глаголет

живот

ланиты

перст

брадобрей

парикмахер

щёки

жизнь

шея

говорит

палец

11. Приведите как можно больше примеров с данным иноязычным корнем АКВА-

2 вариант.

  1. Дать определение: что такое лексикон? Какие слова называются омонимами?

  2. Используя школьный толковый словарь, дайте определение слов: ОКТАВА, КОМИТЕТ.

  3. Приведите примеры 3-5 устаревших слов.

  4. Определите по этимологическому словарю историю заимствованных слов по плану:

- из какого языка пришло?

- с какого времени используется?

- точный, «дословный» перевод данных слов:

СЮРПРИЗ, ПЕЙЗАЖ, ПЕНСИЯ, ЮМОР, ТАБЛЕТКА

  1. Определите слово по его лексическому значению:

- красная строка, отступ в начале строки -

- описание жизни -

- устройство для дыхания человека под водой -

6. Замените фразеологизмы синонимами:

- заморить червячка -

- моя лебединая песня -

- жизнь бьет ключом -

7. Выпишите слова, употребленные в переносном значении:

В саду горит костер рябины красной.

Ходят волны по реке, жёлтые, тяжёлые, свинцовые.

8. Выпишите синонимы из предложения:

Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски, чувство бесконечной жалости охватывало его маленькое сердце.

9. Найдите «четвертое лишнее»

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ: шашки, домино, бирюльки, шахматы 10. Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике:

десница

баталия

чело

ланиты

перст

брадобрей

парикмахер

щёки

лоб

битва

рука

палец

11. Приведите как можно больше примеров с данным иноязычным корнем БИО-

3 вариант.

  1. Дать определение: что такое лексикология? Какие слова называются антонимами?

  2. Используя школьный толковый словарь, дайте определение слов: ОРДЕН, ГАММА.

  3. Приведите примеры 3-5 диалектных слов.

  4. Определите по этимологическому словарю историю заимствованных слов по плану:

- из какого языка пришло?

- с какого времени используется?

- точный, «дословный» перевод данных слов:

ШУРУП, ПАРК, ПАСТИЛА, ЭКРАН, РЫЦАРЬ

  1. Определите слово по его лексическому значению:

- дословная выдержка из какого-нибудь текста -

- знаки для обозначения звуков -

- раздел науки о языке, изучающий части речи -

6. Замените фразеологизмы синонимами:

- подстричься под ноль -

- уйти в свою скорлупу -

- беречь как зеницу ока -

7. Выпишите слова, употребленные в переносном значении:

Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красоте. (К.М.Пауствский)

8. Выпишите синонимы из предложения:

Кругом, покорив всё своей темнотой, наполнив покоем и тишиной, царила ночь.

9. Найдите «четвертое лишнее»

ОДЕЖДА: пальто, плащ, кафтан, шуба

10. Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике:

очи

уста

рамена

долонь

живот

выя

шея

жизнь

губы

плечи

глаза

ладонь

11. Приведите как можно больше примеров с данным иноязычным корнем ГЕО-

4 вариант.

  1. Дать определение: что такое этимология? Какие слова называются многозначными?

  2. Используя школьный толковый словарь, дайте определение слов: ФИЛОЛОГ, ПЕСТ

  3. Приведите примеры 3-5 новых слов.

  4. Определите по этимологическому словарю историю заимствованных слов по плану:

- из какого языка пришло?

- с какого времени используется?

- точный, «дословный» перевод данных слов:

РАДИО, ПЮРЕ, ФРИКАДЕЛЬКА, ХАРАКИРИ, ХАОС

  1. Определите слово по его лексическому значению:

- очень большой по размеру -

- заранее намеченный путь следования -

- художник, рисующий животных -

6. Замените фразеологизмы синонимами:

- ухом не ведет -

- кричать на всю ивановскую -

- лапшу на уши вешать -

7. Выпишите слова, употребленные в переносном значении:

В саду горит костер рябины красной.

Ходят волны по реке, желтые, тяжелые, свинцовые.

8. Выпишите синонимы из предложения:

Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски, чувство бесконечной жалости охватило его маленькое сердце.

9. Найдите «четвертое лишнее»

ВОИНСКИЕ ЗВАНИЯ: сержант, майор, хорунжий, лейтенант

10. Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике:

очи

баталия

глаголет

уста

рамена

долонь

губы

ладонь

глаза

говорит

битва

плечи

11. Приведите как можно больше примеров с данным иноязычным корнем ТЕЛЕ-

Литература:

  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык. 6 класс. Учебник. М.: 2011

  2. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов, М.: П, 2012

  3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка, М.: Эксмо, 2011

  4. Евгеньев А.П. Словарь русского языка в 4-х томах, М.: Русский язык, 1981

  5. Зеркальная Т. Словарь синонимов, антонимов и омонимов, М.: Эксмо, 2009

  6. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка, М.: П, 2009

  7. Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка, Ростов-на-Дону, Феникс, 1995

  8. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка, М.: П, 1981

  9. Лутошкин Н.П. Как вести за собой, М.: П, 1986

  10. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка, М.: П, 2009

  11. Одинцов В. Иванов В. Школьный словарь иностранных слов, М.: П, 2010

  12. Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь, М.: П, 1988

  13. Скляревская Т.Н., Ваулина Е.Ю. Толковый словарь русского языка начала XXI века, М.: Эксмо, 2007

  14. Тихонов А.П. Школьный словообразовательный словарь русского языка, М.: П, 1991

  15. Томашевская Н. Фразеологический словарь русского языка, М.: Эксмо, 2009

  16. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов, М.: Дрофа, 2004

© 2010-2022