- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внеклассное мероприятие по русскому языку «Словарь-мой добрый помощник»
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Словарь-мой добрый помощник»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Адилова А.А. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
СШ № 19
Внеклассное мероприятие
«Словарь-мой добрый помощник»
Класс: 7б
Учитель Адилова А.А.
Проблема : Развитие культуры устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка.
Цели мероприятия:- раскрытие богатства русского языка;
- расширение кругозора;
Задачи: - привитие интереса к предмету;
- воспитание потребности изучать русский язык;
- развитие речи учащихся .
Оформление :заголовок ;
книжная выставка;
плакаты;
цитаты.
Оборудование: интерактивная доска; слайды, карточки- задания, красочные обложки для словарей.
Литература:
1.Сергеев В.Н.Словари - наши друзья и помощники.- М., 1988.
2, Успенский Л.В. Слово о словах. - Л., 1982.
3. Шанский Н.М. В мире слов. - 3 -е изд.- М., 1985.
4. Канн М.Н. Русский язык: Путешествие в мир лексики. - М., 1991.
5. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. -М., 1990.
6. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку.- М.,1995.
7. Баев П.М. Играем на уроках русского языка. - М.,1999.
8. Фразеологический словарь русского языка. Под ред. А.И.Молоткова.- СПб,1998.
9. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. - М.,1995.
10. Крысин Я.П. Иноязычные слова в современном русском языке. - М., 1988.
Ход мероприятия.
1.Вступительное слово учителя.
2.Основная часть.
Ведущий./ Тулегенов Толеби/ :
Дорогие ребята! Я приглашаю вас поближе познакомиться и подружиться с замечательными словарями русского языка.
Ученик и ученица./Замятин Женя и Утешева Асем/ - по очереди произносят по одному из слов в алфавитном порядке:
Азбука. Бочка Диогена. Грамота. Вавилонское столпотворение. Дамоклов меч. Надежда. Огонь. Победа. Рацион. Футбол. Хоромы. Ястреб.
Ведущий /Толеби/:
Названия всего , что есть в мире, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке». Ребята, а какие словари русского языка вам известны? К каким из них мы обращаемся чаще всего?
Сейчас наши ребята выступят в роли словарей и расскажут от их имени о начале своего рабочего дня. Ваша задача: определить, какой словарь находится перед нами и какую обложку он должен надеть.
Фразеологический словарь/ Замятин Ж./ - Я сегодня встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и Яна всех парусах помчался к речке. От ледяной воды у меня побежали мурашки, но я сгорем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали такой волчий аппетит, что у меня потекли слюнки. Какой словарь я представляю?
/после того, как ребята определили название словаря, ведущий говорит : «Правильно» и надевает на ученика обложку фразеологического словаря./
Словарь иностранных слов /Сисенов Шерхан/ :В ресторане на завтрак мне предложили разнообразное меню: биточки, тефтели, фрикадельки, винегрет, спагетти, чай , какао. Но я съел только бутерброд, сардельку, салат из помидоров, кусочек торта «Наполеон» и выпил чашку кофе с сахаром. Так какой я словарь?
/ действия ведущего/
Толковый словарь/ Тактамусов Тамерлан/: А я с утра отправился в дальнюю дорогу. Пока шел, придумал вот такие строчки:
Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога».
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной в тучах,
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами...
К каким словарям я отношусь?
/действия ведущего/
Словарь синонимов / Песоцкий Саша/ : Да , ничего не скажешь, замысловатые слова... И вообще, дружище, ты такой умный, толковый, все значения всех слов знаешь. Я даже начинаю тебя побаиваться, опасаться, пугаться, робеть перед тобой, трусить, страшиться, трепетать, дрожать от страха...Каким словарем я называюсь?
/действия ведущего/
Орфографический словарь /Кеншимбаев Айбат/:А я хотел бы вам рассказать такие стишки:
Если есть все время торты,
Не малы ли станут шорты?
Там на улице заторы,
Там волнуются шоферы.
Загляну-ка я под ель :
Не растет ли там щавель?
То есть, ребята, я точно знаю , где нужно ставить ударения : торты,шоферы, щавель, пуловер, договоры. И знаю, как правильно слова пишутся. Так какой я словарь?
Ведущий /Толеби/:
А теперь, чтобы подружиться с нашими гостями, нам нужно познакомиться с ними поближе,узнать, какие они тайны скрывают, ответить на их вопросы, разгадать загадки, которые приготовили словари.
Толковый словарь/Тамерлан/:Мое задание легко выполнить, если знать омонимы.
Какое слово в зависимости от значения может относиться к руке, винограду, скатерти, живописи?
Какой глагол в различных значениях может переносить действие на мяч, тесто, стальные листы, валенки?
Что можно собрать без помощи рук?
Она есть у человека, животного, плодов растений; она может быть гусиной и чертовой; в нее советуют влезть, чтобы узнать , каково другому; из нее вылезают, стараясь угодить кому-либо. О чем идет речь?
Словарь синонимов/Саша/Слова , которые живут во мне, обогащают речь, делают ее ярче, выразительнее, разнообразнее. Знание синонимов необходимо для того, чтобы уметь выразить свою мысль наиболее точно. А теперь мои загадки:
-
Я- синоним осьминога,
А без С - в метле нас много.
2.Я - то же, что и ураган,
Но только гость восточных стран,
На море я гроза для шхун,
А называюсь я ...
3. Простое слово «промежуток» :
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Мы называем все ...
На время что-то прекратив,
Мы объявляем ...
В борьбе, в труде устали слишком-
Дают уставшим ...
После урока непременно
Нужна ребятам ...
Какие синонимы здесь прозвучали?
Словарь иностранных слов/Шерхан/: Во мне живет более 20 тысяч слов. Ребята, а как узнать иностранные слова?
Определите , какие слова здесь прячутся, из какого языка они были заимствованы.
Учреждение, занимающееся собиранием и хранением редких памятников истории, искусства.
Флаг на военном судне.
Мягкая подстилка для лежания, спанья.
Мягкая мебель для лежания и сидения.
Денежная или другая награда за успехи в чем-либо.
Водомет, украшающий городской ландшафт.
Фразеологический словарь/Женя/: Во мне даны толкования значений устойчивых словосочетаний, различные формы употребления фразеологизмов, их синонимы, антонимы, происхождение. Вот мои загадки - фразеологизмы.
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; еще на них вешают лапшу.
Его задирают зазнайки: его вешают, приходя в уныние; его всюду суют , вмешиваясь не в свое дело.
Он в голове у несерьезного человека: его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги , после этого он свистит в карманах .
Орфографический словарь/ Айбат/: Для выполнения моего задания приглашаю к доске двух учеников . Задание 1.
Расставьте ударение в следующих словах : торты, комбайнер, звонит, звонят, позвонишь, начал, начала, начало, начали, начался, партер, красивее, черпая, мельком, баловать,средства
Задание 2. Вставить пропущенные буквы.
Ране...ый боец - изране...ый солдат; сея...ая мука - посея...ое зерно; коше...ый клевер- некоше...ый клевер; пр...стиж; пр...зидент; пр...в...легия; а...оциация; диску...ия, апл...дисменты
Ученица /Асем/ Я тоже хочу предложить ребятам следующие задания:
Какое слово имеет корень такой же , как в слове сказка, суффикс такой же, как в слове извозчик, приставку ту же, что и в слове расход?
Замените заимствованные слова близкими по значению:
Коммюнике, компромисс, оккупация, кросс, трасса
Ведущий/Толеби/Вот и подходит к концу наше мероприятие. Ребята, пользуйтесь словарями русского языка, они помогут сделать вашу речь богатой, выразительной, меткой.
Не забывай на праведном пути то,
Что старик Марк Твен сказал когда-то:
Ты должен слово нужное найти,
А не его троюродного брата.