Урок русского языка Порядок слов. Интонация

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Тугнуйская средняя общеобразовательная школа»










РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ:

«Порядок слов. Интонация»












Выполнил: учитель русского языка и литературы

Чимитдоржиева Марина Заятовна









Тугнуй 2014-2015 учебный год

Урок 17

Дата: 29.10.2014.

Тема урока: Порядок слов. Интонация.

Цель урока: организация продуктивной деятельности для достижения учащимися

следующих результатов:

Личностные:

а) способность обучающихся к саморазвитию и самопознанию за счет самостоятельных открытий и наблюдений, т. е. с использованием элементов исследовательской деятельности;

б) сформировать коммуникативные умения вследствие работы в парах, в группах;

в) овладеть опытом грамотного использования средств языка при изложении устного и письменного материала, умения аргументировать, приводить примеры, сравнивать, анализировать;

г) умение контролировать процесс и результат деятельности (в частности, за счет рефлексии).

2. Метапредметные:

а) осознанное владение понятиями, классификацией, умение сделать вывод;

б) учебные компетентности в области использования ЭОР;

в) размышления о том, что нужно знать о порядке слов и об интонации, уметь правильно использовать интонацию в речи, в зависимости от необходимости и значении поставленной цели говорящего в различных видах деятельности, знать - что говорить, как говорить, с какой целью говорить;

г) умение проводить линию связи с литературой, жизнью;

д) применение здоровьесберегающих технологий (физкультминутка).

3. Предметные:

а) владеть базовым понятийным аппаратом по теме;

б) систематизировать знания;

в) дать представление о прямом порядке слов и об интонации.

  1. Задачи урока:

-обучающие: дать представление о порядке слов и об интонации, учить использовать понятия на практике;

- развивающие: повторить понятия «предложение»; отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки;

- воспитательные: развивать культуру речи; воспитывать уважение к родному языку.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Объявление темы урока. Определение задач урока.

II. Терминологическая разминка.

1) Что такое предложение?

2) Предложение, в котором только главные члены предложения, называется …

3) Перечислите второстепенные члены предложения.

4) Дайте определение подлежащему.

5) Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы как, где, куда, каким образом и обозначает время, образ действия, место действия, называется ….

III. Синтаксическая пятиминутка.

Мать любит дочь. - 1 ряд

На заседании было тридцать человек. - 2 ряд

Разбор предложений по членам, характеристика предложений.

IV. Актуализация знаний.

- Предлагаю вам вспомнить ранее изученное и решить пример. На какое математическое правило приведены примеры? (от перемены мест слагаемых сумма не меняется).

- Скажите, пожалуйста, как данное математическое правило можно применить в русском языке, например, к нашим записанным предложениям? (предложения на листочка вывешивается )

- Выполните данные действия. Что вы заметили?

- Как можем определить данное грамматическое явление?

V. Объяснение новой темы.

- Правильно, мы имеем дело с примерами на грамматическое явление - порядок слов. Я даю возможность узнать об этом явлении чуть больше, чем мы узнали. Как всегда, необходимо прослушать и оформить свои записи.

Прослушивание видеоурока И.Котляника «Порядок слова. Интонация».

VI. Закрепление темы. Работа с синтаксическим наборным полотном.

- Что мы с вами узнали?

Оформите мне с помощью графических символов прямой порядок.

- А что такое инверсия? Как её можно показать с помощью условных графических символов?

VII. Практикум.

• Упр. 77 (устно).

Выводы: в русском языке порядок слов зависит от того, что хочет подчеркнуть автор, от ситуации, от смысловых отношений между предложения ми в тексте.

упр. 78 (по заданию).

Выводы: смысловые опенки в предложениях зависят от порядка слов и от интонации.

VIII. Физкультминутка.

§ 15. Чтение параграфа (раздел интонационные средства). Обсуждение.

• Внимательно рассмотрите схему, показывающую интонационные средства нашей речи. Назовите их (...).

• Прочитайте определение слова «интонация», назовите функцию интонации (пауза, темп, логическое ударение, изменение тона, изменение громкости).

• Прочитайте определение слова «пауза».

• Попробуйте прочитать вслух записанные на доске предложения с интонационными паузами, логическим ударением и нужным тоном и тембром голоса (ученики читают, учитель корректирует).

1) У сильного всегда бессильный виноват.

2) Казнить нельзя помиловать.

3) И каждый, защищавший Ленинград, вложивший руку в пламенные раны, не просто горожанин, а солдат, по мужеству подобный ветерану. (О. Берггольц)

• Упр. 79 (устно), упр. 80 (устно), упр. 81 (устно).

• Чтение теоретического материала на стр. 42, обсуждение.

(Ученики делают вывод вместе с учителем о важности применения логического ударения в устной речи, осознанном использовании пауз.)

IX. Рефлексия.

X. Сообщение домашнего задания: § 14, 15, упр. 83 (по заданию).



© 2010-2022