Новейшая российская поэзия-обзор-реферат

       « Вы знаете, жизнь представляется мне скрипучей пластинкой. Но одни слышат только скрхудожественных языков. Литературное пространство расширялось и усложнялось по нарастающей.  Молодая русская поэзия 1990-х отличается исключительным разнообразием художественных языков .Обзор- реферат – попытка представить пеструю картину, сложившуюся в поэтическом поколении  конца 20- начала 21 века,  многосторонний взгляд на радикальные изменения, происшедшие в русской поэзии за последние  десятилетия. В...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

35

« Вы знаете, жизнь представляется мне скрипучей пластинкой. Но одни слышат только скрип, а другие умудряются сквозь скрип расслышать музыку».

Г.С. Померанц (философ, культуролог)

Реферат- обзор


Вступление.



Молодая русская поэзия 1990-х отличается исключительным разнообразием художественных языков . Реферат - попытка представить пеструю картину, сложившуюся в поэтическом поколении конца 20- начала 21 века, многосторонний взгляд на радикальные изменения, происшедшие в русской поэзии за последние десятилетия. В 1990 годы русская поэзия принципиально обновилась. У нового поколения поэтов новые принципы отношения с традицией и собственная постановка эстетических проблем.1 Мне хотелось заострить внимание на том, что поэзия этого поколения требует медленного вчитывания и погружения.

Развитие этого поколения пока не стало предметом особого анализа и материал рассеян по различным источникам. В реферате использованы материалы газет, журналов, Интернет, а также сборников.

Блатной жаргон, ненормативная лексика, бред наркомана, зацикленность на собственных переживаниях с одной стороны. Мудрость, абсолютная чистота, прозрачный, лишенный вульгарности язык, сострадание людям, бедным, незащищенным, независимо от того, к какому поколению они относятся, - это тоже современная молодая литература. « Та, что с левой стороны, святая мышца в человеке» ( Б. Окуджава) работает у них нормально. Замечательно, что все они разные. Бессмысленно искать в молодой литературе какое - то ведущее течение «майнстрим». Их разноголосица - самое убедительное свидетельсьво тому, что истекшие десятилетия не прошли даром. Сквозь скрип и скрежет слышится музыка их текстов. На поле культуры выступают новые действующие лица и исполнители.

Пищущих молодых людей очень много, тысячи, разбросанных по нашей стране - это говорит о многом. Международный фонд «Поколение» учредил Независимую литературную премию « Дебют» и помогает начинающим авторам с публикациями, этим реализуют один из важнейших национальных проектов.


Основная часть.


Контурная карта молодой поэзии.


Поколение- точнее несколько сближенных поколений - поэтов, дебютировавших в последние десятилетия можно назвать « поколением Вавилона». Так же называется самое известное объединение поэтов этой эпохи, созданное в 1989 г. Было много других , от эстетически крайне радикальных до принципиально консервативных. «Вавилоном» можно было назвать общую ситуацию в российской литературе. Однако эту атмосферу не стоит понимать буквально: в отличие от истории со строительством циклопической башни, новое смешение языков возникло не в результате распада единого целого, а напротив, а потому что в равном положении оказались художественные языки, равные по своему происхождению. Одни пришли из советской литературы, другие из самиздата , третьи- возникли из пестрой ситуации времен перестройки. С начала 1990-х в Москве и других городах литературные клубы и салоны стали ведущей формой организации нового литературного сообщества. Значительное влияние оказала газета «Гуманитарный фонд». Началось издание литературы андеграунда, самиздата, Руслана Элинина. Литературно- художественный фестиваль

« Боспорский форум современной культуры» также оказал большое влияние. Возникает ощущение хаотичности и маргинальности всей современной поэзии. Но это следствие ее бурного роста , при котором многое с трудом поддается определению и систематизации. Карта современной поэзии пестра ее ландшафт меняется на глазах. ( Журналы и альманахи: Авторник, Вавилон, РИСК, Соло, Книжные серии изд-ва « Пушкинский дом»,Книжное приложение к «Митиному журналу», «Ex leonem»,серия«Библиотека молодой литературы», «Тридцатилетние», «Книги из сети», и мн. др.)

В современной поэзии стоит говорить не о направлениях, а скорее о взаимодействующих тенденциях. Современная русская поэзия, особенно молодая, оценивается как замкнутая, «тусовочная», маргинальная, разрушающая традиционную эстетику. Однако, поэзия Серебряного века столь ценимая ныне, также воспринималась современниками как поэзия узкого богемного круга. Любимцами многих читателей 1900-1910-х годов были М.Горький, В.Вересаев, И. Гриневицкая и вовсе не Андрей Белый, Ф. Соллогуб или даже Блок.2 Сегодняшнее положение, когда современную поэзию надо объяснять, доводить до понимания даже образованных читателей - не уникально. Серебряный век казался современникам упадком, но был расцветом. Мы живем во времена нового расцвета поэзии, которая решает художественные вопросы и вопросы существования (экзистенциальные), а не социально- политические задачи. Интенсивное развитие русской поэзии продолжается, как указывают авторы3 , с конца 1950-х годов и по сей день.

Доводилось сталкиваться с утверждениями, что для появления нового поколения в культуре необходимы исторические катаклизмы и ощущение общей вовлеченности в них. А на долю молодежи 1990-х выпала- де довольно комфортная и в то же время эгоистическая, разобщенная жизнь, потому о «новом поколении» говорить не приходится. Полагаю, что исторических катаклизмов на долю современной молодежи более, чем достаточно.

Рожденные на переломе.


Рожденные на переломе, так можно назвать новое поколение поэтов. Бывают поколения короткие и длинные. Все зависит от интенсивности и глубины происходящих в жизни перемен. Рожденных в 1985 можно отнести к плодам перестройки. Вся их сознательная жизнь складывалась в атмосфере всеобщего смятения умов, моральной растерянности, а подчас и стремительной деградации окружающих их взрослых людей. Что касается природы их творчества, то ее , как не покажется странным, нам подсказал сам Ф.М. Достоевский. « Чтобы писать настоящее, надо страдать». Чем-чем, а этим непременным условием творчества в нашем отечестве наделили их

( молодых) сверх меры.

Существует устойчивый миф о якобы полной социально- политическом безразличии подавляющей части молодого поколения. К борьбе за дело ни одной партии они не готовы. Но это не говорит о том, что молодые люди не переживают глубоко и не испытывают боль от неурядицы окружающей жизни.

Начинающие литераторы - именно та часть юношества, что наиболее склонна к глубокой рефлексии, не закрылась броней « пофигизма» способна внятно выразить в слове свое мироощущение

Кроме того, для того, чтобы образовалось поколение. не обязательна

« всеобщая мобилизация». Среди молодежи и у нас в стране и в других странах мира возникли представления о том, что строить жизнь по проектам и сценариям, доставшимся в наследство от предыдущих поколений, уже невозможно, и что нужны новые принципы отношения к миру и искусству.

« Новые волны» возникли в различных странах мира- и принесли с собой новые виды искусства и радикальные изменения- поп- арт, видео- арт, _eality-shows, которые размыли грань между интимным и публичным, новая электронная музыка, субкультуры, основанные на общении в Интернете, визуальная поэзия - все это не только мода, но и свидетельство меняющихся отношений с миром у людей. Просто началась новая эпоха. Поколение 90-х-это условное название, некоторые авторы стали известны гораздо раньше

( В.Кривулин, Г. Сапгир и др.), именно в 90-е - Е. Фанайлова, А.Скидан, И. Вишневецкий, В.Павлова, М.Нилин и др.

Среди множества направлений поэзии можно выделить четыре основных: ироническое, концептуальное, неоавангардное, неоклассическое.

Иронизм

Иронисты объединились вокруг московского неформального клуба «Поэзия» ( Ю.Абов, Е.Бунимович, В. Друк, А. Еременко, И. Иртенев, Н. Искренко, В. Коркия). Иронизм называют «поэзией потерянного поколения», которое обратило на свое прошлое иронический пафос. Для иронизма не свойственна абсолютная ирония, когда человечество подвергается осмеянию человеческого существования в целом, высмеивается определенный человеческий тип « Совок». Им близко творчество М.Ю. Лермонтова с его настроением глубокого разочарования, которое оказалось созвучным поэтам- иронистам, их поэзии «разбитых корыт». Лермонтовские цитаты очень часты в стихах иронистов:

А жизнь,

как посмотришь

с холодным вниманьем вокруг,-

такой вытрезвитель

( Владимир Друк)

Посмотришь с вниманьем вокруг

Не то, чтоб холодным, но все же,

Перо выпадает из рук,

Мороз продирает по коже.

( Игорь Иртенев)

Общей чертой , объединяющей итронизм с другими новейшими поэтическими течениями, является использование «чужого слова». Иронисты вводят в свой текст и прямые цииаты.:

Выхожу один я на дорогу

В старомодном ветхом шушуне,

Ночь тиха, пустыня внемлет Богу,

Впрочем, речь пойдет не обо мне…

Кончался век, XX век,

Мело, мело во все пределы,

Что характерно, падал снег,

Причем, что интересно, белый…

( И. Иртеньев)

Игра чужими словами, да и просто игра словами( «Граждане СССР имеют право на труп» Н. Искренко) не является целю иронистов . Главное - четкая гражданская позиция, открытая публицистичность.

Освобожденная странав

вздохнув развалится на части

но кто-то соберет запчасти

и вспомнит наши имена.

(В. Друк)

Творчество П. Барсковой и поэтов, близких ей по творчеству: Всеволода Зельченко, Александроа Куляхтина, Тимофея Животовского , а также автора песенных стихов Псоя Короленко и ритуально- шутовской ( трикстерной) поэзии Шиша Брянского, дает возможность увидеть появление новых типов иронии и сатиры в поэзии поколения 90-х- начала 21 века. В поэзии 80-х ироническое начало имело очень большое значение - в диапазоне от Александра Еременко, до раннего Владимира Строчкова.

Концептуальная поэзия -


это широкое напрвление в новейшей поэзии, оно включает в себя по меньшей мере три течения: соц-арт, концептуализм (московский романтический), минимализм

Концептуализм. Что это ?4

Возникновение концептуализма можно датировать только приблизительно: в конце 70-х годов на квартире московского врача А. Чачко собирались молодью люди - не только поэты, но и художники, искусствоведы, философы. Из поэтов выделились Дмитрий Пригов (р. 1940) и Лев Рубинштейн (р. 1947). Позже к школе концептуалистов примкнули поэт Всеволод Некрасов (р. 1934), прозаик Владимир Сорокин (р. 1955) и другие.

Понятие «концепт» означает для концептуалистов то, что мы называем «клише», то есть избитые, затертые словосочетания типа «навстречу жизни», «борьба за мир», «в свете решений» и т. п.

Лев Рубинштейн (по профессии библиотекарь) свои стихи издает на карточках, которые он перебирает во время чтения. На Всеволода Некрасова повлияла европейская «конкретная поэзия», где стихи говорят не только семантикой, но и своим графическим видом: причудливым расположением слов на странице, повторами отдельных слов и т. д.

Концептуализм потому так органически вошел в пространство нашей культуры, что оно было переполнено кочующими «идеями» - настолько несоединимыми ни с какой художественностью, что сами они уже стали восприниматься как своего рода «художества», как жанр особого искусства порождения «идей». «Молодым везде у нас дорога», «счастье грядущих поколений», «мы рождены, чтоб сказку сделать былью», «если партия прикажет, комсомол ответит: есть».

. Соцреализм в изобилии создавал неполноценные образы, иллюстративные по отношению к сверхценным идеям. Концептуализм обнаруживает неполноценность самих идей - и воссоздает их в художественно полноценных образах. Концепт - оборотная сторона «идеала». Концептуализм доставляет нам такое удовольствие - смеясь, расставаясь с пугалом нашего воображения, удостоверившись, что это не «люди будущего», а только витринные образцы, на которые покупателю никак не хочется быть похожим .

Концептуализм - это критика не столько определенной идеологии, сколько идеологизма вообще. Концептуализм не спорит с зажигательными идеями, а раздувает их до такой степени, что они сами гаснут. В этом смысле он есть продолжение и преодоление всей утопически-идейной традиции русской культуры, двоякое ее отражение: повтор - и отбив, воспроизведение - и отбрасывание. Современный концептуализм - хитроумное оружие Персея в борьбе с Медузой Горгоной, этим мифологическим чудовищем нашей эпохи, которое, как и подобает утопии, уносится на своих волшебных крыльях ввысь и вдаль, но встречным оцепеняющим взглядом превращает в камень все живое. Любое оружие было бессильно против Медузы, которая поражала своих противников, так сказать, «идейно» - взглядом, настигающим на расстоянии; и тот, кто по старинке бросался на нее с мечом, вдруг застывал как вкопанный и становился ее легкой добычей. Выход был только один: взглянуть не прямо на чудовище, а приблизиться к нему, глядя на его отражение. Персей победил Медузу, потому что смотрел на нее в блестящую поверхность своего щита. Не разящий меч, но отражающий щит - вот надежное оружие и против горгон XX века: удваивать могучего противника и побеждать чарами его собственного отображения. Таким зеркалом-щитом, повторяющим черта в черту все повадки противника-близнеца, и становится концептуализм в отношении к «непобедимой» идеологии.

Итак, концептуализм устраняет из поэзии лирического героя, текст строится на игре с готовыми , сложившимися в прошлую эпоху идеологическими штампами. Нет направления, определение которого было бы более туманным, чем определение концептуализма. В концептуптуализме можно выделить направление соц-арт.






Соц- арт

-это художественный способ разрушения культуры социалистического реализма путем ее концептуального осмысления. Это прежде всего отмечено в творчестве Т. Кибирова, Д. Пригова, В. Сорокина).Это способ опровержения культуры социалистического реализма путем разложения этой культуры на составляющие ее элементы-«кирпичики»- политические лозунги, культурные мифы, разговорные клише советской эпохи или концепты.

Так, в стихах Дмитрия Пригова среди идей, включенных в концептуальную игру, - «полная и окончательная победа» (название одноименного сборника) или образцовый город будущего, рассылающий с семи холмов свет народам (сборник «Москва и москвичи»). Кстати, использование примелькавшихся заглавий -тоже одна из черт этой поэтики, отбирающей в свое пользование именно то, что уже побывало в руках у других и несет печать этой чужести, цитатности, захватанности.

Я всю жизнь свою провел в мытье посуды

И в сложении возвышенных стихов

Мудрость жизненная вся моя отсюда

Оттого и нрав мой тверд и несуров

Вот течет вода - ее я постигаю

За окном внизу - народ и власть

Что не нравится - я просто отменяю

А что нравится - оно вокруг и есть

Пригов окончил Строгановское высшее художественно-промышленное училище как скульптор. Участник множества выставок, опубликовал более десятка книг стихов, три книги прозы и эссеистики. Умер в 2007 г.

МИЛИЦАНЕР 5

Когда здесь на посту стоит Милицанер

Ему до Внукова простор весь открывается

На Запад и Восток глядит Милицанер

И пустота за ними открывается

И центр, где стоит Милицанер -

Взгляд на него отвсюду открывается

Отвсюду виден Милиционер

С Востока виден Милиционер

И с Юга виден Милиционер

И с моря виден Милиционер

И с неба виден Милиционер

И с-под земли...

Да он и не скрывается.


# # #

Милицанер гуляет строгий

По рации своей притом

Переговаривается он

Не знаю с кем - наверно, с Богом

И голос вправду неземной

Звучит из рации небесной:

О ты, Милицанер прекрасный!

Будь прям и вечно молодой

Как кипарис цветущий

Приговские милиционеры и пожарники были в реальной жизни почти культовыми фигурами. Дмитрий Александрович Пригов был одним из тех, кто увидел, что в советском мире исчезла граница между посюсторонним и потусторонним, между знаком и физической реальностью. Что здесь абсолют присутствует непосредственно, не на далеком небе, а в центре Москвы в виде Милицанера. Что здесь, на этом пространстве, живые люди напрямую взаимодействуют с идолами, призраками и знаками. <…> И самым новым и важным в его ранних соцартовских текстах, которые все и помнят, - «Выходит слесарь в зимний двор» или «Килограмм салата рыбного» - было то, что живым, интонированным голосом заговорило особое существо, живущее в прямом контакте с абсолютом, а в последней - укороченной, прерывающей говорение - строке слышался голос самого абсолюта.

Московский концептуализм

Впервые словосочетание "московский романтический концептуализм" появилось в 1979 году на страницах парижского журнала "А-Я" в статье Б. Гройса, которая, собственно говоря, так и называлась: "Московский романтический концептуализм". Московский концептуализм Гройс описывает следующим образом: «Романтический, мечтательный и психологизирующий вариант международного концептуального искусства 60 - 70-х годов.»6А Лев Рубинштейн характеризует московский (и вообще русский) концептуализм как нечто, по идее, невозможное, однако все же каким-то образом существующее.

Лев Рубинштейн - одна из заметных фигур мосмосковского концептуализма.

Лев Семёнович Рубинштейн (19 февраля 1947, Москва) - российский поэт, литературный критик, публицист и эссеист.

Закончил филологический факультет Московского государственного педагогического института, долгое время работал библиотекарем. Литературой занимается с конца 1960-х годов; примкнул к направлению минимализма. Под влиянием работы с библиотечными карточками, с середины 1970-х годов создал собственный жанр, возникший на границе вербальных, изобразительных и перформативных искусств - жанр «картотеки».

Участник многих поэтических и музыкальных фестивалей, художественных выставок и акций. Первые публикации (по-русски и в переводах) появились на Западе в конце 1970-х годов. Первые публикации в России - с конца 1980-х. Тексты переведены на основные европейские языки. В 1994 году был стипендиатом DAAD в Берлине. Лауреат премии им. Андрея Белого (1999 год). Бывший обозреватель «Итогов» и «Еженедельного журнала». Колумнист Стенгазеты.нет и Граней.ру. Рубинштейн- библиотекарь по профессии и свои произведения записывает на карточках. Время, которое затрачивается на их переворачивание, создает паузу. Рубинштейн - хорошо "раскрученный" автор, но то, что он делает, это скорее не поэзия, а эстрада, Рубинштейн интересен, пока сам читает свои карточки, но как книгу его тексты рассматривать невозможно.

Иногда картотека Рубинштейна принимала вид оглавления поэтического сборника. Например, текст «Появление героя» (1986) представляет собой строчки четырехстопного ямба типа «Ну что я вам могу сказать?», «А можно прямо через двор», «Какой-то мрачный, вечно злой», «Двенадцать? За ночь? Брось болтать!» и т. д.

В любом случае любой текст на любой карточке легко может быть продолжен, глава, представленная одним названием, может быть написана, стихотворение, подчас состоящее из одной строчки, легко может быть закончено. Рубинштейн дает код текста в виде его характерного образа, этот код достаточно просто идентифицируется, стиль угадывается, потому как карточка и представляет собой образец стиля. Не только читатель легко может закончить стихотворение, дописать главу, сегодня существуют компьютерные программы, уже способные писать стихи по предложенному стилю, - Рубинштейн как бы предвосхитил появление компьютерной поэзии, когда о персональных компьютерах не было и речи.

Минимализм 7

Эстетика малых форм, вообще малого, существовала всегда. На Дальнем Востоке она, как известно, - основа национальной поэтической традиции. «Русским японцем» назвал как-то Вс.Некрасова Ян Сатуновский8. Действительно, европейская малая форма - эпиграмма, эпитафия, афоризм - может, и не менее древняя, чем восточная, но совсем другая. Принципиально открытое, незавершенное, фрагментарное лирическое высказывание долго воспринималось как экзотика, «восточные мотивы». И нынешняя верлибрическая миниатюра в русской поэзии скорее западного, чем восточного происхождения.

Это особый тип художественной стратегии, актуализированный именно постмодернистской эпохой.

Вс.Некрасов трактует все это как поиск «фактичности, конкретности» стиха, «лирической конкретности», выявляемой живой, конкретной речью. Поэзия напрямую обращается к речи, радикально минимизируя инерцию собственно литературной, «высокой» традиции.

В том же ряду - обращение к примитиву, к ролевой лирике «под маской» и к наивной конкретности детского. Конкретность - родовое свойство детской, игровой поэзии, а предпочтение детского, игрового взрослому, серьезному - тоже чисто минималистский ход.

В 1971 году Ян Сатуновский написал такое стихотворение:

Все пишут большие поэмы.

Только мы с Севой.

Таким образом, эстетика «минимума» может приводить к малым формам, а может, напротив, требовать громоздких, крупноблочных структур. В современной поэзии представлены все варианты, и комбинаций тут великое множество (собственно, сколько авторов, столько и вариантов).







Поэзия имиджа


К «поэзии имиджа» относят творческую деятельность Митьков и куртуазных маньеристов. Созданной ими легенде подчинено все- внешний облик, поведение, жизнь, и творческая практика.

МИТЬКИ

Ленинградская группа художников и писателей «Митьки» сложилась в начале 80-х годов. В 1985 году была написана и нарисована программная книга «Митьки», которую можно рассматривать как расширенный манифест движения (издана только в 1990 г.). В состав группы входили Дмитрий Шагин (р. 1957), Владимир Шинкарев (р. 1954), Александр Флоренский (р. 1960), Ольга Флоренская (р. 1960), Виктор Тихомиров (р. 1951). Позже группа значительно расширилась.

Несмотря на ссылки на хиппи и панков, митьки меньше всего связаны с Западом, скорее уж связь с Востоком, в частности, с дзэн-буддизмом.

«Митьки» - долгожданное явление чисто народной русской городской смеховой культуры. Бесчисленные ссылки на повальный алкоголизм митьков следует рассматривать как художественный прием, а не как суровые будни движения.

«Митьки» выпустили более десятка сборников своих текстов, один из последних - «Выбранное» (СПб., 1999).

Участников движения называют митьками, по имени их классического образца - Дмитрия ШАГИНА (однако образ последнего отнюдь не исчерпывается содержанием движения).

Движение митьков обещает быть более органичным, нежели предшествующие названные движения: под митька невозможно подделаться, не являясь им; внешняя атрибутика почти отсутствует - митьки одеваются во что попало, лучше всего в стиле битников 50-х годов, но ни в коем случае не попсово.

На лице митька чередуются два аффектированно поданных выражения: граничащая с идиотизмом ласковость и сентиментальное уныние. Все его движения и интонации хоть и очень ласковы, но энергичны, поэтому митек всегда кажется навеселе.

Вообще всякое жизненное проявление митька максимально выражено так, что употребляемое им слово или выражение может звучать как нечленораздельный рев, при этом лицо его остается таким же умильным.

Теоретически митек - высокоморальная личность, мировоззрение его тяготеет к формуле: «Православие, самодержавие, народность», однако на практике он настолько легкомыслен, что может показаться лишенным многих моральных устоев. Однако митек никогда не прибегает к насилию, не причиняет людям сознательного зла и абсолютно неагрессивен.

Митек никогда не выразит в глаза обидчику негодования или неудовольствия по поводу причиненного ему зла. Скорее он ласково, но горестно скажет «Как же ты, братушка?», однако за глаза он по поводу каждого высказанного ему упрека будет чуть ли не со слезами говорить, что его «съели с говном».

Наиболее употребляемые митьками слова и выражения, на основе словарного запаса Д. Шагина:

У Икапрушки бедного

Только бледные ножки торчат

Из холодной зеленой воды.

Движение Митьков, как они считают, развивают и углубляют тип «симпатичного шалопая».

Митики работают в соавторстве, как Ольга и Александр ФЫлдоренские. Соавторство, т.е. постоянное сотрудничество пары или группы художников не является отличительной "национальной" особенностью именно русского искусства.

Если кто думает, что митьки только и делают, что прикалываются и оттягиваются, тот ошибается. Это очень серьезные люди. Ольгу и Александра Флоренских (Флоренычи) следует рассматривать как принципиальных пацифистов и убежденных антимилитаристов, которые отважно придерживаются морально-нравственной максимы "Митьки никого не хотят победить".



ОРДЕН КУРТУАЗНЫХ МАНЬЕРИСТОВ

По словам основателя ордена поэта В. Степанцова, «Орден куртуазных маньеристов» был создан в Москве 22 декабря 1988 года в ресторане Всероссийского театрального общества (ВТО). В состав объединения первоначально входили Вадим Степанцов (р. 1960), Виктор Пеленягрэ (р. 1959), Андрей Добрынин (р. 1957) и Константин Григорьев (р. 1968). Из них трое - В. Степанцов, В. Пеленягрэ и К. Григорьев - выпускники Литературного института им. Горького. Главный манифест куртуазных маньеристов помещен в конце их совместного сборника с характерным названием «Красная книга маркизы» (М., 1995) - намек на известную предреволюционную эротическую «Книгу маркизы» Константина Сомова. Но еще ранее, в 1992 году, в коллективном сборнике «Любимый шут принцессы Грёзы» был напечатан первый по времени манифест «Российская Эрата и куртуазный маньеризм».

Хочется обратить внимание на еще один сборник куртуазных маньеристов - «Езда в остров любви» (М., 1993), где дана целая антология русских поэтов XVIII-XX веков с точки зрения их близости к поэтике и взглядам куртуазных маньеристов. Антология начинается с А. Кантемира и В. Тредиаковского и заканчивается В. Ходасевичем, Г. Ивановым и В. Набоковым. .

Давайте пить и веселиться,

Давайте жизнию играть,

Пусть чернь слепая суетится,

Не нам безумной подражать

Пусть наша ветреная младость

Потонет в неге и вине,

Пусть изменяющая радость

Нам улыбнется хоть во сне...

« Пусть Моцарт играет нам на своем волшебном клавесине, а мы, куртуазные маньеристы, пустимся в бешеную мазурку с самыми блистательными из дам, созданных нашим воображением.

ФЕНИКС ВОССТАЛ ИЗ ПЕПЛА!» -ТАК ОНИ ЗАКАНЧИВАЮТ СВОЙ МАНИФЕСТ.

Сейчас пишут в манере маньеристов Андрей Добрынин, Александр Скиба, Константэн Григорьев, Дмитри Быков и др.


Неоклассическая поэзия


Два основных направления: метареализм и критический сентиментализм.

Метареализм- это интеллектуальная поэзия, выше общепринятого среднего уровня культуры. Более старшее поколение: Ольга Седакова, Елена Шварц, Виктор Кривулин и др. Метареализм - попытка создать сакральную поэтическую речь. Это не отрицание реализма, а усложнение самого понятия реальности то, что мы привыкли называть реализмом, это реализм всего лишь одной из реальностей, нас обступающей. Метареализм- это реализм многих реальностей, внутренних переходов и превращений. Есть реальность, открытая зрению муравья, а есть реальность, про которую ска зано - « и горний ангелов полет» и все это- реальность. 9

Трудно сказать, что поэты следуют четко именно одному направлению в поэзии, как например Александр Еременко. Его можно причислить и к иронистам, и к метареалистам. То же можно сказать и о Т. Кибирове, который писал также и в манере куртуазных маньеристов. Хочется уделить особенное внимание нашему земляку А. Еременко , поэтому о его творчестве написано в реферате гораздо больше, чем о других авторах.

ЕРЕМЕНКО, АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ10 .Родился 25 октября 1950 в д.Гоношиха Алтайского края в крестьянской семье. Окончил школу №1 в городе Заринске. Работал литературным сотрудником в районной газете, каменщиком. В 1977 приехал в Москву и поступил в Литературный институт им. А.М.Горького (не окончил курса). Входил в московский клуб «Поэзия». Он занимает место посередине между метареалистами и концептуалистами. Еременко в начале восьмидесятых открыл золотоносную жилу, которая пользовалась бешеным успехом у публики. Он вдруг стал пародировать советские штампы, писать соцреалистические биографии Покрышкина, Н.Островского, описывать взятие Зимнего в 1917 году . Паразитирование на советских штампах казалось актуальным и политически выигрышным.

В периодике Еременко начал печататься в 1986, первая книга вышла в 1990. В 1990-е годы почти не писал стихов, однако на протяжении всего десятилетия воспринимался как активный участник литературного процесса, что во многом объясняется появлением большого количества подражателей его «интертекстуальной» («цитатной», «центонной») поэтической техники, наибольшую известность из которых приобрел Т.Ю.Кибиров.

Он похож на уволенного из мушкетерской компании д'Артаньяна, служащего боцманом, но пьющего, как д'Артаньян и боцман вместе взятые.

Прежде чем появились книги "Добавление к сопромату", "На небеса взобравшийся старатель", "Инварианты" и другие, прежде чем Александр Еременко был избран в Москве "королем поэтов", прежде чем его стали приглашать с выступлениями в разные города России и он дважды побывал в Америке. Служба на флоте, учеба в Литинституте и просто жизнь - она была и остается полной парадоксов. Стал лауреатом премии Пастернака в 2002 году.

На самом деле Еременко - артист. Причем актерство его - в традиции комедий дель арте, но в режиме мультипликации: он непрерывно меняет маски, и с такой скоростью, что большинство из окружающих просто не успевает их разглядеть, а иногда даже и заметить. Все думают, что мультипликационная череда его масок - это его лицо.

Сам себе и Арлекин, и Пьеро, и Коломбина, и все герои любимых фильмов, и солдат, и моряк, и король, и Буратино, и папа Карло, и Иванушка-дурачок, и Соловей-разбойник...

Привет тебе, блистательный Козлов!

У нас зима. Все движется со скользом.

В пивбарах квас,а в ресторанах плов.

Последний пленум был не в нашу пользу.

Вчера я был в политбюро

и выяснил, как Ельцина снимали:

все собрались в Георгиевском зале,

шел сильный газ, и многих развезло.

……

У него удивительный голос11. С бесконечным множеством регистров и великолепной тембровой палитрой.

У него абсолютный языковой слух - столь же редкое явление человеческой природы, как и абсолютный слух музыкальный. У Еременко свой путь, и по поводу многого он может сказать, а точнее, промолчать только одно: "Эта тема преступна, как трость, если где-то стучат костылями...". У него свой путь - сквозь кодировки дзен-буддизма, сквозь переулки, дворы и коммунальные коридоры русской действительности,

Мимо всех декабристов,

их не сосчитать,

Мимо народовольцев - и вовсе

не счесть.

Часто пишется "мост", а читается

"месть",

И летит филология к черту с моста.

Мимо Пушкина, мимо... куда нас несет?

Мимо "Тайных доктрин",

мимо крымских татар,

Белорусский, Казанский, "Славянский

базар"...

У него свой путь. И он ищет опоры там, где литераторам их искать просто не приходит в голову.

Все примитивно вокруг под сиянием

лунным.

Всюду родимую Русь узнаю, и противно,

думая думу, лететь мне по рельсам

чугунным.

Все примитивно. А надо еще

примитивней.

...Кто-то хотел бы, как дерево,

встать у дороги.

Мне бы хотелось, как свиньи стоят

у корыта,

к числам простым прижиматься,

<простым и убогим,

и примитивным, как кость в переломе

открытом.

Измененным состояниям сознания у Еременко посвящены многие, как говорится, пронзительные строки. "В начале восьмого с похмелья болит голова не так, как в начале седьмого; хоть в этом спасенье..."

"О Господи, я твой случайный зритель. Зачем же мне такое наказанье? Ты взял меня из схемы мирозданья и снова вставил, как предохранитель... Убей меня. Я твой фотолюбитель. На небеса взобравшийся старатель по уходящей жилке золотой. Убей меня. Сними с меня запой или верни назад меня рукой членистоногой, как стогокопнитель ".

За ним идет целое поэтическое поколение...Стихи Бориса Рыжего звучат так:

Окраина стройки

советской,

Фабричные красные

трубы.

Играли в душе моей

детской

Еременко медные

трубы.

Еременко медные

трубы

В душе моей детской

звучали.

Навеки влюбленные

в клубе

Мы с Ирою К.

танцевали.

Мы с Ирою К.

танцевали,

Целуясь то в щеки,

то в губы,

А душу мою разрывали

Еременко медные

трубы...

Хоть плачь, хоть смейся, и вот так всегда, всегда во всем, что касается Еремы, так зовут его друзья. Смех и слезы, кипящие в одном котле. В одном тигле. Валерий Лобанов собирает антологию стихов, посвященных Еременко. Вполне можно защитить диссертацию "Образ Еремы в русской литературе рубежа третьего тысячелетия". Вот еще одна цитата, из Михаила Поздняева:

Он залег на дно и, красиво,

по-королевски,

Руки-ноги раскинув, зрит через толщу

вод,

как плывет высоко над ним ледокол

"Гандлевский"

и навстречу крейсер "Кибиров"

с ревом плывет...

...Соберемся, мои товарищи,

не для пьянки,

но затем, чтобы каждый довел

до финала роль,

и поставим Ереме памятник

на Лубянке -

пусть потомки увидят, кто у нас был

король.

Он живет на Патриарших прудах в комнатушке, на двери которой хочется написать "Чулан Вечности". Живет на семи квадратных метрах, с телефоном, у которого все время отваливается провод - от дряхлости, потому что телефоны столько не живут. На еще более ветхом радиоприемнике он иногда слушает новости по радио "Свобода". У него нет ни телевизора, ни компьютера. Нигде не работает, как сейчас говорят, "не служит", и у него нет денег. Его постоянно цитируют - где угодно, вплоть до "МК", по его творчеству защищают диссертации, а у него нет ни званий, ни стипендий, ни грантов, ни премий.

Зато в его комнате удивительное окно - оно выходит на Патриарший пруд. Странноватая архитектура окружающих зданий абсолютно лишена признаков какого-либо конкретного времени и стиля. Эти очертания на фоне неба отбрасывают смотрящего - в зависимости от состояния неба - то в прошлый век, то в средневековую Европу, то куда-нибудь совсем далеко-далеко назад, в гулкую тишину Древнего Востока. А небо у нас в России совершенно бесплатное. В России сколько хочешь абсолютно бесплатного неба.

. Еременко писал о рукотворной природе, созданной человеком, о мире механизмов, встроенных в природный Божеский мир...

Осыпается сложного леса пустая прозрачная схема.

Шелестит по краям и приходит в негодность листва.

Вдоль дороги прямой провисает неслышная лемма

телеграфных прямых, от которых болит голова.

Разрушается воздух. Нарушаются длинные связи

между контуром и неудавшимся смыслом цветка.

И сама под себя наугад заползает река,

и потом шелестит, и они совпадают по фазе.

Электрический ветер завязан пустыми узлами,

и на красной земле, если срезать поверхностный слой,

корабельные сосны привинчены снизу болтами

с покосившейся шляпкой и забившейся глиной резьбой.

На сегодняшний день метареализм как школа прекратил свое существование.

Пример метаболы у Еременко :

В густых металлургических лесах,

где шел процесс созданья хлорофилла,

сорвался лист. Уж осень наступила

в густых металлургических лесах.

Метафора четко делит мир на сравниваемое и сравнивающее, на отображаемую действительность и способ отображения. Осенний лес похож на строительные леса вокруг церкви.

Метабола - это целостный мир, не делимый надвое, но открывающий в себе множество измерений. Природа и завод превращаются друг в друга через лесообразные постройки, которые растут по собственным непостижимым законам - техника имеет свою органику: и вместе они составляют одну реальность, в которой узнаваемо и жутко переплетаются металлургические и древесные черты.

Библиография произведений А.Еременко:

Стихи

М.: ИМА-пресс, 1991. - 143 с.

На небеса взобравшийся старатель

Барнаул: 1993

Горизонтальная страна

М.: Раритет, 1994 Инварианты

Екатеринбург: изд. Уральского университета, 1997. - 175 с.

Горизонтальная страна

СПб: Пушкинский фонд, 1999. - 138 с.

Opus Magnum

М.: Подкова; Деконт+

Неоавангардизм


Сергей Тимофеев представитель ферганской школы, круга «Митиного журнала» и кемеровской школы . Он связан с рижской «текст- труппой» «Орбита». ( Жожр Уаллик, Владимир Светлов, Семен Ханин, Артур Пунте и др.).

Когда огромная река покрывается туманом,

я занят обманом и иду по мосту без тебя

и без кого бы то ни было, уверяя себя,

что так лучше. Машин очень мало, вода

не видна. Только что с приятелем

мы перекусили в ночном кафе на окраине.

Взяв по крабовому салату и кофе.

……………………………………

Общее в рижской школе- психологизм, внимание к деталям новейшей городской среды, рефлексия , отсутствует. Чувство ускользающего времени медитативное сосредоточение на повседневности.и стремление к синтезу искусств присуще поэтам этой школы .Участники « Орбиты» читают стихи под электронную музыку, на фоне экрана, где демонстрируют видео- арт., снимают клипы., имеют свой сайт. Имели тесную связь с петербургскими «Митьками», имевшими свой «Митин журнал», в котором публиковались авторы ферганской школы. Это «межкультурная» школа , склонная к «европейскости».

Живой диалог возник у ферганцев и рижан с кемеровской школой- участниками группы «Сибирская новая культура»( Кемерово, Новокузнецк. Черты этой школы- диалог с новейшей западной и африканской поэзией, интерес к синтезу искусств. Участники SNK в Кемерово уже множество фестивалей современного искусства. В центре которых были и остаются синтетические формы: визуальная поэзия, поэтические видеоклипы на основе компьютерной анимации, электронная музыка в сопровождении видео- арта и танца. Среди авторов- поэт, дизайнер, музыкант- Дмитрий Кравчук, поэт Вячеслав Загородский, видео- артист Роман Корниенко, Игорь Давлетшин

.( погиб в автокатастрофе):

Лист перед травой

лист перед травой

встань передо мной

перед очередной страницей

короткого или длинного сборника рассказов

с перетекающими друг в друга сюжетами

вслед пришедшему письму

не перешедшему улицу

повесил телефонную трубку на рычаг

закончился белый шум

повесил телефонную трубку на рычаг

началась белая тишина и т.д.

Местом литературного общения рижан и ферганцев в начале 1990-х годов стал «Митин журнал». Тогда же открыли поэта Валерия Артамонова (Ноябрьск, Тюменская обл.) «чуть ли не единственный депутат от легкости в русском поэтическом парламенте»( Станислав Львовский0.

Когда не очень холодно, то можно видеть

перемещенье птиц на белом покрывале-

то голубя то малую синицу,

что прыгает по шахматной доске,

как конь в руке гроссмейстера. То мышь.

Зимой бывает также, что деревья

озябших птиц роняют на перину.

А если пташки живы, - то летают,

как шахматы во время блиц- турнира,

выскальзывая из пальцев игроков.

У этих поэтов есть еще одно общее свойство: они чрезвычайно внимательны к неоднородности времени. Это направление поэзии определено как постконцептуализм.

Европеизированное русское искусство представляют Михаил Гронас, Арсений Равинский, Алексей Денисов, Наталья Черных, Наталья Ключарева, Геннадий Минаев, Константин Рубахин идр. Они занимаются исследованием русской ментальности на нынешнем витке ее развития, постижение постсоветского опыта, как травматического. Травматический опыт- лишь частное проявление общей ситуации человека. Войны, особенно две чеченские, ощущение потерянности- постоянный фон персонажей Арсения Ровинского . задача такого героя- поиск внутренней свободы. Оценивают пронизанный войнами мир критически и трезво.

сердобольная бабка нашла в сугробе за гаражами

грела в сухих ладошках вымыла в керосине

чистеньким положила сохнуть на подоконник

сидела и вспоминала о сене сыночке сыне

думала время времечко держали за хвост держали

было оно и нет как дохторша говорила

крыл моих облак слышен уже над пятыми этажами

хорошо хоть квартирка на Пресне отходит сынрчку сыне

вот и подсох соколик вымытый в керосине

зубоньки жемчуга глазоньки самоцветы

вот он опять дрожит носится над дворами

и если это не голос то что же это

Наталья Черных- автор православный, религиозный. Пишет она на самые разные темы, может перелагать чужие сюжеты из Шекспира или ирландской мифологии . В ее поэзии встречаются традиции западной и русской рок- поэзии, европейской поэтической прозы и поэзии Серебряного века, много фольклорных интонаций.

Чем заплатим Господу за небо на земле?

Нам пора? Идем. Смотри: рука в золе.

Фольклорные интонации иногда возникают у Михаила Гроноса, но они у него иные. В нем нет той абсолютной серьезности, ни четко прописанной иронии., ни самозацикленности - признаков русского неоромантического письма. Это нерусский лиризм, несмотря на продолжение поэтом русской традиции. Люди, живущие после того, как дом рухнул, должны не просто отстраиваться заново, но постоянно быть готовыми начинать все с чистого листа. В стихах его- описание русских персонажей, которым нечего терять и описание любого существования после исторической катастрофы- не только постсоветского. Современный человек поет песню- заклинание, заговаривает внутреннюю боль. Это как бы всеобщий внутренний монолог:

осень

сломанный мир на обочине стынет

никто не починит

никто не поправит оси

просто:

сиди и поддакивай

пока о тебе разглагольствуют

родство и сиротство

и дарят друг другу подарки

Почти ничего нигде

нищий встретил нищего говорит пойдем что-нибудь поищем что-нибудь найдем может под

днищем лодки проведем

давай

обойдемя без давай останемся вне потому что в окорот

и в обрез того что в огне

или наоборот

почти ничего нигде

сокращен по карточкам роздан наш дневной рацион

завтра останется к звездам идти на поклон

послезавтра к воде

почти ничего нигде ни о чем не поет ни на каком языке

о авиационный налет наших отцов и наш- на языке

Другую грань европеизорованного русского сознания представляет Наталья Ключарева Известность получила в 2001-2002 годах благодаря демонстративно бунтарским стихам, с антуражем уличных боев, партизанских вылазок, проникнутых экстремальными эмоциями. « Девичьи анархистские гимны» стали быстро усложняться и превратились в европейски- утонченные нонконфомистские12 стихи.

В Петербург на Васильевский остров,

Где хотел умирать Джозеф Бродский,

А многие и впрямь сгинули.

Гибель здесь ходит по линиям

Руки моей, вообще непонятно,

Как я появилась на свет.

Видимо, волю творца истолковали превратно,

И меня как бы нет.

Не стою на учете

И в списках не значусь,

А значит,

Я по всем параллелям: нечетным и четным

Хожу и не прячусь.

Среди белой ночи хожу среди белого дня

Оглушенно хожу обреченно

А гибель не видит меня.

Бахыт Кинжеев

В 1970г. он входил в состав поэтической группы « Московское время», затем он уехал в Канаду. Автор пяти романов, восьми поэтических книг, лауреат нескольких литературных премий. Манера: подчеркнуто «культурный» стих, связанный с многочисленными аллюзиями (шутка, намек) с поэзией начала 20 в., жесткая ирония, самоирония, самоощущение «недобитка» и изгнании.

От райской музыки до адской простоты,

от гари заводской , от жизни идиотской

к концу апреля вдруг переживаешь ты

припадок нежности и гордости сиротской-

Бог знает чем гордясь, Бог знает что любя-

дурное, да свое. Для воронья, для вора,

для равноденствия. Поймавшего тебя

и одолевшего, для говора и взора-

дворами бродит тень, оставившая крест,

кричит во сне пастух, ворочается конюх,

и мать- и мачеха, отрада здешних мест,

еще теплеет в холодеющих ладонях..

Ты слышишь: говори. Не спрашивай, о чем.

Виолончельным скручена ключом,

так речь напряжена, надсажена, изъята

из теплого гнезда, из следствий и тревог.

Что ей уже не рай, а кровный бег, рывок

потребен, не заплата и расплата -

так калачом булыжным пахнет печь

остывшая, и за оградой сада

ночь. Словно пестрый пес, оставленный стеречь

деревьев сумрачных стреноженное стадо…

Близки ему по стилю и духу Андрей Поляков, Ербол Жумагулов, Алесандр Стесин, Александр Грабарь, Елена Костылева , Дмитрий Бушуев,

Елена Костылева- радикальный экспериментатор, ее эксперименты происходят из психологического максимализма.

Маленькое зеленоватое яблоко в коричневых пятнах лежит на столе.

Мама, как можно жить на земле, рождающей такие плоды?

Помнишь, мы собирались уехать в Америку, мне было десять лет,

и я сказала, что не поеду?

С тех пор ты все покупаешь себе на улице бананы,

Засыпанные снегом и тронутые гнильцой.

Мир в стихах Костылевой не просто противоречив, но и расколот, и прямое поэтическое высказывание должно связывать разные уровни мира и разные способы его описания. Она совершенно не романтична, достаточно насмешливо относится к своему творчеству как к литературе. У нее отмечена склонность к эпатажу.

Максим Амелин быстро признан старшими коллегами, в 1998 году получил премию «Антибукер». В поэзии элементы стилизации , нарочитое обращение к поэзии 18 века. Он позиционирует себя как автор завершающий, подводящий итог.

Своим орудием вступив в мятежный круг,

Разит! Совокупясь, как страшные стихии,

То в груду сложатся, то раздадутся вдруг,-

Колико святы суть движенья таковые.

Воспроизводит все основные признаки классической поэзии времен заката Рима.

Ему близки поэты, которым важно существовать в своей традиции: Павел Белицкий, Мария Ватутина, Дмитрий Тонконогов,Глеб Шульпяков, Инга Кузнецова - позицию этих поэтов можно определить как постмодернистскую.

Иная картина русской поэзии возникает у поэтов направления., названного радикальным персонализмом. Дмитрий Воденников13 - один из самых спорных и обсуждаемых авторов 1990-х. Авторы , близкие ему по духу: Мара Миланова, Кирилл Медведев, Ярослав Могутин, Александр Анашевич, Дмитрий Соколов. Они подвергают своего героя пристальному исследованию, их взгляд пристален, бережен, нежен, но в нем постоянно присутствует ирония. Эти герои - они сами.

Воденников тяготеет к творчеству В. Маяковского.

Сам себе я и рай , и волк, и заяц черный.

Не пестро ли этим синим глазкам?

Не пестро - он говорит - не больно,

не больно- скромный говорит- и не думай.

Сам же вертится, как черт белокурый,

так и я вертелся, когда под Пасху

поселиться ко мне пришла лисица,

петух и кот, кот и петух, кот и лисица.

Уж и гнули они меня, и лапами били сухими,

но зато теперь меня никто не покинет.

И т.д.

Мара Митланова:

Устала золушка Европа,

Ласточки покинули Китай,

Спой нам тихо, Каллиопа,

Эвтерпа, на время дудочку отдай.

Беспечальный царь Ашока,

Погляди на белый свет,

Если нет на свете пророка

То страны на свете нет.

Данила Давыдов - наиболее авангардный и радикальный автор. Сам он выступает в качестве теоретика современной радикальной поэзии, связанной с эстетическим бунтарством контркультурными и субкультурными традициями. Авторы этого направления избегают пафоса, строят стихи как бы на ощупь, смысл проступает лишь из целого, собираемого из «скачущих» событий , сюжета. Экспериментируют, ищут новые формы. Анна Горенко, Дарья Суховей, Ирина Шостаковская, Андрей Родионов , Валерий Нугатов и др.

Например, Андрей Родионов приобрел известность в последние 3-4 года , его нынешнее творчество, может быть, одна из «точек роста» русской поэзии. Его интонации напоминают рэп, содержат в себе личное лирическое высказывание:

Ночью возле летнего трудового лагеря

Где отдыхали учащиеся бывшей нашей школы

Мы поставили три палатки

И стали бухать

Пили всю ночь и все утро

Днем спали

Вечером пошли на дискотеку

Баб снимать

Потому что все были пьяные

Никто ничего не соображал

Дискотека была испорчена

Никто не танцевал

…..и.т.д

Ксения Маренникова - одна из самых юных, получила известность в 2001-2003 годах благодаря Интернету. Особенность поэзии Интернета - сочетание метафорической насыщенности и максимальной эмоциональной прямоты, «репортажности» высказывания, подобно записи в электронной почте или записи в Живом Журнале.14 На эмоциональном уровне это высказывание работает как репортаж и внутреннем (экзистенциальном) уровне описывает общезначимую ситуацию:

он как бы все за ней записывает/ и не хотелось

просить его, но у него не болит/ и стучит в голове,

кричит ребенок , щиплет йод / и все не стихи,

понимаешь, не стихи у нее

Одна из важнейших задач «эмоциональной репортажности» - «разомкнуть» «я» автора ( и тем самым, читателя), показать открытость и ранимость, а значит недостаточность , неединственность любого человека. Человек в сети может быть вовлечен в доверительное общение с заочным знакомым, которого никогда не видел. Самым сильным и простым средством «размыкания» является использование для порождения метафор интимного и не договаривание до конца эротического опыта или просто с интимным опытом «внутреннего общения», обнаружения « внутренних собеседников».

Яна Токарева,Ника Скандиака, Дина Гатина, Галина Зеленина, Нина Сучкова, Олег Пащенко, Демьян Кудрявцев - «птенцы» этого «гнезда».

Грань между « внутренним» общением и реальными исповедальными беседами у этих авторов отсутствует :

чего тебе надобно, горе- душа?

и ты не подарок, и я хороша…

и я ли сама или ляля другая

годами глядит в монитор не мигая

( Я. Токарева « когда подводить под чертою черту…»)

Тела героев переменчивы и нестабильны, они словно распадаются на отдельные органы и возникают в них. Но уже с другой памятью. Идентичность человека у Зелениной - предмет иронии. «Русское» сращено с «еврейским». Цельность личности вредна и нежелательна- нецельность, гибридность, напртив, культивируются. Самой экстремальной поэтика становится в стихах живущей в Ирландии Ники Скандиаки:

… пока не рассвели, согревшись, в речь,

я в островах моих стоял один,

сон их путей остановлен стеречь,

Землей хлебов и рыб ненасытим.

( вяжущ весны раскинувшийся , густ..)

Она действует по все время меняющимся правилам, сдвигает , приращивает смысл. Подобным образом работал Олег Пащенко в начале 90-х годов , но потом прекратил свое литературное творчество . просто перестал писать стихи, сконцентрировался на Интернет- дизайне и мультимедийном искусстве. Но именно Пащенко совместно с Львовским создал принципиально новую эстетику негероического «я», готового жить в насыщенном метафорами, постоянно меняющемся неустойчивом мире, в котором равно возможны и значимы ,стресс, тоска и радость. Нестабильность мира проявляется в речи героя Пащенко, которому каждый раз словно заново нужно учиться говорить.

Душа проскользнула насквозь и поверх

порожнее мясо таилось в засаде

тянуло к душе сиротливые руки

удачно поймав ее между ладоней

губами коснулось боясь напугать

несет к себе в норку

цела голова

отлично работают руки и ноги

несет к себе в норку

несет и несет

Полина Барскова- одна из самых признанных молодых поэтов - в литературу входила практически дважды: один раз , в конце 1980-х годов - как подросток- вундеркинд. Второй - в середине 1990 г.- как сформировавшийся «взрослый» автор. Живет в США и стала одним из центров притяжения поэтической жизни русскоязычного Интернета.

Личность- «Я» постоянно исчезает и ее нужно осознавать, восстанавливать вновь, причем, осознание -дело не героическое. Болезненно острое осознание себя и мира через личную биографию, историю семьи, исторических событий, литературных произведений, религиозно- мистических сюжетов.

С одной стороны - Новый мир, Древний Рим, Чечня.

С другой стороны -дыр-бул-щир, улялюм , фигня.

А я говорю: « Ребята - ничья, ничья!

Мне кажется, вы обходитесь без меня».

Пойдешь налево- покажут тебе язык

( Который так могуч, что уж я и не

Решаюсь искать сравнений) и друг калмык

И друг калмыка, финн,- в дофрейдистском сне.

Пойдешь направо: тут новый Лаокоон

Своих удавов кормит моей едой

Любимой возле фонтана…Какой там сон!

Вот так субъект встречается со средой.

Иди-ка прямо. Так вот , иди, иди,

Пока глаголом кто-то в твоей груди

Еще не выжег дырочку для свистка.

Иди, хромая стрелками, как часы,

Пока в навозной яме гремят басы

Твоих отцов- иди, говорят, поссы…

И ты идешь, как шмель, по литой груди

Бутона.

Так, припав к синеве соска

Кудрявым рыльцем, причмокивая, цеди

Медок хрустящий золота и песка.

Визуальная поэзия


Под визуальной поэзией понимают размытый культурный феномен, находящийся в богатом зазоре между литературой и визуальными искусствами. Точного и удовлетворительного определения визуальной поэзии пока не выработано, хотя описание термина и его составляющих (конкретная поэзия, фигурная поэзия) уже можно найти в словарях: как в российских , так и в зарубежных. Примеры визуальной поэзии можно найти и у древних греков. В России одним из первых визуальных поэтов является Симеон Полоцкий, рисовавший фигурные стихи в том числе и на религиозные сюжеты в XVII веке .

Предтечами современной визуальной поэзии являются русские футуристы. Известна попытка Велимира Хлебникова построить новый алфавит, явно опередивши свое время - эксперименты с семиотическими системами и построение новых систем характерны для современной визуальной поэзии. Эксперименты с графикой и коллажами, а также футуристические книги Алексея Крученыха внесли вклад в мировую культуру, оказан влияние и на западных художников и поэтов. Шрифтовые стихотворения Зданевича и Терентьева предвосхитили похожие поиски у художников движения Дада. А железобетонные поэмы Каменского являются классикой жанра смешанной техники.

. Середина 1920-х - 1985.визуальная поэзия вела подпольное существование

К сожалению, по политическим причинам эта замечательная традиция в середине 1920-хгодов была прервана. Работавшие авторы были вынуждены эмигрировать (Илья Зданевич), ушли в глубокое подполье (Алексей Крученых) или умерли (Велимир Хлебников). Некоторая активность отмечается в 1960-е, в оттепель. В это время появилась Лианозовская группа, где визуальной поэзией занимались Всеволод Некрасов и Генрик Сапгир ( наш земляк, из Бийска). В это же время Андрей Вознесенский напечатал свои первые визиомы. Многие талантливые поэты работали в эмиграции. С 1970-х активны Александр Очеретянский (США), Елизавета Мнацаканова (Австрия), Владимир Котляров-Толстый (Франция) Визуальные поэмы печатались в журналах "Мулета" (редактор Владимир Котляров-Толстый) и "Аполлон-77".Автором визуальных стихов также является А.Вознесенский.

Сейчас занимающихся визуальной поэзией очень много.15


Ключ к пониманию

Государство и некоторые деятели пытаются использовать энергию молодых в своих целях. Получается плохо, думаю, сказывается генетическая усталость от потрясений прошлого, отсутствие подлинных институтов гражданского общества и инстинктивное нежелание молодых служить орудием для кого бы то ни было. Формы реакции свидетельствуют об этом:

Словно филин ухает в голове.

По стеклянной комнате

ветер- ветр.

Кто-то любит, ждет;

кто-то вовсе нет…

Эх, не знать, забыть,

что придет рассвет.

Нервы, звезды, вены и холода.

Сатана, я душу тебе продам.

За нее не золото, а танк мне дай,

Дай мне танк - такой,

чтоб доехать в рай.

Чтоб в раю узнали

что есть война,

ведь давно воюет моя страна.

Сатана молчит. Тени на стене.

Мутно- мутно. Ночь. Ветер-ветр

и снег.

Максим Свириденков, поэт из Смоленска, 21 год.

Перенестись в рай на танке, не на крыле ангела- это брутально или круто . Сегодня танк в мирном городе- это не парадоксально, и потому не вызывает даже улыбки. Другой 25 - летний поэт Ербол Жумагулов ,возвращаясь в свой родной город Алма-Ата. пишет:

Я родным и знакомым

в один присест

расскажу, что в «России-

воще писец!»

Там война, нащета и Путин!»

« Поднажми»,- бормочу,

и таксист везет,

Ибо если хоть кто-то

нас дома ждет,

Мы бабла на билет намутим.

Молодежный сленг, блатной жаргон, ненормативная лексика, которыми , корчась, разговаривает улица. Как отнестись к проникновению их в печатный текст? Вопрос сложный. Заслуженный учитель , доктор педагогических наук Е.Ямбург16 считает, что к этому надо относиться реалистично, без восторгов , но и без лишнего жеманства, в противном случае нам придется отказаться от изучения в школе « Одного дня Ивана Денисовича» А. Солженицына. Мат мы слышим ежедневно на улице, им насквозь пропитана наша страна- черта лагерного нечеловеческого быта. Наш язык давно отличается от языка русских эмигрантов. Наше восприятие зависит от того , от кого и в каком контексте мы слышим соленое слово. Стоит ли за ним трагическая биография, масштаб личности, как у Шаламова или Солженицына , ощущается ли пронзительная боль, которую невозможно выразить другими словами. Или напротив- смакование грязи на потребу быдлу.

Хронический нигилизм и отчаяние присущи не всем, есть молодые, для которых открылись новые возможности, прекрасно адаптировавшиеся в жизни и их большинство. Вопрос об умонастроениях молодежи остается открытым. Но именно творческое меньшинство наиболее чутко аккумулирует нравственную атмосферу эпохи, нащупывает ее болевые точки.

в 20 мне подарили поющую мышку

в 25 намекнули: пора делать

стрижку

в 30 одели макси

в35 провели экскурсию в загсе

в 40 заставили саму вкручивать

лампочки

в 45 подарили белые тапочки

в 50 подарили белые тапочки

а как же лампочки кошачьи лапочки

лоскутья тряпочки удочки улочки

наконец мышка и стрижка

это ты Машка? это ты мамка?

если я уже в дамках

где тогда моя шелковая рубашка

где твоя ласковая улыбка

мы еще не успели завести рыбку

назвать ее в честь бабушки

чтобы не было в мутной воде

зыбко

научить ее играть в ладушки

а вот зачем мне белые тапочки

в 50 да еще две пары?

Маша Хаткина, 24 года, г. Донецк17

Считается, что классики выражали настроение поколения. Почему же в этом отказано молодым? Лермонтов на пике своего творчества- ровесник сегодняшним молодым поэтам.

Е. Ямбург считает, что стоит серьезно отнестись к их шокирующим, вызывающим посланиям. Цинизм и отчаяние- два типа реакции на тотальную ложь, но есть ли третий? Есть, и его демонстрируют молодые писатели, которые поставили диагноз заболевания века : помрачение душ. Молодые провоцируют взрослых на рефлексию, которая позволяет честно оценить свое место в культуре и меру своей ответственности за всеобщее помрачение душ. Альтрнативой вечному обману является жестокая правда. Даже если она обнажает безобразную картину, от которой немедленно хочется отвернуться.

Никакие они не «потусторонние», а болеющие душой граждане своей страны, решающие вопрос « Что с нами происходит?».

Они еще более беспощадны к себе. Отсюда мрачная эстетика морального уродства. Описывая подробнейшим образом анатомию низости и химический состав грязи, они как будто пишут донос на самих себя. Не требуя ни малой доли сочувствия, не ожидая помощи. Тексты точны , почти документальны, но не беспристрастны .За ними пронзительная боль, мощный этический протест, стремление в океане лжи остаться самими собой , пусть даже путем достижения дна. Трагические герои от слова «героин»- их способ «навеять человечеству сон золотой» внушает ужас и не оставляет надежд. Молодые писатели как бы в отместку реализуют поэтику даже не натурализма, а нарочито физиологического реализма. Молодым художникам, «получившим на рубеже веков разбитую лиру с порванными струнами, из которой приходится учиться извлекать звуки».18 Вынужденным «самостоятельно строить собственный позвоночник», не до интеллектуальных игрищ. В своих исканиях они готовы идти до конца, не дожидаясь наступления старости. И это не красивая метафора. В 2002 году ушел из жизни самобытный поэт Борис Рыжий, его памяти посвящено стихотворение Е. Жумагулова.

Ты приходишь

в действительность,

Будто герой-

с полным ртом окровавленных

слов,

и берешься исправить

устойчивый

строй

неисправных вселенских

основ.

Пишешь почерком грязным

в ночную тетрадь

( ибо в каждом движении прав):

мол, пристало душе

окрылено летать,

кокон тела большого прорвав.

Вдругорядь запинаешься,

мелко дрожишь,

Говоришь: «Я поэт, господа!»,

но толпа тебе кажет увесистый

шиш;

и тогда ты молчишь. И тогда

иммигрируешь дальше

и дальше в себя,

чаще частого куришь гашиш.

Ходишь молча. Сидишь

на диване, скрипя,

у окна неспокойно стоишь.

И в конце сентября, октября,

ноября,

где- то между «проснуля-

уснул»,

ты свершаешь свой вряд ли

избежный обряд,

не на шутку вставая на стул.

Вот и все . Время кончилось.

Точка судьбы.

Ты за все свои мысли в отве…

И срыается пыль

С потолочной скобы

Словно снег с оголенных

ветвей.

И рыдает толпа опосля

по тебе,

утопая в глубоком стыде…

И т.п., и т.п., и т.п.

И т.д. , и т.д., и т.д.

«Исправить устойчивый строй…» - задача , заведомо непосильная человеку, даже, если его рот полон « окровавленных слов». Природа их тоски глубока, не сводится лишь к проблемам земных настроений. Чувство богооставленности - одно из самых трагических переживаний современного человека. Молодые - не исключение.

И ночь берет пространство

на испуг.

Чернила неба стынут

невысоко.

Господь уснул. Уснуло

все вокруг.

И только тьма таращится

из окон.

Бог уснул, значит надежды прорваться к Всевышнему остаются. Разумеется, в одиночку на свой страх и риск, даже, если для этого понадобится продать душу Сатане в обмен на танк, на котором можно въехать в рай. В детстве крепко пришибленные коллективизмом, они не терпят никакой стадности., даже, если речь идет о библейском стаде. Достанет ли на всех мудрых пастырей? Пока приходится надеяться на собственные силы. Не об этом ли пишет Максим Свириденков? ( Смоленск, 25 лет)

Пахнет ладаном. Пахнет

Воском

Непогасших церковных свечей.

Пожалей мене, Матка Боска.

Магомет, позови в мечеть.

Звезды- идолы: им молимся.

Образ в зеркале- мой кумир.

Если время меняет лица,

Значит лица меняют мир.

Если город рисует кровью,

Значит скоро показ картин.

Если матом святого кроют,

Значит этот святой- кретин.

Жить без цели легко и просто.

Страшно жить, если знать

зачем.

Пожалей мене, Матка Боска.

Магомет, позови в мечеть.

Лица молодых поэтов стремительно меняются. Причем их внутренние изменения фиксируют эти строфы. От поклонения звездам- идолам, юношеского нарциссизма-самолюбования и получение удовольствия от бесцельного существования- к возникновению потребности в глубоком религиозном чувстве. Меняются их собственные прогнозы. И вновь рискуют столкнуться с трудностями. Матка Боска и Магомет трудно сочетаемые религии. Или это специальное игнорирование священных национальных традиций.

Мучительно переживая земную смуту нервами и кожей, молодые ищут выход , мечутся. Но еще более страшна драма другого рода: безнадежность рождается не из разрушительного столкновения с действительностью, а из более разрушительного столкновения со своим собственным «Я». Услышать музыку за скрипом пластинки ( из эпиграфа) , который сегодня невероятно возрос, очень трудно. В стране практически не осталось общепринятых моральных авторитетов, воспитателей нации, какими были А.Сахаров, А. Солженицын, Б.Окуджава, В. Астафьев. Их вытеснили идолы- звезды. В России подорвано доверие к слову. Можно упрекнуть молодых писателей в излишней склонности драматизировать жизнь. « Господи , я уже вдоволь наглотался этой правды, тошнит уже! Господи. Зачем мне нужно знать истину, я слаб, как всякий, но я хочу отделить зерна от плевел…»,19- говорит герой повести С. Чередниченко « Потусторонники». (24 года)

Но кто бы там ни говорил, утверждает Е. Ямбург, не производят они (молодые) впечатления потерянного поколения., «создается ощущение, что собрав горькую пыльцу с цветов зла, они в сжатые сроки научились вырабатывать мед»20. Об этом говорит глубина постижения происходящего, которую они демонстрируют. Сострадание сквозит в и в стихах и в прозе . Там, где «взрослый» человек брезгливо и в гневе отворачивается( так им ,выродкам, и надо!) молодые испытывают пронзительную жалость, которая скрывается за грубостью выражений. Лирический герой Бориса Рыжего предстал перед Всевышним в компании подвальных «кентов».

- Кто это?

-Это со мной!

Поэт считает, что в отличие от земных жителей Бог проявит к ним свою милость к падшим. « Взрослые» не хотят видеть и решать проблем. Похоже, что мир перевернулся и « яйца» получают полное право поучать «куриц». Но могло ли быть иначе, ведь у невоевавшего поколения выросли воевавшие дети.

Сквозь скрип и скрежет слышится музыка их текстов. На поле культуры выступают новые действующие лица и исполнители.





Заключение

Обзор знакомит с поколением поэтов, которое уже вполне сформировалось и вышло на литературную сцену. Всю молодую поэзию объять невозможно, определиться с четкими направлениями творчества бывает сложно В целом молодых поэтов отличает высокая образованность. Они чувствуют себя как дома среди разных эпох, авторов, стилей, могут комбинировать их. Но не потому ли они порой столь легко экспериментируют с поэтическими языками, что в глубине души не связаны по- настоящему ни с одним из них? Поэзии в таком случае грозит превратиться в дело техники или в игру .

Внимание заострено на наиболее интересных с точки зрения критиков авторов .

Характерные особенности современной поэзии заключаются в том, что чувство вытесняется разумом, душа - интеллектом. Поэтому в ней широко распространен верлибр - «свободный стих»- стих без ярко выраженного ритма, подходящий больше для философских размышлений.

Модны палиндромы ( Я и ты- база бытия. Д. Авалиани)

Применяются приемы футуристов.

Визуальная, виртуальная поэзия - размытый культурный феномен ( между литературой и визуальными искусствами) итакже получила распространение.

Лично мне многое непонятно, кажется неэстетичным, незначительным, даже неприятным, но пройдет время и все встанет на свои места, так бывает всегда.

Работать над рефератом было интересно. Открыла для себя таких, как почти неизвестный у нас в стране А. Кутилов, познакомилась с творчеством нашего земляка А. Еременко и мн. других.

Поэзия - высокое искусство, которое не каждому доступно, как и высокая классическая музыка, нужно быть готовым, чтобы ее воспринимать.

Настоящий поэт с болью пишет о своем Отечестве с целью избавиться от порока общества, но, к сожалению, новых идеалов, которые необходимы нашему человеку не родилось, или не прижилось пока. Время пройдет и покажет.

Золотой и серебряный век русской поэзии позади. Что нас ждет в новом тысячелетии? И ждет ли вообще что- нибудь? На этот вопрос ответила Марина Цветаева:

Быть или нет

стихам на Руси?

Потоки спроси,

Потомков спроси.

2009г.


Список использованных материалов:

1 Джимбинов C. Литературные манифесты. От символизма до наших дней.- М.,2000

2. Кулаков В // НЛО,1997, №23 Чередниченко С. Потусторонники.// Континент,2005,№12

3. Рейтблат А.И. «…»что блестит?»// НЛО, 2002,№53, с.242-243

4. К уклин И. Рждение ландшафта: Контурная карта молодой поэзии 1990-х годов. //Девять измерений- М, 2004. с.9

5. Куклин И. Прорыв к невозможной связи. //НЛО, 2001, №50, с.200

6.. Русская поэзия второй половины ХХ века.- М.: Дрофа, 2002

7. Эпштейн М. Тезисы о матареализме и концептуализме.- сайт Шпаргалка библиофила (был такой)

8. ЯмбургЕ. Дети и отцы: ключ к пониманию.// Учительская газета, 2006, №35, с.26-27

9. rwb/ru/np/publication/02comm/39/03eremenko/htm

10. www litradio. ru/ poetcast/event

11. stihovone.ru/litkarte.ru/russia/moskow/persons/eremenko-a

12. stihovone.ru/litkarte.ru/russia/moskow/persons/pricov-a

13. 14. 14.stihovone.ru/litkarte.ru/russia/moskow/galeru.vavilon.ru/people/zh/.

15.google.ru/search?tbm=isch&q=%D0%94%D0%B6%D0%B8%D0%BC%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8B&gws_rd=ssl






1 Куклин И. Прорыв к невозможной связи. //НЛО, 2001, №50, с.

2 Рейтблат А.И. «…»что блестит?»// НЛО, 2002,№53, с.242-243

3 Куклин И.Рждение ландшафта: Контурная карта молодой поэзии 1990-х годов. //Девять измерений- М, 2004. с.9

4 М. Эпштейн Тезисы о матареализме и концептуализме.- сайт « Шпаргалка библиофила

5 См. презентацию- запись голоса Пригова

6 azbuka.gif.ru/alfabet/k/conceptualism/

7 ЛИТЕРАТУРНЫЕ МАНИФЕСТЫ

ОТ СИМВОЛИЗМА ДО НАШИХ ДНЕЙ Составил C. Джимбинов, , Издательский дом Согласие, Москва 2000

8 Владислав Кулаков //"НЛО»,1997, №23


9 ЛИТЕРАТУРНЫЕ МАНИФЕСТЫ

ОТ СИМВОЛИЗМА ДО НАШИХ ДНЕЙ Составил C. Джимбинов, , Издательский дом Согласие, Москва 2000- САЙТ

10 rwb/ru/np/publication/02comm/39/03eremenko/htm

11 См. презентацию - автор читает свои стихи

12 Нонконформисты- непримиримые, инакомыслящие. -Новый словарь иностранных слов.- Минск, 2005

13 См. презентацию- автор читает свои стихи

14 По первому Интернет-сайту такого типа Livejournal.com - дневниковые записи в Интернете, ведущиеся в той или иной степени публично и допускающие немедленный комментарий со стороны определенного круга лиц.

15 См. презентацию- примеры визуального искусства.

16 ЯмбургЕ. Дети и отцы: ключ к пониманию.// Учительская газета, 2006, №35, с.26-27

17 Континент,2005,№25, с. 202

18 Там же, №36,с.35

19 С. Чередниченко « Потусторонники».// Континент,2005,№12

20 Ямбург Е. « Дети и отцы…»// Учительская газета, 2006, №37, с.10

© 2010-2022