Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений

Аннотация.   Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений  предназначена  для студентов 1 курса.   Она знакомит студентов с приемами, оптимизирующими процесс чтения художественной литературы, помогает выработать навыки анализа художественных произведений.   Данная методическая рекомендация  содержит вспомогательные материалы, которые будут полезны студентам в самостоятельной работе, при анализе стихотворений и фрагментов произведений. Данная работа предлага...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХМАО-ЮГРЫ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХМАО-ЮГРЫ

НЯГАНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ









Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений



Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений







Подготовила:

преподаватель русского языка и литературы

Ю.Ф. Ситдикова










Г. Нягань 2014г.


Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений

I. Дата написания.

II. Биографический комментарий с использованием фактическо­го материала.

III. Жанровое своеобразие (монолог, исповедь, послание, заве­щание и т.д.)

IV. Идейное содержание:

1. Ведущая тема.

2. Основная мысль.

3. Эмоциональная окраска чувств.

4. Внешние впечатления и внутренняя реакция на него.



Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений

1. Основные образы.

2. Основные изобразительно-выразительные средства: эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, ирония, оли­цетворение, сарказм и др.

3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: повтор, антитеза, инверсия, ана­фора и др.

4. Стихотворный размер, рифма.

5. Звукопись (аллитерация, ассонанс)

6. Строфика: двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, онегинская строфа.

Излагая содержание каждой части стихотворения, покажите мысли, чувства лирического героя; объясните, какими художествен­ными средствами передаются эти мысли и чувства.

Обязательно надо рассказать, какое впечатление произвело на вас стихотворение.

Какие строки показались наиболее значительными и почему?




Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений

1.ВОСПРИЯТИЕ:

Это стихотворение посвящено…

Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение)…

Можно сказать, что лирический герой…

Стихотворение представляет собой…

2.ИДЕЙНО - ОБРАЗНЫЙ УРОВЕНЬ:

1. Идея (что хотел сказать автор, какую мысль хотел донести до читателя):

Автор хотел донести до читателя мысль о том…

Этим стихотворением автор хотел сказать, что…

Здесь высказано мнение автора …

2.Эмоция (радость, уныние, восторг, надежда)

В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)

3. Мотив (грусти, печали, одиночества)

… звучит мотив…

3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

Предметный состав (все существительные, т.е образы):

В первой строфе возникают образы (существительные)…

Во второй строфе автор ведет речь о…

4. Чувственная, эмоциональная окраска художественного мира произведения:

(проанализировать прилагательные, т.е. эпитеты, а также художественно-выразительные средства)

Автор, характеризуя образы, использует эпитеты…

Сквозь строфы тянется цепь тропов…

Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства…

Здесь автору помогает использование…

Немаловажную роль играют…

5. Действия и состояния в художественном мире произведения:

(анализ глаголов, т.е. проблем)

Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы…

6. Как выражено пространство, время:

1. Пространство представлено весьма интересно (описание комнаты и всего что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)

2. Автор в произведении затрагивает временные рамки (прошлое настоящее, будущее)

7.СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:

Лексика

Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику

Рифма

Автором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма…

Стихотворение написано с использованием…рифмовки…

Строфы имеют…рифмовку…

Синтаксис

В стихотворении использованы синтаксические средства как: повтор, анафора, эпифора, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания.

Используемые предложения построены …

Автор в произведении затрагивает временные рамки ( прошлое, настоящее, будущее)

8.ФОНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:

-размер (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий…) …

В основе ритмического рисунка - пятистопный хорей…

В основе ритма стихотворения - пятистопный хорей… Размер стихотворения - ...

-аллитерация (преобладание согласных звуков)

-ассонанс (преобладание гласных звуков)

Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…














Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений



Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений



Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений



Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений



Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений





Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений

от др.-греч. μεταφορά - «перенос», «переносное значение».

Определение:

1.Троп, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

2.Скрытое сравне­ние, построенное на сходстве или контрасте явлений, в ко­тором слова «как», «как буд­то», «словно» отсутствуют, но подразумеваются).

3. Средство иносказательной выразительности.

Примеры:

  1. Теплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым серебром огней…(М.Горький)

  2. Барка жизни встала

На большой мели (А.Блок)

  1. …пожаром зари

Сожжено и раздвинуто бледное небо (А.Блок)



  1. Деревья в зимнем серебре (де­ревья в снегу, как в зимнем серебре);

  2. Безмолвен черный лес (безмолвны птицы в черном лесу);

3. Ель рукавом мне тропин­ку завесила (ель ветвью, как рукавом, мне тропинку завеси­ла)

1. В стихи б я внес дыханье роз… (Б.Пастернак);

2. …по кудрям лозняка от зари алый свет разливается (И.Никитин);

3. На заре туманной юности всей душой любил я милую (А.Кольцов);

4. Где-то далеко за Москвой молния распорола небо (М.Булгаков);

5. золото моих волос (М.Цветаева).

Возможные вопросы на экзамене:

- Укажите термин, которым обозначается средст­во иносказательной выразительности: «А по двору метелица ковром шелковым стелется».

- Как называется средство иносказательной вы­разительности, являющееся одним из ведущих в стихотворении («Сегодня сидишь вот - сердце в железе»)?

- Как в литературоведении называют средство иносказательной выразительности «Холод про­бегал по моему телу, и волоса становились ды­бом»?

- Укажите название средства иносказательной выразительности: «сучьев дым».

Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений

от др.-греч. μετονυμία - «переименование», от μετά - «над» и ὄνομα/ὄνυμα - «имя».

Определение:

Перенос наименования, в основе которого лежит смежность предметов, понятий…

Примеры:

- Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А.Пушкин)

- Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам (А.Пушкин)

- Янтарь в устах его дымился (А.Пушкин)

- Ликует буйный Рим (М.Лермонтов)

- Театр уж полон. Ложи блещут: партер и кресла - все кипит…(А.Пушкин)

Возможны самые различные ассоциации по смежности:

  • название места употребляется для обозначения людей, которые там находятся: И снова властвует Багдад (Н.Гумилев);

  • название сосуда используется в значении содержимого: я три тарелки съел (И.Крылов);

  • имя автора заменяет название его произведений: Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита…(А.Пушкин);

  • носителя признака заменяют самим признаком: Если б молодость знала, если б старость могла… и т.д.

Метонимию следует отличать от метафоры, между ними есть существенные различия: для метафорического переноса названия сопоставляемых предметов должны быть обязательно похожи, но не быть взаимосвязанными в жизни, а при метонимии такого сходства нет, зато есть смежность. Близость (материал и предмет, изготовленный из него; творец - произведение; действие - орудие и т.д.): Еще бокалов жажда просит… (А.Пушкин) - не бокалов, а их содержимого, перенос осуществлен автором по смежности, значит, употреблена метонимия. Метафору легко переделать в сравнение, метонимия этого не допускает: фарфор и бронза на столе (А.Пушкин) - нельзя понимать это как «посуда на столе словно фарфор и бронза»; оборот не реконструируется в сравнение, следовательно, это метонимия, а не метафора.

Возможные вопросы на экзамене:

Как называется вид тропа, средство художествен­ной выразительности, основанное на переносе свойств одного предмета или явления на другие («в метелях полуденной пыли»)? -

«Все флаги в гости к нам», читать Пушкина, «придет ли времечко… когда мужик ... Белинского и Гоголя с базара понесет» - имеется в виду книги, написанные Белинским и Гоголем.

Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений

др.-греч. Συνεκδοχή - соподразумевание, соотнесение

1.Троп, разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними, обозначении целого через его часть.

2.Синекдоха - обозначение целого через его часть

Обычно в синекдохе употребляется:

1. Единственное число вместо множественного, например: Всё спит - и человек, и зверь, и птица. (Гоголь);

2. Множественное число вместо единственного, например: Мы все глядим в Наполеоны. (Пушкин);

3. Часть вместо целого, например: Имеете ли вы в чём-нибудь нужду? - В крыше для моего семейства. (Герцен);

4. Родовое название вместо видового, например: Ну что ж, садись, светило. (Маяковский) (вместо: солнце);

5. Видовое название вместо родового, например: Пуще всего береги копейку. (Гоголь) (вместо: деньги).

Часто образное значение придается именам других литературных героев. Например, фамилия гоголевского персонажа Хлестаков получила нарицательное значение «лгун, хвастун», Плюшкиным называют скопидома, человека, заполнившего пространство вокруг себя ненужными старыми вещами. В языке закрепилось использование в переносном значении слова донкихот, донжуан, ловелас и др.


Возможные вопросы на экзамене:

Как называется вид тропа, средство художествен­ной выразительности, основанное на обозначении целого через его часть?

« И вы, мундиры голубые…».

« А у двери -бушлаты, шинели, тулупы»


Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений

от др.-греч. ἐπίθετον - «приложенное» - образное определение предмета, явления.

Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным

(«веселья шум»), числительным (вторая жизнь), инфинитивом («желание забыться»).

- Железная воля, золотой характер, горячая кровь, мотыльковая красота, цветастая радость, заднекрылечное знакомство…

- Вечером синим, вечером лунным

Был я когда-то красивым и юным.

Неудержимо, неповторимо

Все пролетело… далече… мимо (С.Есенин)

- синий вечер, буйная молодость, чахоточный свет луны (С.Есенин). (прилагательное)

- …звонко чахнут тополя (С.Есенин). (наречие)

- … ивы - кроткие монашки (С.Есенин). (существительное)

Эпитетом является не каждое определение, а только то, которое обладает выразительной силой, образностью.

Эпитеты можно разделить: на общеязыковые (горькая доля, каменное сердце), индивидуально-авторские (край осиротелый, малиновое поле), народно-поэтические (красная девица, травушка-муравушка шелковая).

Возможные вопросы на экзамене:

- Как называются художественные определения: «кремнистые путь», «сиянье голубое», «слад­кий голос»?

- Укажите название изобразительного средства: «унылая песня», «по гладкому зимнему пути».

- Как называется средство художественной выра­зительности: «ивы кружевная тень»?

- Как в литературоведении называются художе­ственные определения: «побледневший небо­склон», «молодые, легкие шаги»?

- Как называются художественные определения, которые использует Достоевский, изображая внешность героя: «прекрасные глаза», «тонок и строен»?

- Характеризуя Аксинью, автор использует образные определения («порочная, манящая красота»). Назовите термин, которым обозначается этот троп.

Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений

1.Соединение несовместимых понятий.

2.Это «сочетание несочетаемого»

3.Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга.

Н-р: - Грустное веселье,

- «Мертвые души»,

- «Живой труп».

- горячий снег

- грустная радость

- тоска веселая

- красоты их безобразной

- фальшью истины и правдой лжи…

В оксюмороне соединяются противоположные по смыслу и даже взаимоисключающие определения и понятия, и получается новый неожиданный смысловой эффект, новое значение:

Легкомыслие! - Милый грех,

Милый спутник и враг мой милый!

Оксюморон может использоваться для выражения смятения чувств, двойственности и противоречивости характеристик, нелепости происходящего:

Мой день беспутен и нелеп:

У нищего прошу на хлеб,

Богатому даю на бедность…

(М.Цветаева)

Возможные вопросы на экзамене:


Как называется художественный прием, осно­ванный на сочетании несочетаемых понятий: «сон золотой увяданья»?


Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений

из др.-греч. ὑπερβολή «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение».

1. Это троп, состоящий в преувеличении размеров, количества, силы, красоты, значения описываемого.

2. стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли.

Например:

- «Я говорил это тысячу раз» или «Нам еды на полгода хватит».

- В сто сорок солнц закат пылал (В.Маяковский).

- Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива (В.Маяковский).

- Буйство глаз и половодье чувств (С.Есенин).

- Все должно сгореть на моем огне (М.Цветаева).

- Ожидать целую вечность

- Любить до безумия

- Испугаться до смерти

- Всю жизнь мечтать

- Задушить в объятиях .

Иногда размер изображаемого увеличивается до неправдоподобного: Уже ничего простить нельзя.

Я выжег души, где нежность растили.

Это труднее, чем взять

тысячу тысяч Бастилий!

«Королем гиперболы» в русской прозе был Н. В. Гоголь. Помните его описание Днепра? Редкая птица долетит до середины Днепра; Чуд­ный воздух... движет океан благоуханий. А сколько комизма в гоголев­ских бытовых гиперболах! У Ивана Никифоровича... шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы помес­тить весь двор с амбарами и строением...


Возможные вопросы на экзамене:

1Как называется художественный прием преувеличения, которым автор пользуется для создания образов русских князей: Всеволод Суздальский может «Дон шеломами вычерпать», а «Волгу веслами расплескать».

2.Укажите название художественного приема преувеличения, цель которого - усилить выразительность речи героя. Н-р: «двадцать раз жизнью свою, даже честь поставлю на карту…».

Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений

литотес (от др.-греч. λιτότης - простота, малость, умеренность).

1.Троп, имеющий значение преуменьшения или нарочного смягчения.

2.Это образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого.

Например:

- Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка… (А.Грибоедов).

- Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Некрасов).

- В больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н.Некрасов).

- Капля в море. - Кот наплакал. - Глоток воды. - Рукой подать.

- Ни гроша. - Ни капли

Литота есть в народных сказках: мальчик с пальчик, мужичок с но­готок.

Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений

(иносказание) - условное изображение абстрактных идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.

Насмешки все над львами, над орлами. Кто что ни говори, хоть и животные - а все-таки цари (А.Грибоедов

Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений

от др.-греч. εἰρωνεία - «притворство».

Троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному.

Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.

Отколе, умная, бредешь ты, голова? (об осле) (И.Крылов)

Возможные вопросы:

1.Как называется скрытая насмешка, к которой прибегает автор: «Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведен­ная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок»?

Как называется способ авторской оценки изображаемого, в котором выражается насмешливое отношение к предмету разговора?

Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений

1.Уподобление по какому-либо общему признаку (сравнительный оборот, творительный сравнения).

2.Сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного другим.

Сравнение может выражаться следующими способами:

1) с помощью слов как, будто, словно, точно, похоже и т. п.: Ты прошла, словно сон мой, легка… (А.Блок);

2) формой творительного падежа: Это чувство сладчайшим недугом наши души терзало и жгло… (М.Цветаева);

3) сравнительной степенью имени прилагательного:

Но когда замираю, смиренная,

На груди твоей снега белей,

Как ликует твое умудренное

Сердце…

(А.Ахматова)

Например:

- Небо как колокол, месяц - язык. (С.Есенин).

- На глаза осторожной кошки похожи твои глаза. (А.Ахматова)

- … золотого, как небо, аи. (А.Блок)

- Закружилась листва.., словно бабочек легкая стая. (С.Есенин)

- Ягненочком кудрявый месяц Гуляет в голубой траве. (С.Есенин)

- Под ним струя светлей лазури… (М.Лермонтов)

- Снег, словно мед ноздре­ватый, лег под прямой частокол. (С. Есенин);

- Лед неокрепший на речке студеной,

Словно как тающий сахар лежит. (Н. А. Некрасов)

Возможные вопросы на экзамене:

1.Как называется изобразительное средство, кото­рое Есенин использует во второй строфе («воро­бышки игривые, как детки сиротливые»)?.

2. Укажите название изобразительного средства: «словно как в космосе, глухо в открытом окош­ке»

3. Как называется изобразительное средство: «как ребенок заплакал», «остался холоден, как ка­мень»?

4. Какое средство художественной выразительно­сти Гончаров использует при описании халата Обломова («он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела»)?

Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений

от др.-греч. περίφρασις - «описательное выражение», «иносказание»:περί - «вокруг», «около» и φράσις - «высказывание»).

1.Это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.

2. Это замена конкретного понятия описательным образным оборотом:

Например:

- Царь зверей (лев)

- Страна восходящего солнца (Япония)

- Певец Гяура и Жуана (Байрон)

- Наши меньшие братья (животные)

- Пишущий эти строки (я)

- Туманный Альбион (Лондон)

Но, шумом бала утомленный

И утро в полночь обратя,

Спокойно спит в тени блаженной

Забав и роскоши дитя.

(А.Пушкин)

Образные перифразы выполняют в речи эстетическую функцию, их отличает яркая эмоционально-экспрессивная окраска.

- Уны­лая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье... (А. С. Пушкин).

- Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, тру­дов и вдохновенья, Где льется дней моих невидимый поток /На лоне сча­стья и забвенья...

- Театра злой законода­тель, непостоянный обожатель очаровательных актрис, Почетный гражданин кулис...

Общеязыковые перифразы обычно полу­чают устойчивый характер.

Например: город на Неве, страна голубых озер, зеленый друг, наши меньшие братья и т. д. Многие из них постоян­но используются в языке газет, где о врачах пишут: люди в белых хала­тах, о шахтерах - добытчики черного золота, об альпинистах - поко­рители горных вершин.


Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений

(греч. prosopopoieia, от prosopon - лицо + poieo - де­лаю (персонифика́ция, прозопопея)

  1. Троп, присвоение свойств одушевлённых предметов к неодушевлённым.

  2. Это особый вид метафоры, в котором свойства человека переносятся на неодушевленные предметы, отвлеченные понятия.

Например:

- Плачут вербы, шепчут тополя (С.Есенин);

- Скрипка издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась так по-детски…(В.Маяковский).

Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

Шутила зрелость, пела юность…

Олицетворения используются при описании явлений природы: Клубит и пляшет дым болотный (С.Есенин), окружающих человека вещей: Мой письменный верный стол! Спасибо за то, что шел со мною по всем путям…(М.Цветаева), явлений: …там скитаются воспоминанья (К.Симонов).

При олицетворении неодушевленные предметы наделяются способностью передвигаться в пространстве, чувствовать, мыслить, действовать: Нас пули с тобою пока еще милуют (К.Симонов).

- Плачут вербы, шепчут тополя; Спит черемуха в белой накидке; Стонет ветер, протяжен и глух; Цветы мне говорят - прощай, головками склоняясь ниже; Липы тщетно манят нас, в сугробы ноги погружая. (С.Есенин).

- О чём ты воешь, ветер ночной, о чём так сетуешь безумно? (Тютчев).

- К ней прилегла в опочи­вальне её сиделка - тишина (Блок).

- Когда, бушуя в бурной мгле, игра­ло море с берегами... (Пушкин).

Возможные вопросы:

- Укажите термин, которым обозначается одушевление природы, ее «очеловечивание» в художественном произведении («...лес проснулся...»).

- Как называется художественный прием, ис­пользованный Есениным для изображения зимы: «Поет зима - аукает, мохнатый лес баюкает»?

- Как называется художественный прием, исполь­зованный А.С. Пушкиным: «вьюга злилась»?

- Как называется художественный прием, исполь­зованный Рубцовым при описании природы «ли­стья... видели... сон»?





Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений





Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений

от лат. inversio - переворачивание, перестановка.

1.Нарушение обычного порядка слов в предложении.

2. Это стилистическая фигура, состоящая в намеренном изменении порядка слов.

Нарушение прямого порядка слов, при котором подлежащее предшествует сказуемому, а определение - определяемому слову, может служить художественным приемом, прибегая к которому автор достигает интонационной и стилистической выразительности:

1.…буду долго, буду просто разговаривать стихами я (В.Маяковский);

2. Отговорила роща золотая березовым, веселым языком (С.Есенин)

3. Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? (А.Пушкин)

4. Белеет парус одинокий… (М.Лермонтов)

Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений

нов. лат. parcellatio «разделение», реконстр. из фр. parcelle «частица»

1.Расчленение предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения.

Такое расчленение отображается с помощью точек. Парцелляция имитирует разговорную речь.

Например:

- Прошлый раз…в вагон какой-то тип влазит. Не старый еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В русских сапогах. (М.Зощенко)

- Слова отзвучивают и утекают как вода - без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа (А.Солженицын).

Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений

др.-греч. ἀναφορά - приписывание, средство к исправлению.

1.Единоначатие, повтор слов в начале смежных высказываний. 2.Это повторение одинаковых элементов (от звуков до предложений) в начале каждой новой фразы: О времена! О нравы! (Цицерон).

Выдвигая наиболее важный элемент на первое место, анафора позволяет сосредоточить на нем внимание:

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами.

(М.Цветаева)

И снится Разину - сон:

Словно плачет болотная цапля.

И снится Разину - звон:

Ровно капельки серебряные каплют.

(М.Цветаева)

Жди меня, и я вернусь. Только очень жди…

Жди, когда наводят грусть Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера… (К.Симонов)

Анафора способствует ритмизации речи.

Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений

1.Стилистическая фигура повторения окончаний смежных стихов или фраз (или единоокончание)

2.Повторение слов в конце смежных высказываний.

Я не знаю, где граница

Между Севером и Югом,

Я не знаю, где граница

Меж товарищем и другом… (М.Светлов Эпифора усиливает эмоциональность, интонационную выразительность текста, выделяет главное, подчеркивает эмоциональное тождество следующих друг за другом отрезков речи: Досталась им буханка светлого хлеба - радость!

Сегодня фильм хороший в клубе - радость! Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли - радость! (А.Солженицын).

Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений

др.-греч. παραλληλισμος - соположение.

  1. Параллельное расположение структурных элементов в 2-3 смежных высказываниях.

  2. Одинаковое синтаксическое построение предложения.

  3. Художественный эффект параллелизма усиливается лексическим повтором.

Например:

Гляжу на будущность с боязнью.

Гляжу на прошлое с тоской… (М.Лермонтов)

Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений

др.-греч. ἀντίθεσις - противоположение.

1.Резкое противопоставление понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

2.Оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия:

Например:

  • Белый ест ананас спелый, черный - гнилью моченый. Белую работу делает белый, черную работу - черный. (В.Маяковский).

  • Ты и убогая, Ты и обильная. Ты и могучая. Ты и бессильная. Матушка-Русь! (Н.Некрасов).

  • Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой. (А.Пушкин).


Возможные вопросы на экзамене:

1.Назовите композиционный прием, основанный на рез­ком противопоставлении различных явлений (напри­мер, старая патриархальная Русь и новая российская действительность).

2.Образы Обломова и Штольца вводятся в роман по принципу …

Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений

1.Последовательное расположение слов или частей фраз в порядке их возрастания (убывания):

2.Стилистическая фигура, заключающая в последовательном нагнетании или, наоборот, ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор и др. выразительных средств художественной речи.

  • Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени… (Л.Толстой)

  • Присягаю ленинградским ранам, Первым разоренным очагам: Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам…(О.Берггольц)

  • Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества - берегите мир!-

При градации элементы перечисления так расположены, что каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего, благодаря чему создается нарастание интонации и эмоционального напряжения речи: жалобный, жалостный, каторжный вой (М.Цветаева).


Возможные вопросы на экзамене:

-Как называется изобразительное средство, кото­рое представляет собой цепь понятий или опре­делений с постепенным нарастанием значимо­сти: «...страстное, грешное, бунтующее сердце..»?

Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений

Это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста:

Скоро - закат, скоро - назад: тебе- в детскую, мне - письма читать дерзкие… (М.Цветаева).

Наиболее часто встречаются предложения с пропуском сказуемого - глагола движения.. Пропуск сказуемого придает речи динамизм и экспрессию. Создает ощущение стремительности, неожиданности действия. Быстрой смены событий, напряженности психического состояния: Радостно книгу возьмите - и в класс! (В.Маяковский)

Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений


  1. Это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности.

  2. Представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме.

  3. Одна из самых распространенных стилистических фигур, которая содержит утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа:

Доколе, счастье, ты венцами Злодеев будешь украшать? (М.Ломоносо

Богатство хорошо иметь; Но должно ль им кому гордиться сметь? (А.Сумароков

Кто осмелится сказать, что определил искусство? перечислил все его стороны? (А.Солженицын).

Риторические вопросы совпадают по форме с обычными вопросительными предложениями, но отличаются яркой восклицательной интонацией, эмоциональностью. Риторический вопрос используется не только в поэтической и ораторской речи, но и в разговорной, а также в публицистических текстах.

Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений

1.Приём передачи кульминации чувств.

2.Передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п.

3.Это эмоционально окрашенное предложение, служащее для выражения чувств и привлечения внимания адресата речи, причем эмоции в нем выражаются не лексическими или синтаксическими средствами, а с помощью интонации

- Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство! (Ф.Тютчев)

- О времена, о нравы! (латинское изречение)

- О верю, верю, счастье есть! (С.Есенин).




Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений







Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений

Художественный прием, связанный с созданием звуковых образов и основанный на использовании звуковых повторов (повторов звуков или их сочетаний), которые могут имитировать в тексте звуки реального мира (свист ветра, шум дождя, щебет птиц и т. п.), а также вызывать ассоциации с какими-либо чувствами и мыслями.

Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений

Повторение в художественном тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа.

  • У наших ушки на макушке!
    Чуть утро осветило пушки
    И леса синие верхушки -
    Французы тут как тут.

(М.Ю.Лермонтов)

  • Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою

(Н.Некрасов)

Методическая рекомендация для анализа стихотворений и художественных произведений

Повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении

  • Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь… (И.Северянин)

  • Довольный праздничным обедом, сосед сопит перед соседом. (А.Пушкин)

Возможные вопросы на экзамене:

1. Как называется стилистический прием, усиливающий звуковую выразительность стиха и связанный с использованием одинаковых согласных звуков («на меня весельем веет»)? -

2.Как называется в литературоведении художест­венный прием, основанный на повторении гласных звуков, который помогает А.А. Ахматовой в стихотворении «Творчество» передать протя­женность, неторопливость творческого процесса?

© 2010-2022